Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем похожи одаренные дети?




Одаренные дети - разные. Есть тихие и есть шумные, агрессивные и очень мирные, веселые и грустные; среди них бывают и хилые, но попадаются и завидные здоровячки. Но у всех одаренных детей есть нечто общее.

У всех одаренных детей ярко, отчётливо, иногда даже болезненно остро выражена потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Это так называемая познавательная потребность, выражающаяся, прежде всего, в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы. Одаренных детей заставлять не надо - они сами непрерывно ищут для себя сложную интеллектуальную работу, и нет для них большего удовольствия, чем такая работа.

...Девятилетний Саша любит проводить время таким образом: влезает на шкаф, сгоняя оттуда кота, забирает собой кучу книг, тетради и начинает заниматься своими любимыми делами писать детскую энциклопедию (уже шел ко второму тому), читать любимого писателя (а это Шекспир), решать задачи (он учится на так называемом "мехмате"). Еду требует доставлять ему прямо на шкаф. "Зачем ты залезаешь на Шкаф, Саша?" - "Чтобы не мешали, это мой рабочий кабинет".

...Восьмилетний Олег целые тетради заполняет химическими формулами. Собрал огромную библиотеку по разным разделам химии. Придя в Сократовскую школу, где работают с одаренными детьми, прежде всего поинтересовался, предоставят ли ему педагога по химии. Хотя склонен к конфликтам ("Почему такие детские задачи? Я что, маленький?") - сразу умолкает, если дать ему задачу посложнее. Несмотря на свою повышенную возбудимость, спокойно относится к интеллектуальным неудачам - просит только не подсказывать. И немедленно успокаивается, когда получает новую и сложную интеллектуальную работу.

...Вот на приеме маленький мальчик: шести лет, обыкновенный с виду. Я даю ему задачу - непростую для его возраста, с ней не справляются иногда и взрослые. И вдруг вижу радость на его лице, хотя задача трудная и еще неизвестно, решит ли он ее. Он перестает стесняться (хотя сначала едва мог выговорить свое имя), его больше не пугает незнакомая обстановка и незнакомая "ученая тетя". И по этой его радости я понимаю: "наш кадр", одаренный ребенок.

Меня всегда удивляет, как неистово эти дети любят умственный труд. Некоторые родители пугаются их одержимости, боятся, что они от этого заболеют,- и прячут от них книжки, атласы, задачники. И вот тогда-то эти дети действительно заболевают... Умственный труд им нужен как ежедневный хлеб, как основная пища; без этого они - буквально, без преувеличения - не могут жить.

Это главное, чтобы можно было увидеть одаренного ребенка. Но есть и другие признаки, которые часто обнаруживаются при одаренности.

Общение. Часто одаренные дети умеют и хотят общаться только со взрослыми - те больше знают, с ними интереснее, они их принимают и восхищаются ими. Сверстники же над этими детьми смеются, а иногда травят и бьют. Обычные дети (увы, практически все) активно не любят тех, кто отличается от нормы - слишком толстых и слишком худых, слишком высоких и слишком маленьких, очень глупых и очень умных. Они не переносят при общении ничего странного, необычного. Одаренные дети им непонятны, они их раздражают. Кто поинтеллигентнее и поспокойнее - тот просто смеется над ними, кто попроще и агрессивнее - бьет...

Почти всех одаренных, с кем я имела дело, приходилось спасать от нападок их обыкновенных сверстников. "А почему он все время притворяется? Почему он такой странный?" - попытался сформулировать свое видение этой проблемы один из таких шестилетних поборников психологического равенства. Некоторых таких "странных" мы направляем в специальную школу для одаренных, другим предлагаем индивидуальное обучение на дому, а в третьих просто учим защищаться. Ничего не поделаешь...

Эмоциональность таких детей часто кажется невероятной. Они испытывают безутешное горе по поводу слишком грустного конца в фильме; и потому, что тетя, которая им нравится, почему-то уходит. Они способны закатить родителям скандал только потому, что они зовут обедать, отрывая от решения интересной задачи. И это не капризы; это особый мир, сверхэмоциональный и сверхчувствительный. Встречаются, правда, спокойные одаренные дети. Но, во-первых, это, как правило, только "интеллектуалы", творческие дети бывают спокойными крайне редко; а во-вторых, их спокойствие часто оплачивается специфическими проблемами со здоровьем. Одаренность - тяжелая, хотя и украшающая ноша; за нее этим детям иногда приходится страдать уже с раннего детства.

Поразительным бывает чувство юмора у таких детей; почти всегда оно кажется врожденным. Нередко (может быть, из боязни, из неуверенности в реакции взрослых) сами-то дети не острят, но когда "хохмят" окружающие, им безумно нравится. Пятилетний мальчик громко смеется сложному каламбуру, а услышав от гостя вполне взрослый анекдот, влюбленно заглядывает в глаза рассказавшему и, в восторге от такого замечательного знакомства, предлагает ему поиграть с его любимой игрушкой. Особенно часто такое обостренное и сверхраннее чувство юмора проявляется у детей именно с творческой одаренностью - они легко и радостно замечают любую несообразность мира.

Многое можно рассказать об особой речи одаренных детей, о бросающихся в глаза особенностях моторики или восприятия, даже в своих пристрастиях в еде они часто отличаются от других детей. И это понятно. Одаренность - это не особенность только их мозга и только их интеллекта, это другое устройство всей их психики, всего организма. В чем-то эти дети всегда уязвимее обычных детей, часто они находятся на грани нервного срыва. Именно поэтому одаренные дети по определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) входят в группу риска - наряду с умственно отсталыми маленькими правонарушителями, детьми алкоголиков и т. п. Именно поэтому им нужно особое воспитание, другие учебные программы, другие учителя, другие школы...

После того как выяснилось, что ребенок действительно одаренный, начинается самое трудное. Что с таким ребенком делать, к кому обратиться за помощью, где его учить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.