Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика в области качества образования




Москва

Экспертиза в образовании

Учасника круглого столу

АНКЕТА

З повагою, оргкомітет.

 

 

 

«Сонце та його вплив на планету Земля»

 

Прізвище _______________________________________________________

Ім’я ____________________________________________________________

По батькові ______________________________________________________

Назва навчального закладу_________________________________________ ________________________________________________________________

Факультет, курс __________________________________________________

Назва доповіді____________________________________________________ ________________________________________________________________

Наявність презентації _____________________________________________

Контактні телефони ______________________________________________

E-mail __________________________________________________________

 

 

(учебное пособие)

 

 

Код и направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Правовое образование
(Обществознание и право; Обществознание и религиоведение)

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

 


Минин Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор

 

Экспертиза в образовании: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2015. – 109 с.

 

 

В настоящем пособии в доступной форме изложен материал двух разделов элективного курса «Экспертиза в образовании» в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины для образовательных учреждений высшего педагогического профессионального образования.

Для самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

 

© Минин А.Я., 2015

© МПГУ, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Сфера образования и гарантия качества

1.1. Государственная политика в области образования 4

1.2. Стандарты качества образования 9

1.3. Система менеджмента качества 15

1.4. Аудит качества: внешний и внутренний 24

Раздел 2. Экспертная деятельность в сфере образования

2.1. Экспертиза и оценивание в образовании 30

2.2. Экспертиза образовательного процесса 36

2.3. Экспертиза инноваций в образовании 43

2.4. Функции и формы экспертизы в образовании 54

2.5. Экспертиза качества образования 65

Вопросыдля самоконтроля по курсу «Экспертиза в образовании» 70

Литература 71

Глоссарий 78

Приложения 86

1. Кодекс профессиональной этики эксперта

2. Положение о службе контроля качества

3. Схемы типовых моделей, обеспечивающих оценку качества образования в регионах Российской Федерации

4. Модель отраслевого конкурса «Внутривузовские СМК»

5. Методика проведения экспертизы соответствия содержания икачества подготовки


Раздел 1. Сфера образования и гарантия качества

Учебные вопросы

Государственная политика в области качества образования: основные положения. Ключевые слова, понятия и термины сферы образования и качества образовательной деятельности.

ЮНЕСКО еще в 1995 году был разработан Программный документ, во введении к которому среди основных задач высшего образования выделены главные направления:

а) соответствие требованиям современности;

б) интернационализация;

в) качество, определяемое как "многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности применительно к высшему образованию".

Далее в документе дана развернутая интерпретация концепции качества: качество высшего образования – понятие, характеризующееся многочисленными аспектами и зависящее в значительной мере от контекстуальных рамок самой системы, институциональных задач или условий и норм в дисциплине. Понятие "качество" охватывает все основные функции и направления деятельности в области высшего образования: качество преподавания, подготовки и исследований, что означает качество соответствующего персонала и качество обучения как результат преподавания и исследований.[1]

Согласно документу ЮНЕСКО, есть три аспекта образовательной деятельности, наиболее существенно влияющие на качество высшего образования:

1. Качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией преподавателей и научных сотрудников ВУЗа, и качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, их соответствием общественному спросу.

2. Качество подготовки обучаемых, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, достигается путем широкой диверсификации образовательных программ, преодоления разрыва между средним и высшим образованием, повышения роли мотивации и учебно-профессиональной ориентации молодежи.

3. Качество инфраструктуры ВУЗов, охватывающее "всю совокупность условий" их функционирования, включая информационно-телекоммуникационные сети, современные библиотеки (оцифрованные библиотечные ресурсы, электронно-библиотечные системы), что обеспечивается за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету[2].

"Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века" (ЮНЕСКО, 1998) подтвердила изложенные выше положения в определении: "Качество в сфере высшего образования - многомерная концепция, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы; научные исследования и стипендии; укомплектование кадрами; обучающихся; здания; материально-техническую базу; оборудование; академическую среду и работу на благо общества".

В международном стандарте на системы качества ГОСТ Р ИСО 9000:2008 термин качество (quality) определен как «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям»; требование - это документально изложенный критерий, который выполняется, если желательно соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.

Важнейшее значение для повышения качества имеет внутренняя самооценка наряду с внешней, осуществляемой силами независимых экспертов и с соблюдением гласности. Учреждаются независимые национальные инстанции, определяются пользующиеся международным признанием сравнительные нормы качества. Особое внимание уделяется конкретным институциональным, национальным и региональным условиям, с тем, чтобы учесть многообразие и избежать унификации. Непременными участниками процесса институциональной оценки, как правило, становятся заинтересованные стороны[3].

Национальные (страновые) системы оценки качества образования, существующие в настоящее время в разных странах, существенно различаются не только по целям и задачам, критериям и процедурам, но и по степени вовлеченности в этот процесс государственных органов и общественно-профессиональных организаций.

Совершенствование национальной системы образования в России тесно связано: с изменениями государственной политики РФ в сфере образования[4]; с международными соглашениями[5] и национальными программами развития образования, модернизации его; с переходом на новые стандарты качества образования[6]; с появлением совершенных технологий[7] процесса обучения и его подготовки; с внедрением результатов научных исследований: типовых моделей[8] управления качеством и механизмов финансирования процедур оценки и гарантии качества образования[9].

Основные понятия и термины, касающиеся сферы образования, даны в глоссарии (С. 80 - 86), в специальном издании[10] и сформулированы в статье 2 Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273), например,

качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

образование – общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и определенных объема и сложности компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;

общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования;

образовательная программа – утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (содержание, объем, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся;

образовательная деятельность – деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными[11] юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, – юридические лица, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). К ним приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ»;

организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности);

обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании [от имени которого в установленных законом случаях заключен договор об образовании] и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования;

федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.

Для более глубокого усвоения материала важны также и дополнительные ключевые слова(словосочетания): правовая регламентация вопросов финансирования образования, создания структур оценки и гарантии качества образования; механизм интеграции структур; схема организации процедур оценки и контроля, гарантии качества образования; типовая модель оценки качества образования; порядок оценки качества образовательных программ, воспитания и обучения в организациях (учреждениях), общественно-профессиональная аттестация; схема финансирования процедур оценки и контроля, примерная форма контракта с экспертами, договора возмездного оказания услуг образовательным организациям экспертными агентствами (центрами), формула и порядок оплаты процедур лицензирования и госаккредитации организаций, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательных программ.

Трактовка их также дается в соответствующих статьях Федерального закона «Об образовании в РФ» или иных документах, разработанных образовательными и научными организациями в интересах Министерства образования и науки Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.