КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспертиза и оценивание в образовании
Учебные вопросы Особенности экспертной деятельности в сфере образования. Принципы проведения экспертизы и требования, предъявляемые к эксперту. Кодекс профессиональной этики эксперта УМО по педагогическому или юридическому образованию вузов России. Способы и процедуры оценивания в образовательном процессе: отметка и оценка, эссе, портфолио, экзамен, оценивание компетентности в педагогическом правовом образовании. Методы самооценки: анкетирование, матричный метод, семинар, табличный (SWOT- анализ), моделирование участия в конкурсе на премию по качеству. Методика разработки и внедрения системы качества достаточно известна: 1) обучить сотрудников принципам TQM, методам и инструментарию СМК; 2)разработать СМК иопределить область сертификации; 3) внедрить СМК. Важно разработать и утвердить Положения и приказы по координационному совету, политике в области качества, представителю руководства в области качества, службе качества, матрице ответственности и т.д. Четко сформулировать миссию ВУЗа, политику и задачи в области качества, критерии качества и процедуры их контроля, детализировать задачи, декомпозировать их до структурных подразделений. Успех всей работы зависит от качества обучения сотрудников, выполняющих основную часть работ по построению СМК, ее совершенствованию и дальнейшему использованию. И главное, обучить их в интерактивных формах. Определить, что конкретно желает сертифицировать организация, осуществляющая образовательную деятельность. В сертифицируемые виды образовательной деятельности, как правило, не входит финансовый блок. На основе процессного подхода разработать обязательные процедуры[44] СМК по сертифицируемым видам деятельности: управление документооборотом, записями по качеству, корректирующими действиями, предупреждающими действиями, внутренними аудитами, несоответствующей продукцией. Согласовать (взаимоувязать) все процедуры между собой и политикой в области качества. На основании процедур разработать или скорректировать организационные документы и рабочие инструкции. Написать Книгу процессов и Руководство по качеству - документ, определяющий всю СМК организации. Все, что разработано - важно внедрить, и не только на уровне приказа по образовательной организации, но постоянно использовать в ежедневной деятельности сотрудников. Знания - обязательно перевести в навыки, которые будут сформированы, если сотрудникам очевидна их целесообразность, и затраты не превышают получаемого эффекта. Последнее - самое трудное, и основная цель здесь - изменение психологии сотрудников (особенно тех, для кого строгость нормативных актов компенсируется необязательностью их выполнения). Если разработанные документы и процедуры СМК ВУЗа далеки от совершенства, то грамотно поставленная работа с использованием основного инструментария СМК - корректирующих и предупреждающих действий, доведет их до требуемого уровня. Обратное невозможно. Приведем типовой алгоритм проверки подразделений вуза (Рособрнадзором, регионобрнадзором, службой контроля качества): 1. Экспертные оценкилицензионных требований: соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям[45] в части СНиП, СанПиН, норм сангигиены и охраны здоровья, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза ППС и укомплектованности штатов структурного подразделения (филиала) ОУ ВПО: · наличие основных документов на право ведения образовательной деятельности; · материально-техническое оснащение учебного процесса; достаточность и соответствие назначению учебных и вспомогательных помещений; · контрольные нормативы: степень соответствия реального контингента обучающихся предельному контингенту (по лицензии); обеспеченность учебной базой, в части касающейся библиотечно-информационных ресурсов; · квалификация педагогических работников; укомплектованность штатов (филиала). 2. Экспертные оценки аккредитационных требований:соответствия содержания, организации и методики образовательного процесса, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО по каждой ООП,соответствия показателей пороговым значениям государственного статуса образовательной организации: · отработанная нормативно-правовая база: сроки действия лицензий, приложений, договоров аренды, проведения всех видов практик, справок СЭС, ГПН и пр.; · состояние учебного процесса, учебной документации и учебно-материальной базы. · работа кафедр: качество преподавания, научная деятельность, ее результативность; · реализация всего заявленного спектра форм обучения, образовательных программ (по приложению к лицензии), выполнение нормативных сроков освоения ООП; · состояние основных показателей, установленных для госаккредитации ВУЗа[46]: · выявление существенных[47] отклонений от пороговых значений, принципиальных отличий, влекущих изменение статуса вуза или его подразделения; · совершенствование системы показателей (трудоемкость, трудозатраты), развитие ОПОП, определяющих статус вуза и его структурных подразделений (филиалов). Минимальный (базовый) уровень коэффициента обеспеченности обучающихся электронными изданиями по изучаемым дисциплинам рекомендован не менее 100 баллов, с учетом роста возможностей доступа через ИТКС Интернет к используемым в образовательном процессе изданиям учебной и учебно-методической литературы[48]. Содержательные характеристики конкретной ЭБС, к которой обеспечивается доступ обучающихся высшей образовательной организации, приведены в табл.2.
Технические характеристики электронно-библиотечной системы (далее ЭБС), к которой обеспечивается доступ обучающихся в ВУЗе: возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому ЭБС из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет; возможность одновременного индивидуального доступа и поиска по содержимому ЭБС в соответствии с требованиями ФГОС ВО; возможность формирования статотчета по пользователям; представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки); возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.
3. Оценка хода выполнения мероприятий плана по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой: внешнего инспектирования и внутреннего аудита · Устранение типичных или конкретных недостатков, указанных в заключениях по очередной аттестации направлений и специальностей вуза и его структурных подразделений (филиалов), в итоговых справках комиссий по различным видам деятельности филиалов, факультетов и кафедр. · Реализация рекомендаций внешних комиссий и внутривузовской службы контроля качества, решений Ученого совета, руководства вуза, совета факультета (филиала) по улучшению качества образования. Структура и содержание итогового документа (аналитической справки, докладной записки) формируются председателем экспертной комиссии ВУЗа и должны отражать:ü основания проверки структурного подразделения образовательной организации, должностного лица (указать приказ, распоряжение);ü краткую характеристику объекта изучения (вид подразделения ОО), время работы руководителя в должности, соотношение обучающих и обучающихся, уровень реализуемых образовательных программ, финансового и учебно-материального обеспечения структурного подразделения (филиала) образовательной организации;ü источники (и методы) получения информации: перечень документов, опросные листы (анкеты), беседы с участниками образовательного процесса, тесты и контрольные срезы, просмотр или изучение работ обучающихся и пр.;ü количество посещенных занятий - лекций, семинаров, практических занятий, проверенных работ, проведенных бесед; возможно, следует разработать специальный контрольный лист; ü информацию о ходе (и качестве) устранения недостатков, выявленных предыдущей проверкой, комиссией внешнего или внутреннего контроля;ü информацию по иным вопросам, поставленным в плане-задании.Выводы и предложения комиссии по проверке структурного подразделения ВУЗа должны показывать, что:а) они основаны на реальном материале, подтвержденном количественными показателями по принципу «давайте говорить документированными данными, или использовать статистические методы»;б) объективность основывается на непосредственном наблюдении и изучении результатов образовательной деятельности; установление точных показателей качества по отдельным видам научно-педагогической деятельности и фактическое их измерение вообще не представляется возможным, например, показатель профессионализма лектора - свободное владение материалом.в) вопрос всесторонне изучен в контексте задач данной инспекторской проверки.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |