Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудит качества: внешний и внутренний




Учебные вопросы

Задачи и сферы ответственности основных звеньев системы качества образовательной деятельности организации. Критерии и показатели оценки качества образовательной деятельности. Мониторинг, внутренний и внешний контроль качества.

Рособрнадзор ежегодно проводит десятки проверок (комплексных, тематических и оперативных инспекционных) образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления, по соблюдению российского законодательства, в том числе в области образования.

В ходе надзора (проверок) выявляются различные нарушения в части выполнения образовательного законодательства РФ, образовательных стандартов, лицензионных требований и нормативов. Наиболее значительные из них связаны с некачественным оформлением уставов и локальных актов (ГОУ, НОУ, АНО), с неудовлетворительным уровнем кадрового, информационного, учебно-методического, научного, материально-технического и иного обеспечения образовательной деятельности, документирования управленческой деятельности (СМК), ведения делопроизводства, работы с документами строгой отчетности, с отсутствием экспертной оценки последствий с точки зрения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся и т. д.

По результатам проверок принимаются соответствующие управленческие решения: направление предписания об устранении нарушений, назначение дополнительной проверки, сокращение сроков аттестации, приостановление действия лицензий, реорганизация вуза, ликвидация филиалов, представительств и другие эффективные меры. Разработаны сотни предложений по совершенствованию системы качества (СМК), по соблюдению законодательства РФ и обеспечению качества образования, а также по совершенствованию нормативно-правового, информационно-методического, кадрового и организационного обеспечения контроля на всех уровнях инспекционной деятельности.

За последние десять лет в ходе контроля качества образовательной деятельности вузов России были выявлены следующие типичные недостатки и нарушения.

По результатам внешнего надзора и контроля (Рособрнадзор, регионобрнадзор, прокурорские проверки):

ü несоблюдение требований ГОС ВПО по содержанию подготовки; несоблюдение условий лицензирования - превышение численности обучающихся[30];

ü низкое качество знаний студентов, установленное при тестировании;

ü необоснованное расширение функций представительств вузов до полномочий филиалов[31]; нарушения прав обучающихся;

ü нарушения порядка выдачи документов установленного образца о высшем образовании[32].

Приведем характерные недостатки[33], выявленные в А, Б, В филиалах Н-ского ВУЗа в период комплексной проверки:

А.: не было единой локальной сети парка компьютеров филиала, общего реестра актов внедрения НИР, системы вентиляции в компьютерном классе;необходимо создать на кафедрах ПМК по естественнонаучным, филологическим дисциплинам; компьютерные обучающие системы (КОС) по специализации, усилить практическую направленность и интерактивные формы обучения; ввести должности лаборантов на кафедрах, тестирование, подготовку ППС в аспирантурах и докторантурах, совершенствовать систему оценки качества подготовки, обновить тесты, э-УМК, увеличить число рабочих мест в читальном зале и электронную базу данных;

Б: нет полиграфической базы; заведующие кафедрами о воспитательной работе не отчитываются; рекомендовано развитие ДОТ, издание (ППС) учебных пособий с грифом; необходимы: собственный учебный корпус, спецкабинет, увеличение в компьютерном классе числа автоматизированных рабочих мест (АРМ), активизация довузовской подготовки; преодоление негативной тенденции уменьшения контингента к последнему курсу на 12-14%; отмечается, что решения Совета филиала носили декларативный характер;

В: в Уставе ВУЗа нет полного наименования филиала, его местонахождения; нет юрфака, структуры по воспитательной работе; необходимо учесть изменения в нормативной документации; развивать программы дополнительного профобразования (ДПО); расширить перечень учебно-методической литературы, периодических изданий по дисциплинам специализаций; обеспечить разработку учебных пособий с грифом УМО; четко придерживаться графика учебного процесса[34]; усилить руководство самостоятельной работой студентов в межсессионный период; проводить тестирование остаточных знаний.

Заметим, что разница между проверкой (контролем) качества учебного процесса и проверкой управления качеством образовательной деятельности заключается в том, что последняя предусматривает проверку системы и методов ее функционирования[35].

Российское образование (все его уровни) за последнее десятилетие перешло на образовательные стандарты (ФГОС, ОС), которые включают обновленные трактовкипонятий образовательных программ (примерная, основная, дополнительная ОП) и требований к образовательным программам:

ü к результатам освоения ОП - под результатами подразумеваются не столько полученные выпускником знания, сколько его компетенции (универсальные и профессиональные), умения и навыки, а также личные качества;

ü к структуре ОП: к соотношению частей и их объему, к соотношению обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса;

ü к условиям реализации ОП: кадровым, финансовым, материально-техническим.

Порядок разработки и утверждения ФГОС определяет Правительство России, а примерные ОП – Минобрнауки России как уполномоченный госорган. Сохраняется право образовательной организации на формирование и реализацию программ, а также возможность органов управления образованием влиять на их содержание с учетом региональных и национальных особенностей. ФГОС предназначены (№ 309-ФЗ ст. 5 и 7) для обеспечения: во-первых, качества высшего образования; основы для объективной оценки деятельности ВУЗа, реализующего образовательные программы; во-вторых, преемственности ОП всех уровней образования; единства образовательного пространства РФ; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании.

Примерные требования к магистерской подготовке (с учетом ФГОС ВПО): к минимальной оснащенности и обеспеченности образовательного процесса:

- наличие аспирантуры по специальности и госаккредитации бакалавриата;

- наличие 4- 6 кафедр юридического профиля, 70- 75 % штатных ППС с ученой степенью и /или/ ученым званием, из них 20- 40 % докторов, профессоров для подготовки магистров юриспруденции (для сравнения, аналогичный показатель в проекте ФГОС по педагогическому образованию равен 12 %), из них не менее 3 -6 по циклу специальных дисциплин магистерской подготовки;

- порядка 30% аудиторных занятий по дисциплинам направления 030500.68 должны проводиться в интерактивной форме (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, юридическое консультирование граждан, деловые и ролевые игры, включая судебные процессы, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги);

- наличие литературы, периодики в библиотечном фонде (из расчета одно учебное и одно учебно-методическое печатное или э-издание основной литературы на каждого магистранта по любой дисциплине), изданных учебно-методических материалов (УМК), подготовленных руководителем ООП (формулирует цель, миссию) и руководителями студентов-магистрантов; доступ в интернет не менее 25 процентов автоматизированных рабочих мест в компьютерном классе.

Декларируемая в международном стандарте качества (ИСО Р 9001:2008) и соответствующая принципам TQM современная концепция системы качества предполагает вовлечение в процесс менеджмента качества (СМК) всех работников образовательной организации,от высших руководителей до сотрудников любого уровня.

На всех уровнях управления руководители являются ответственными за качество образовательной деятельности - гарантами надлежащей реализации поставленных перед структурным подразделением задач. Именно они организуют внутренние проверки; обеспечивают управление документацией, записями; управление несоответствующей продукцией; корректирующие и предупреждающие действия. При этом обязательно документируются[36] все важные решения и мероприятия по устранению существенных отклонений (критерийсущественностине определен: полагаем, что свыше 15 процентов или «нельзя исправить») от лицензионных норм, аккредитационных требований, иных показателей оценки качества.

Политика в области качества формулируется высшим руководством ВУЗа и включает основные направления, цели и задачи в области качества образовательной деятельности. СМК ВУЗа создаётся и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определённой Политики в области качества и достижение конкретных целей.

Руководство вуза несёт ответственность не только за разработку Политики в области качества, но и за создание, внедрение и функционирование СМК, что и сформулировано в "Руководстве по качеству" и отражено в книге процессов.

В основу деятельности внутривузовской службы контроля качества положены Решения Рособрнадзора по состоянию качества в образовательных организациях, выводы и предложения аккредитационной комиссии по результатам внешнего контроля ВУЗа.

Особенность внутривузовского аудита (проверки, самоконтроль) заключается в том, что выявленные недостатки, мелкие проблемы по возможности устраняются в ходе контроля при помощи и по рекомендации службы контроля качества. Крупные проблемы докладываются руководству ВУЗа, Совету (учредителю), Ученому совету для принятия решений по обеспечению требуемого уровня качества.

Так, по результатам внутреннего контроля[37] структурных подразделений (филиалов Н-ского ВУЗа) выявлен и практически устранен ряд несоответствий установленным требованиям качества образовательной деятельности:

· несоблюдение требований ФГОС ВПО по количеству и качеству профессорско-преподавательского состава общепрофессиональных дисциплин (штатных);

· несоблюдение требований государственной (итоговой) аттестации к качеству выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, магистерских диссертаций);

· несоблюдение Положения о текущем контроле по количеству дней на подготовку к зачетам и экзаменам; несоблюдение требований к организации учебного процесса[38], неэффективный педагогический контроль качества знаний[39];

· недостаточный уровень педагогического мастерстваППС[40] – низкий процент преподавателей, прошедших повышение квалификации в срок.

· несоответствия, выявленные в Положениях о подразделениях вузапри сравнительном анализе задач и функций, напр., неполное соответствие задач и функций, типовых процессов[41] и функций подразделений, обеспечивающих учебный процесс; несоблюдение классической формулы «цель-функция-структура»[42]; недостаточное внимание обеспечению качества учебного процесса[43].

Причины появления несоответствий в структурных подразделениях, по мнению службы контроля качества образовательной деятельности, следующие:

Во-первых, потому что система управления качеством - это, в большей степени, исполнители с индивидуальной психологией, а не бумаги с правилами.

Во-вторых, получив очередное свидетельство об госаккредитации вуза или международный общественно-профессиональный сертификат качества, руководство считает, что цель достигнута и теряет интерес к вузовской системе качества, не умея извлечь из нее те значительные выгоды, которые в СМК заложены.

В-третьих, периодические плановые проверки, а также наблюдательные аудиты по указанию Совета (учредителя) ВУЗа, и как следствие - необходимость устранять несоответствия, выявленные в ходе их проведения, часто воспринимаются руководителями структур (филиалов) как несвоевременные, отвлекающие основных специалистов от выполнения «важной» текущей работы.

В-четвертых, при неработающей СМК восстановление всех необходимых документов и процедур перед плановыми наблюдательными аудитами (раз в два года) требует огромных усилий, что превращает полезный практический "инструмент" зачастую в полную профанацию.

Работает СМК успешно или нет проверить довольно просто. Достаточно запросить у подразделения ВУЗа протокол разбора последних несоответствий и протоколы проведения внутренних аудитов, журналы педагогического контроля. По содержанию этих документов эксперт легко может определить качество работы СМК.


Раздел 2. Экспертная деятельность в сфере образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.