Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования госстандарта по дисциплине




ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологические знания занимают центральное место в структуре профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Обучение и воспитание подрастающего поколения невозможно без знания закономерностей психического развития, возрастной динамики психических процессов, без учета индивидуальных особенностей в построении учебно-воспитательного процесса. Основной направленностью курса «Психология профессионального образования» является ориентировка будущих специалистов в области теории, содержания и видов практики в профессиональном образовании.

Курс «Психология профессионального образования» ориентирован так же на освоение фундаментальных понятий психологии развития, направлений и концепций зарубежной и отечественной профессиональной психологии, теорий развития, условий, факторов, движущих сил, источников и закономерностей психического развития, психологических особенностей возрастных новообразований, закономерностей и механизмов строения и функционирования познавательных процессов, особенностей потребностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения и индивидуальных особенностей человека на различных этапах онтогенеза. Предметом научного изучения психологии профессионального образования является процесс и результат профессионального развития личности человека Программа по психологии профессионального образования построена с учетом последних достижений в области психологии и смежных наук. Содержание и структура курса включает изложение зарубежных и отечественных теорий, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области психологии труда и проф. психологии. Большое место в программе данного курса принадлежит культурно-исторической теории Л.С.Выготского и его школе. Рассмотрены две парадигмы в исследовании психического развития ребенка - естественнонаучная и культурно-историческая; представлена периодизация профессионального развития и раскрыто содержание каждого этапа этого развития, на основе современных представлений о развитии психики человека показаны движущие силы профессионального развития на каждом этапе, кризисы причины этого процесса,; роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности; психологические особенности учащихся профессиональной школ; Особенности учебно-профессиональной деятельности; профессиональное становление личности рабочего; психологические аспекты профессионального обучения и воспитания. Концепция Л.С.Выговского составляет смысловое ядро данного курса.

Психология двух последних десятилетий явно изменила свой облик, перейдя к личностноразвивающей парадигме. Подготовка будущих специалистов в высших педагогических учебных заведениях претерпевает в последнее время существенные изменения в сторону поиска критериев оценки профессионального становления личности, его конкурентоспособности на рынке труда. Все это не может не сказаться на состоянии профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений.

В основе профессионального становления все же лежит путь освоения студентом теоретических и методологических положений науки, ее истории, методов, опытно-экспериментального материала, приложимого к сфере той человеческой деятельности, при которой достигнутое ею обретает прикладное значение. Однако вопросы преподавания психологических дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности по-прежнему остаются актуальными и требуют своей дальнейшей разработки. В известной степени сохранен консервативный подход в получении студентами психолого-педагогического образования, при котором чаще всего в обособленной позиции оказывается усвоение психологических дисциплин. Психология проф.образования должна представлять собой одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего образования. Приоритетной задачей современного образования, важнейшей для развития как общества в целом, так и конкретной личности – воспитание творческого эмоционально-ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам специалиста. Открытый, обаятельный, добрый и внимательный к другим, страстно увлеченный процессом познания – вот какой педагог профессионального образования сегодня нужен школе и обществу в целом.

Данный курс является обязательным и читается в третьем семестре. В учебно-методическом комплексе отражен многолетний опыт работы на кафедре психологии Армавирского государственного педагогического университета, под руководством зав. кафедрой доктора психологических наук, профессора Недбаевой СВ.


2. Пояснительная записка

В основе профессионального становления лежит путь освоения студентом теоретических, методологических и практических положений науки, ее истории, методов, опытно-экспериментального материала имеющего прикладное значение. Учебная дисциплина «Психология профессионального образования» представляет одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего профессионального педагогического образования.

Учебная программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего педагогического образования (II поколения, 2000 г.) и предназначена для студентов педвузов, изучающих дисциплину «Психология профессионального образования».

В результате изучения дисциплины «Психология профессионального образования» каждый выпускник

должен знать:

- основные принципы и закономерности процессов обучения и развития психики человека;

- теории учения и основные концепции современного профессионального образования;

должен уметь:

- организовывать учебно-воспитательную работу с учетом традиционной и инновационной стратегии образовательной практики,

- убеждать, ставить и решать педагогические проблемы,

- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся;

- применять знания практической психологии к практике обучения и воспитания в системе профобразования;

- делать психолого- педагогический анализ занятий;

- диагностировать индивидуальные особенности обучающихся,

- владеть навыками самопознания и саморазвития.

Программа подготовлена в соответствии с задачами подготовки студентов к реализации личностноразвивающего подхода в условиях модернизации высшего образования. Структурными компонентами ее содержания являются: учебно-тематическое планирование, основное содержание учебной дисциплины, планы семинарских и лабораторных занятий, задания на самостоятельную работу студентов и непрерывную психологическую практику. Во всех видах учебных занятий предусматривается развивающий компонент, направленный на самопознание и саморазвитие личности будущего педагога.

Изучение материала построено с применением активных методов обучения (элементов социально-психологического тренинга, работы в малых группах, моделирования и решения проблемных задач и ситуаций и др.), что позволяет дать будущим педагогам целостное представление о профессиональной деятельности, приобрести навыки взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса, подготовить к осуществлению личностно-развивающего подхода в образовании.

В системе вузовского обучения роль лекций чрезвычайно велика Лекционный курс включает в себя рассмотрение как фундаментальных теоретических вопросов психологии профессионального образования, так и конкретных психологических данных о профессиональном развитии человека на различных возрастных этапах.

Цель семинарских занятий—обобщение и систематизация информации, изученной на лекционных занятиях и рекомендованной литературы.

Отбор и распределение тем, предназначенных для изучения в ходе семинарских занятий обусловлен сложностью и значимостью изучаемого материала, требующего дополнительного разъяснения, решения практических заданий.

Знания, полученные на лекциях, семинарах, практических занятиях, нуждаются в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов учебной программы. Формы самостоятельной работы по курсу «Психология профессионального образования» разнообразны: это конспектирование и аннотирование литературы; составление реферата или доклада; выполнение долговременных форм; написание курсовых и творческих работ. Программа содержит методические рекомендации по организации и написании курсовых работ.

Вид, форма и тематика самостоятельной работы подобраны, исходя из сложности материала и уровня знаний студентов в области психологии профессионального образования и т.д. Это делает возможным при обучении будущих педагогам эффективно решать ряд задач:

· развивать субъектность специалистов в области дизайна;

· формировать не только познавательные, но личностные и профессиональные мотивы;

· воспитывать системное мышление, подготавливать к осуществлению личностноразвивающего подхода в учебно-воспитательной работе, творческого мышления в профессиональной деятельности;

· формировать целостное представление о будущей профессии.

В ходе самостоятельной работы студенты изучают отдельные вопросы по основным учебникам и дополнительной литературе путем их конспектирования, аннотирования, реферирования, выполняют краткий обзор публикаций периодической печати, составляют структурно-логические схемы по отдельным темам, проводят психологическую диагностику учащихся и школьных групп в ходе непрерывной психологической практики.

Распределение часов внутри курса по темам, видам занятий и доли аудиторной и самостоятельной работы определено учебным планом факультета.

Базовыми учебниками при изучении дисциплины являются:

1. Батаршев А.В. Психология профессионального становления учащейся молодежи. -М., 2007.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М., 2003.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М., 2007.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение. /Сост. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. и др. Под ред. Л.М.Митиной. – М., 2007.

7. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2007.

8. Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2003.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004.

10. Савина М.С., Вершинин С.И., Махмудов Л.Ш. Основы профориентации. – М., 2007.

11. Шульга Т.И. Психология профессионального образования: Психология учащихся. – М., 2007.

Выбор данных учебников обусловлен:

- соответствием содержанию Государственного стандарта;

- наличием грифа УМО или рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Формой контроля полученных знаний при изучении теоретического и практического материала является экзамен.

Учебный курс состоит из 3 разделов и изучается в 3 семестре.

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Предмет и методы психологии профессионального образования; история развития психологии профессионального образования в России и за рубежом.

Возрастные особенности становления личности; роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности; психологические особенности учащихся профессиональной школы. Особенности учебно-профессиональной деятельности; профессиональное становление личности рабочего; психологические аспекты профессионального обучения и воспитания.

Психология личности педагога профессионального обучения. Практикум по психологии профессионального образования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.