КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не лаптем щи хлебаем
«Машина будет, будет дача, и будет видео у нас», - пелось в одной бардовской песенке конца 80-х. На протяжении десятилетий миллионы жителей СССР всю жизнь стремились к «светлому будущему». Оно было весьма незамысловатым. Добропорядочный гражданин к концу трудоспособного возраста должен был обзавестись отдельной (от детей) квартирой, машиной и дачей. Тогда он мог с удовлетворением сказать: «Жизнь удалась!». Если дома была новая мебель, пара-тройка ковров, хрусталь, книги да набор бытовой техники, то это уже и не квартира, а «полная чаша». Чем же теперь примечательно потребление товаров и услуг средним классом? Посмотрим, какие марки бытовой техники приобретают россияне. Если сравнивать со всем населением Москвы в том же возрастном диапазоне, то заметно, что средний класс в большей степени пользуется престижными марками. По стиральным машинам и холодильникам заметна значительная доля дорогих марок Bosch и Electrolux, по телевизорам -Sony и Panasonic. Но общее ощущение - различия слабо выражены. Очевидно, что наличие определенных марок бытовой техники не является определяющим признаком. Представители среднего класса, как мы видим, не брезгуют покупать «народные» Stinol или Samsung. Посмотрим на таблицу потребления алкогольных напитков. На первый взгляд может показаться, что у верхних и нижних классов структура потребления алкоголя не сильно отличается. Если не считать существенных различий в потреблении таких дорогих напитков, как коньяк, джин, виски или ром, то предпочтения в обеих группах отдаются пиву, вину и водке. Шампанское россияне, как известно, пьют в основном на Новый год, этот период в исследование не попал. Поэтому не стоит удивляться цифрам.
Теперь взглянем внимательнее. Если просуммировать проценты, выяснится интересная вещь: у среднего класса сумма составляет 330%, у нижних слоев - 201%. Это означает, что состоятельные граждане пьют больше разных напитков, а ассортимент выпивки нижних классов ограничен, по сути, пивом, вином и водкой. Если брать, опять же, не класс, а отдельных людей, то ассортимент еще больше сузится: пиво + водка, водка + вино, вино + пиво. На мой взгляд, это отличие важней, чем простое предпочтение коньяка водке. Большой ассортимент напитков, потребляемых представителями среднего класса, делает их идеальной целевой аудиторией для продвижения новых видов и марок алкоголя. Тут бы надо подробнее рассмотреть марочные предпочтения. Понятно, что качество вина, потребляемого верхними и нижними классами, будет несколько различаться. Ну, примерно так, как отличается португальский портвейн от «трех семерок». К сожалению, объем рубрики не позволяет нам подробно останавливаться на каждой товарной категории.
Весьма существенны различи между классами в выборе мест питания. Особенно заметна эта разница если речь идет о посещении настоящего ресторана. Впрочем, наверное, статистику в некоторой степени портят недорогие бизнес-ланчи. Примечательна популярность ресторанов быстрого питания. Удивительно также, что нижние классы мало пользуются столовыми на работе. Причины могу быть следующие: столовая на работе отсутствует, питаться в ней дорого отсутствует сама работа. В любом случае - дело плохо. Если человек экономит на питании, это означает что его уровень жизни крайне невысок. Как мы уже писали, процент рас ходов на питание - крайне важный показатель благополучия. Теперь взглянем на наличие современных атрибутов среднего класса: сотовой связи, компьютера, Интернета. Различия впечатляющие. Мы специально не стали добавлять автомобилем, чтобы не портить эту картину. Не будем забывать, что КОМКОН определяет I и класс в соответствии со стратификационной системой ESOMAR, которая учитывает должностей статус и образование. Понятно, что для пользования компьютером и Интернетом нужно иметь определенный образовательный уровень. Вернее, даже не образовательный, культурный, что ли. Пользоваться-то ПК могут даже дети.
В данных, представленных в таблице, не делается различий между владельцами мобилок и компьютеров и теми, кто пользуется ими в качества служебных. Если учесть этот фактор, то разница между классами будет еще внушительней. Огромный разрыв (почти в 8 раз!) наблюдается по такому показателю, как поездки за границу (за пределы СНГ). Интересно сравнить отношение людей разных классов к услугам банков и страховых компаний с их реальным использованием. Примерно половина респондентов всех сословий соглашается с тем, что банковские пластиковые карточки - удобный способ оплаты покупок, но реально предпочитают их использовать лишь 12,4% опрошенных представителей среднего класса (хотя карточки имеются почти у 30% респондентов). Две трети представителей среднего класса хранят некоторые сбережения в банках, и лишь треть представителей нижних классов хранят некоторые сбережения в банках, и лишь треть представителей нижних классов может похвастаться тем же. И наиболее существенные различия - в наличии страховки. Можно сказать, что нижние классы практически не пользуются коммерческим страхованием. Впрочем, не все хорошо и у нашего среднего класса, если сравнивать с Западом, где страхованием пользуется практически все население. Хотя менее 30% респондентов, соответствующих критериям среднего класса, считают страхование бессмысленным, реально пользуются этой услугой лишь 32,5%. Можно предположить, что порядка 38% респондентов по каким-то причинам не пользуются страховкой, хотя не считают ее бессмысленной. Перейдем теперь к более тонким материям. Посмотрим, где предпочитают совершать покупки представители среднего класса. Для примера мы выбрали мужскую верхнюю одежду. Пожалуй, мы начинаем видеть различия не только в том, ЧТО люди покупают, но и в том, КАК и ГДЕ покупают. Больше половины респондентов из нижних классов отовариваются на вещевых рынках, и лишь 18% - из среднего класса. Примечательно, что бутики пока не стали местом паломничества людей среднего достатка, впрочем, наверное, и не станут никогда. Очень мало привозится одежды и из-за границы. Если не считать рынки, то универмаги и специализированные магазины - наиболее популярные места покупок всех категорий граждан. Но посмотрите, каковы различия в процентах!
Пусть вас не смущает желание представителей нижних классов переплачивать за качество. Во-первых, качество, а главное - понятия о качестве тоже бывают разными. Во-вторых, люди, как правило, привирают во время опроса. Не со зла. Им кажется, что они действительно предпочитают качество цене. Но в реальности в большинстве случаев они покупают товар подешевле. Анкеты специально составляются таким образом, чтобы выявить подобные противоречия. Вот посмотрите: 67,4% заявляют, что готовы платить за качество, но при этом больше половины респондентов ищут недорогие товары.
Радует пока еще не очень высокий процент представителей среднего класса, которые откровенно заявляют, что предпочитают дорогие магазины. Впрочем, хочется надеяться, что их доля будет не увеличиваться, а снижаться. Вспоминается анекдот: «За 200 баксов? Братан, да ты лоханулся! Я такой же галстук купил за 350. Места надо знать!». Еще один повод для европейцев посмеяться над нами. Но пока что мы смеемся над миллионером Михаэлем Шумахером, который, живя в замке на берегу Женевского озера, получает свой любимый мармелад из Германии, поскольку в Швейцарии он дороже. А между тем это не патологическое скупердяйство гонщика, а национальная черта большинства немцев. И ничего в этом смешного нет. Поговорите с продавцами дорогих магазинов, спросите, кого они считают лохами, своих покупателей или немцев. Кинотеатр из места всеобщего паломничества, каким он был до начала 90-х гг., превратился в редко посещаемое место. Представители среднего класса даже в театр ходят чаще. А вот такая штука, как фитнес, все больше пользуется спросом у людей из «среднего сословия». Модно это сейчас. Помните, в моде была производственная гимнастика? Затем - аэробика. Сейчас типа круто считается ходить в клуб, где раз в неделю бывает какая-нибудь знаменитость. Ну и плюс полезные деловые знакомства.
Вообще-то есть и более прозаический взгляд на фитнес. Тем людям, которые привыкли к спортзалу, просто нужен приличный спортзал - безо мха в углах и с горячей водой в душевой. Подробнее читайте о фитнес-центрах в этом же номере журнала.
Еще один модный вид спорта - сноубординг. Мой знакомый сноубордист, который уже несколько лет им занимается, рассказывает, что новое поколение «спортсменов» приезжает на базу лишь «потусоваться». Езда с гор занимает от силы час. Остальное время - несколько часов - люди проводят за непринужденной беседой в кафе. Но спортивное снаряжение при этом должно быть безукоризненным! Итак, мы подошли к самому главному - к отношению к работе. Если хотите, к отношению к жизни, поскольку работа для многих из нас - большая часть жизни. Впечатляет оптимизм среднего класса. Четыре пятых его представителей считают, что настало время больших возможностей. Почти 60% любят свою работу и менее 30% работают только ради денег! Ничего подобного мы не видим в нижних классах – картина прямо противоположная, даже если рассматривать все работающее население Москвы в совокупности. Большинство москвичей ходят на работу только ради куска хлеба, не стремятся сделать карьеру, и их трудно заставить остаться на работе лишний час. Даже от удовольствия покомандовать людьми они скромно отказываются. Существенные различия можно обнаружить между средним классом и всеми остальными и в других сферах жизни: ответственность перед семьей, образование (собственное и образование детей), социальная ответственность. Российский средний класс поистине играет свою роль опоры общества. Можно ли не замечать этот слой, говорить, что в России среднего класса нет? Пожалуй, нельзя. Особенно он становится, заметен, когда начинает «голосовать» своим кошельком. И этот голос с каждым годом все громче.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |