КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сначала о том, что не является одаренностью. Прежде всего - не имеет отношения к одаренности так называемая натасканность
Три типа одаренности имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Об отдельных типах одаренности Одарённость. Иллюзии. Реальность. Виктория Юркевич
...Почему матери так мечтают об одаренном ребенке? Лучше бы они хотели ему счастья... Это - отнюдь не мимолетная мысль в грустную минуту. Опыт многих лет работы дает понимание: одаренность - это тяжелая ноша, нести которую выпадает и родителям, и ребенку. Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одаренность существует разных типов, далеко не каждый из них имеет отношение к школе. Так, например, весьма дефицитная в любом обществе и наименее изученная социальная одаренность (ее еще называют лидерской) всерьез не интересует ни учителей, ни родителей. Точнее, и те, и другие ее боятся, не зная, что с ней делать, да и лидером в классе вроде полагается быть учителю... Есть еще художественная одаренность (музыкальная, изобразительная, сценическая) - она, пожалуй, как раз лучше других изучена, но к так называемой общеобразовательной школе все же не имеет прямого отношения. Есть еще психомоторная (спортивная) одаренность. Не о них здесь речь. Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности недостаточно. Интеллектуальная одаренность - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю... Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности". Однако сейчас речь не о страданиях людей с творческой одаренностью, а о том, как не ошибиться в понимании способностей, как увидеть одаренного ребенка. ...Пришлось мне однажды общаться с одной "молодой", лет пятидесяти бабушкой. Главная ее отличительная черта - фанатичная любовь к порядку. В любое время дня у нее в доме все так вылизано и прибрано, будто вот-вот ожидается официальный прием. И вот подошло время, когда ее внуку исполнилось пять лет. Самая пора, по ее представлениям, развивать его способности и готовить в школу. Сначала было составлено расписание, включающее ежедневно три обязательных урока - чтение, математику, иностранный язык. Расписание соблюдалось неукоснительно, ставились даже оценки. Ребенок к шести годам свободно читал, превосходно считал и даже писал с каждым днем все лучше и лучше. Если он почему-либо не хотел прилежно учиться, его всегда наказывали, хотя и не так уж строго - чтобы не отбить охоту к учению. Мальчик от уроков не уклонялся (только попробовал бы...), но сам желания перевыполнять предлагаемую ему интеллектуальную норму - прочитать что-либо незапланированное или решить незаданный пример - как правило, не проявлял. Я, конечно, намекала бабушке, что к развитию способностей такого рода воспитание не имеет отношения; но, увы, нет пророка в отечестве своем. В престижной школе, куда привела внука бабушка, его взяли: видно, магия свободно читающего и легко считающего семилетнего ребенка была достаточно велика. В первом классе он учился блистательно, во втором и третьем - хорошо, в пятом - начались проблемы. Мальчик не понимал решения сколько-нибудь сложных арифметических задач, весьма неохотно читал, появились даже проблемы с грамотностью. Из блестящего ученика он медленно, но неотвратимо превращался в серого троечника. Сам-то он был такой же, как и раньше; просто запас знаний, которым снабдила его предусмотрительная бабушка, постепенно иссякал. Кончалась и та "фора", которую он имел, а со способностями было туговато. То, что сделала заботливая бабушка со своим внуком, и называется натасканностью. Это именно "накачанность" знаниями - и ничего больше. У этого ребенка не было главного, что есть в одаренных детях. Чего же?
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |