Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая поддержка личности




Конечной целью психологической службы в санатории должно стать улучшение не только соматического здоровья отдыхаю­щих, но и улучшение психологического состояния каждого отдыхающе­го, чтобы состояние удовлетворения, полученное здесь, смогло остаться с отдыхающими как можно дольше, когда они покинут границы санато­рия.

Системный подход в реализации психологической помощи улуч­шает самочувствие (замечено и в процессе беседы). У большинства подростков тревожность понизилась, а в некоторых случаях перешла в умеренную (норма). Средний показатель личностной тревожности (суммарная оценка) подростков на момент приезда составлял 60,5 бал­ла. На момент отъезда, после оздоровления в санатории 50,5 балла. И в первом, и во втором случае мы наблюдаем повышенную тревожность (по Ч. Д. Спилбергеру: х < 30 - низкий уровень ЛТ, 30 < х > 46 - средний, х >46 - высокий), но все же отмечаем разницу в 10 баллов.

Таким образом, психологическая атмосфера санатория способству­ет улучшению самочувствия отдыхающих.

Кроме работы с «тревожными» подростками, осуществлялась де­ятельность и с другими ребятами. Например, для старшеклассников проводились профконсультации, на которых юноши и девушки опре­делялись в выборе профессии. С этой целью использовалась методика ДДО, методики Л. А. Иовавайши.

Научные консультанты детского оздоровительного центра «Баркова гора»

профессора А.С. Чернышев (слева) и И.Ф. Мягков (справа)

Многие ребята обращались за помощью по вопросам самораз­вития. В этих случаях использовались опросники Кэттелла (16 РР), К. Леонгарда. После определения индивидуальных особенностей дава­лись некоторые рекомендации: какие свойства характера следует выра­батывать, а каким искать более удачное применение.

Часто подростки приходили к психологу в минуты переживания одиночества от безответной любви. Такие ребята нуждались в особой поддержке и понимании. В процессе беседы применялись методы убеж­дения, разъяснения, приемы гештальттерапии.

Групповая форма работы была направлена на формирование у ре­бят картины здорового образа жизни. В начале занятия было проведено анкетирование девятиклассников с целью определения их понимания о принципах здорового образа жизни. В ходе опроса участвовали 100 че­ловек. Результаты показали, что у подростков практически нет правиль­ного понятия о здоровом образе жизни. Большинство ребят считает, что человек, который «не курит и не пьет», ведет здоровый образ жизни (60 человек), занятие спортом выделяют только 34 человека, а правиль­ное и полноценное питание и не ведение беспорядочной половой жизни оказывается практически незначительным. После беседы с подростками на такие темы, как роль физической культуры в укреплении здоровья, полноценное питание (о вреде диет и голодания на организм подростка), тяжелые последствия курения и алкоголя, а также беседы об отрицатель­ном влиянии беспорядочной половой жизни, о смысле жизни и досто­инствах здорового образа жизни ребята впервые задумались над неко­торыми проблемами и об образе жизни, который ведут. Кроме того, они изменяли свой взгляд на многие проблемы и принимали для себя опре­деленные решения. После занятий подростки стали более осведомлен­ными в некоторых вопросах и понимание принципов здорового образа жизни стало глубже (среди основных составляющих здорового образа жизни выделяли осмысленность жизни и занятия спортом).

Наряду с вышеописанными мероприятиями, на протяжении всего времени оказывалось психологическое консультирование. Основными проблемами обращения подростков были вопросы взаимоотношений с противоположным полом.

Посещение консультаций или других занятий у психолога - дело каждого. Поэтому, знакомясь с подростками (на первой встрече), мы стараемся расположить их, создать ситуацию доверия и понимания. Разъясняя специфику работы психолога в санатории, мы объясняем, по какому вопросу можно обращаться к психологу, и говорим о конфи­денциальности полученной информации. После этой беседы ребята сами решают, нужна им помощь психолога или нет. Но, как правило, приходя за интересующими их результатами психодиагностики, они получали соответствующие рекомендации. Большую роль здесь играли учителя, которые следили за выполнением необходимых рекомендаций.

Таким образом, психологическая служба в санатории крайне необ­ходима. Подросткам есть куда обратиться по поводу своих переживаний и получить поддержку и понимание.

В результате анкетирования стало известно, что подросткам очень понравилось в санатории, практически всем бы очень хотелось вер­нуться сюда вновь. Ребята получили здесь не только желаемый отдых, но и оздоровление. Читая их анкеты, замечаешь грусть, особенно у тех, кто встретил здесь первую любовь. Эти подростки будут вспоминать санаторий с особым чувством - теплотой и нежностью. Большинство детей уезжают с плохим настроением, но это связано с тем, что им здесь понравилось: и концерты, которые они посещали, и развлекательные программы, в которых участвовали, и экскурсии, на которые ездили с большим удовольствием, и общение с другими детьми и подростками, многие из которых стали для них друзьями.

Таким образом, мы видим только хорошие впечатления о санато­рии.

Свободное от лечебно-профилактических процедур время анкети­руемые хотели бы проводить на экскурсиях и на дискотеках. Некоторые хотели бы отдыхать пассивно (спать, смотреть телевизор). Большая часть с удовольствием приняли бы участие в конкурсах и развлекатель­ных играх.

В процессе анкетирования дети отмечали то, что им особенно пон­равилось в санатории. Это территория, природа, столовая, комнаты. Также подростки отмечали хорошее отношение воспитателей и обслу­живающего персонала в столовой.

Результаты исследования помогли нам спланировать развлекатель­ную программу, учитывая интересы детей, а также проследить за тем, чтобы они получили не только отдых и развлечения (как они планиру­ют), но и лечение, которое является основным в санатории.

У 97% ребят надежды относительно санатория полностью оправда­лись. Желаемый отдых удалось получить 93,9%.

Таким образом, в результате исследования организации психологи­ческой помощи подросткам в условиях санатория выявилось, что спе­циальных работ, посвященных данному вопросу нет. Как правило, сана­торно-курортное лечение в ряде случаев сопровождалось применением симптоматической психотерапии (медицинская модель) для устране­ния невротических и психосоматических нарушений. Межличностные отношения, внутриличностные проблемы и формирование психологи­ческой среды, психологического климата в подростковых группах ос­тавались вне поля зрения медицинских работников, тем более до пос­леднего времени в штате санатория отсутствовали профессиональные психологи.

Организация психологической помощи не ограничивалась приме­нением специальных психологических приемов и методов, а включала в себя рациональную систему психологического воздействия, а имен­но: доставка транспортом подростков санатория по месту жительс­тва как до прибытия, так и после; заранее подготовленные помещения по распределению детей, радушная встреча их персоналом; выявление с помощью анкетирования интересов, целей и пожеланий поступивших. Все это служило материалом для быстрой организации досуга и участия подростков в спортивных играх, конкурсах, танцах, экскурсиях, вечерах отдыха, подборе специальной музыки, ландшафтотерапии и использо­вании бассейна.

Компьютерный подбор рационального питания с учетом вкусов со­здает условия для положительных эмоций. А раннее знакомство с пси­хологом дает возможность получить консультацию по самым интимным вопросам, тем самым создавая определенную психологическую защи­щенность. Причем весь период пребывания от начала и до отъезда со­провождался специально подобранной музыкой, а также проводилось индивидуальное консультирование в свободное от физиотерапевтичес­ких процедур время.

Специально психологически подготовленные воспитатели и меди­цинский персонал умело создали положительное психологическое состо­яние и формировали определенную социально-психологическую среду: подросток - группа - воспитатели - медицинский персонал и предмет­ная психология. Все это позволило психологу прицельно использовать соответствующие приемы и методы, способствующие решению внутри-личностных и межличностных проблем, развитию личности и социаль­но психологической реабилитации подростков.

Как правило, психолог в своей работе использовал приемы и мето­дики из различных тренинговых методов, а также методы убеждения и разубеждения с элементами суггестии, психологические, психолого-педагогические и социально-психологические модели психотерапии. Такой синтетический подход был наиболее эффективен в оказании пси­хологической помощи подросткам.

Проведенное исследование позволило активизировать психологи­ческий потенциал личности и сплоченность групп и за короткое время пребывания в санатории не только быть в данный момент более устой­чивыми имунными к негативным факторам, но и научить прогнозиро­вать свое поведение, изменить нежелательные субъективные отношения в будущем к семье и предупредить конфликтные ситуации по возвраще­нии домой.

Проведенное исследование исходило из положения В.Н. Мясищева о том, что поведение и деятельность личности обусловлены сложившей­ся системой отношений к себе, другим людям и делу.

Главный теоретический вопрос организации психологической по­мощи в условиях кратковременного пребывания подростков в санато­рии - это создание «психологического оазиса» как многофакторного реального феномена, синтезирующего как личностные особенности, так и организацию биосоциопсихологической среды, что недооценивается в кратковременных группах как в санаторно-курортных условиях, так и в лагерях отдыха.

В ряде случаев, перед отъездом из санатория некоторые подростки проявляли тревожное состояние, которое чаще всего было обусловле­но представлениями о возвращении в психотравмирующую семейную ситуацию, а также предстоящим расставанием дружеских (любовных) связей со сверстниками, которые возникли во время пребывания в са­натории.

Дополнительное психологическое консультирование несколько смягчало тревожность. Однако вопросы организации психологической помощи, а в дальнейшем и психологической службы, требуют дальней­ших исследований.

Из 1591 человека в групповой работе участвовали 725 подростков. Группы комплектовались по 8-12 человек. На занятиях ребята учились принимать других и быть принятыми другими, доверять самим и вну­шать доверие, оказывать помощь и получать ее. После окончания груп­повых занятий проводилось повторное исследование подростков, ранее имеющих тревожность и депрессию. Результаты повторного исследова­ния показали положительные изменения у 580 человек. Из 866 не учас­твовавших только 112 человек имеют хорошие показатели. Кроме того, для ребят, посетивших занятия, атмосфера в классе стала представляться более теплой и дружелюбной, следовательно, групповая работа способс­твовала позитивному развитию мотивов межличностных отношений, а также изменению отношения к себе, своей личности и окружающим, доказательством чего явилось снижение уровня тревожности и прояв­ления депрессивных симптомов.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что психологическая помощь, оказанная временно пребывающим в са­натории подросткам, существенно повлияла не только на формирование позитивного психологического климата в группах, но и изменила систе­му личностных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.