Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарный урок




Урок в системе целостного образования выстраивается с учетом идей гуманитарно-антропологического подхода и регулятивов текстуально-диалогического принципа. Он развертывается как образовательная ситуация, включающая субъективную реальность. В образовательном процессе в конкретный момент времени и конкретных параметрах пространства встречаются представители разных субъективных культур и разные субъекты. Они встречаются во внешнем пространстве урока, но подлинная Встреча как внутреннее переживание смыслов возможна при условии, что один «субъект» (ученик) даст внутреннее право другому «субъекту» (учителю) обучать себя. Это во-первых. А во-вторых, учитель будет заинтересован в работе со структурами восприятия (познания) ученика, когда у того «внутри» произойдет встреча с собой как учеником, когда он почувствует радость и смысл познавательной деятельности. В этом случае (и это в-третьих) учитель обращает внимание ребенка на контекст его жизнедеятельности, на интерес к его собственной жизни, которая выходит за рамки конкретного классного кабинета и данного урока.

Учитель, организуя учебную деятельность детей на уроке, обращает их внимание на то или иное их действие (молчание – выступление, пассивность – активность) и на их продукты творчества в их авторско-адресной, ценностно-смысловой интерпретации. Схематично работа с таким материалом выглядит так:

1. Проживание момента встречи учителя и учеников. Установление контакта. Рефлексия момента данной встречи, анализ возможностей (невозможностей) контакта (Что сейчас происходит?). Выстраивание системы договоренностей.

2. Осмысление образовательных задач. Предъявление учителем контекста своего мышления и педагогического действия (Почему то или иное знание или задание необходимо).

3. Обращение к ученикам с сущностными вопросами (вопросами, которые не умирают после ответов), пробуждающими их субъектную позицию в образовательной ситуации.

4. Получение учителем обратной связи. Стимулирование у учащихся формулировать свои вопросы.

5. Выполнение того или иного учебного задания. Создание продукта деятельности и анализ (самоанализ) его с позиции «текстуальности» (Кто автор данного продукта? Кому он адресован? В чем его смысловое содержание?).

6. Поиск возможностей подключения учеников к соавторству в создании урока. Рефлексия учебного занятия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Ключевые категории гуманитарно-антропологического подхода:

Гуманитарность - собственно-человеческое, качество человека, мера «человечности».

Антропология - область знаний о человеке.

Результат гуманитарного, антропологически направленного образования – становление подлинно человеческой ипостаси: человека как жизнеспособного индивида, субъекта своей жизни и деятельности, личности во встрече с Другим, индивидуальности перед лицом Абсолютного Бытия.

Антропо-практика - практика в пространстве совместно-распределенной деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания.

Целостность человека - сущностное ядро («человеческое в человеке»), которое определяет его особый способ бытия, характеризующийся высоким уровнем сознания (самосознания), осознанной культуротворческой деятельностью (смыслотворчеством) и способностью к диалогу с Другим.

Субъективная реальность - внутренний мир человека, его уникальное восприятие, переживания, эмоции, отношения, мыслеформы, установки, ценности и смыслы.

Смысл - механизм регуляции мышления и поведения, предельный (исходный) образ понимания чего-либо. Содержание смысла раскрывается с помощью понятий контекста и направленности личности (интенциональности, отношения).

Текст - целостное высказывание, содержащее смысл отношений между автором этого высказывания и адресатом; форма выражения в объективном знаке субъективных смыслов (переживаний, образов).

Диалог - универсальный способ познания целостности, видения объекта в единстве противоположностей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.