КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нужда или блажь
Не будем воспринимать теорию Маслоу как догму и превращать ее в библию, пытаясь растолковать все ее неясности и противоречия. Главное - существует иерархия человеческих потребностей, и она оказывает прямое влияние на потребительское поведение. С этим никто не будет спорить. Россия - чудесный пример того, как общество, поставленное в искусственные условия принудительного распределения, вдруг оказалось вовлеченным в рыночную экономику. Путь, который другие страны шли многие десятилетия, мы проделали за несколько лет. Действительно, помните время, когда на полученные Горбачевым кредиты в страну хлынул поток импорта? Голландские и китайские консервированные сосиски из «мяса» сои, кипрский виноградный сок, разлитый в Швеции немецкий «Халварин» - предшественник «Рамы», разно' образные паштеты из печени бобовых культур и настоящее спасение - итальянские макароны и американские куриные окорочка. Утолив первый голод, население робко приступило к покупке пошитой кооперативами одежды, которая казалась тогда верхом роскоши. Ситуацию спасли китайцы, наводнившие Россию своими дешевыми поделками. Затем был ажиотаж с закупками телевизоров и видеомагнитофонов, причем наибольшей популярностью пользовались такие марки, как Supra, Funai и Shivaki, которые сейчас уступили лидерство мировым «монстрам» Sony и Panasonic. А вот, казалось бы, более необходимые в хозяйстве импортные холодильники и стиральные машины в то время продавались в гораздо меньших количествах. В чем дело? Да, старенькие ЗИЛы и «Вятки» пока честно пахали. Но ведь также же честно пахали старые «Рубины» и «Рекорды». Дело в том, что бытовая техника была предметом «второго эшелона» престижности, а одежда и видео - первого. Вот так в потреблении начинают отражаться потребности в престиже и общественном признании.
Первые российские богачи явно тупили - строили дорогие коттеджи в родных деревнях, делали евроремонт в бывших коммуналках и смешили европейцев своим неумением распоряжаться деньгами. Да, становление капитализма в России - красочная иллюстрация иерархии человеческих потребностей. Но надо признать, что это не более чем утрирование. Все это искаженная картина потребления, созданная ненасыщенным формирующимся рынком. По ней совершенно невозможно судить о реальной структуре удовлетворения потребностей человека. Я не удивлюсь, если мне скажут, что основные денежные затраты некоторых малообеспеченных семей в 1995 г. составляла покупка... акций «МММ» или «Тибета». Вот уж точно предметы первой необходимости! Если внимательно присмотреться, то и сейчас наш рынок во многих его секторах далек от насыщения и цивилизованности. У людей только начинает появляться возможность реального выбора между удовлетворением различных потребностей. А до вырабатывания западной культуры потребления нам еще ой как далеко. Тем не менее, интересно посмотреть, что начинают покупать люди, когда у становится достаточно денег, чтобы без труда удовлетворить потребности первого уровня.
Только для белых... и пушистых В прошлой статье мы остановились на том, что хорошо бы проанализировать структуру потребления людей, составляющих верхний слой российского среднего класса. На эту группу, которая наиболее близко подобралась к западному уровню потребления, приходится львиная доля объема потребления товаров и услуг, практически недоступных малообеспеченным слоям населения (тут хорошо срабатывает принцип Парето: 80% расходов приходится на 20% населения), С точки зрения маркетолога, верхушка российского среднего класса является индикатором дальнейшего развития общества. По поведению этой группы можно делать прогнозы относительно дальнейших планов российских потребителей по мере роста их доходов и благосостояния.
Исследование R-TGI компании КОМКОН, о котором мы упоминали в прошлой статье, используется как установочное' для специального исследования верхних слоев российского среднего класса Premier-TGI, проводимого только в Москве. Петр Залесский, директор по исследованиям компании КОМКОН: «Еще в 2000 г. поданным наших всероссийских исследований, охватывающих 60 городов, было ясно, что 40% населения, имеющего, к примеру, среднедушевые доходы от 150 USD в месяц, сосредоточено в Москве. Если кроме номинального уровня доходов применять также международные критерии социальной классификации, то получалось, что более 45% представителей российского среднего класса являлись москвичами. На наш взгляд, эти критерии применять необходимо, поскольку не только размер заработка, но и положение человека в обществе во многом определяют его стиль жизни и, соответственно, структуру потребления. Учитывая, что в исследованиях применяется выборочный метод опросов, мы сочли целесообразным не распылять выборку тонким слоем по городам и весям (по несколько десятков человек на город), а сконцентрировать усилия на основном рынке». Из этого объяснения ясна основная цель исследования Premier-TGI - коммерческая. Основными покупателями данных этого исследования являются компании, производящие широкий спектр товаров и услуг верхнего ценового сегмента. Аналогичные проекты, ориентированные на изучение верхних сегментов среднего класса, имеются и за рубежом. Например, то же Premier-TGI проводится в Великобритании. Напомним, что по системе стратификации ESOMAR напрямую не используется такой критерий, как размер дохода. Но в процессе отбора респондентов для Premier-TGI компания КОМКОН применяет этот параметр. Границу душевого дохода, за которой находятся наиболее платежеспособные по российским меркам семьи, специалисты КОМКОН определили в 300 USD. Эта цифра взята не с потолка. В данной публикации за неимением места мы не будем подробно рассказывать, откуда подобные цифры берутся. Но помимо прочего учитывается процент расходов, который семье приходится выделять на питание (он сравнивается с другими странами, где проводится исследование TG1). Этот показатель - один из основных индикаторов материального достатка: чем меньше семья тратит на питание (в %), тем больше у нее остается возможностей для удовлетворения всех остальных потребностей.
После применения этого последнего критерия высший и средний классы составят примерно 15% населения России. Именно эти слои населения и изучаются в ходе проведения Premier-TGI. Малочисленная российская элита в исследовании практически не представлена, поскольку эта группа малодоступна для изучения.
Установочное исследование - исследование, предшествующее основному исследованию и ставящее цель определить критерии, методики и места отбора респондентов для основного исследования. Зачастую установочное, как и скрининговое, исследование превосходит по своим масштабам (охвату респондентов) основное исследование, но проходится, как правило, реже или вообще единожды.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |