Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание лидеров. Воспитатели лидеров




Кто знает, как сложилась бы моя судьба, не окажись я летом 1967 года в «Комсорге»? Убеждена в одном, «Комсорг» принадлежит к числу Школ, которые востребованы в любые времена, так же как и его воспитанники -активные, независимые, уверенные в себе люди, умеющие добиваться успеха. И таких «Комсорг» насчитывает несколько тысяч.

1967 год - далеко не благоприятный для научной разработки темы лидерства. В нашей стране в то время воспитание лидерских качеств не поощрялось. В почете было умение безропотно подчиняться. И все же в «Комсорге» научными школами Л.И. Уманского и А.С. Чернышева в эту пору разрабатывалась психология лидерства, утверждалась одна из ведущих точек зрения на природу лидерства - «лидерами не рождаются - ими становятся», их «выращивают» воспитатели высшего сорта и качества.

Наступили другие времена. Многие родители хотели бы видеть своих детей инициативными, находчивыми, ответственными, способными полагаться на собственные суждения, не подчиняющимися дурному влиянию сверстников, уверенными в себе, добродушными. По сути исследования, которые выполнялись курской школой психологов, прошли испытания временем.

В тот год с нами работали Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, И.С. Полонский, В.И. Пархоменко (Гринева), В.Н. Бутов и другие, хорошо известные в «комсорговской педагогике и психологии» люди. Заметьте - нами не руководили, нами не управляли...С нами работали!

Прошло почти 40 лет, а мы можем воспроизвести в памяти почти все дни, проведенные в лагере, потому что они были яркими, насыщенными, будоражили, заставляли наш ум и души трудиться. От первого дня - дня знакомства на Фагоре - до последних дней в «Комсорге» мы испытывали к шефам безграничную веру, готовность идти с ними в «огонь и воду». Что это? Влияние особой харизмы, гениальных педагогических идей, таланта психологов - педагогов?

Сейчас с «высоты» прожитых лет, некоторого жизненного и профессионального опыта, а также с позиции педагога-исследователя (осмелюсь так себя величать) можно сформулировать ряд условий, обеспечивающих жизнеспособность, а главное, продуктивность «Комсорга».

Первое. Важнейший «секрет» становления лидеров в «Комсорге» - в их воспитателях-шефах, которые считали за главное правило - создание гармонии интеллектуального и эмоционального фона в лагере, обеспечение разнообразия в его жизнедеятельности, вовлечение каждого из нас в творчество через изучение природы авторства, созидания и посредством самого созидания.

Шефы - творцы, авторы, созидатели... Очень разные. С разной долей творчества. С разным характером авторства. С разной степенью созидания. Это, пожалуй, во многом обозначило успех их команды, сориентированной на культ со-творчества индивидуальностей.

Второе. Известно, что лидер - член группы, за которыми она признает право принимать ответственное решение в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В «Комсорге» мы познавали азы лидерства, а вернее управленческую азбуку. В те годы это называлось «учеба школьного комсомольского актива». Мы - школьники 8-х- 10-х классов с упоением слушали лекции Л.И. Уманского, участвовали в тренингах А.С. Чернышева, А.Н. Лутошкина. Нас учили искусству и науке управления, организаторской деятельности. Учили ненавязчиво, в лагерных условиях, но добротно. Сохранились конспекты тех лет. Кстати, нисколько не устарели идеи, которыми нас питали. Доходчиво объясняли понятие «организаторская деятельность», ее социальную значимость, социальную опосредованность процессов взаимодействия личности организатора и организуемых и последних между собой. Мы знакомились со структурой организаторской деятельности, ее функциями и видами. Особую значимость имели беседы о личности организатора, о поэтапном развитии группы как коллектива.

Перечитывая «Памятку школьника-организатора», своего рода короткую инструкцию в форме диалога, составленную Л.И. Уманским, поражаешься его способности емко, цельно, доступно, убедительно предложить серию практических советов применительно к организаторской деятельности с использованием лексики, которая принимается старшеклассником. Памятка составлена на основе общих правил руководства организаторской деятельностью со стороны педагогов и поэтому служила своеобразной программой самообучения и самовоспитания школьника-организатора. Вот лишь некоторые рекомендации из памятки: «Получив поручение, выясни, какова его цель, к какому времени оно должно быть выполнено, что нужно сделать, кем тебе предстоит руководить...», «составь план работы...», «не берись за все сам...», «к товарищам относись справедливо, суди о них по работе, а не по словам или опираясь на свои личные симпатии...», «не горячись, когда решаешь трудные вопросы...», «не зазнавайся...», «не вешай носа, если трудно...». Незамысловатый текст. Ничего общего с наукообразным слогом. Филигранное изложение теоретических идей для начинающих организаторов.

По возвращении из «Комсорга» мы взялись за преобразования в комсомольской организации нашей школы. Помню, с каким вдохновением внедрялось все, что получили мы в «Комсорге»: учеба школьного актива, развитие уличных разновозрастных отрядов, коллективные творческие дела (закладка тополиных аллей на улицах села, оказание помощи пожилым людям, постановка спектаклей, проведение митингов «Имена на поверке»).

Состоялся своего рода перенос «комсорговского» опыта в ситуацию конкретной школы. Школьная жизнь, как отмечали наши сверстники, забурлила, стала насыщеннее и в ней каждому была предоставлена возможность для самоактуализации своего потенциала.

Третье. Воспитание лидеров в «Комсорге» осуществлялось, как это было отмечено выше, созданием особой развивающей атмосферы. Нас подбадривали, в нас вселяли уверенность, Мы часто слышали в свой адрес от наших шефов: «Я знаю, вы можете это сделать!» И после: «Вы это сделали потрясающе!». Нас ставили в ситуацию поиска, размышления, исследования нового, необходимости преодоления преграды. (Чего стоили туристические походы!) Нас настраивали на успех, на веру в успех. Нас учили анализировать причины достижений, а не причины неудач. Может быть, оттого, что мы были сориентированы на успех (а не на избежание неудачи), абсолютное большинство воспитанников «Комсорга» - успешные люди. Надо заметить, что нас не старались уберечь от ошибок и их последствий. В нас воспитывали решительность.

Особенно запомнилось то, что в «Комсорге» поощрялись мечты, какими бы далекими от реальной жизни они ни казались. Мы фантазировали, думали о том, как осуществить свои мечты. Сейчас я стараюсь в своих детях и внучке поддерживать высокий уровень притязаний.

В «Комсорге» мы совершенствовали навыки лидерства (в сфере своих интересов) на практике. Кто-то из нас был заводилой в спорте, кто-то - в художественной самодеятельности или в организации других творческих дел. Мы приобретали уверенность, когда учились выступать с короткими научными сообщениями, говорить без стеснения пред своими сверстниками.

Четвертое. Из «Комсорга» мы уезжали глубоко убежденными в том, что лидером становится тот, кто имеет четыре главных качества: уважение к другим, находчивость, ответственность и готовность постоянно работать над собой. Лидер не останавливается на достигнутом в своем личностном развитии.

Это мы усвоили прочно. И эти заповеди «Комсорга» старались пронести через всю нашу жизнь. Кто знает, как сложилась бы моя судьба, не окажись я летом 1967 года в «Комсорге»?

Курцев Александр Николаевич,профессор кафедры истории России КГУ, кандидат исторических наук, шеф третьего секретарского отряда лагеря «Комсорг» в 1969 г.

«Комсорг» как большая школа для «шефов»

К лету 1969 г. меня в числе нескольких других студентов нашего второго курса истпеда (Василия Барсукова, Эльвиры Болговой, Михаила Грызлова, Татьяны Ковалевой и т.д.) отобрали в «Комсорг», где я работал в течение двух смен шефом секретарского отряда №3.

В тот год местом проведения лагеря стал большой заводской поселок им. К. Либкнехта (Пены), где лагерь занял жилой и учебный корпуса местной школы-интерната. Поблизости были живописные места реки Сейма, вдоль которого комсорговцы совершили пеший турпоход с ночевкой в палатках. Однажды съездили на праздник в соседний город Льгов, который прошли парадным маршем. Нашим мальчишкам особо нравились спортивные состязания на школьном стадионе, девочки доминировали на творческих вечерах в актовом зале интерната.

Полновластным руководителем «Комсорга» был А.Н. Лутошкин, которому более всего помогал Е.А. Шанин. Наездами бывал лидер факультета профессор Л.И. Уманский.

Наиболее ответственным шефским мероприятием – по крайне мере для меня лично – являлось проведение цикла учебных занятий по организациям комсомольской работы в школах, особенно учитывая отрядный контингент – секретарей школьных комитетов комсомола, тем более что многие ребята имели детский возраст, представляя типичные тогда сельские 8-летние школы.

Копируя манеры руководства лагеря, я обучался вместе со своими учениками: общей организации коллектива людей и персональной работе с учетом индивидуальных качеств личности, преподавательской деятельности и неформальному общению в разнообразных ситуациях.

Выполнение нами социальной роли организатора дало шефам первый и такой важный опыт работы с людьми, который стал заделом для нашей дальнейшей и уже полувековой жизни.

Остается добавить, что впоследствии двое моих выпускников (Александр Карнавский и Лидия Карачевцева, командир и комиссар нашего отряда в разных сменах) стали студентами нашего факультета, выступив доказательством эстафеты комсорговских поколений.

Михаил Иосифович Рожковдоктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, работал в «Комсорге» в 1965, 1969 и 1970 гг.

«Комсорг» – существенный факт моей жизни. Именно он стал переломным в плане отношения к педагогической профессии. Его основатель и наш Учитель Л.И. Уманский доказал своей работой, что с детьми возможно и нужно работать творчески.

С первых дней своего существования в этом лагере по-новому были сформулированы задачи работы со школьниками: прежде всего, это подготовка лидеров к организаторской работе в школе; одновременно лагерь превращался в творческую лабораторию по поиску новых эффективных форм организации жизнедеятельности старшеклассников.

Рядом с Л.И. Уманским всегда собирались интересные люди. Он умел видеть потенциал людей и создавать условия для его реализации. Большую роль в становлении лагеря как системы подготовки лидеров сыграли его ученики А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, Е.И. Дымов и др.

Первый лагерь актива в шестидесятые годы кочевал. Каждый год ему выбирали новое место. Самый первый лагерь располагался в одном из пионерских лагерей около Курска.

В 1965 году этот лагерь располагался в палатках, рядом со школой-интернатом, в поселке Верхний Любаж Курской области. С 1966 года он проводится в очень живописном месте в деревне Горналь Суджанского района Курской области.

Методика работы лагеря была уникальной. Впервые детям говорили не только, что они могут делать в школе, но и как это сделать. Автор теории психологии развития организаторских способностей Л.И.Уманский пытался создать в лагере уникальную атмосферу сотрудничества и стимулирования активности всех участников лагерных сборов.

Вспоминать о лагере можно много. Но я приведу выдержки из моей статьи, опубликованной в газете «Молодая гвардия» в 1965 году.

«Раздался сигнал тревоги. Обитатели палаточного городка, высунувшись из палаток, пытались засунуть ноги в тапочки, но в каждой тапочке лежала картошка. Они хватали ее в руки и бежали строиться на линейку. Через несколько минут лагерь уже мчал по улицам села. Вокруг стояла тишина. Легкий ветерок переговаривался с листьями деревьев.

И вдруг, разрывая тишину, раздались голоса ребят, которые шли к пруду. И потекла над застывшим прудом привольная песня «Широка страна моя родная». Эта песня разбудила солнце, и солнце как бы нехотя начало выползать из-за горизонта.

Лагерь выстроился на линейку. Начальник штаба лагеря Л.И.Хорошавина командует: «Лагерь, смирно! Равнение на солнце!» Комсомольцы отдают салют солнцу. Подняты вверх руки, вскинуты вверх пять пальцев, символизирующие дружбу молодежи пяти континентов мира. Несется песня: «Пусть всегда будет солнце».

А солнце есть…. Оно уже встало. Начинается веселье у костра. Кто танцует, а кто хочет еще раз попробовать вкус печеной картошки. Ведь не зря кто-то ее подложил в обувь. Долго еще звучали шутки, смех, песни. Это было предпоследнее утро в жизни ребят в лагере. На другой день они разъехались во все уголки Курской области.

Когда ребята приехали в лагерь, их распределили по отрядам. Секретарей комсомольских организаций - в секретарские отряды, зав. спортсекторами комитетов ВЛКСМ школ - в спортивные, зав. культмассовыми секторами- в культмассовые, пионерскими - в отряд пионерских секторов, редакторов газет и начальников штаба КП- в отряд печати и «прожектористов».

Всем отрядам так же, как и в первой смене, читался курс лекций по всем видам комсомольской работы, но, кроме всего прочего, велись еще занятия по специализации. Кроме этого проводились практические занятия по той или иной теме с уклоном к специализации. Например, прочитана отрядам лекция по правилам организаторской работы. В каждом отряде проводится занятие по этой теме, но уже по специализации того или иного отряда. Задача лагеря - воспитать комсомольских организаторов, которые бы сумели поднять комсомольскую работу в школе, поэтому каждое мероприятие было фактически тоже обучением. Например, ребята не только ходили в походы: они учились их проводить, у них проходили занятия по туризму. В лагере сложился в основном молодежный коллектив студентов и преподавателей педагогического института. Никогда не забудут ребята, никогда не забудут их воспитатели научного руководителя лагеря Льва Ильича Уманского. Ни одного интересного мероприятия, ни одного веселого дела не проходило без его участия. И в самую трудную минуту он всегда оказывался рядом с комсомольцами. Благодаря ему в лагере применялись интересные новшества. Например, перед туристическим походом нужно было влить один отряд в остальные. Вообще это дело чрезвычайно болезненно. Но здесь применили принцип выборов по интересам. Давалась каждому анкета, в которой член отряда называл две фамилии своих друзей: оказалось, не только можно разделить отряд, но и педагогически целесообразно. И когда отряд был разделен, это прошло совершенно спокойно, без всяких осложнений.

А другие шефы: Л.И. Хорошавина, нач. штаба, всегда находившая общий язык с ребятами; физрук Н.А. Бессмертнов - громадную роль сыграли в организации лагерной спартакиады. Обо всех не напишешь. Хотелось бы, чтобы пединститут закрепил шефство над лагерем «Комсорг», и это стало бы традицией. Ведь воспитатели не только учили, они сами учились.

Ежедневно в лагере выходила лагерная стенная газета. У неё не было постоянного названия. Каждый отряд, отвечающий за её выпуск, придумывал ей новое название. Это были и «Ровесники» и «Алый парус», «Походная» и «Лесная газета».

Руководил выпуском газет отряд печати. Также за смену вышло несколько номеров «КП» и 2 номера сатирической газеты «Зубастик». А к концу смены молодые поэты лагеря выпустили свой литературный альманах.

Часто комсорги делились в лагере своим опытом. Примером этого служит конференция по разновозрастным комсомольско-пионерским отрядам, проходившая в лагере. Выступали и отвечали на вопросы на ней те, кто имеет опыт работы в таких отрядах. Много вопросов задавали ребята Гале Семеновой и др. И каждый из выступавших старался как можно больше сказать, поделиться самым лучшим».

Каждый год «Комсорг» был другим. Его делали другим педагоги. Но в нем сохранялся дух педагогического творчества и свободного восприятия мира, который внесли его создатели педагоги-шестидесятники.

Семён Рувимович Фейгинов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, работал в «Комсорге» с 1964 по 1971 гг.

Воспоминание о «Комсорге»

Начало начал. Я – первокурсник исторического факультета КГПИ. Ничем особенным не выделяюсь ни в учебе, ни в общественной работе. Много занимаюсь спортом и достиг в этом определенных успехов.

Как и почему обратил на меня внимание проф. Л.И. Уманский - до сих пор неясно. Может быть не совсем стандартно работаю на занятиях по общей психологии. Так или иначе, но я единственный на первом курсе, кто приглашен для работы в лагерь. Какой лагерь, кто и для чего в нем будет собран – почти тайна. Будет интересно, необычно, ждет много творческой работы – это сказал Лев Ильич. Для меня этого в общем достаточно.

Начало дела. В часе езды от Курска, прямо на автомобильной трассе стоит поселок с красивым названием – Верхний Любаж. В нем типовая общеобразовательная школа, в школе первый областной лагерь комсомольского актива «Комсорг». В лагере пять отрядов: школьной печати, секретарей шк. комсомольских организаций, культурно-массовый, учебных и трудовых секторов, спортивный. Последний возглавляет автор этих воспоминаний.

Сложностей много. Главная – шефу отряда (так было решено называть вожатых) 17 лет. За плечами незаконченный еще первый курс (июнь – идет летняя сессия, и на экзамены приходится ездить в город). Мои воспитанники находятся примерно в том же возрастном диапазоне. Зовут же они меня не иначе как Семен Романович, и это каждый день надо по-новому доказывать и заслуживать.

Планов отряда пока нет, но есть масса идей, которые не дают спать, а утром предъявляются моим ребятам для воплощения. Стараюсь сделать так, чтобы в отряде совсем не было времени для мыслей о том, интересно им или нет, возрасте их шефа – наставника, а главное, будет ли реальная польза от их пребывания в лагере. Собственно, задач, поставленных шефом перед 27 членами спортивного отряда, всего три: первая – доказать, что спортсмен не является понятием, тождественным тупости и ограниченности творческих возможностей; вторая – сделать так, чтобы было интересно; третья – просто быть первыми во всех лагерных делах.

Интегральный мотив всех задач прост и в общем далек от педагогики: спортсмены не проигрывают. Элементарно, но действует, и как ни странно, задает достаточно высокую планку жизнедеятельности и целеполагания отряда и его членов. Но скоро получил один из первых педагогических уроков: ставить задачи, давать авансы – легко, но для их реализации ты сам должен создать массу специальных условий. Причем важнее и труднее создавать их внутри самого себя, быть как бы наставником и критиком собственной личности. Создавать условия для успешной деятельности отряда намного проще – хотя бы потому, что они производные от первого.

Смог ли бы я понять это самостоятельно и сделать из этого достаточные педагогические выводы? Тогда казалось, что так оно и есть. Отряд побеждает почти во всех лагерных делах – значит, и я лучший. И педагог замечательный, и человек творческий.

Прошло совсем немного времени, и я понял, что все это не так. Лев Ильич Уманский мог доказать мне это в любой из ближайших дней. Но он гениально не делал никаких шагов в этом направлении. Более того, он всячески поддерживал во мне эту неадекватность, а порой даже стимулировал ее. Представьте такую картину: известный российский психолог, проф. Л.И. Уманский приглашает вечером меня, первокурсника, никогда еще не стоявшего перед аудиторией, и предлагает прочитать перед всем лагерем (130 человек) лекцию по психологии человека. Тему можно выбрать самому и затем разработать и показать ему тезисы выступления.

В качестве помощи будущему лектору (через два дня выступление) предлагается несколько популярных книжек и твердая уверенность профессора в необходимости и полезности выступления. Как сейчас помню тему выступления «Мотив и поступок в деятельности комсорга». Вместо тезисов - школьный план вопросов (оно и понятно: слово «тезисы» я слышал практически впервые). Тем не менее все получилось. Было мало теории, много предположений, несколько внятных суждений и много примеров из жизни моего отряда. Ребята хлопали мне как на концерте, сам я чувствовал себя мэтром не только воспитания, но и всей психологической науки…

Но вот что замечательно. Ребята действительно стали видеть во мне старшего и способного вести за собой, я ощутил в себе уверенность и необычайную жажду делать великие педагогические дела (на меньшее я уже не был согласен), лагерь и идея «Комсорга» получили человека навсегда благодарного за то, что случилось с ним в такое короткое и такое насыщенное творчеством время.

А самое главное заключалось в том, что этот пример не был таким исключительным, как мне тогда казалось, – вернее, только для меня самого он и был исключительным по своей важности. В той или иной степени все без исключения комсорги получали такую школу практической деятельности и самораскрытия своих индивидуальных творческих потенциалов, что возвращались домой совсем другими людьми. Именно людьми, а не комсомольскими функционерами. В этом был очень простой, но с психолого-педагогической точки зрения весьма емкий секрет успеха, во-первых, «Комсорга» (скоро он стал республиканским и принимал школьников из 16 регионов страны), шефов-наставников (более двадцати человек впоследствии защитили кандидатские и докторские диссертации), а главное – самих комсоргов, проживших, прочувствовавших за лагерную смену столько разных жизненных (не обучающих и наставляющих) событий, которые в их суммарно-накопительном итоге позволяли им понять себя в мире, особенности и сложности этого мира в себе и, наконец, себя и свою индивидуальность, как самый сложный и важный мир человека.

И я, как человек немало поживший и повидавший, могу говорить это с уверенностью и без юбилейного пафоса. И не только потому, что на планете «Комсорг» фактически произошло мое второе социальное и индивидуальное рождение… Просто мне не забыть, как уже взрослым человеком, зам.директора школы я приехал в первые дни своего летнего отпуска в «Комсорг» и сказал: «Не могу. Хочу и буду работать в лагере на любых условиях от дворника до шефа. Это мое время, мой мир, мое прошлое, настоящее и будущее…». Это был 1972 год, меня принял лагерь, и я был ему интересен… Прошло много, очень много лет, но я не чувствую перемены моего отношения к событиям и делам тех дней…

А через месяц мы вместе с шефом- наставником отряда печати «Комсорга» М.И. Рожковым открываем смену в лагере актива детских организаций Ярославской области…При первой встрече с ребятами мы будем говорить с ними о «Комсорге», а значит, о себе и о том деле, которому посвятили жизнь и к которому приглашаем юных человеков, только вступающих в нее.

Токмаков Игорь Викторович,кандидат исторических наук, директор филиала Московского института права в г. Курске



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.