Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каждый был личностью




ОЦЕНКА «КОМСОРГА» В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Фрагменты из статей в областных газетах «Курская правда» и «Молодая гвардия»

Более четверти века существует в нашей области летний загородный лагерь комсомольского актива «Комсорг». За эти годы около 30 тысяч старшеклассников прошли его школу.

Нынешним летом в «Комсорге», а он является полевой лабораторией ученых кафедры психологии Курского педагогического института, проводили научный эксперимент русские, украинские, американские психологи. Они поставили перед собой сложнейшую задачу – создать за одну смену в лагере такую атмосферу, которая была бы сродни духу общества, где реально есть свобода и демократия, уважительное отношение между людьми, где бы каждый подросток почувствовал, что его любят и в него верят. Только такая психологическая обстановка и способствует полному и творческому раскрытию лучших сторон личности, тем более молодой, растущей, часто сомневающейся в себе, дает широкий простор для самовыражения каждого.

Эксперимент, как считают ученые, удался. Сегодня они делятся своими впечатлениями о проведенном месяце в «Комсорге».

Ирина Михайловна Турчанинова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, и Оксана Борисовна Белецкая, научный сотрудник НИИ психологии Академии наук Украины.

– Мы внимательно присматривались к тому, как происходит жизнь в «Комсорге». Признаемся, что впервые узнали о такой организации отдыха школьников. Подобных лагерей у нас на Украине нет. Здесь же накоплен богатейший опыт. Отличается «Комсорг» от обычного школьного лагеря тем, что подобран определенный состав ребят – здесь собраны школьные лидеры. И как следствие этого – высокая умственная активность, развитое общение, инициатива, бьющая через край, желание показать себя с самой лучшей стороны.

Каждое проведенное здесь мероприятие отличалось содержанием, эмоциональным настроем. Например, нам больше всего понравилось поздравление с 60-летним юбилеем педагога Ситникова. Это было настолько душевно, трогательно настолько человечно!

Ребята нашли необычную форму поздравления – «Бал у юбиляра», которого приветствуют различные делегации, высокие гости, знаменитости. Мы как психологи наблюдали на этом вечере пик эмоционального объединения, родства всех.

Заметили, что во время жизни в лагере дети менялись буквально на глазах. Первые вечера, встречи, признаемся, несколько разочаровали нас недостаточно высоким уровнем эстетики и даже зародили сомнение: а сформировано ли чувство прекрасного у этих старшеклассников? Но нет, мы заблуждались. Потом поняли: подспудно шел у ребят процесс накопления, осмысления сделанного, критического и пристрастного взгляда на себя.

И еще один вывод: именно в свободной, демократической, дружелюбной атмосфере и рождаются талантливые личности.

Сью Харрис, доктор философии, частнопрактикующий психолог, писательница, Нью-Йорк, США:

– Я познакомилась со сборником статей «Социальная психология в СССР», который вышел в Канаде. В книге есть и статьи курских психологов. Их научные идеи очень заинтриговали меня. Узнав о готовящемся эксперименте, я с радостью согласилась принять участие в нем. Мне очень интересно наблюдать советских психологов в работе. Я видела, как идет развитие в детях чувства независимости и рождается творчество. К примеру, присутствуя на планерках, с вниманием воспринимала новые дерзкие идеи ребят в проведении различных мероприятий, акций, в подготовке спектаклей или праздничного вечера. Через день-два эти идеи кардинально менялись, демонстрируя тем самым большой заряд творчества. В итоге получался насыщенный импровизацией и духовно богатый вечер.

Я также присутствовала на многих дискуссиях ребят. Это тоже было прелюбопытно, давало возможность познать психологию советского ребенка, его духовный и нравственный мир. Участвовала я и в семинарах, которые для детей проводили психологи, помогая ребятам выработать и закрепить положительные черты в их взаимоотношениях.

Я считала, что идеи Макаренко можно применять лишь к асоциальным группам, a месяц в «Комсорге» убедил меня в том, что использовать мысли и опыт великого педагога с успехом можно и в нормальных коллективах. Мне понравилась здесь еще и дружелюбная обстановка. Она сложилась такой очень быстро. Понимаю, что произошло это не только благодаря психологам, но и дети, почувствoвaв к себе доброе отношение, старались сами так же относиться друг к другу. Думаю, для них этот месяц долго будет памятен.

Мне до сих пор не приходит в голову, как это можно сидеть до трех часов утра и разрабатывать сценарий завтрашнего вечера или спектакля. И я видела, что все делалось вовсе не по принуждению, а исключительно по доброй воле. Кое с кем из детей, несмотря на языковой барьер, мне удалось поближе познакомиться и даже подружиться. Они так любят дарить цветы и приглашают на танцы. Это трогает до глубины души.

В то же время заметила, что между мальчиками и девочками мало раскованности, девочки повсюду ходят вместе за руки, а мальчикам уютнее в мужской компании. Мне кажется, что девочки и мальчики тянутся друг к другу, но между ними стоит искусственная стена. Их, конечно же, волнуют и тревожат мысли о любви, о сексе, но они настолько зажаты, настолько пребывают в плену невежественных стереотипов, что сказать о своих тайных мыслях стесняются.

Это серьезным образом отражается на психическом здоровье детей, может привести к нежелательным проблемам. Американские дети в этом смысле совершенно раскованны, и вопросы секса для них открыты. Об этом я сказала вашим психологам, это хорошо бы учитывать также и родителям, и учителям. Полная информированность снимет многие вопросы. Никак в толк не возьму, почему вы до сих пор считаете секс чем-то неприличным, грязным? Это опасное заблуждение.

Л. Штукина

«Курская правда», 20 сентября 1990 года,

№ 217 (20597)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.