Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие школы нужны одаренным?




С детства нам внушали, что школа для того и существует, чтобы "хорошо" и "отлично" учиться. Многие поверили в это, особенно девочки, вот и учатся отлично. Хуже, что поверили в это и школьные директора и учителя. И многие элитарные школы до сих пор - это оранжереи для будущих медалистов и стартовая площадка для приземления в престижном ном вузе. В этих школах очень серьёзно заботятся о качестве, но еще больше честно говоря, о количестве знаний школа ведь существует не только и даже не столько для этого.

Для чего же? Развивать способности детей? Уже теплее, даже горячо, но всё-таки и это не единственное. И, может, даже не главное.

У Гегеля есть мысль о том, что человек должен, прежде всего, "выполнить себя". Это значит - реализовать свою уникальную индивидуальность, свое представление о природе и обществе, о Боге и человеке. Многие психологи считают, что потребность в самоактуализации, особенно ярко ощущаемая именно одаренными людьми,- это основа всех духовных потребностей человека. Человек, не сумевший реализовать себя, всегда испытывает глубокую внутреннюю неудовлетворенность жизнью - как бы внешне благополучен он ни был.

Школа для того и существует, чтобы помочь ребенку, потом подростку, юноше развить в себе способности к самоактуализации. Нет, не научить этому (едва ли этому научишь), а создать психологические условия, чтобы ребенок был готов к этой тяжелой и всегда самостоятельной работе.

Нужны школы, где всерьез думают о развитии способностей детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребенок должен испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться "мускулы воли" - только в таких условиях будут развиваться способности и характер ребенка. Такого рода "дискомфорт" должен, в конечном итоге, приносить радость ребенку, стать ему привычным и даже необходимым. Радость преодоления трудностей, радость победы над собой (пусть при этом победой будет всего лишь решение нудного примера длиной в километр) - это и есть подготовка одаренного ребенка к жизни. Работа с одаренными - далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд. Правда, необыкновенно интересный. Одаренные дети не ангелочки, а беспокойные, иногда почти невыносимо "вредные" дети. Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот - особенные...

Виктория Соломоновна Юркевич,

доктор психологических наук,

сотрудник Психологического института РАО,

специалист по проблеме способностей

 

Материал взят из журнала "Семья и школа"

№8, 1996 г




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.