КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные способы замещения должности
Принцип профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих по сути устанавливает важнейшие требования к профессиональному отбору служащих на должности. Поэтому не случайно в этом принципе соединены две важные характеристики человека — профессионализм и компетентность. Специальные принципы отбора Ряд принципов, на которых строится государственная и муниципальная служба Российской Федерации, следует рассматривать как специальные принципы отбора, в том числе профессионального. В законах декларируется принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Это означает, что приоритетного права поступления на государственную службу нет ни у одного гражданина. Для общества важно, чтобы способности и профессиональная подготовка гражданина соответствовали требованиям должности государственной и муниципальной службы. Реализация этого принципа в обязательном порядке требует разработки должностного регламента (описания должностей) по каждой должности с целью установления ее специализации. Профессионализм означает высокую степень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него профессионального психологического опыта. Это высшая степень профессионального развития и потенциала профессионального опыта человека. Компетентность — это степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. Компетентность представляет собой деятельную сущность профессионала. Профессионализм и компетентность — две стороны, две неразрывные, взаимосвязанные характеристики человека как профессионала. Для проявления профессионализма необходимы определенные условия, чтобы содержание профессионализма соответствовало структуре компетенции должнос. Только в этом случае можно ожидать высшего проявления профессионализма — компетентности человека. Поэтому компетентность — это и показатель степени соответствия, адекватности его профессионализма и содержания компетенции должности. Если содержание профессионализма, профессионального опыта государственного служащего неадекватно структуре профессионально-квалификационных требований должности, ее специализации, компетенции, то нет и достаточных условий для проявления его профессионализма. Вряд ли можно говорить о компетентности на непрофильной должности. Профессионализм выступает необходимым условием проявления компетентности. Поэтому профессионализм и компетентность как принципы профессионального отбора призваны обеспечить единство профессиональных возможностей человека и условий его реализации — соответствия компетенции должности. При отборе граждан на государственную и муниципальную службу важно учитывать единство основных требований, предъявляемых к государственной и муниципальной службе. Применительно к практике отбора это означает, что должны быть установлены единые правила приема при поступлении граждан на службу, критерии оценки при проведении конкурса. В процессе профессионального отбора важно установить единые требования квалификационного экзамена, присвоения квалификационных разрядов, классных чинов и иных квалификационных отличий служащих. Из этого принципа вытекает и единство критериев, а также ограничений, устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной и муниципальной службе. Принцип независимости государственных и муниципальных служащих от корпоративных интересов социальных групп и отдельных граждан в ходе их отбора на государственную и муниципальную службу исключает требования учета социальных отношений, в которые они включены, их ценностных ориентации, политических, религиозных, корпоративных и иных пристрастий. Вектор этого принципа обращен к общественности и предупреждает ее о том, что государственной и муниципальной службе чужда как партийная, религиозная, так и иная ангажи' рованность.
Отбор персонала завершается замещением должности на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность. Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного или муниципального служащего, произведенное соответствующим органом власти и выраженное в форме распорядительного документа - постановления, указа, приказа и др. Замещение должности - это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса, оформленного назначением. В процессе отбора применяется ряд способов замещения должности в зависимости от категории и группы, к которой принадлежат должности государственной или муниципальной службы. К числу основных способов замещения должности следует отнести: конкурсу избрание, выбор, выборы. Ни один из них не обходится без свойственных ему методов и техники отбора. Все эти способы нашли отражение в законодательных актах о государственной и муниципальной службе в Российской Федерации. Конкурс на замещение должности - это определение из числа кандидатов на замещение должности наиболее соответствующего требованиям должности (условиям конкурса). Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии, к примеру); критерии оценки претендентов; процедуры проведения конкурса. Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность. Основными способами замещения вакантных должностей государственной и муниципальной службы должны стать конкурс документов и конкурс-испытание. Избрание на должность - это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Количество претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации. Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного соответствующим органом либо соответствующим должностным лицом. Подобный способ замещения должности не обязательно предполагает гласное обсуждение кандидатов (или их документов) и обоснование мотивов выбора уполномоченного органа. Этот способ замещения должности характерен для группы младших должностей государственной и муниципальной службы, а также для должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности, для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности. Это основной способ занятия должностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых непосредственно воплощаются полномочия этих органов, а также должностей в общественных, политических, научных и других организациях.
10. Особенности адаптации на ГС и условия её успешности
Формирование профессионально подготовленных и динамично развивающихся кадров государственной службы — один из факторов создания действенного инструмента реализации функций государства. Адаптация людей, впервые принимаемых на государственную службу, — этап становления специалистов-управленцев. Своевременная и полноценная адаптация — это необходимое условие эффективного функционирования и развития и государственной службы, и личности. Представляют особый интерес условия, влияющие на успешность адаптации. К числу основных можно отнести: 1. Объективность оценки персонала при отборе. Государственная служба в России еще не завершила процесс становления, а потому технологии отбора и приема не отработаны в должной мере. Зачастую те технологии, которые апробированы и зарекомендовали себя как эффективные, не используются на практике по различным, в основном субъективным, причинам. Это не позволяет производить отсев уже на этапе приема заведомо слабых, плохо подготовленных кандидатов. Сменяемость кадров, сопровождавшая реорганизации государственной службы на протяжении 10 лет, также не способствовала привлечению опытных специалистов. Значительная часть сотрудников органов государственной власти — люди, впервые принятые на государственную службу. Поэтому проблема профессионального отбора — одна из насущных на данный момент. Необходимо отметить, что психологи считают невозможным дать окончательное решение о профессиональной пригодности человека до того, как он начал эту профессиональную деятельность или обучение данному виду деятельности. На государственной службе в процессе отбора используются различные методы выявления уровня подготовленности к управленческому труду. Собеседование позволяет получить устную информацию от самого кандидата о его знаниях, умениях, навыках, мотивах поступления на государственную службу, планах профессионального совершенствования и др. Тестирование — оценка и установление по результатам решения задач (тестов) количественных показателей, определяющих уро вень подготовки претендента. Оно позволяет оценить его качества по решению уже выявленной и сформулированной проблемы. Анкетирование предполагает получение ответов на вопросы в произвольной или стандартной форме. Выбор и формулировка вопросов отражают уровень подготовки, необходимый для исполнения служебных обязанностей. Экспертный опрос выявляет мнения коллег о качествах кандидата и возможных направлениях его развития. Групповая дискуссия проводится по теме будущей работы в свободной форме среди кандидатов и дает возможность выявить наиболее самостоятельных, активных, информированных, логично рассуждающих. Матричный метод оценки соотносит и оценивает наличие необходимых для исполнения должности деловых и личностных качеств претендента с таблицей-матрицей, содержащей перечень этих качеств для каждой должности. Особую роль в механизме приема на государственную службу призван играть конкурсный отбор. Конкурсы позволяют выйти на качественно новый уровень работы с персоналом, однако их проведение требует больших интеллектуальных и материальных затрат (необходимость средств, подготовка специалистов-кадровиков, внедрение современных технологий и т.д.). Между тем проведение конкурса становится обязательной кадровой технологией при замещении вакантной должности государственной и муниципальной службы. При конкурсном отборе у претендентов выявляются степень владения современными методами управления, умение устанавливать и расширять связи с различными институтами государства, гражданского общества, а также других стран. Участие претендентов в конкурсе на вакантные должности следует рассматривать как начальную фазу адаптационного процесса. Успешность проведения конкурсов обеспечивается строгим соблюдением нормативов. К сожалению, исследования показали, что по конкурсу принимается на работу 2% служащих, после сдачи квалификационных экзаменов — 3%, после прохождения испытания по должности — 10%', т.е. назначение на должность производится по личному усмотрению руководителя, и это в значительной мере осложняет приход на государственную службу профессионально подготовленных людей, а также сказывается на продолжительности и успешности адаптации новых сотрудников. Действенным адаптационным условием для сотрудников является испытательный срок, который устанавливается при поступлении на государственную и муниципальную службу. В течение этого периода в результате наблюдения за персоналом можно выявить людей, не способных к управленческой деятельности. Испытательный срок дает возможность выбора наиболее достойного из нескольких кандидатов при одинаковых результатах, полученных при прохождении процедур отбора (анкетирование, конкурс, экзамен и т.д.). 2. Многоуровневая система обучения и переподготовки персонала. Рассмотрение государственной службы как профессиональной деятельности подразумевает успешное овладение этой профессией. Для молодых сотрудников, впервые принятых на государственную службу, это означает получение дополнительных теоретических знаний и практических навыков для успешной деятельности в новых условиях. Трудности у данной категории государственных служащих могут возникнуть при практическом выполнении новой работы. Их обучение направлено на выявление недостающих знаний, организацию обучения для восполнения пробелов и, как результат, на успешную адаптацию к должности и эффективную работу. При переподготовке усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Успешное завершение этого периода знаменуется появлением новых профессиональных качеств, мастерства, углублением специализации. Для государственных служащих, проходящих вторичную адаптацию (т.е. связанную с должностным продвижением), переподготовка и повышение квалификации не менее важны, так как предполагают приобретение и совершенствование умения работать с людьми, управлять персоналом, навыков информационно-аналитической работы, использования современной электронной техники, составления проектов документов. Правовыми документами о государственной службе предусматривается повышение квалификации государственными служащими не реже одного раза в пять лет, а по отдельным категориям — раз в три года. Оно направлено на обеспечение современного профессионального образования, необходимого для эффективного функционирования института государственной службы. Служащие при обучении овладевают: теоретическими основами управления и механизмом реализации государственной кадровой и социальной политики, теорией социального управления и современного рынка, основами экономики и организации социально-экономического развития отрасли, знанием особенностей формирования рыночных трудовых отношений; современными технологиями государственного регионального управления, организации государственной службы, пониманием причин и сути обновления их содержания и механизма реализации, современной социологической информацией о состоянии и потенциале управленческих кадров, выявленных потребностях на разных уровнях с учетом перспектив развития отраслей, отдельных систем управления, умением решать узловые проблемы; способами управления социальными связями и отношениями, отражающими интересы, ценностные ориентации различных социальных слоев и групп, их взаимодействие с государственными, муниципальными и общественно-политическими институтами и структурами. Это существенным образом упрощает их профессиональную адаптацию к новым задачам. Стимулами для продолжения профессионального обучения, повышения квалификации молодых государственных служащих могут стать меры их признания и поощрения. Важно сформировать у них понимание того, что «если раньше достижение профессионализма человеком в какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его карьеры»1. 3. Эффективный механизм управления процессом адаптации. Для становления данного механизма необходимо сочетание таких элементов, как: — структурное закрепление функций управления адаптацией. Чаще всего эту функцию выполняет подразделение по обучению персонала. В качестве одного из организационных решений используется закрепление специалистов по персоналу кураторов определенных подразделений. Можно упомянуть Не_ заслуженно забытое наставничество, которое, с одной стороны, позволяет влиять на успешность адаптации молодого сотрудНи_ ка, а с другой - выступает формой доверия к опытному сотруд_ нику и этапом в его продвижении по службе; —технология процесса управления адаптацией включает ор —информационное обеспечение адаптации - это сбор и 4. Престиж профессии и привлекательность организации. Несомненный интерес представляет проблема социальной Идентичности. В проблеме идентичности важно не то, к какой социальной группе принадлежит человек, а то, с какой группой он себя отождествляет. Особое внимание следует обратить на Позитивную оценку группы принадлежности, поскольку человеку свойственно не просто отнести себя к какой-то группе, но и наделить ее позитивными чертами. По отношению к процессу адаптации трудность идентичности может быть определена не только как сложность в нахождении своей ниши в организации, но и как утрата позитивных представлений о своей группе. Это можно проиллюстрировать мотивами поступления граждан на государственную службу: престижность занимаемой должности занимает седьмое место из девяти предложенных позиций. В течение предшествующего периода развития института государственной службы в массовом сознании сложился образ чиновника, которому присущи бюрократизм в ведении дел, приоритет личных интересов над интересами граждан и общест_ ва и др. В представлении граждан государственный служащий был частью группы этого чиновничества. Разумеется, в этом случае должность государственного служащего не отличалась высоким престижем, а о непривлекательности государственной службы свидетельствует ее невысокий авторитет среди населения. 5. Организация труда, направленная на максимальную реализацию мотивационных установок сотрудника. Важным фактором выполнения данного условия является формирование особых мотивов, сочетающих общественно значимые, корпоративные и личные интересы, мотивы. Государственному служащему в соответствии с федеральным законодательством предоставляется право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации. Эта зависимость позволяет, во-первых, удовлетворить потребности служащего и реализовать определенные мотивационные установки, а во-вторых, направлена на качественное совершенствование государственной службы. Одними из путей реализации мотивационных установок, связанных с потребностями в общении, признании, самореализации (по А. Маслоу), являются создание временных творческих групп для решения определенной проблемы, гласность результатов труда, обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами, делегирование полномочий и ответственности и др. Труднее реализовать мотивационную установку на продвижение по службе в соответствии с результатами труда, поскольку показатели работы госслужащих не подлежат количественному измерению. Своеобразным критерием эффективности их работы является своевременное рассмотрение обращений граждан, однако и это не дает полного представления о результатах работы. Поэтому продвижение по службе, поощрения за качество выполненной работы носят личностный характер, так как руководитель принимает во внимание и проявления личной преданности Широкое распространение получила практика служебного продвижения и повышения денежного содержания в зависимости от стажа работы и квалификации. Это способствует повышению квалификационного разряда государственного служащего и позволяет материально поощрить его в пределах занимаемой должности. 6 Отработанная система внедрения инноваций. Сложность практического осуществления данного условия в государственной службе связана с высокой степенью ее формализации, означающей действия в соответствии с инструкциями, положе. ниями, которые содержат конкретные указания и стандартцые правила работы. Это не исключает творческого отношения к делу, тем более что в условиях динамичных социальных измене_ ний возрастает необходимость быстрых, нестандартных рец^. ний, умения мыслить современными категориями. Система инноваций подразумевает продуктивные технико-технологические, социально-экономические, в том числе и кадровые сервисные и комплексные нововведения. Известно, что со^ трудники сопротивляются нововведениям, если не уверены в положительном характере результатов или их последствий для себя. Из этого следует, что внедрение инноваций требует серьезной организационной поддержки (проведения научно-аналитических работ, оценки эффективности нововведений, разработки прогнозов, планов, проектов, финансово-ресурсного обеспечения, организации и контроля, мотивации нововв^де-ний). 7. Социально-психологический климат в коллективе. Речь о динамично изменяющемся показателе, главной особенностью ко_ торого является влияние на характер профессионального восприятия и профессионального мышления, на процесс принятия управленческих решений. Он проявляется в трудовой мотцва-ции работников, межличностных и групповых взаимоотноц^.. ниях. Социально-психологический климат включает в себя психологическую совместимость сотрудников, эмоциональную атмосферу, нравственную воспитанность. На социально-психологический климат влияют: — мегафакторы: психологический климат социума в целом — локальные психологические факторы: групповая динамика Мегафакторы отражают общий социально-психологически фон российского социума и оказывают наибольшее влияние на социально-психологический климат в коллективе. Однако сти в них сколько-нибудь существенные изменения или
то образом их скорректировать невозможно. Поэтому возрастает роль локальных факторов, имеющих разный «удельный вес» в коллективе. Умелое воздействие на них со стороны опытных руководителей, специалистов кадровых служб позволит успешнее справляться с проблемами жизнедеятельности коллектива. Нормальная социально-психологическая атмосфера позволяет каждому служащему ощущать себя частью коллектива, стимулирует заинтересованность в работе, создает необходимый психологический настрой. Создание такой атмосферы, когда служащие чувствуют себя инициаторами нового, а не «винтиками» в бюрократической машине, дает возможность членам коллектива раскрыть и сполна реализовать свой творческий потенциал. 8. Личностные качества адаптируемого сотрудника. Личностные качества рассматриваются в качестве субъективного фактора адаптации. Целесообразно подразделить их на три блока: — социально-демографические (пол, возраст, образование, — социально-психологические (практичность, быстрота ориен — социологические (степень материальной и моральной заин
11. Оценка персонала ГС и МС
Оценка персонала государственной службы.
Оценить — значит определить уровень (величину) ценности некоторого объекта, процесса, явления. Любая оценка есть результат сопоставления анализируемого элемента действительности с некоторым эталоном, отражающим современные представления об идеале. Основным назначением (миссией) оценки персонала является регулярное и оперативное обеспечение субъекта управления объективной информацией о состоянии и тенденциях изменения профессионализма сотрудников и кадрового потенциала организации в целом. Основные цели оценки персонала: — аттестационная — определение меры соответствия качеств каждого сотрудника требованиям конкретной должности; — диагностическая — выявление факторов, определяющих уровень соответствия структуре квалификационных требований. Предметом оценки персонала- способности сотрудников, востребованные в организации, в то время как при оценке кадрового потенциала организации изучаются и резервные способности, а также возможности их использования. Основная задача аттестационной оценки персонала — обеспечить субъекта управления информацией по видам кадровой работы, опираясь на уровневые оценки для их сопоставления с действующими нормами: отбор кандидатов на работу; расстановка сотрудников в соответствии со штатным расписанием и продвижение их по службе; дифференциация заработной платы, премиальных вознаграждений.
При диагностической оценке кадрового потенциала организации выявляются потенциальные возможности сотрудников для оптимизации их дальнейшего использования, а также целенаправленного развития в соответствии со структурой и содержанием квалификационных требований.
Принципы оценки персонала. Технология эффективной оценки персонала должна быть построена таким образом, чтобы персонал был оценен:
— объективно и «прозрачно» — вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений; — надежно и диагностично — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (прошлых успехов и неудач, возможно случайных), но значимо по отношению к структуре должностных обязанностей; — достоверно и валидно (значимо) по содержанию его профессиональной деятельности в соответствии с функциональными обязанностями; — прогностично — оценка должна давать возможность прогнозирования эффективности дальнейшей работы сотрудника; — комплексно — не только каждый сотрудник, но и связи и отношения внутри организации, ее возможности в целом. К исходным данным процедуры оценки персонала и кадрового потенциала организации относятся: —нормативные документы; личные дела сотрудников; описание должностей и должностные инструкции; профессиограмма должностного лица; —оценочные технологии и средства (социологические анкеты, психологические тесты, методы актуальной оценки и др.); контракт служащего; результаты предыдущих оценок (кадрового мониторинга); другие документы и материалы, отражающие информацию об успехах и достижениях объекта оценки. Система оценки персонала Под системой оценки персонала понимается комплекс единых или согласованных целей, задач и ожидаемых результатов; процедур, технологий и средств оценки; реальной (в виде структурного подразделения) или «виртуальной» (в виде системы специальных важных социальных функций'. Она позволяет: снижать конфликты в коллективах, что способствует созданию благоприятных социально-психологических отношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными; — стимулировать работу персонала;
— устанавливать справедливое соотношение между количеством и качеством труда и денежным содержанием государственного служащего;
— получать информацию об уровне профессионального развития государственного служащего; наблюдать динамику изменения оцениваемых показателей и производить сравнение по группам должностей, структурным подразделениям.
Оценки государственной и муниципальной службы, как правило, связаны с деятельностью персонала (деловая оценка) и происходят в форме аттестации.
Оценка индивидуальных качеств служащих
К важным индивидуальным качествам оцениваемого сотрудника относятся следующие их группы:
— профессиональные — профессиональные знания, умения и навыки, профессиональный опыт человека, его квалификация, результаты профессиональной деятельности и т.д.;
— деловые — организованность, предприимчивость, инициативность, ответственность, эффективность деятельности и т.д.;
— морально-психологические — способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость и т.д.;
— интегральные — образуются на основе ряда других присущих человеку качеств и отражают его авторитет, состояние здоровья, общую культуру, культуру мышления, речи и т.д.;
— специальные — характеризуют способность сотрудника адекватно учитывать в своей деятельности статус, миссию, цели, функции и планируемые задачи организации. 12. Формирование системы кадрового резерва ГС
Кадровый потенциал и кадровый резерв органов государственного управления. Особенности работы с кадровым резервом в органах государственной власти.
Под кадровым потенциалом понимается мера способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития фирмы.
Кадровый резерв и потенциал как характеристики персонала взаимосвязаны между собой.
Резерв кадров – это специально сформированная, преимущественно на основе конкурса, группа высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми качествами, имеющих положительную рекомендацию, прошедших необходимую профессиональную подготовку и готовых для замещения должностей в порядке карьерного роста.
На основании кадрового резерва государственных органов области формируется кадровый резерв Белгородской области.
Основной целью формирования резерва кадров является создание подготовленного кадрового состава гражданских служащих, обеспечение непрерывности и преемственности, ротации кадров, сокращения периода адаптации при назначении на вышестоящие должности, подготовка и выдвижение кадров, способных реализовать задачи и функции соответствующих органов Белгородской области.
При формировании и работе с резервом кадров учитываются такие принципы, как:
Единство правовых и организационных основ;
Учет текущей и перспективной потребности численности кадров;
Равный доступ и добровольность участия в конкурсе для включения в кадровый резерв;
Профессионализм и компетентность лиц, включенных в кадровый резерв, создание условий для их профессионального роста;
Гласность, доступность информации о формировании кадрового резерва.
Нахождение в кадровом резерве, как правило, не должно превышать срок более трех лет.
Гражданский служащий (гражданин), включенный в кадровый резерв для замещения одной должности, может быть назначен на другую равнозначную или вышестоящую по отношению к ней должность, (в том числе и в ином государственном органе) в случае его соответствия квалификационным требованиям.
С лицами, включенными в кадровый резерв, проводится работа в соответствии с планом индивидуальной подготовки, включенного в кадровый резерв, который должен предусматривать конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение необходимых теоретических и практических знаний для замещения должностей государственной гражданской службы Белгородской области.
План индивидуальной подготовки, включенного в кадровый резерв разрабатывается кадровой службой, с участием резервиста и утверждается руководителем. Составляется в 3-х экземплярах.
Включение в кадровый резерв на конкурсной основе является одним из оснований для направления резервиста на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку.
Формирование кадрового резерва - неотъемлемая часть механизма реализации государственной кадровой политики и одна из важных кадровых технологий управления персоналом. Наличие подготовленного кадрового резерва является непременным условием рационального использования кадрового потенциала и стабильного и профессионального функционирования государственной и муниципальной службы.
В кадровый резерв государственной и муниципальной службы включаются молодые, компетентные, профессионально грамотные, перспективные чиновники, работающие как в центре, так и в регионах. Без расширения географии при формировании кадрового резерва задача будет выполнена не в полном объеме.
В системе государственной и муниципальной службы институт резерва выполняет следующие функции: развития, регулирования, стабилизации, непрерывности действия государственного аппарата.
Методы практической подготовки кадрового резерва
Различия в структуре и составе резерва, а также исходной подготовленности государственных и муниципальных служащих обусловливают необходимость индивидуального подхода при выборе форм и методов подготовки, их очередности и продолжительности. Работа со специалистами, включенными в состав резерва, обычно проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых политических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера будущей работы, по выработке у специалистов умения и навыков руководства на уровне современных требований. В эту систему входят теоретическое обучение, практическая и социально-психологическая подготовка резерва.
Теоретическое обучение кадрового резерва осуществляется прежде всего в рамках государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации служащих.
В систему практической подготовки кадрового резерв, входят:
стажировка в должности, на которую зачислен в резерв государственный служащий;
временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;
выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта;
участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации;
участие в проверке деятельности других подразделений организации;
участие в подготовке и проведении конференций, семинаров, совещаний и др.
Важнейшей формой подготовки кадрового резерва является систематическая самостоятельная работа кандидата по повышению своих профессиональных знаний, умений и навыков в процессе трудовой деятельности.
Социально-психологическая подготовка облегчает процесс адаптации работника к новой должности. Для этого необходимо детально познакомить его с нормативными документами, управленческими решениями, ввести в новом качестве в трудовой коллектив.
Работа с кадровым резервом
Подготовка кадрового резерва - это живая организаторская работа, суть которой состоит в серьезном изучении людей, их воспитании, своевременном выдвижении на такую работу, где они наилучшим образом могут проявить себя.
В целях повышения эффективности подготовки специалистов, включенных в состав кадрового резерва, целесообразно составлять индивидуальные планы подготовки. В эти планы обычно включаются мероприятия, осуществляемые в рамках подготовки и повышения квалификации кандидата, занесенного в списки резерва. При этом четко определяются виды, формы, сроки и специализация обучения.
Эффективной формой подготовки кадрового резерва является стажировка. Она позволяет закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных навыков.
13. Проблемы развития персонала ГС и МС
14. Кадровая информация: правовые основы сбора, анализа, хранения и использования персональных данных
Для понимания существа информационно-аналитического обеспечения работы с персоналом следует выделить два вида сведений о поступающем на службу или уже находящемся на службе человеке: кадровую информацию и персональную информацию. Кадровая информация — это обусловленные законом и практикой деятельности аппарата сведения о работающем в федеральном органе власти, органе власти субъекта Федерации или местного самоуправления человеке или готовящемся к поступлению на службу, собранные для обеспечения функционирования данного аппарата, в том числе и для работы с персоналом: формирования кадрового резерва, определения контингента тех служащих, которые должны получить дополнительное образование, проектирования должностей и т.д.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |