КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспертиза качества образования
Учебные вопросы Назначение системы управления и оценки качества образования: цели, уровни, структуры (Рособрнадзор, регионобрнадзор). Модели организации надзорно-контрольной деятельности. Служба по контролю и надзору в сфере образования. В настоящее время под уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование образовательной деятельности, понимаются: на федеральном уровне – ФСН в сфере образования и науки[75]; на уровне субъектов РФ – государственные органы управления образованием субъектов РФ[76]. Учитывая, что Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 не предусматривает возможности лицензирования образовательной деятельности органами местного самоуправления, Рособрнадзор рекомендовал воздержаться от подготовки и принятия законодательных актов субъектов РФ, предполагающих передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий[77]. Процедуры оценки и гарантии качества образования могут осуществляться по отдельности или в рамках комплексной оценки деятельности образовательных организаций (табл.3), различных уровней (табл. 4). Таблица 4. Уровни реализации образовательных программ и образовательных учреждений.
Расчет штатной численностинадзорно-контрольных органов в сфере образования должен производиться в каждом регионе по разработанной методике с учетом: – выбранной модели организации надзорно-контрольной деятельности, – объема полномочий и функций органа по надзорно-контрольной деятельности, – анализа специфики формирования других надзорных органов или их территориальных подразделений и специфики формирования структуры органов исполнительной власти региона; – анализа количественных показателей поднадзорных и подконтрольных объектов; – территориальной и национальной специфики региона – трудозатрат на исполнение функций органа по надзорно-контрольной деятельности. Важность разработки функциональных и оргструктур моделей реализации надзорно-контрольных функций в сфере образования и их апробация обусловлена необходимостью выработать единый подход к определению структурного и функционального наполнения деятельности этих органов. В результате предварительного анализа существующих моделей выделим четыре основных варианта Модели организации надзорно-контрольной деятельности (см. Рис. 1-4): Модель 1. В субъекте РФ существует специальный уполномоченный орган исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, находящийся в ведении высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (т.е. оценка качества образования в субъектах РФ проводится независимо от региональных органов управления образованием). Модель 2. Существует специальный уполномоченный орган исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, находящийся в ведении органа управления образованием (минобразования) субъекта РФ (т.о. оценка качества образования в субъектах РФ проводится региональными органами управления образованием самостоятельно). Модель 2а. Надзорно-контрольная деятельность осуществляется непосредственно региональным органом управления образованием, включающим в себя структурные подразделения по инспектированию, оценке качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) в субъектах РФ. Модель 2б. Надзорно-контрольная деятельность осуществляется непосредственно региональным органом управления образованием, не имеющим специально выделенных структурных подразделений по надзорно-контрольной деятельности (т.е. производится распределение функций между структурными подразделениями органа управления образованием). Модель 3. Смешанная, на основе моделей 1 и 2. Оценка качества образования в субъектах РФ проводится при частичном участии региональных органов управления образованием (т.е. с привлечением их специалистов, экспертов). Функциирегионального органа (регионобрнадзора) по надзорно-контрольной деятельности: Вне зависимости от существующей в регионе организационной модели реализации надзорно-контрольных функций Служба по контролю и надзору в сфере образования (далее – Служба) осуществляет следующие полномочия (функции): 1. Осуществляет контроль и надзор: • за исполнением законодательства РФ в сфере образования департаментом образования региона, муниципальными органами управления образованием, а также ОУ (организациями) и их филиалами или представительствами всех типов и видов, расположенными на территории субъекта РФ, независимо от организационно-правовых форм и подчиненности (кроме имеющих федеральное подчинение) и соответствием их нормативных правовых актов в сфере образования федеральному и региональному законодательству; • за соблюдением ОУ (организациями) и их филиалами (кроме имеющих федеральное подчинение) предусмотренных лицензией условий осуществления образовательного процесса; • за реализацией ОУ (организациями) и их филиалами (кроме имеющих федеральное подчинение) образовательных программ, соответствием содержания и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС, ГОС; • за соблюдением установленного порядка заполнения и выдачи документов гособразца об уровне образования и квалификации выпускников ОУ (организаций) и их филиалов (кроме имеющих федеральное подчинение); • за порядком проведения ОУ (организациями) и их филиалами аттестации выпускников (за исключением учреждений ВПО); • за деятельностью ОУ (организаций) и их филиалов кроме имеющих федеральное подчинение) в части обеспечения ими реализации социальных прав и гарантий обучающихся и воспитанников. 2. На основании и в порядке, установленных законодательством РФ, осуществляет: • лицензирование и госаккредитацию ОУ (организаций) и их филиалов на территории субъекта РФ, за исключением ОП, лицензирование и госаккредитация которых относится к компетенции ФСН в сфере образования и науки; • организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ выпускников XI (XII) классов ОУ (организаций) общего образования и обучающихся в ОУ (организациях) профессионального образования и их филиалах, реализующих программы среднего (полного) общего образования; • разработку проектов нормативных, инструктивно-методических и организационно-распорядительных документов и организацию информационного обеспечения комитета образования региона, муниципальных органов управления образованием и ОУ (организаций) и их филиалов по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. 3. Готовит предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере образования на основе анализа правоприменительной практики по соблюдению законодательства РФ в сфере образования на территории субъекта РФ. 4. Взаимодействует: • со структурами (внутренними подразделениями и внешними организациями, агентствами, центрами) Рособрнадзора, который координирует действия Службы; • с уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами управления образованием субъектов РФ, а также иными государственными органами законодательной и исполнительной власти; • с научными организациями, учреждениями повышения квалификации, ассоциациями образовательных учреждений, государственно-общественными органами управления образованием в субъектах РФ, профессиональными союзами, фондами и другими организациями. 5. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих гостайну. 6. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в устной и письменной форме, принимает по ним решения и дает заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок. 7. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы. 8. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. 9. Издает приказы в пределах своей компетенции. 10. Осуществляет (с помощью РГИС) в установленном порядке сбор, накопление, обработку и анализ отчетности и иной документированной информации, в т.ч. с ограниченным доступом, в области контроля и надзора в сфере образования, контроля качества образования, аттестации педагогических работников, лицензирования, и госаккредитации, государственной (итоговой) аттестации выпускников - обучающихся образовательных организаций. 11. Осуществляет в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы. 12. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета субъекта РФ, предусмотренного на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций. 13. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Администрации региона и регионального органа законодательной власти. Служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право. 14. Запрашивать и получать у Рособрнадзора, органа(ов) управления образованием субъекта РФ, муниципальных органов управления образованием, а также образовательных организаций (ОУ) и их филиалов сведения, материалы и документы, необходимые для реализации функций Службы. 15. Организовывать и осуществлять в пределах своей компетенции проверки деятельности органа(ов) управления образованием субъекта РФ, муниципальных органов управления образованием, а также образовательных организаций (ОУ) и их филиалов (кроме имеющих федеральное подчинение) на территории субъекта РФ в части соблюдения ими законодательства РФ в сфере образования. 16. Организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности. 17. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. 18. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы научные и иные организации, ученых и специалистов (экспертов). Для этого вести базу данных экспертов по качеству образования, работающих в регионе. 19. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и /или/ ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности. 20. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и др.) в установленной сфере деятельности. Несмотря на значительный срок применения законодательных и нормативных правовых актов по вопросам оценки и гарантии качества образования (образовательных программ и деятельности образовательных организаций, ОУ), единообразие в формах и методах контроля качества, оценки систем управления качеством (менеджмента качества) до настоящего времени не достигнуто. Наряду с проблемами процедур лицензирования и госаккредитации появились новые задачи оценки систем качества в ОУ на соответствие международным стандартам и требованиям. Введены международные и российские образовательные стандарты 3-го поколения. Вместе с тем нет гармонизации процедур и показателей качества, ФГТ, существующих в нормативных актах, ФГОС, ГОС ВПО, ГОС СПО и др.; не созданы в достаточном количестве структуры независимой или государственно-общественной (АЮР) оценки качества образования на региональном и национальном (всероссийском) уровне, нет единых реестров для сертификации систем качества ОУ и экспертов по качеству. Вместе с тем сформулированы и утверждены требования к экспертам, которые состоят из общих требований и квалификационных требований, предъявляемых к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю[78]. Общие требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю: 1) наличие свидетельства об аккредитации; 2) отсутствие обоснованных претензий к качеству проведенных экспертиз в рамках осуществления лицензионного контроля; 3) наличие в штате работников, соответствующих квалификационным требованиям (для экспертной организации). Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю: 1) эксперт должен знать: нормативные правовые акты и особенности их применения при осуществлении лицензионного контроля, в т.ч. лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, лицензионные нормативы обеспечения ОД и средства обеспечения образовательного процесса; способы оценки соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным лицензионным требованиям и условиям; порядок работы с персональными данными и информацией ограниченного использования (доступа); 2) эксперт должен уметь: осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов; проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий); проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса; проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, документации, литературы, иных ресурсов и средств; проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке; проводить анализ, систематизировать и обобщать информацию, полученную при экспертизе; формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы; использовать информационно-коммуникационные технологии и программно-технические средства, необходимые для подготовки и оформления экспертных заключений; 3) эксперт обеспечивает соответствие уровня своей квалификацииустановленным требованиям путем повышения квалификации, а также путем самообразования. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы [79] К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования: Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет. Эксперт должен: Знать: законодательство РФ в сфере образования, включая закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ", Положение о гос. аккредитации образовательной деятельности, утв. Пост. Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры госаккредитации образовательной деятельности; ФГОС (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу); ОС, уст. образовательными организациями высшего образования самостоятельно в соответствии с ч.10 ст.11 ФЗ (далее - самостоятельно установленные ОС) (по всем уровням ВО, по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки, в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу); порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими гостайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными; способы и особенности применения сетевой формы реализации ОП, а также реализации ОП с применением э-обучения и ДОТ. Обладать навыками: поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы; работы с компьютерной и др. оргтехникой, применения современных ИТКТ; применения правил деловой этики; делового письма (переписки). Уметь: взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, входящими в состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее - экспертная группа), с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в сфере образования (далее – аккредитационные органы), организацией, осуществляющей образовательную деятельность; работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения; проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие ФГОС и (или) самостоятельно установленным ОС; устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для госаккредитации образовательным программам ФГОС, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для госаккредитации ОП, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными ОС; анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы; грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы; составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий. Обладать опытом: разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам); применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением э-обучения и ДОТ (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении ОП, реализуемых с применением сетевой формы реализации ОП, а также э-обучения и ДОТ). С вступлением в силу предложений (относительно процедур лицензирования и госаккредитации) Рособрнадзора законодательно установлена единая форма процедур оценки качества образования, регламентирующих деятельность ОУ, – экспертиза при лицензировании образовательной деятельности, при госаккредитации ОУ (организаций). Для выполнения (по разработанным формулам) расчета штатной численности региональной Службы по контролю и надзору в сфере образования (регионобрнадзор) важно на федеральном уровне закрепить нормативы трудозатрат на выполнение каждой функции. Государственные функции, возложенные на Рособрнадзор в части осуществления надзора, проведения экспертиз при лицензировании и госаккредитации ОУ, могут осуществляться в виде предоставления госуслуг через федеральные госучреждения, находящиеся в ведении Рособрнадзора[80], подконтрольные организации (Регионобрнадзор) или через иные агентства, организации. Количественный и персональный состав экспертных комиссий по оценке качества образования, как и при лицензировании образовательной деятельности, утверждается распорядительными документами Рособрнадзора. Для учета вклада отдельных экспертов в коллективные результаты проведения экспертизы качества образования и подготовки заключения по ее результатам при оценке систем управления качеством, госаккредитации ОУ, является целесообразным распорядительными документами Рособрнадзора утвердить нормативы продолжительности проведения экспертизы аналогично тому, как в настоящее время практикуется Рособрнадзором для экспертиз при лицензировании ОУ. Материалы сравнительного анализа функций федеральных и региональных структур, обеспечивающих оценку качества образования в ОУ субъектов РФ, и примерные положения о Службах контроля качества (УМО по профилю подготовки специалистов или ведущих вузов России) могут быть использованы при разработке проекта Положения о Регионобрнадзоре.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |