КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка результатов эксперимента
Рандомизация
Перед проведением эксперимента следует оценить условия, в которых он будет проходить. Под условиями в данном случае понимается наличие возмущающих и контролируемых входных параметров объекта, таких, как температура окружающей среды, её влажность, изменение характеристик образцов, используемых в эксперименте, и т.п. Если условия могут изменяться непредсказуемым образом, то исключить их влияние можно с помощью приёма, называемого рандомизацией, которая заключается в реализации плана эксперимента таким путём, чтобы влиянию условий придать случайный характер. Для исключения систематических ошибок рекомендуется опыты, предусмотренные матрицей, проводить в случайной последовательности. Порядок проведения опытов следует выбирать по таблице случайных чисел или путём обычной жеребьёвки. Для компенсации влияния случайных погрешностей каждый опыт необходимо проводить n раз. Опыты, проводимые несколько раз при одних и тех же значениях факторов, называются параллельными. Под дублированием понимают постановку параллельных опытов. Обычное число параллельных опытов принимают равным 2-3, иногда 4-5. Существует три варианта дублирования опытов: 1 – равномерное, 2 – неравномерное, 3 – без дублирования. При равномерном дублировании все строки матрицы планирования имеют одинаковое число параллельных опытов. В случае неравномерного дублирования числа параллельных опытов неодинаковы. При отсутствии дублирования параллельные опыты не проводятся. Наиболее предпочтительным является первый вариант, при котором эксперимент отличается повышенной точностью, а математическая обработка данных – простотой. Использование приёма рандомизации покажем на примере. Допустим, необходимо провести ПФЭ 22, причём в каждом опыте предполагается осуществить два наблюдения. ПФЭ 22 предполагает проведение четырёх опытов, а с учётом параллельных опытов в нашем примере – 8. Теперь выберем в таблице случайных чисел (прил. 6) ряд чисел с 1 по 8, допустим следующий: 4, 2, 5, 6, 7, 3, 8 и 1 (ряд не должен иметь повторений). Следовательно, именно такую последовательность должны иметь наблюдения (табл. 13.6).Это значит, что по времени будут начинать с опыта № 4 (порядковый номер 8), затем выполнять опыт № 1 (порядковый номер 2) и т. д.
Таблица 13.6 Рандомизированная матрица планирования
Обработку результатов эксперимента при равномерном дублировании опытов можно представить следующей схемой. 1. Для каждой строки матрицы планирования вычисляют среднее арифметическое значение уj параметра оптимизации:
, (13.14)
где – номер параллельного опыта; – значение параметра оптимизации в -м параллельном опыте -й строки матрицы. 2. Определяют дисперсию каждого опыта матрицы планирования:
. (13.15)
3. Используя – критерий Кохрена, проверяют гипотезу однородности дисперсий опытов:
. (13.16)
Дисперсии однородны, если расчётное значение – критерия не превышает табличного значения – критерия (прил. 7). 4. Если дисперсии опытов однородны, то вычисляют дисперсию воспроизводимости эксперимента:
. (13.17)
5. Определяют коэффициенты уравнения регрессии: свободный член
; (13.18)
коэффициенты регрессии, характеризующие линейные эффекты:
; (13.19)
коэффициенты регрессии, характеризующие эффекты взаимодействия:
, (13.20)
где - номера факторов; - кодированные значения факторов и в -м опыте. 6. Вычислив коэффициенты регрессии, проверяют их значимость. Одним из способов является оценка с помощью -критерия Стьюдента. Расчётное значение критерия Стьюдента вычисляют по выражению:
, (13.21)
где - ошибка в определении –го коэффициента;
, (13.22)
где - дисперсия –коэффициента регрессии (она одинакова для всех коэффициентов модели). (13.23)
Полученный -критерий сравнивают с табличным (прил. 2). Коэффициент регрессии значим, если . Критерий Стьюдента вычисляют для каждого коэффициента регрессии. Статистически незначимые коэффициенты исключаются из уравнения регрессии. 7. Определяют дисперсию адекватности (остаточную дисперсию) , которая характеризует рассеяние эмпирических значений у относительно расчётных у, определяемых по уравнению регрессии:
, (13.24)
где – среднее арифметическое значение параметра оптимизации в -м опыте; – значение параметра оптимизации, вычисленное по модели для условий -го опыта; – число степеней свободы равное N-(k+1), k – число факторов. 8. Проверка гипотезы адекватности найденной модели по – критерию Фишера: . (13.25)
Табличное значение критерия отыскивается (прил. 8) по числам степеней свободы jg = N(n-1) и jm = N-(k +1). Условие адекватности модели > . Поясним изложенное примером. В табл. 13.7 приведена матрица планирования ПФЭ 23 и его результаты. Для расчёта дисперсии воспроизводимости в эксперименте проводилось равномерное дублирование наблюдений (n=2), поэтому в табл. 13.7. приведены два значения параметра оптимизации уj и уj. Рассчитаем средние значения параметра оптимизации для каждого опыта. Для первого опыта имеем:
у1 = (80.23 + 81.93)/2 = 81.08,
и аналогично находим искомые значения для остальных опытов, помещая их в соответствующий столбец (см. табл. 13.7). Далее находим yju = yju – yj, которые для первого опыта имеют величины:
у11 = 80.23 – 81.08 = -0.85; у12 = 81.93 – 81.08 = 0.85.
Аналогично находим значения для остальных опытов и результаты заносим в соответствующие столбцы, как и величины ( уj1)2=( уj2)2. Теперь можно найти дисперсии опытов. В первом опыте имеем:
,
а остальные значения приведены в соответствующем столбце табл.13.7. Подсчитаем сумму этого столбца (она равна 5.214) и выделим в нём максимальную дисперсию S42 = 1.620. Теперь можно найти расчётное значение критерия Кохрена:
.
Табличное значение критерия Кохрена при N = 8 и j = n –1 = 1 составляет = 0.7945, следовательно, можно сделать вывод о том, что дисперсии однородны (прил. 7). Поскольку в рассматриваемом примере nj = const = 2, дисперсию воспроизводимости находим по формуле:
. Таблица 13.7 Матрица планирования и результаты обработки ПФЭ 23
Возникает вопрос: что делать, если дисперсии неоднородны? В этом случае надо либо отсеять выделяющиеся значения параметра оптимизации, полученные в ходе эксперимента в результате так называемых «промахов», либо, если установлено, что «промахов» допущено не было, следует увеличить число наблюдений в опыте. Уравнение регрессии ПФЭ 23 имеет вид:
у = b0 + b1x1 + b2x2 + b3x3 + b12x1x2 + b13x1x3 + b23x2x3 + b123x1x2x3.Поэтому рассчитаем коэффициенты уравнения:
b0 = 1/8((+1)81.08+(+1)85.65+(+1)82.27+(+1)90.40+ +(+1)84.95+(+1)89.95+(+1)85.25+(+1)88.25) = 85.98 b1 = 1/8((-1)81.08+(+1)85.65+(-1)82.27+(+1)90.40+ +(-1)84.95+(+1)89.95+(-1)85.25+(+1)88.25) = 2.59; b2 = 0.57, b3 = 1.13 b12 = 1/8((-1)(-1)81.08+(+1)(-1)85.65+(-1)(+1)82.27+(+1)(+1)90.4+ +(-1)(-1)84.95+(+1)(-1)89.95+(-1)(+1)85.25+(+1)(+1)88.25) = 0.20; b13 = -0.59; b23 = -0.92; b123 = -0.70.
Следовательно модель имеет следующий вид:
у = 85.98+2.59X1+0.57X2+1.13X3+0.20X1X2–0.59X1X3–0.92X2X3- –0.70X1X2X3.
Далее нужно проверить значимость оценок коэффициентов. Найдём дисперсию оценок коэффициентов:
, и их квадратичную ошибку: .
Табличное значение критерия Стьюдента при доверительной вероятности 0.95 и числе степеней свободы j = N(n-1) = 8 составляет tтабл = 2.306 (прил. 2). Вычислим расчётные значения tp-критерия Стьюдента и сравним с tтабл:
;
tp2 = 2.821; tp3 = 5.594; tp12 = 0.99; tp13 = 2.92; tp23 = 4.554; t123= 3.441.
Очевидно, что все оценки, за исключением b12, оказались значимыми. Тогда модель объекта будет иметь вид:
y = 85.98+2.59X1+0.57X2+1.13X3–0.59X1X3–0.92X2X3–0.70X1X2X3.
Далее находим дисперсию адекватности:
,
а следовательно, расчётное значение критерия Фишера:
.
Табличное значение критерия при jg = 8 и jm = 4 составляет (прил. 8) FT=6.04 (при 1-L=0.95). Расчётное значение критерия существенно меньше табличного, и следовательно, модель является адекватной.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |