КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интегрированные системы менеджмента и концепция новой модели СМК
Одним из новых подходов к повышению результативности и эффективности менеджмента является создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) организаций на базе международных стандартов. Международные стандарты на системы менеджмента (СМ) устанавливают требования к тому, что необходимо сделать для достижения целей в соответствующих областях менеджмента. Эти требования оформлены в виде положений, содержащих критерии, которые должны быть соблюдены и могут быть объективно проверены. Систематизация требований в конкретных областях создает предпосылки для продвижения этих систем к деловому совершенству. При этом стандарты не требуют использования наилучших возможных технологий в этих областях. Главная цель стандартов состоит во внедрении СМ и (в их рамках) следовании определенным принципам. Интегрированные системы менеджмента отвечают требованиям нескольких международных стандартов на СМ. К ним относятся: стандарты ИСО серии 9000 на СМК, стандарты ИСО серии 14000 на СЭМ, стандарты OHSAS серии 18000 на системы профессионального здоровья и безопасности, стандарт SA 8000 на системы социально-этического менеджмента, стандарт ИСО 22000 на системы менеджмента безопасности продуктов питания, стандарты ИСО/МЭК 27000 (опубликована первая часть) на системы менеджмента информационной безопасности. К числу международных стандартов на СМ относятся также стандарты, разработанные на основе ИСО 9001:2000 для применения в конкретных областях (см. третью главу). Однако интегрировать какие-либо элементы можно лишь тогда, когда они не являются естественным результатом (продолжением) друг друга. Согласно мнению некоторых специалистов [73], в случае построения СМК на основе стандартов, отражающих отраслевую специфику, следует говорить не об интегрировании, а о совершенствовании. Например, о совершенствовании СМК предприятий автомобилестроения на основе стандарта ИСО/ТУ 16949:2002. В настоящее время не существует нормативного определения термина «интегрированная система менеджмента». Приведем определение, которое дал известный российский специалист в области качества М.З. Свиткин: «ИСМ — часть системы общего менеджмента, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое». Главное в этом определении заключается в том, что ИСМ создаются не ради внедрения международных стандартов и получения соответствующего сертификата, а для совершенствования общего менеджмента организации. Наиболее необходимым для предприятия, по мнению вышеупомянутого автора [69], является следование стандартам ИСО 9001 (качество), ИСО 14000 (окружающая среда) и SA 8000 (социальная ответственность), а создание ИСМ может осуществляться по одному из следующих вариантов: • постепенное добавление к СМК, являющейся базовой системой, СМОС, • создание полностью интегрированной системы, когда все СМ объединяются в единый комплекс одновременно (рис. 5.1, б).
а) б) Рис. 5.1. Модели создания интегрированных систем менеджмента: а) постепенная интеграция; б) одновременная интеграция Область распространения ИСМ пока не включает другие составляющие общего менеджмента (например, финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент и др.). Отдельные специалисты отмечают [74], что сложившаяся практика разработки двух и более систем с последующим сведением их воедино приводит к увеличению затрат ресурсов на разработку и внедрение и затрудняет их восприятие пользователями в связи с неизбежным ростом объема документации. Получается, что любая система, создаваемая на основе требований стандартов, предлагается как довесок к уже действующей в компании системе управления. Организации же нужен единый комплекс, а не «лоскутное одеяло». Справедливо указывается: процесс менеджмента единообразен в СМ, соответствующих требованиям различных стандартов. Система менеджмента базируется на одних и тех же процессах, функциях и на одной и той же структуре (а может быть, и стратегии) менеджмента. Различия только в целях и распределении ответственности, которые указываются в Целевой программе по качеству и документированных процедурах. Интеграция (восстановление, восполнение) систем сводится к интеграции процессов и стандартизации функций в рамках единой модели менеджмента и сквозного документирования. Использование ИСМ стимулируется новой философией развития общества — философией устойчивого развития, основанной на интеграции социальных, экологических и экономических аспектов при принятии решений с практической работой по обеспечению жизнедеятельности будущих поколений людей. Еще в конце прошлого века журнал «Европейское качество» писал: «Сейчас в фокусе интегрированного подхода к менеджменту находятся устойчивость, способность организации сочетать требования экономики с социальной ответственностью и защитой окружающей среды. Подобно качеству, устойчивость становится необходимым условием успеха в конкурентной борьбе. Устойчивость, интересующая в настоящее время только крупные компании, очень скоро станет значительным фактором для всей цепочки поставок товаров. Изолированное рассмотрение социальных и экологических аспектов деятельности компании расценивается как непродуктивный подход к обеспечению ее стабильности. Фактор устойчивого развития должен стать составной частью производственной культуры. Современный интегрированный подход к менеджменту есть управление, отчетность и совершенствование показателей деятельности компании по трем основным направлениям устойчивого развития — социальному, экологическому и экономическому. Гармоничное управление решением социальных, экологических и экономических проблем составляет, по мнению многих западных специалистов, триаду основных характеристик деятельности компании». В 1997 г. была сформулирована тройная цель устойчивого развития: люди, планета, прибыль (People, Planet, Profit — три Р), причем именно в такой последовательности. В 1999 г. на всемирном экономическом форуме в Давосе Генеральный секретарь ООН обратился к лидерам бизнеса с посланием, которое было названо Глобальным соглашением и содержало десять универсальных принципов взаимоотношений человека, общества, природы и бизнеса. В настоящее время большинство международных компаний, оперирующих в мировом масштабе, объявили о своей приверженности Глобальному соглашению [74]. По существу, будущие поколения становятся важнейшей заинтересованной стороной наряду с потребителями, владельцами, персоналом, поставщиками, партнерами и обществом. Естественно, необходимы и соответствующие средства для решения всех задач бизнеса на основе совершенствования внутриорганизационных систем менеджмента. Дальнейшая трансформация идей устойчивого развития привела к осознанию необходимости выработки новых рекомендаций по менеджменту качества на базе концепции устойчивого развития и международной стандартизации. Японская ассоциация стандартов (Japanese Standards Association, JSA) подготовила к изданию в качестве международных проекты двух новых стандартов по СМК: TR Q 0005 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по устойчивому росту» (Quality management system — Guidelines for sustainable growth) и TR Q 0006 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по самооценке» (Quality management system — Guidelines for self-assessment). Разработчики этих стандартов позиционировали их как практические инструменты совершенствования СМК компаний, способные оказывать реальную помощь бизнесу в достижении устойчивого развития, как методическую и технологическую основу устойчивого развития организаций через обучение и инновации. В 2002 г. проекты стандартов JSA были рассмотрены и одобрены на специальном семинаре ИСО/ТК 176. В 2005 г. ИСО/ТК 176 объединил их в один документ ТС 176/SC 2 № 690 JIS/TR Q 0005:2005, выпустив его для широкого обсуждения всеми заинтересованными членами ТК в качестве возможной основы стандарта ИСО 9004 версии 2008 г. Одновременно в 2005 г. они были утверждены и введены в действие как официальные стандарты Японии (Японский промышленный стандарт — Japanese industrial standard, JIS). В JIS/TR Q 0005:2005 сделаны следующие основные акценты [51,74]: 1. Устойчивое развитие (рост) компании базируется на определенной стратегии, а также на основе формирования знаний (обучении, компетентности персонала организации, способности упреждающего накопления 2. Стратегия имеет как минимум три иерархических уровня (общекорпоративная, бизнес-стратегия и стратегия по отдельному виду продукции) и 3. Профиль организационных возможностей — это аналитический документ, отвечающий на вопрос, что представляет собой фирма с точки 4. Трехуровневая модель СМК (по возрастающей): постоянное улучшение 5. Понимание того, что компания воспринимается всеми заинтересованными сторонами. Баланс интересов сторон рассматривается как естественный базис общекорпоративной стратегии. 6. Двенадцать принципов СМК. Приведенные в табл. 5.1 принципы менеджмента качества, которые сформулировали японские эксперты, отражают понимание тенденций современного менеджмента. Они даны в авторском переводе [51,74]. Различие между инновацией и улучшением в СМК заключается в следующем: инновация представляет собой реструктуризацию, замену всей структуры или ее отдельных элементов на новые, в то время как улучшение, как правило, проводится в рамках действующей структуры. Улучшение зачастую связано с процессным подходом и не требует существенных, в том числе денежных, ресурсов, тогда как инновации нуждаются в значительных средствах и реализуются на основе проектного подхода.
Рис. 5.2. Трехуровневая модель СМК Таблица 5.1
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |