Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегрированные системы менеджмента и концепция новой модели СМК




Одним из новых подходов к повышению результативности и эффективности менеджмента является создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) организаций на базе международных стандартов. Международные стандарты на системы менеджмента (СМ) устанавливают требования к тому, что необходимо сделать для достижения целей в соответствующих областях менеджмента. Эти требования оформлены в виде положений, содержащих критерии, которые долж­ны быть соблюдены и могут быть объективно проверены. Систематизация требо­ваний в конкретных областях создает предпосылки для продвижения этих систем к деловому совершенству. При этом стандарты не требуют использования наи­лучших возможных технологий в этих областях. Главная цель стандартов состоит во внедрении СМ и (в их рамках) следовании определенным принципам.

Интегрированные системы менеджмента отвечают требованиям нескольких международных стандартов на СМ. К ним относятся: стандарты ИСО серии 9000 на СМК, стандарты ИСО серии 14000 на СЭМ, стандарты OHSAS серии 18000 на системы профессионального здоровья и безопасности, стандарт SA 8000 на систе­мы социально-этического менеджмента, стандарт ИСО 22000 на системы менедж­мента безопасности продуктов питания, стандарты ИСО/МЭК 27000 (опубликова­на первая часть) на системы менеджмента информационной безопасности.

К числу международных стандартов на СМ относятся также стандарты, раз­работанные на основе ИСО 9001:2000 для применения в конкретных областях (см. третью главу).

Однако интегрировать какие-либо элементы можно лишь тогда, когда они не являются естественным результатом (продолжением) друг друга. Согласно мнению некоторых специалистов [73], в случае построения СМК на основе стандартов, отражающих отраслевую специфику, следует говорить не об интегрировании, а о совершенствовании. Например, о совершенствовании СМК предприятий авто­мобилестроения на основе стандарта ИСО/ТУ 16949:2002.

В настоящее время не существует нормативного определения термина «инте­грированная система менеджмента». Приведем определение, которое дал известный российский специалист в области качества М.З. Свиткин: «ИСМ — часть системы общего менеджмента, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое». Главное в этом определении заключается в том, что ИСМ создаются не ради вне­дрения международных стандартов и получения соответствующего сертификата, а для совершенствования общего менеджмента организации.

Наиболее необходимым для предприятия, по мнению вышеупомянутого ав­тора [69], является следование стандартам ИСО 9001 (качество), ИСО 14000 (окружающая среда) и SA 8000 (социальная ответственность), а создание ИСМ может осуществляться по одному из следующих вариантов:

• постепенное добавление к СМК, являющейся базовой системой, СМОС,
систем OHSAS и SA (рис. 5.1, а).

• создание полностью интегрированной системы, когда все СМ объединя­ются в единый комплекс одновременно (рис. 5.1, б).

 

а) б)

Рис. 5.1. Модели создания интегрированных систем менеджмента:

а) постепенная интеграция;

б) одновременная интеграция

Область распространения ИСМ пока не включает другие составляющие обще­го менеджмента (например, финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент и др.).

Отдельные специалисты отмечают [74], что сложившаяся практика разработки двух и более систем с последующим сведением их воедино приводит к увеличению затрат ресурсов на разработку и внедрение и затрудняет их восприятие пользова­телями в связи с неизбежным ростом объема документации. Получается, что любая система, создаваемая на основе требований стандартов, предлагается как довесок к уже действующей в компании системе управления. Организации же нужен единый комплекс, а не «лоскутное одеяло». Справедливо указывается: процесс менеджмента единообразен в СМ, соответствующих требованиям раз­личных стандартов. Система менеджмента базируется на одних и тех же процес­сах, функциях и на одной и той же структуре (а может быть, и стратегии) менед­жмента. Различия только в целях и распределении ответственности, которые

указываются в Целевой программе по качеству и документированных процедурах. Интеграция (восстановление, восполнение) систем сводится к интеграции про­цессов и стандартизации функций в рамках единой модели менеджмента и сквоз­ного документирования.

Использование ИСМ стимулируется новой философией развития общества — философией устойчивого развития, основанной на интеграции социальных, эко­логических и экономических аспектов при принятии решений с практической работой по обеспечению жизнедеятельности будущих поколений людей.

Еще в конце прошлого века журнал «Европейское качество» писал: «Сейчас в фокусе интегрированного подхода к менеджменту находятся устойчивость, способность организации сочетать требования экономики с социальной ответ­ственностью и защитой окружающей среды. Подобно качеству, устойчивость становится необходимым условием успеха в конкурентной борьбе. Устойчивость, интересующая в настоящее время только крупные компании, очень скоро станет значительным фактором для всей цепочки поставок товаров. Изолированное рассмотрение социальных и экологических аспектов деятельности компании расценивается как непродуктивный подход к обеспечению ее стабильности. Фактор устойчивого развития должен стать составной частью производственной культуры. Современный интегрированный подход к менеджменту есть управление, отчетность и совершенствование показателей деятельности компании по трем основным направлениям устойчивого развития — социальному, экологическому и экономическому. Гармоничное управление решением социальных, экологических и экономических проблем составляет, по мнению многих западных специалистов, триаду основных характеристик деятельности компании».

В 1997 г. была сформулирована тройная цель устойчивого развития: люди, планета, прибыль (People, Planet, Profit — три Р), причем именно в такой по­следовательности. В 1999 г. на всемирном экономическом форуме в Давосе Генеральный секретарь ООН обратился к лидерам бизнеса с посланием, которое было названо Глобальным соглашением и содержало десять универсальных принципов взаимоотношений человека, общества, природы и бизнеса. В на­стоящее время большинство международных компаний, оперирующих в мировом масштабе, объявили о своей приверженности Глобальному соглашению [74]. По существу, будущие поколения становятся важнейшей заинтересованной сторо­ной наряду с потребителями, владельцами, персоналом, поставщиками, партне­рами и обществом. Естественно, необходимы и соответствующие средства для решения всех задач бизнеса на основе совершенствования внутриорганизационных систем менеджмента.

Дальнейшая трансформация идей устойчивого развития привела к осознанию необходимости выработки новых рекомендаций по менеджменту качества на базе концепции устойчивого развития и международной стандартизации. Япон­ская ассоциация стандартов (Japanese Standards Association, JSA) подготовила к изданию в качестве международных проекты двух новых стандартов по СМК: TR Q 0005 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по устойчивому росту» (Quality management system — Guidelines for sustainable growth) и TR Q 0006 «Си­стемы менеджмента качества. Рекомендации по самооценке» (Quality management system — Guidelines for self-assessment). Разработчики этих стандартов позицио­нировали их как практические инструменты совершенствования СМК компаний, способные оказывать реальную помощь бизнесу в достижении устойчивого раз­вития, как методическую и технологическую основу устойчивого развития ор­ганизаций через обучение и инновации.

В 2002 г. проекты стандартов JSA были рассмотрены и одобрены на специаль­ном семинаре ИСО/ТК 176. В 2005 г. ИСО/ТК 176 объединил их в один документ ТС 176/SC 2 № 690 JIS/TR Q 0005:2005, выпустив его для широкого обсуждения всеми заинтересованными членами ТК в качестве возможной основы стандарта ИСО 9004 версии 2008 г. Одновременно в 2005 г. они были утверждены и введе­ны в действие как официальные стандарты Японии (Японский промышленный стандарт — Japanese industrial standard, JIS).

В JIS/TR Q 0005:2005 сделаны следующие основные акценты [51,74]:

1. Устойчивое развитие (рост) компании базируется на определенной стра­тегии, а также на основе формирования знаний (обучении, компетент­ности персонала организации, способности упреждающего накопления
знаний, культуре быстрых изменений) и на инновациях (обновлениях).

2. Стратегия имеет как минимум три иерархических уровня (общекорпора­тивная, бизнес-стратегия и стратегия по отдельному виду продукции) и
основывается на профиле организационных возможностей компании.

3. Профиль организационных возможностей — это аналитический доку­мент, отвечающий на вопрос, что представляет собой фирма с точки
зрения рыночного позиционирования, внутренних ключевых компетентностей, конкурентных преимуществ, возможностей персонала и т. д.
Профиль включает анализ выпускаемой продукции, уровня технологий и
других возможностей организаций.

4. Трехуровневая модель СМК (по возрастающей): постоянное улучшение
продукта, постоянное улучшение СМК, инновация СМК (рис. 5.2).

5. Понимание того, что компания воспринимается всеми заинтересованны­ми сторонами. Баланс интересов сторон рассматривается как естествен­ный базис общекорпоративной стратегии.

6. Двенадцать принципов СМК.

Приведенные в табл. 5.1 принципы менеджмента качества, которые сформу­лировали японские эксперты, отражают понимание тенденций современного менеджмента. Они даны в авторском переводе [51,74].

Различие между инновацией и улучшением в СМК заключается в следующем: инновация представляет собой реструктуризацию, замену всей структуры или ее отдельных элементов на новые, в то время как улучшение, как правило, прово­дится в рамках действующей структуры. Улучшение зачастую связано с процесс­ным подходом и не требует существенных, в том числе денежных, ресурсов, тогда как инновации нуждаются в значительных средствах и реализуются на основе проектного подхода.

 

Рис. 5.2. Трехуровневая модель СМК


Таблица 5.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.