Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы менеджмента качества TR Q 0005:2005




Принцип Формулировка Принцип менеджмента качества (ИСО 9000:2005)  
1 Создание ценности для потребителя Организация должна создавать продукцию (услугу), ценность которой признается потребителем Ориентация на интересы потребителей  
2 Ориентация на общественные ценности Организация должна нести ответственность перед обществом в части этики бизнеса, безопасности и защиты окружающей среды    
3 Лидерство в предвидении Лидер должен определить видение и отчетливую политику, руководить и мотивиро­вать людей и вести организацию в выбранном направлении Участие руководства в менеджменте качества  
4 Понимание своих ключевых знаний Организация должна осознавать ключевые знания, которыми она обладает или должна обладать, состоящие из технологий, производственных возможностей и организацион­ного климата    
  5 Вовлеченность персонала Организация должна уметь использовать знания, навыки, творческие и другие способности людей в их деятельности Вовлечение всего персонала в решение задач менеджмента
  6 Сотрудничество с партнерами Организация должна сотрудничать с партнерами с целью создания ценностей и до­стижения удовлетворенности потребителя Взаимовыгодные отноше­ния с поставщиками
  7 Всеобщая оптимизация Оптимизация деятельности организации в целом важнее оптимизации ее частей, в связи с этим оптимизация каждого процесса должна быть подчинена интересам организа­ции в целом Системный подход к менеджменту. Непрерыв­ное совершенствование деятельности
  8 Процессный подход Организация должна определить процессы, необходимые для создания ценностей, оценивать их взаимосвязи, обеспечивать и управлять ими, применять эти процессы системно Применение процессного подхода
  9 Принятие решений, основанных на фактах Организация должна принимать решения, основанные на фактах Принятие решений на основе достоверных данных
  10 Личное и организационное обучение Организация должна поощрять приобретение персоналом знаний и уметь использовать эти знания как принадлежащие всей организации  
  11 Оперативность Организация должна оперативно принимать решения и действовать, реагируя на измене­ние окружающей обстановки  
  12 Автономность Организация должна принимать решения и действовать в соответствии со своими ценностями  
             

 

В целом можно утверждать [74], что новые версии стандартов СМК ведут компанию от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинте­ресованных сторон, от информационных технологий к управлению знаниями, от постоянного улучшения процессов к инновациям, прежде всего в сфере менедж­мента. Инновации в этой области требуют предварительной идентификации профиля организации, проведения анализа ее уникальных свойств и особенностей и творческой работы всего коллектива.

Помимо Японии, за изменения в области менеджмента качества на основе концепции устойчивого развития взялись и европейские страны — Франция, Ве­ликобритания, Италия, Германия. В частности, интерес членов ИСО/ТК 176 вы­звало предложение французской организации по стандартизации (AFNOR) — до­кумент № 689 R «Система менеджмента. Рекомендации по менеджменту органи­заций». В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о разработке в рамках ИСО/ТК 176 стандарта ИСО 9000 версии 2008 г., который объединил бы имею­щиеся национальные нормативы и рекомендации в единый международный стандарт внутрифирменного менеджмента качества. Базой для разработки ИСО 9004:2008 являются следующие документы:

• отчет японской организации по стандартизации (TR Q 0005 «СМК. Рекомендации по устойчивому росту»);

• отчет Японской организации по стандартизации (TR Q 0006 «СМК. Рекомендации по самооценке»);

• проект французского стандарта «Система менеджмента. Рекомендации по менеджменту организаций»;

• испанский стандарт «Методы и планы улучшения»;

• модель делового совершенства EFQM;

• модель премии М. Болдриджа;

• модель премии Э. Деминга.

Уже упоминавшийся автор [74], проанализировав все национальные норма­тивные документы, перечисляет основные компоненты, составляющие предмет их новизны:

• определение и операциональное применение во внутрифирменном менеджменте корпоративной политики и стратегии с учетом концепции
устойчивого развития;

• при формировании стратегии и стратегических целей необходимы пони­мание и идентификация потребностей и ожиданий всех заинтересован­ных сторон (в том числе будущих поколений людей);

• самообучение и инновации как главные технологические инструменты стратегического развития;

возрастание роли стратегического менеджмента, корпоративной страте­гии в сравнении с текущей деятельностью на основе процессного под­
хода. В указанных выше новых национальных документах по менеджмен­ту качества процессный подход реализуется в основном на самом нижнем
уровне СМК, т. е. на уровне производственных и технологических про­
цессов создания, изготовления и поставки продукции


Литература

1 Джхунян В.Л. Процессы и менеджмент качества в развитии экономических успехов предприятия / В.Л. Джхунян, Т.Г. Никольская. — М: ООО «НТК «Трек», 2005.)

2 Николаева С.А. Корпоративные стандарты: от концепции до инструкции, прак­тика разработки / С.А. Николаева, СВ. Шебек. — М.: Книжный мир, 2003.

3 Воробьев В.П. Качество управления. Самоучитель для начинающих. Но не толь­ко / В. П. Воробьев. — М.: РНЦ «Курчатовский институт», 2004.

4 Гончаров Э.Н. Роль первого лица в системах менеджмента качества / Э.Н. Гон­чаров // Стандарты и качество. 2005. № 3.

5 Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике / А.Д. Шадрин. — М.:ООО «НТК «Трек», 2004.

6 Хилл Н. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000 /Н. Хилл, Б. Сельф, Г. Роше. — М: Издательский дом «Технологии», 2004,

7 Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. Имаи. Пер. с англ. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

8 Коттер Д. Впереди перемен / Д. Коттер. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп Биз­нес», 2003.

9 Хенш Ш. Менеджмент качества без трудностей / Ш. Хенш, Д.В. Блинов. — Ека­теринбург: ООО «Хенш Развитие Качества», 2004.

10 Вест Д. Принципы менеджмента качества — основа семейства стандартов ИСО 9000:2000 / Д. Вест, Ч. Чинфрани, Д. Цикалс // Стандарты и качество. 2000. № 7.

11 Гончаров Э.Н. Так складывается в нашей жизни / Э.Н. Гончаров // Стандарты и качество. 2005. № 12.

12 Блинов Д.В. О стратегии и политике предприятия в области качества / Д.В. Бли­нов, И.И. Пичурин // Все о качестве. Отечественные разработки. 2004. Вып. 28. С. 32-39.

13 Гленн Т. Комплексное управление качеством: формула успеха [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://quality.eup.ru/.

14 Менеджмент XXI века / Пер. с англ. Под ред. С. Чоудхари. — М.: ИНФРА-М, 2002. - XIV.

15 Адлер Ю.П. Хороший потребитель — довольный потребитель. Что приходит в голо­ву, когда говорят про удовлетворенность и лояльность / Ю.П. Адлер, СВ. Турко //Стандарты и качество. 2005. № 4.

16 Мерил П. Лидирующая роль руководства в стандартах ИСО серии 9000:2000 /П. Мерил // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2004. Вып. 43. С. 7—28.

17 Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.

18 Дью Д. Анализ причин «семи смертных грехов» менеджмента качества / Д. Дью // Европейское качество. Дайджест. 2004. № 1.

19 Коллеретт П. Управление изменениями в организациях: информация и измере­ния / П. Коллеретт, Р. Шнайдер, П. Легри // Европейское качество. Дайджест. 2004. № 1.

20 Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / Под общ. ред. Г.Е. Герасимовой. - М: ООО «НТК «Трек», 2005.

21 Адлер Ю.П. Чего нет в восьми принципах, но без чего нет смысла в стандартах ИСО серии 9000:2000? / Ю.П. Адлер // Стандарты и качество. 2001. № 11.

22 Шестаков А.Л. Законы системы качества / А.Л. Шестаков // Все о качестве. Оте­чественные разработки. 2003. Вып. 24. С. 38—53.

23 Риб СИ. Различные подходы к описанию бизнес-процессов / СИ. Риб, И.В. Кремлева // Методы менеджмента качества. 2004. № 5.

24 Стюард С. Постоянное улучшение: совместная пара стандартов / С. Стюард // ИСО 9000+14000+. 2003. № 3. С. 9-17.

25 Гарднер Р. Преодоление парадокса процессов / Р. Гарднер // Стандарты и каче­ство. 2002. № 1.

26 Джордж С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / С. Джордж, А. Ваймерскирх. — СПб.: Виктория плюс, 2002.

27 Пакет введения и поддержки ИСО 9000. Руководство по концепции и применению процессного подхода к системам менеджмента / ISO/ТС 176/SC 2/№ 544 R2.

28 Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству бизнеса по рекомендациям стандарта ИСО 9004 / М.З. Свиткин // Все о качестве. Отечественные разработ­ки. 2006. Вып. 40. С 24-72.

29 Горбашко Е.А. Обеспечение качества российского высшего образования / Е.А. Гор-башко // Все о качестве. Отечественные разработки. 2003. Вып. 27. С. 20—50.

30 Применение процессного подхода при создании системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2000 / B.C. Егоров, В.Ф. Леляков, ВТ. Резниченко и др. // Все о качестве. Отечественные разработки. 2002. Вып. 10. С. 4—22.

31 Гончаров Э.Н. Как разработать систему менеджмента качества в соответствии с процессным подходом / Э.Н. Гончаров // Стандарты и качество. 2003. № 12.

32 Макниз У. Энергетика управления процессами / У. Макниз, К. Маркс // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2002. Вып. 29. С. 17—33.

33 Коверт М. Популяризация стандартов ИСО серии 9000:2000 для высшего руко­водства / М. Коверт, Н. Викерс // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2003. Вып. 40. С. 3-13.

34 Российская метрологическая энциклопедия / Под ред. Ю.В. Тарбеева. — СПб.: Лики России, 2001.

35 Кнорринг В.Ф. Теория измерений как самостоятельная область знаний: истори­ческие предпосылки, вступление в XXI век / В.Ф. Кнорринг, Г.Н. Солопченко // Измерительная техника. 2003. № 5.

36 Корольков В.Ф. Процессы управления организацией / В.Ф. Корольков, Ю.В. Брагин. — Ярославль: Яртелеком, 2001.

37 Васильков Ю.В. Системный подход к СМК [Электронный ресурс]. — Режим до­ступа: http://quality.eup.ru/.

38 Управление эффективностью и качеством: Модульная программа / Пер. с англ. Под ред. И. Прокопенко, К. Норта. Ч. I. — М.: Дело, 2001.

39 Пономарев СВ. Управление качеством продукции. Введение в системы менедж­мента качества: Учеб. пособие / СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобра-гин. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

40 Грашина М. Управление рисками как интегральная часть методологии проектно­го менеджмента / М. Грашина, М. Ньюэлл // Директор ИС. 2002. № 6.

41 Статистические методы повышения качества / Пер. с англ. Под ред. X. Кумэ. — М.: Финансы и статистика, 1990.

42 Антила Ю. Творческое применение стандартов ИСО 9000:2000 / Ю. Антила // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2002. Вып. 29. С. 33—47.

43 Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Экскурс в историю / А.В. Глазунов // Методы менеджмента качества. 2003. № 1.

44 Икуджиро Н., Хиротаки Т. Компания — создатель знания. Зарождение и разви­тие инноваций в японских фирмах / Н. Икуджиро, Т. Хиротаки. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2003.

45 Управление эффективностью и качеством: Модульная программа / Пер. с англ. Под ред. И. Прокопенко, К. Норта. Ч. II. — М.: Дело, 2001.

46 Безопасность атомных станций: Информационные и управляющие системы / М.А. Ястребенецкий, В.Н. Васильченко, СВ. Виноградская и др. Под ред. М.А. Ястребенецкого. — Киев: Техшка, 2004.

47 Шанкар Н. Стандарты ИСО серии 9000. Взаимодействие между Европой и Се­верной Америкой / Н. Шанкар // Европейское качество. 2003. № 1—2.

48 Адлер Ю.П. 55-я ступень лестницы, ведущей вверх / Ю.П. Адлер // Стандарты и качество. 2001. № 7-8.

49 Марш Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения. Практикум для достижения организационного превосходства / Дж. Марш. Пер. с англ. — Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2004.

50 Мильнер Б.З. Управление знаниями / Б.З. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 2003. — XIV.

51 Чайка И.И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? / И.И. Чай­ка // Стандарты и качество. 2006. № 3.

52 Герасимова Г.Е. Стандарты ИСО серии 9000 двухтысячного года об удовлетво­ренности потребителя / Г.Е. Герасимова // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2001. Вып. 25. С. 3-7.

53 Версан В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие / В.Г. Версан // Стандарты и качество. 2001. № 12.

54 Пространство доктора Деминга / Т. Нив. Кн. 1. — Тольятти: Городской обще­ственный фонд «Развитие через качество», 1998.

55 Конти Т. От детства к зрелости: переосмысление роли стандарта ИСО серии 9000 и всеобщего управления на основе качества и делового совершенства / Т. Конти // Европейское качество. Дайджест. 2004. № 4.

56 Герасимова Г.Е. О стандарте ИСО 10005:2005 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по планам качества» / Г.Е. Герасимова // Все о качестве. Зарубеж­ный опыт. 2006. Вып. 50. С. 22-41.

57 Герасимова Г.Е. Стандарт ИСО 10006:2003 «Системы менеджмента качества. Ре­комендации по менеджменту качества в проектах». Что нового? / Г.Е. Герасимо­ва // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2005. Вып. 48. С. 3—11.

58 Герасимова Г.Е. Послесловие к стандарту ИСО 10006:2003. Понятия, термины и аббревиатура, относящиеся к менеджменту проектов / Г.Е. Герасимова // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2005. Вып. 48. С. 16—21.

59 Рамперсад X. Общее управление качеством: личностные и организационные из­менения / X. Рамперсад. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2005.

60 Плетнева Н.П. Обращение с жалобами в организациях в соответствии с требова­ниями стандарта ИСО 10002:2004 / Н.П. Плетнева // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2005. Вып. 47. С. 3-10.

61 Скрябина Н.И. О стандарте ИСО/ТО 10017:2003 «Рекомендации по статистиче­ским методам применительно к ИСО 9001:2000» / Н.И. Скрябина // Все о каче­стве. Зарубежный опыт. 2005. Вып. 47. С. 51—61.

62 Герасимова Г.Е. О стандарте ИСО/ТО 10012:2003 «Системы менеджмента изме­рений. Требования к процессам измерения и измерительному оборудованию» / Г.Е. Герасимова, Ю. А. Стерьхов // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2005. Вып. 47. С. 36-50.

63 Обеспечение качества для безопасности атомных электростанций и других ядер­ных установок // Нормы и руководства по безопасности. Серия изданий по бе­зопасности, № 50-C/SG-Q - Вена: МАГАТЭ, 1998.

64 Общие положения обеспечения безопасности атомных станций, НП306.1.02/ 1.034-2000. — К.: Гос. администрация ядерного регулирования, 2000.

65 Небалуева Л.А. Комментарий к стандарту OHSAS 18001:1999 и рекомендации по его применению / Л.А. Небалуева // Все о качестве. Отечественные разработки. 2003. Вып. 26. С. 6-56.

66 Берк М. Социальная ответственность корпораций: В 3 т. / М. Берк // Энцикло­педия социальной работы. Пер. с англ. — М.: 1994. Т. 3

67 Бурышкин П. Москва купеческая / П. Бурышкин. — М.: Столица, 1999.

68 Социальная ответственность бизнеса — опыт России и Запада. Тематическое ис­следование консалтинговой группы «Управление PR» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.polit.ru/research/2004/06/21/social.html.

69 Свиткин М.З. Интегрированные системы менеджмента как фактор устойчивого развития организаций / М.З. Свиткин // Все о качестве. Отечественные разра­ботки. 2005. Вып. 36. С. 47-63.

70 Зветслоот Дж. Корпоративная устойчивость и социальная ответственность / Дж. Зветслоот // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2004. Вып. 45. С. 37—59.

71 Ивченко СВ. Город и бизнес: формирование социальной ответственности рос­сийских компаний / СВ. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

72 Дворкин Л.С. Хорошие стандарты придумали британцы. Интеграция BS 7799 в системы менеджмента / Л.С. Дворкин // Стандарты и качество. 2005. № 3.

73 Василевская СВ. TQM — основа интегральной системы менеджмента / СВ. Васи­левская // Методы менеджмента качества. 2005. № 1.

74 Швец В. Устойчивое развитие и менеджмент качества / В. Швец // Стандарты и качество. 2005. № 11.

75 Свиткин М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества на основе междуна­родных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. — СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.


Содержание

Глава 1. Менеджмент качества как объект стандартизации ……………………1

1.1.Регламентация менеджмента качества................... ………………………1

1.2.Международные стандарты менеджмента качества……………………….9

Глава 2. Концепция базовых стандартов ИСО 9000..... ………………………19

2.1.Принципы менеджмента качества......................... ………………………19

2.2.О взаимосвязи базовых стандартов ИСО 9000 и всеобщего менеджмента на основе качества (TQM)............................................. ………………………57

Глава 3. Стандарты поддержки, общие рекомендации, особые требования и отраслевые СМК …………………................................................................62

3.1.Стандарты поддержки........................................... ………………………62

3.2.Общие рекомендации............................................ ………………………65

3.3.Особые (специальные) требования....................... ………………………76

3.4.Отраслевые системы менеджмента качества........ ………………………86

Глава 4. Стандарты на системы менеджмента, которые могут применяться

в сочетании с ИСО 9001....................................... ………………………92

4.1.Окружающая среда............................................... ………………………92

4.2.Профессиональное здоровье и безопасность...... ………………………97

4.3.Корпоративная социальная ответственность....... ……………………..100

4.4.Информационная безопасность............................ ……………………..110

4.5.Безопасность в цепочке поставок......................... ……………………..112

Глава 5. Интегрированные системы менеджмента и концепция новой модели СМК …………………………………………………………………114

Литература...................................................................... ……………………..120




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.