Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальное психологическое консультирование 1 страница




Консультирование проводилось, когда подростки по своей инициа­тиве обращались к психологу по поводу внутриличностных или межлич­ностных конфликтов, чаще с нарушениями межличностных отношений со сверстниками, воспитателями или при наличии психосоматических нарушений. Реже подростки направлялись на консультирование воспи­тателями в случае отклонения в поведении подростков. Ряд подростков, нуждающихся в индивидуально-психологической помощи, выявлялись психологом во время групповых тренингов.

Психологическое консультирование включало в себя клинико-био-графические методы, выяснение условий микросоциальной среды дома и в санатории. К сожалению, не всегда удавалось получить объективные сведения о состоянии подростка у родителей.

В каждом случае консультирования психолог проводил адекватное тестирование и психологический анализ. Только после тщательного ана­лиза полученных данных проводилась целенаправленная психологическая помощь и давались рекомендации по коррекции самому подростку, воспитателям и врачам в плане рационального построения отношений. Все это помогало выработать стратегию и методы психологического воздействия на каждый этап коррекционной работы.

Психолого-педагогическая коррекция и прогноз исходили из ана­лиза психосоматического состояния и наличия психологического «фун­дамента» личности. Биопсихосоциальный подход давал возможность скорейшей адаптации в условиях санатория и способствовал формиро­ванию позитивного психологического климата в группе сверстников.

Эффективность во многом зависела от разъяснения «проблемы» подростка, механизмов возникновения и прогнозирования ее, от осоз­нания слабых и сильных сторон личности, доли его участия в ее про­явлении и пути ее разрешения. Указывалось на роль самого подростка в исправлении искаженных отношений, выработке адекватной само­оценке и уверенности в себе. При коррекции использовались различные техники и приемы: суггестивные, личностно ориентированные, разу­беждение и убеждение, поведенческие и когнитивные приемы, методы аутогенной тренировки и релаксации и др.

Иллюстрируя консультативную помощь подросткам, можно выде­лить ряд типичных ситуаций и проблем.

Психосоматические расстройства в результате конфликтов в се­мье - это подавление личности ребенка, алкоголизм родителей, развод и т.п. Эти и другие постоянные неблагоприятные условия в семье вы­зывали у детей головную боль, бессонницу, энурез, нарушение общения со сверстниками, стойкую обиду и т.п.

Большая часть подростков выявляется с высоким уровнем тре­вожности и легкой депрессией. С ними проводились, помимо клинико-психологического исследования, тестирование по методике Ч. Д. Спилбергера, Г.Ю. Айзенка, беседа и наблюдение. Тревожные состояния, как правило, были обусловлены внутрисемейными конф­ликтами, при этом реакция подростков была разнообразной (по типу истерических проявлений, либо уходили в себя и т.д.). При этом фор­мы проявления реакции находились в зависимости от типа акцентуа­ции характера.

Напряженность может быть вызвана не только отрицательны­ми эмоциями и неудовлетворенностью внешними обстоятельствами, но также личностными особенностями, когда считают себя изолирован­ными, отгороженными от других. Такие подростки считают себя оди­нокими, часто лежат в постели, недоверчивы, чувствительны к крити­ке, испытывают страхи со стороны агрессии. Они беспокоятся за свое здоровье, за здоровье своих близких. Это личностные психастенические особенности трудоемки в плане оказания помощи. Однако эти подрост­ки нуждаются в разъяснении структуры своей личности и научении при­емам борьбы с сомнениями. Проиллюстрируем сказанное.

Марина Л. пятнадцати лет обратилась самостоятельно после тренинговых занятий с жалобами на беспокойный сон (снятся кошмары, и во сне она кричит). В беседе выяснилось, что Марина постоянно страда­ет от материнского гнева, мать постоянно кричит на нее, упрекает в том, что она ничего не умеет, настаивает в объяснении ее сложных заданий по математике (мать преподаватель математики), называла ее тупицей. После этих нотаций девочка просит у нее прощения. Марина пытается не показываться матери на глаза и больше времени проводит в своей комнате. Однажды она билась головой о стенку, чтобы умереть и тем самым облегчить жизнь матери. При этом мать постоянно пугает дочь, что у нее больное сердце и она может умереть, что вызывает еще больше страха и опасения Марины, хотя и сама Марина неоднократно лежала в больнице с сердечными нарушениями, где обнаруживали сосудистую дистонию невротического генеза, которая сопровождалась головной болью. Марина заявила, что ей очень не хочется возвращаться домой, «разве, что съездить, посмотреть на всех и вернуться в санаторий», тем более отец «сильно пьет». Она указывает на конфликт с братом, считая, что мать его любит больше. От постоянных запоев отца Марина боялась, что мать бросится под поезд, тем более что бабушка по линии отца от постоянного пьянства дедушки «бросалась под поезд».

Биографическое исследование и наблюдение выявило ряд психосо­матических нарушений: депрессивность, тревожность, головную боль, нарушение сна, кошмарные сновидения, замкнутость. Эти состояния усу­губляются, по мнению Марины, неразрешимостью обстановки в семье.

Помимо проведения коммуникативного тренинга, Марине разъяс­нялись механизмы ее расстройств, где указывалась ее роль в возникно­вении тех или иных нарушений, указывались пути улучшения отноше­ния ее к членам семьи, тем более что отец в последнее время перестал злоупотреблять спиртными напитками. Подчеркивалось, что она теперь взрослая и должна разрешать конфликтные ситуации не уходом в себя, а подходить рационально, чтобы сохранить и свое здоровье, и сформи­ровать самостоятельную уверенную в себе личность. Рекомендовалось простить поведение матери по отношению к ней, учитывая, что были сложные отношения с отцом, что мать пытается развить ее личность, но иногда прибегает к неадекватным приемам. Как взрослой девочке, даны рекомендации наладить взаимоотношения с матерью.

Конфликтные ситуации в доме не дают возможности полноценно­го восстановления физического и психического здоровья. Особенно это видно когда в семье имеется отчим.

Так, Катя М. Тринадцати лет все время переживает за свою мать, которая живет с отчимом, от которого имеется у них совместная дочь, и она не может избавиться от него, хотя отчим агрессивен и нередко бьет мать. Девочка считает, что на отчиме «порча». Просит разрешить эту ситуацию.

Значительная часть, чаще девочки, испытывают тревожность, бес­покойное состояние, когда в семье отчим и особенно, если у отчима есть совместные дети, к которым они более благосклонны. Нередко обраща­лись подростки с проблемами разводов родителей.

Так, Оля Е. тринадцати лет после развода родителей испытыва­ет обиду на отца, который говорит, что по-прежнему любит ее, но она хочет, чтобы он вернулся в семью. Появилось желание отомстить той женщине, которая увела отца. Постоянно думает об отце, звонила лю­бовнице, угрожала ей, в это время она краснела, бледнела, на глазах по­являлись слезы.

Было проведено разубеждение и убеждение, сопровождаемое суг­гестией. Так же использовалась техника «горячего стула». После этого Оля стала спокойнее, но все равно ненавидит разлучницу, что мешает ей учиться в школе.

Нередко обращаются подростки с элементами дисморфофобии.

Так Таня П. четырнадцати лет обратилась к психологу самостоя­тельно с жалобой на то, что она «не такая как все», что она самая высо­кая, самая худая, хотя младше всех. «Я не ношу бюстгальтер, у меня нет месячных».

Как выяснилось, у девочки эмоционально-лабильная акцентуация характера. У нее низкие коммуникативные способности, весьма внуша­ема, все время нуждается в поддержке подруг. Стесняется присутствия мальчиков, хотя хочет с ними встречаться, очень осторожно подходит к ним. Она поняла, что мальчик понравился ей, когда он уже уехал из са­натория. Таня не знает ни адреса, ни фамилии и переживает, что никогда не встретится с ним. Во время беседы общительна, откровенна, делится своими интимными переживаниями.

Девочке разъяснены особенности ее личности, ее сильные и слабые стороны и даны рекомендации как самостоятельно решать вопросы, ко­торые встречаются на ее пути.

Ряд подростков проявляет тревожность и даже депрессию из-за не­которых «изъянов» своего внешнего вида.

Так, Маша А. 14 лет переживает, что ее дразнят из-за веснушек на лице, что она не выговаривает «р». Хотя сама она адекватна, участ­вует в соревнованиях, однако недостатки свои тяжело переживает, при этом чувствует себя всегда справедливой.

После разубеждения и убеждения в ее положительных качествах и ее целеустремленности осталась довольной и оптимистично покинула психолога.

Лена Я. шестнадцати лет обследовалась с целью выяснения причин, вызвавших высокий уровень тревожности.

В результате исследования выяснилось, что у Лены высокий уро­вень личной тревожности, низкий уровень коммуникативных и орга­низаторских способностей. Она не стремиться к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время на­едине с собой, испытывает трудности в установлении контактов с людь­ми, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает своего мнения, тяжело переживает обиды. Лена меланхолик. У девушки ярко выраженное косоглазие - это является всему первопричиной. Она ска­зала, что нормально жить ей мешает плохое отношение других к себе. Сестра стесняется ее, старается пойти в школу раньше, чтобы не идти вместе с Леной. Это очень обижает и травмирует девушку. Рассказывая это, Лена плачет.

В целях психокоррекции была проведена рациональная беседа и суггестивное внушение. Были даны рекомендации. После беседы Лена сказала, что поняла свои слабости и постарается в жизни поступать так, как порекомендовал ей психолог.

Другие приходят с жалобами на неудовлетворенность своей фи­гурой. Так, например, Лена Т. шестнадцати лет обратилась с жалобой на то, что она «толстая» и поэтому не может позволить себе одеться по моде, чтобы сгладить недостатки своей фигуры, и это ее все время держит в беспокойстве.

Проведенная разъяснительная беседа позволила более адекватно взглянуть на ситуацию.

На консультации по собственной инициативе обращались подрост­ки с просьбой устранения их ранимости, потому что они все принимают близко к сердцу и тяжело переживают. Это не дает им полноценно жить. Как правило, это бывает у подростков с эмоционально-лабильным ти­пом акцентуации.

Света С. тринадцати лет обратилась с просьбой «помочь избавиться от комплексов, которые мешают жить, от разочарований и обид». В ре­зультате беседы выяснилось, что девочка около четырех лет страдает хроническим полиомиелитом, в результате чего очень часто ей прихо­дится проходить стационарное лечение. Света призналась, что «почти всегда» чувствует себя плохо. Ее движения скованы, заметно деформи­рованы суставы пальцев рук и деформирована нога. У девочки выяв­лен высокий уровень тревожности. Она отмечает у себя повышенную утомляемость, раздражительность. Отмечает, что ее раздражение часто выливается на домашних, после чего она раскаивается и плачет - это говорит о неврастеническом типе акцентуации характера. Свету беспо­коит, что ее мама очень переживает из-за ее инвалидности, из-за того, что проведенное ранее лечение оказалось малоэффективным. Девочка очень привязана к родителям и ей доставляет большое огорчение ви­деть, как родители страдают из-за ее болезни. Методика «Я идеальный, я реальный, я глазами других» показала, что Света чувствует свою не­полноценность, заметна тревожность, регрессия, стремление избегать нового опыта, желание вернуться в прошлое. Выявлено состояние край­ней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.

В целях психокоррекции была проведена рациональная беседа и суггестивное внушение. Использовались релаксационные упражне­ния. Даны рекомендации по аутотренингу

Марина С. тринадцати лет обратилась с жалобой на чувство неуве­ренности и тревожности, неудовлетворенности выполнения стремле­ний, затруднение нахождения общего языка с окружающими. Она объ­ясняет это ревностью, завистливостью и самомнением. Она хотела бы быть как многие, но у нее ничего не получается.

Исследования показали, что Марина критически относится к вы­сказываниям других, заостряет внимание на манере говорить, прихо­дит к поспешным выводам. В разговоре часто ищет скрытый смысл сказанного. Подобные действия часто приводят к подозрительности и неумению быть хорошим собеседником. Многословие вызывает у нее раздражение. Девочка независима в суждениях и поведении, в конфлик­тах склонна винить других. У нее есть черты, которые создают трудно­сти в общении с людьми - это ревность, завистливость, самомнение. Несмотря на это, Марина склонна к тревожности, ранимости, легко ме­няет интересы, склонна к лабильности настроения, утомляемости.

Было проведено разубеждение и убеждение после чего девочка от­метила, что почувствовала уверенность в себе, изменила отношение к окружающим.

Нередко к психологу самостоятельно обращались по поводу необъ­яснимого беспокойства, хотя сами указывали на некоторые причины. Так, например, Алексей К. Мальчик рассказал, что в школе его дразнят «очкариком», попытки укрепиться занятиями каратэ не дали успеха.

Были использованы методы разубеждения и убеждения, направ­ленные на повышение самооценки, самоуверенности, а так же мальчик участвовал в тренинговых занятиях, что позволило выровнять его пси­хическое состояние.

Ряд подростков с большим трудом адаптируются к условиям санато­рия. Они постоянно настаивают на возвращении домой, чувствуют себя неуютно. Это объясняется конфликтами с воспитателями. В некоторых случаях это объясняется неудовлетворением желания познакомиться с любимым (любимой) или конфликтными ситуациями в палатах.

Сергей Б. (тринадцати лет) был обследован по просьбе воспитате­лей по поводу сильного желания вернуться домой, сопровождающего­ся плачем. Эта ситуация возникла после того, как воспитатель, в целях наказания, лишил подростка вечернего развлекательного мероприятия (просмотра видеофильма).

Сергеем была написана объяснительная записка (по просьбе стар­шего воспитателя), в которой он подробно описывает желание вернуть­ся домой, называя отдых здесь «адом».

В процессе беседы с подростком последний всячески проявлял пове­дение скучающего и несчастного ребенка: опущенные плечи, потухший взгляд, угнетенность. Он постоянно твердил о том, что хочет домой, хотя причину объяснить отказался. Общение ср сверстниками можно считать удовлетворительным, несмотря на то, что к его соседям по палате посто­янно приходят друзья, что мешает ему отдыхать.

В процессе беседы выяснилось, что Сергей очень любит вызывать к себе жалость у других, любит заботу и внимание. Дома привык иметь все, что хочет (живет с мамой, бабушкой и дедушкой). По результатам психологического обследования диагностируется истероидно-неврастенический тип личности. Это говорит о том, что подросток любит быть в центре внимания, любит, чтобы им восхищались, брали с него пример. Готов на все, лишь бы привлечь интерес к своей персоне. Если окружаю­щие не проявляют к нему интерес, то очень страдает, чувствует вялость, угнетенность, становится «ранимым».

Сергею было предложено вызвать маму, чтобы она забрала его, но он тут же отказался, аргументируя это тем, что «дорого выйдет, а вот если бы вы сами отвезли меня...». Причем подросток заранее «знал, что будет так плохо», но мама не обратила внимание на его протест.

Подростку проводилась личностно ориентированная психотерапия. Так же было разъяснено воспитателям, что дальнейшее поведение их по отношению к Сергею должно строиться на основе твердости, последова­тельности. В процессе общения нужно «мягко» пресекать капризы, плак­сивость и притворство. Однако иногда эти подростки, видя, что их «игра» не действует на одного воспитателя, легко переходят к другому. Поэтому необходимо всем воспитателям придерживаться единой линии поведе­ния. Меньше всего рекомендуется говорить о его «несчастье». Стремление быть в центре событий и внимания окружающих можно компенсировать активным участием в развлекательных мероприятиях.

В ходе беседы с воспитателем было выявлено, что в одной палате возник конфликт между Вовой 3. одиннадцати лет и тремя мальчиками, которые с ним проживают. Мальчик рассказал, что лидером в комнате является Алеша, два других мальчика во всем его поддерживают. Ребята оскорбляют Вову, называют «ушастым», «очкариком». На руках и на лбу мальчика видны синяки. Вова объясняет это тем, что ребята держа­ли его, а Алеша бил. Мальчик воспитан, спокоен, рассудителен, очень любит читать. Он сказал, что уже перестал обращать внимание на ос­корбления и не разговаривает с ними.

До произошедшего конфликта Вова ухаживал за Алешей, когда тот заболел и лежал с высокой температурой, а его «друзья» уходили на дис­котеку. Алеша тогда говорил, что Вова ему как брат. Тогда ребята игно­рировали Виталика. Позже Виталик подружился с ребятами, а Вова был вытеснен из компании.

Наблюдая за Алешей можно сказать, что у мальчика истероидный тип акцентуации характера, он очень демонстративен, любит находиться в центре внимания. Неподчинение и невнимание со стороны Вовы Алешу задело.

Мальчики участвовали в занятиях коммуникативного тренинга, после чего ребята приняли Вову, их отношения стали более мирными, они начали больше общаться, вместе играть. Кроме того, Вова посещал индивидуальные занятия у психолога, где проводились рациональные беседы, суггестивные внушения, после которых мальчик сказал, что стал чувствовать себя более уверенно, научился налаживать контакт с ребя­тами и выходить из сложных ситуаций.

Люда Р. четырнадцати лет обратилась самостоятельно. Ее тревожит конфликт с воспитателями, которые запрещают ей встречаться с мест­ным парнем. Люда боится, что по возвращении домой «воспитатели наговорят родителям о ней много плохого». Воспитатели запретили им встречаться после того, как ее парень пришел к ней со своими друзьями, и все были в состоянии алкогольного опьянения. На попытку воспита­телей выпроводить их из корпуса ребята ответили нецензурной бранью, разбили стекло. Несмотря на запрет, девочка продолжает тайно встре­чаться с парнем.

В результате обследования выяснилось, что у девочки высокий уро­вень личностной тревожности, наличие легкой депрессии ситуативного генеза. Гипертимный тип акцентуации характера. Люда легко обижается по пустякам, часто хмура, раздражительна, завистлива. В делах не уве­ренна, перед трудностями пасует. Злопамятна, мнительна, любит коман­довать.

Проведенное рациональное разубеждение помогло девочке адекват­но оценить сложившуюся ситуацию и разрешить возникший конфликт.

Вика С. четырнадцати лет обратилась с просьбой наладить отноше­ния с нравившимся парнем. Она сказала, что ей кажется, что она ему нравится, но он избегает встречи с ней. Вика предлагала ему дружбу, но мальчик ничего ей не ответил. Она очень переживает и не знает как с ним себя вести.

Проведенное исследование показало, что девочка активна, влюбчи­ва, впечатлительна. Легко увлекается людьми и событиями. Лидер по на­туре. Экстраверт. Стремится к ярким впечатлениям, риску, импульсивна. Предпочитает действовать. Склонна быть агрессивной и быстро теряет терпение, чувства в целом не находятся под высоким контролем.

Даны рекомендации, помогающие управлять своими чувствами. Проведена разъяснительная беседа.

В некоторых случаях подростки обращались с просьбой помочь из­бавиться от тоски по дому.

Маша Р. двенадцати лет была исследована по поводу сильного же­лания вернуться домой, сопровождающегося плачем. Девочка впервые оказалась «оторванной» от родителей. Дома девочка окружена гиперопекой. Друзей нет. В санатории ее ничто не радует, она считает дни до отъезда.

Исследование показало, что у нее высокий уровень тревожности. Слабохарактерна, неспособна к волевым усилиям, трудно адаптируется к новым условиям, пессимистична. Можно говорить об эмоциональной лабильности девочки, о медленном возврате к исходному состоянию после эмоциональных переживаний. Рисуночный тест выявил самопог­лощенность, тенденцию к интроверсии, склонность к агрессии, психо­логическую слабость, склонность к противоречивости. Маша любит все в центре внимания, любит заботу, чтобы ей восхищались, проявляли интерес. Не получая это, девочка страдает, чувствует вялость, угнетен­ность, потеряла аппетит.

Проведено убеждение и разубеждение, суггестивное внушение. Так же девочка посещала коммуникативный тренинг. После этого Маша перестала плакать, подружилась с девочками, аппетит улучшился.

Максим Д. двенадцати лет рассказал, что очень скучает по дому. Мальчик эмоционально лабилен, у него высокий уровень тревожности. Максим переживает за то, что он хуже других (он полный). С помощью рисуночной методики «Рисунок семьи» выяснилась, что мальчик заме­чает дистанцию между родителями и собой. Он страдает от одиночества и изоляции в семье. Возможно, здесь присутствует ревность к маленько­му брату. Препятствие на рисунке (палатка) свидетельствует об ограни­чении в межличностных отношениях. Огонь - подчеркнутое выражение желания мальчика иметь наставника, человека ведущего его по жизни; потребность в любви и тепле, т.к. Максим чувствует ее слабое проявле­ние со стороны родителей.

В целях психокоррекции была проведена рациональная беседа, суг­гестивное внушение, применялись игровые и рисуночные методики. Были даны рекомендации по налаживанию отношений с родителями. Проведенная в конце заезда психодиагностика показала, что уровень личностной тревожности снизился.

В ряде случаев подростки направлялись воспитателями в связи с не­адекватным поведением, когда требовалась не только психологическая, но и психиатрическая помощь.

Диму Ч. десяти лет привел воспитатель по поводу его неадекватной реакции на обиду. Накануне мальчик у него отобрал мяч. Дима заплакал, лег на землю и лежал, до тех пока воспитатель уговорила его подняться. Мальчик сказал, что он всегда так реагирует на обиду: в школе его часто бьют. Дима отстает в развитии, не знает дни недели, не знает, где живет мать, кем работает. Мальчик живет с бабушкой и дедушкой.

С помощью методики «Дом, дерево, человек» выявлено, что Дима чувствует свою незащищенность, у него ограничен контакт с реальнос­тью. Мальчик не желает допускать кого-либо к своим истинным чувс­твам. Также выявлено наличие сильных враждебных импульсов, замкнутость, уход в себя. На рисунке выражено состояние крайней фруст­рации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.

Была проведена арттерапия, использовались рисуночные и игровые методики.

Воспитатели отмечают неадекватное поведение Карины С. четыр­надцати лет. Девочка дважды была обнаружена бродящей по коридо­ру ночью, пытаясь бежать домой, обрезала себе челку, кроме того, она подходит к мужчинам и начинает их обнимать. Карина учится в спец­школе. Воспитывается приемной мамой, которая взяла ее из детдома. В ходе беседы Карина рассказала о том, что сочиняет песни. Эти песни так же, как и ее мечты были о любви, о мальчике, которого она «не знает». Она сказала, что не будет иметь детей, т.к. боится, что с ними что-нибудь случится и они умрут. Девочка боится и смерти своих род­ных. Но ясно представляет свою смерть, как ее несут в гробу. У Карины наблюдается частая смена настроения: сначала она плачет, а потом смеется. Предложенные ей задания девочка выполнить не смогла, т.к. «не поняла».

Рекомендована консультация психиатра.

Витя И. десяти лет был направлен воспитателем по поводу ночного недержания мочи. Он сказал, что в семье «не все хорошо», однако под­робно рассказывать отказался. Очень хочет избавиться от своего недуга. Мальчик отказался рисовать свою семью, что свидетельствует о конфликтной ситуации. Другая рисуночная методика «Дом, дерево, человек» выявила напряженность неопределенного характера, внутреннюю ри­гидность, бегство от действительности, ощущение своей неполноцен­ности, потребность замкнуться в себе, неадекватность, стремление по­лучить удовольствие от окружающего мира, потребность компенсации физического несовершенства, состояние крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.

После проведения убеждений в том, что он может стать здоровым полноценным парнем, после суггестивного воздействия он будет чувствовать себя нормальным во всех отношениях. После проведения пяти гипно-суггестивных сеансов энурез прекратился, мальчик стал более открытым, оживленным в движениях. Появилась уверенность в себе, своих силах и возможностях.

За период исследования (2001-2004 гг.) индивидуальное консультирование получили 2520 подростков. Из них 57% - с психосоматическими расстройствами в результате семейных конфликтов, 24 % - с вопросами межполовых отношений, 12% - с нарушениями межличностных отношений, 7% - имеющие психосоматические нарушения (энурез, тики, заикание).

Из вышесказанного следует, что индивидуальное консультирова­ние является неотъемлемым звеном в системе психологической службы в санаторных условиях.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детство, отрочество и юность – важнейшие этапы личностного развития человека, поэтому необходимо обеспечить всем детям и каждому ребенку в отдельности благоприятные социальные и социально-психологические условия прохождения этих этапов. Однако и сейчас это в принципе очень сложно, т.к. существует проблема значительных социальных и индивидуально-психологических различий детей, официально разделенных на элитарных не столько по психологическим, сколько по финансовым возможностям, посещающих элитарные учебные заведения (лицеи, гимназии, колледжи), обычных и беспризорников; введена и психологическая дифференциация – одаренные, девиантные, нормальные и группы риска. И дифференциация продолжает расти.

В данной ситуации оптимальной представляется тенденция сочетания общего гуманного подхода ко всем детям на основе разработки медик развития успеха всех категорий детей и создания социотехник, технологий психологической помощи отдельным категориям молодежи. Есть мнение о том, что без методики развития успеха у всех детей работа с одаренными детьми не имеет смысла, так как для реализации потенциала одаренности необходима социальная среда с высокими показателями образованности и воспитанности. В противном случае судьба одаренных детей часто складывается неудачно. Ярким примером этого является трагический жизненный путь ярко одаренного ребенка – поэта-прасола А.В. Кольцова [9].

С позиций социальной психологии плодотворным представляется путь социального сближения детей разных категорий для свершения единого социального действия или в рамках общения, или при включении в различные виды деятельности.

В этой связи наиболее эффективным социально-психологическим механизмом социального сближения является молодежное лидерство. Это в определенной мере подтверждено почти полувековым опытом работы «Комсорга». Получив хорошую организаторскую и личностную подготовку в школе лидеров, социально одаренные дети активно влияют на социальную ситуацию в школе, других детских организациях. Однако здесь необходима помощь юным лидерам со стороны, в нашем случае эту задачу решает кафедра психологии и шефы «Комсорга».

В рамках описанного опыта достаточно эффективным средством социального сближения молодежи региона, повышения ее духовности служит психологизированное общественное мнение о роли молодежи в жизни региона и создание комплекса профильных молодежных центров – «Комсорга», «Монолита», «Вертикали», «Гайдаровца», «Магистра», «Спасателя», «Диалога» и др.

Ориентируясь на социально одаренных детей, мы стояли на позиции видения более широких возможностей подростков и юношей, чем это вытекало из признаков данной типологии, – и реальность подтвердила продуктивность позиции психолого-педагогического оптимизма. На деле социально одаренные дети наряду с лидерскими способностями проявили высокий интеллект, музыкальные, спортивные, художественные, филологические и др. способности. Видимо, деление детей на различные типы одаренности носит довольно условный характер. Именно такая установка психолога-экспериментатора на развитие детей должна принести успех.

Однако только сочетание теории, эксперимента и практики (Б.Ф. Ломов) может привести к успеху в подготовке молодежных лидеров [77]. Но использование достижений социальной психологии в решении проблем молодежи сопряжено с большими социально-психологическими и организационными трудностями по обеспечению их внедрения в практику. Известный социальный психолог-экспериментатор С. Милграм [89], критически оценивая данную ситуацию, отмечал, что психолог не имеет менеджера и поэтому сам вынужден выступать и в роли исследователя, и в роли организатора внедрения полученного нового знания в практику.

Успех нашего подхода во многом объясняется тем, что с самого начала эксперимента его обеспечивали наряду с психологами представители других наук, властных структур и образовательных учреждений. Время показало, что включение психологического эксперимента в систему социальных связей во многом гарантирует его успех и долгожительство.

* * *

Шефы и воспитанники трепетно относятся к названию школы лидеров – «Комсорг», которое в силу своей звучности, краткости и красоты выступает ореолом значимости, романтизма, таинственности и исключительности молодежного сообщества. Интересно, что не все современные воспитанники школы знают смысловое значение «Комсорга» – комсомольский организатор, но любят это слово как символ счастья, радости, перспективы и т.д. В день празднования 45-летия «Комсорга» 4 августа 2006 г. в ходе многочисленных встреч с комсорговцами наглядно проявился данный феномен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.