Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не лаптем щи хлебаем




«Машина будет, будет дача, и будет видео у нас», - пелось в одной бардовской песенке конца 80-х. На протяже­нии десятилетий миллионы жителей СССР всю жизнь стремились к «свет­лому будущему». Оно было весьма не­замысловатым. Добропорядочный гражданин к концу трудоспособного возраста должен был обзавестись от­дельной (от детей) квартирой, маши­ной и дачей. Тогда он мог с удовлетво­рением сказать: «Жизнь удалась!». Ес­ли дома была новая мебель, пара-трой­ка ковров, хрусталь, книги да набор бытовой техники, то это уже и не квартира, а «полная чаша».

Чем же теперь примечательно потребление товаров и услуг сред­ним классом? Посмотрим, какие марки бытовой техники приобрета­ют россияне.

Если сравнивать со всем населени­ем Москвы в том же возрастном диа­пазоне, то заметно, что средний класс в большей степени пользуется пре­стижными марками. По стиральным машинам и холодильникам заметна значительная доля дорогих марок Bosch и Electrolux, по телевизорам -Sony и Panasonic. Но общее ощуще­ние - различия слабо выражены. Оче­видно, что наличие определенных ма­рок бытовой техники не является оп­ределяющим признаком. Представи­тели среднего класса, как мы видим, не брезгуют покупать «народные» Stinol или Samsung.

Посмотрим на таблицу потребле­ния алкогольных напитков. На первый взгляд может показаться, что у верх­них и нижних классов структура по­требления алкоголя не сильно отлича­ется. Если не считать существенных различий в потреблении таких доро­гих напитков, как коньяк, джин, виски или ром, то предпочтения в обеих группах отдаются пиву, вину и водке. Шампанское россияне, как известно, пьют в основном на Новый год, этот период в исследование не попал. По­этому не стоит удивляться цифрам.

Теперь взглянем внимательнее. Ес­ли просуммировать проценты, выяснит­ся интересная вещь: у среднего класса сумма составляет 330%, у нижних сло­ев - 201%. Это означает, что состоя­тельные граждане пьют больше разных напитков, а ассортимент выпивки ниж­них классов ограничен, по сути, пивом, вином и водкой. Если брать, опять же, не класс, а отдельных людей, то ассор­тимент еще больше сузится: пиво + водка, водка + вино, вино + пиво. На мой взгляд, это отличие важней, чем простое предпочтение коньяка водке. Большой ассортимент напитков, по­требляемых представителями среднего класса, делает их идеальной целевой аудиторией для продвижения новых ви­дов и марок алкоголя. Тут бы надо по­дробнее рассмотреть марочные предпо­чтения. Понятно, что качество вина, потребляемого верхними и нижними классами, будет несколько различать­ся. Ну, примерно так, как отличается португальский портвейн от «трех семе­рок». К сожалению, объем рубрики не позволяет нам подробно останавли­ваться на каждой товарной категории.

Весьма существенны различи между классами в выборе мест питания. Особенно заметна эта разница если речь идет о посещении настоящего ресторана. Впрочем, наверное, статистику в некоторой степени портят недорогие бизнес-ланчи. Примечательна популярность ресторанов быстрого питания. Удивительно также, что нижние классы мало пользуются столовыми на работе. Причины могу быть следующие: столовая на работе отсутствует, питаться в ней дорого отсутствует сама работа. В любом случае - дело плохо. Если человек экономит на питании, это означает что его уровень жизни крайне невысок. Как мы уже писали, процент рас ходов на питание - крайне важный показатель благополучия.

Теперь взглянем на наличие современных атрибутов среднего класса: сотовой связи, компьютера, Интернета. Различия впечатляющие. Мы специально не стали добавлять автомобилем, чтобы не портить эту картину. Не будем забывать, что КОМКОН определяет I и класс в соответствии со стратификационной системой ESOMAR, которая учитывает должност­ей статус и образование. Понятно, что для пользования компьютером и Интернетом нужно иметь определенный образовательный уровень. Вернее, даже не образовательный, культурный, что ли. Пользоваться-то ПК могут даже дети.

В данных, представленных в таблице, не делается различий между владельцами мобилок и компьютеров и теми, кто пользуется ими в качества служебных. Если учесть этот фактор, то разница между классами будет еще внушительней.

Огромный разрыв (почти в 8 раз!) наблюдается по такому показателю, как поездки за границу (за пределы СНГ).

Интересно сравнить отношение людей разных классов к услугам бан­ков и страховых компаний с их реаль­ным использованием. Примерно поло­вина респондентов всех сословий со­глашается с тем, что банковские плас­тиковые карточки - удобный способ оплаты покупок, но реально предпочи­тают их использовать лишь 12,4% оп­рошенных представителей среднего класса (хотя карточки имеются почти у 30% респондентов). Две трети пред­ставителей среднего класса хранят не­которые сбережения в банках, и лишь треть представителей нижних классов хранят некоторые сбережения в банках, и лишь треть представителей нижних классов может похвастаться тем же. И наиболее существенные различия - в наличии страховки. Можно сказать, что нижние классы практически не пользуются коммерческим страхованием.

Впрочем, не все хорошо и у нашего среднего класса, если сравнивать с За­падом, где страхованием пользуется практически все население. Хотя ме­нее 30% респондентов, соответствую­щих критериям среднего класса, счи­тают страхование бессмысленным, ре­ально пользуются этой услугой лишь 32,5%. Можно предположить, что по­рядка 38% респондентов по каким-то причинам не пользуются страховкой, хотя не считают ее бессмысленной.

Перейдем теперь к более тонким материям. Посмотрим, где предпочи­тают совершать покупки представите­ли среднего класса. Для примера мы выбрали мужскую верхнюю одежду.

Пожалуй, мы начинаем видеть раз­личия не только в том, ЧТО люди по­купают, но и в том, КАК и ГДЕ покупа­ют. Больше половины респондентов из нижних классов отовариваются на вещевых рынках, и лишь 18% - из среднего класса. Примечательно, что бутики пока не стали местом паломни­чества людей среднего достатка, впро­чем, наверное, и не станут никогда. Очень мало привозится одежды и из-за границы. Если не считать рынки, то универмаги и специализированные магазины - наиболее популярные ме­ста покупок всех категорий граждан. Но посмотрите, каковы различия в процентах!

Пусть вас не смущает желание представителей нижних классов пере­плачивать за качество. Во-первых, ка­чество, а главное - понятия о качест­ве тоже бывают разными. Во-вторых, люди, как правило, привирают во вре­мя опроса. Не со зла. Им кажется, что они действительно предпочитают ка­чество цене. Но в реальности в боль­шинстве случаев они покупают товар подешевле. Анкеты специально со­ставляются таким образом, чтобы вы­явить подобные противоречия. Вот по­смотрите: 67,4% заявляют, что готовы платить за качество, но при этом больше половины респондентов ищут недорогие товары.

 

Радует пока еще не очень высокий процент представителей среднего клас­са, которые откровенно заявляют, что предпочитают дорогие магазины. Впро­чем, хочется надеяться, что их доля бу­дет не увеличиваться, а снижаться. Вспоминается анекдот: «За 200 баксов? Братан, да ты лоханулся! Я такой же гал­стук купил за 350. Места надо знать!».

Еще один повод для европейцев по­смеяться над нами. Но пока что мы сме­емся над миллионером Михаэлем Шума­хером, который, живя в замке на берегу Женевского озера, получает свой люби­мый мармелад из Германии, поскольку в Швейцарии он дороже. А между тем это не патологическое скупердяйство гон­щика, а национальная черта большинст­ва немцев. И ничего в этом смешного нет. Поговорите с продавцами дорогих магазинов, спросите, кого они считают лохами, своих покупателей или немцев.

Кинотеатр из места всеобщего паломничества, каким он был до начала 90-х гг., превратился в редко посещаемое место. Представители среднего класса даже в те­атр ходят чаще. А вот такая шту­ка, как фитнес, все больше пользу­ется спросом у людей из «среднего сословия». Модно это сейчас. По­мните, в моде была производствен­ная гимнастика? Затем - аэробика. Сейчас типа круто считается хо­дить в клуб, где раз в неделю бывает какая-нибудь знаменитость. Ну и плюс полезные деловые знакомства.

Вообще-то есть и более прозаи­ческий взгляд на фитнес. Тем лю­дям, которые привыкли к спортза­лу, просто нужен приличный спорт­зал - безо мха в углах и с горячей во­дой в душевой. Подробнее читайте о фитнес-центрах в этом же номе­ре журнала.

Еще один модный вид спорта - сноубординг. Мой знакомый сноубордист, который уже несколько лет им занимается, рассказывает, что новое поколение «спортсменов» приезжает на базу лишь «потусоваться». Езда с гор занимает от си­лы час. Остальное время - несколь­ко часов - люди проводят за непри­нужденной беседой в кафе. Но спор­тивное снаряжение при этом долж­но быть безукоризненным!

Итак, мы подошли к самому глав­ному - к отношению к работе. Если хотите, к отношению к жизни, по­скольку работа для многих из нас - большая часть жизни.

Впечатляет оптимизм среднего класса. Четыре пятых его представите­лей считают, что настало время больших возможностей. Почти 60% любят свою работу и менее 30% работают только ради денег! Ничего подобного мы не видим в нижних классах – картина прямо противоположная, даже если рассматривать все работающее население Москвы в совокупности. Большинство москвичей ходят на работу только ради куска хлеба, не стремятся сделать карьеру, и их трудно заставить остаться на работе лишний час. Даже от удовольствия покомандовать людьми они скромно отказываются.

Существенные различия можно обнаружить между средним классом и всеми остальными и в других сферах жизни: ответственность перед семьей, образование (собственное и образование детей), социальная ответственность. Российский средний класс поистине играет свою роль опоры общества. Можно ли не замечать этот слой, говорить, что в России среднего класса нет? Пожалуй, нельзя. Особенно он становится, заметен, когда начинает «голосовать» своим кошельком. И этот голос с каждым годом все громче.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.