КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая поддержка личности
Конечной целью психологической службы в санатории должно стать улучшение не только соматического здоровья отдыхающих, но и улучшение психологического состояния каждого отдыхающего, чтобы состояние удовлетворения, полученное здесь, смогло остаться с отдыхающими как можно дольше, когда они покинут границы санатория. Системный подход в реализации психологической помощи улучшает самочувствие (замечено и в процессе беседы). У большинства подростков тревожность понизилась, а в некоторых случаях перешла в умеренную (норма). Средний показатель личностной тревожности (суммарная оценка) подростков на момент приезда составлял 60,5 балла. На момент отъезда, после оздоровления в санатории 50,5 балла. И в первом, и во втором случае мы наблюдаем повышенную тревожность (по Ч. Д. Спилбергеру: х < 30 - низкий уровень ЛТ, 30 < х > 46 - средний, х >46 - высокий), но все же отмечаем разницу в 10 баллов. Таким образом, психологическая атмосфера санатория способствует улучшению самочувствия отдыхающих. Кроме работы с «тревожными» подростками, осуществлялась деятельность и с другими ребятами. Например, для старшеклассников проводились профконсультации, на которых юноши и девушки определялись в выборе профессии. С этой целью использовалась методика ДДО, методики Л. А. Иовавайши. Научные консультанты детского оздоровительного центра «Баркова гора» профессора А.С. Чернышев (слева) и И.Ф. Мягков (справа) Многие ребята обращались за помощью по вопросам саморазвития. В этих случаях использовались опросники Кэттелла (16 РР), К. Леонгарда. После определения индивидуальных особенностей давались некоторые рекомендации: какие свойства характера следует вырабатывать, а каким искать более удачное применение. Часто подростки приходили к психологу в минуты переживания одиночества от безответной любви. Такие ребята нуждались в особой поддержке и понимании. В процессе беседы применялись методы убеждения, разъяснения, приемы гештальттерапии. Групповая форма работы была направлена на формирование у ребят картины здорового образа жизни. В начале занятия было проведено анкетирование девятиклассников с целью определения их понимания о принципах здорового образа жизни. В ходе опроса участвовали 100 человек. Результаты показали, что у подростков практически нет правильного понятия о здоровом образе жизни. Большинство ребят считает, что человек, который «не курит и не пьет», ведет здоровый образ жизни (60 человек), занятие спортом выделяют только 34 человека, а правильное и полноценное питание и не ведение беспорядочной половой жизни оказывается практически незначительным. После беседы с подростками на такие темы, как роль физической культуры в укреплении здоровья, полноценное питание (о вреде диет и голодания на организм подростка), тяжелые последствия курения и алкоголя, а также беседы об отрицательном влиянии беспорядочной половой жизни, о смысле жизни и достоинствах здорового образа жизни ребята впервые задумались над некоторыми проблемами и об образе жизни, который ведут. Кроме того, они изменяли свой взгляд на многие проблемы и принимали для себя определенные решения. После занятий подростки стали более осведомленными в некоторых вопросах и понимание принципов здорового образа жизни стало глубже (среди основных составляющих здорового образа жизни выделяли осмысленность жизни и занятия спортом). Наряду с вышеописанными мероприятиями, на протяжении всего времени оказывалось психологическое консультирование. Основными проблемами обращения подростков были вопросы взаимоотношений с противоположным полом. Посещение консультаций или других занятий у психолога - дело каждого. Поэтому, знакомясь с подростками (на первой встрече), мы стараемся расположить их, создать ситуацию доверия и понимания. Разъясняя специфику работы психолога в санатории, мы объясняем, по какому вопросу можно обращаться к психологу, и говорим о конфиденциальности полученной информации. После этой беседы ребята сами решают, нужна им помощь психолога или нет. Но, как правило, приходя за интересующими их результатами психодиагностики, они получали соответствующие рекомендации. Большую роль здесь играли учителя, которые следили за выполнением необходимых рекомендаций. Таким образом, психологическая служба в санатории крайне необходима. Подросткам есть куда обратиться по поводу своих переживаний и получить поддержку и понимание. В результате анкетирования стало известно, что подросткам очень понравилось в санатории, практически всем бы очень хотелось вернуться сюда вновь. Ребята получили здесь не только желаемый отдых, но и оздоровление. Читая их анкеты, замечаешь грусть, особенно у тех, кто встретил здесь первую любовь. Эти подростки будут вспоминать санаторий с особым чувством - теплотой и нежностью. Большинство детей уезжают с плохим настроением, но это связано с тем, что им здесь понравилось: и концерты, которые они посещали, и развлекательные программы, в которых участвовали, и экскурсии, на которые ездили с большим удовольствием, и общение с другими детьми и подростками, многие из которых стали для них друзьями. Таким образом, мы видим только хорошие впечатления о санатории. Свободное от лечебно-профилактических процедур время анкетируемые хотели бы проводить на экскурсиях и на дискотеках. Некоторые хотели бы отдыхать пассивно (спать, смотреть телевизор). Большая часть с удовольствием приняли бы участие в конкурсах и развлекательных играх. В процессе анкетирования дети отмечали то, что им особенно понравилось в санатории. Это территория, природа, столовая, комнаты. Также подростки отмечали хорошее отношение воспитателей и обслуживающего персонала в столовой. Результаты исследования помогли нам спланировать развлекательную программу, учитывая интересы детей, а также проследить за тем, чтобы они получили не только отдых и развлечения (как они планируют), но и лечение, которое является основным в санатории. У 97% ребят надежды относительно санатория полностью оправдались. Желаемый отдых удалось получить 93,9%. Таким образом, в результате исследования организации психологической помощи подросткам в условиях санатория выявилось, что специальных работ, посвященных данному вопросу нет. Как правило, санаторно-курортное лечение в ряде случаев сопровождалось применением симптоматической психотерапии (медицинская модель) для устранения невротических и психосоматических нарушений. Межличностные отношения, внутриличностные проблемы и формирование психологической среды, психологического климата в подростковых группах оставались вне поля зрения медицинских работников, тем более до последнего времени в штате санатория отсутствовали профессиональные психологи. Организация психологической помощи не ограничивалась применением специальных психологических приемов и методов, а включала в себя рациональную систему психологического воздействия, а именно: доставка транспортом подростков санатория по месту жительства как до прибытия, так и после; заранее подготовленные помещения по распределению детей, радушная встреча их персоналом; выявление с помощью анкетирования интересов, целей и пожеланий поступивших. Все это служило материалом для быстрой организации досуга и участия подростков в спортивных играх, конкурсах, танцах, экскурсиях, вечерах отдыха, подборе специальной музыки, ландшафтотерапии и использовании бассейна. Компьютерный подбор рационального питания с учетом вкусов создает условия для положительных эмоций. А раннее знакомство с психологом дает возможность получить консультацию по самым интимным вопросам, тем самым создавая определенную психологическую защищенность. Причем весь период пребывания от начала и до отъезда сопровождался специально подобранной музыкой, а также проводилось индивидуальное консультирование в свободное от физиотерапевтических процедур время. Специально психологически подготовленные воспитатели и медицинский персонал умело создали положительное психологическое состояние и формировали определенную социально-психологическую среду: подросток - группа - воспитатели - медицинский персонал и предметная психология. Все это позволило психологу прицельно использовать соответствующие приемы и методы, способствующие решению внутри-личностных и межличностных проблем, развитию личности и социально психологической реабилитации подростков. Как правило, психолог в своей работе использовал приемы и методики из различных тренинговых методов, а также методы убеждения и разубеждения с элементами суггестии, психологические, психолого-педагогические и социально-психологические модели психотерапии. Такой синтетический подход был наиболее эффективен в оказании психологической помощи подросткам. Проведенное исследование позволило активизировать психологический потенциал личности и сплоченность групп и за короткое время пребывания в санатории не только быть в данный момент более устойчивыми имунными к негативным факторам, но и научить прогнозировать свое поведение, изменить нежелательные субъективные отношения в будущем к семье и предупредить конфликтные ситуации по возвращении домой. Проведенное исследование исходило из положения В.Н. Мясищева о том, что поведение и деятельность личности обусловлены сложившейся системой отношений к себе, другим людям и делу. Главный теоретический вопрос организации психологической помощи в условиях кратковременного пребывания подростков в санатории - это создание «психологического оазиса» как многофакторного реального феномена, синтезирующего как личностные особенности, так и организацию биосоциопсихологической среды, что недооценивается в кратковременных группах как в санаторно-курортных условиях, так и в лагерях отдыха. В ряде случаев, перед отъездом из санатория некоторые подростки проявляли тревожное состояние, которое чаще всего было обусловлено представлениями о возвращении в психотравмирующую семейную ситуацию, а также предстоящим расставанием дружеских (любовных) связей со сверстниками, которые возникли во время пребывания в санатории. Дополнительное психологическое консультирование несколько смягчало тревожность. Однако вопросы организации психологической помощи, а в дальнейшем и психологической службы, требуют дальнейших исследований. Из 1591 человека в групповой работе участвовали 725 подростков. Группы комплектовались по 8-12 человек. На занятиях ребята учились принимать других и быть принятыми другими, доверять самим и внушать доверие, оказывать помощь и получать ее. После окончания групповых занятий проводилось повторное исследование подростков, ранее имеющих тревожность и депрессию. Результаты повторного исследования показали положительные изменения у 580 человек. Из 866 не участвовавших только 112 человек имеют хорошие показатели. Кроме того, для ребят, посетивших занятия, атмосфера в классе стала представляться более теплой и дружелюбной, следовательно, групповая работа способствовала позитивному развитию мотивов межличностных отношений, а также изменению отношения к себе, своей личности и окружающим, доказательством чего явилось снижение уровня тревожности и проявления депрессивных симптомов. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что психологическая помощь, оказанная временно пребывающим в санатории подросткам, существенно повлияла не только на формирование позитивного психологического климата в группах, но и изменила систему личностных отношений.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |