КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Красота - это страшная силаНа самом деле Марат Гельман - человек исключительно спокойный, мирный, интеллигентный, разговаривает тихо и буквально не пытается нарушить никакие нормы морали. У нас было по меньшей мере два повода для встречи -поговорить об искусстве и рекламе и, кроме того, уже почти год как Марат Гельман является одной из ключевых фигур на Первом канале. Пишем сценарии в реальном режиме
Марат Гельман родился в 1960 году в Кишиневе, 1983 г. - окончил Московский институт связи. 1983-1985 гг. - работал на телевизионном заводе «Альфа». 1985-1990 гг. - генеральный директор НТТМ в Кишиневе, С 1988 года коллекционирует произведения современного искусства и организует выставки. В 1990-м основал одну из первых частных галерей Москвы. Занимался организацией широкомасштабных некоммерческих проектов и выставок, В 1995 году вместе с Глебом Павловским организовал Фонд эффективной политики. В июне 2002 года назначен заместителем генерального директора канала ОРТ. В функции Гельмана как руководителя аналитической дирекции входит формирование позиции канала по общественно значимым вопросам, а также помощь продюсерским структурам в обеспечении их аналитической информацией. Вас называют одним из самых успешных имиджмейкеров в стране. Вы умеете «делать лицо». Тем не менее ваш собственный имидж - это в значительной степени провокация. Вас бесконечно в чем-нибудь обвиняют... Вот сейчас смотрю на вас и совершенно четко понимаю, что начинается легкое раздвоение личности. Только непонятно — чьей. Получается сапожник без сапог. Так уж сложилось исторически. Примерно с 1993 года патриотическая пресса практически все, что случалось в стране, с их точки зрения, плохого, стала приписывать мне, И это было смешно. Просто они оказались единственными людьми, которые мыслили символами и не были прагматиками. Вещи, происходившие в галерее, имели для них символическое значение и воспринимались ими почти буквально. Безусловно, галерея практически всегда работала в провокационном ключе. Может быть, кроме самых первых трех лет. Ну вот. Сделали бы такую буржуазную, сытую выставку правильных и всем понятных вещей... Мы считаем, что одна из задач художника - провокация. Для того чтобы общество открылось и поняло само себя. Эти наши движения каким-то образом склеились в голове публики с той работой, которую мы делали в области политического консалтинга. Все перемешалось, превратилось в непонятную котлету. Журналисты в это блюдо чего-то добавили... Но не ясности, а, скорее, наоборот, Вот и получился такой виртуальный Марат Гельман, Кстати, в свое время я сделал проект, он до сих пор существует в Сети - Марат Гельман-2. Там есть чат, где можно общаться с «Маратом Гельманом», он отвечает на вопросы. Если мы говорим об отношениях с прессой, то есть два пути - бороться за чистоту образа, например, судиться, или же пытаться делать наоборот - взять профанацию собственного образа в свои руки. К тому, что обо мне говорят, я отношусь никак. Знаю, что те, кто меня знает, все прекрасно понимают. Мнение остальных не очень волнует. Все это замечательно, конечно, но сами-то ведь именно этим и занимаетесь — создаете некие образы. Они соответствуют предмету? Сложно. Для начала давайте определимся с тем, что я делаю. В 1995 году мы с Глебом Павловским создали Фонд эффективной политики, в котором он занимался, условно говоря, буковками, а я - картинками. Но мы очень быстро поняли, что это не главное, в чем нуждаются политики. Востребованы совсем другие качества, Видите ли, политик — это такое несчастное существо, которое умеет управлять людьми только в двух случаях: когда это либо его сотрудник, чиновник, либо его последователь. фанат. Поэтому когда наступают выборы и политик вынужден взаимодействовать с огромным количеством творческих людей, то неожиданно выясняется, что они ни в коем случае не его сотрудники, да и ничьи сотрудники, и не последователи тоже. И вот для того. чтобы эффективно и адекватно общаться с этой средой, политик всегда нуждается в коммуникаторе. Поэтому я начал заниматься неким креативным менеджментом. По сути, переводить цели политической кампании на язык творческих людей, формулировать задания, получать результаты и переводить это все обратно... В общем, занимался тем же, чем и в галерее. Ведь художники не являются сотрудниками галериста. Тем не менее, они нужны друг другу, и их альянс успешен. Внутри этих отношений может быть все что угодно - любовь или ненависть, но взаимная потребность находится на первом месте. В этой непонятной иерархической системе, где один - бог, другой -гений всех времен и народов, галерист должен уметь нормально работать, потому что это бизнес. В общем, искусство креативного управления оказалось гораздо более востребованным, и я делаю в первую очередь именно это. С галереей более-менее понятно, но при чем здесь политика?
Человек, который занимается предвыборной кампанией, в идеале понимает весь цикл работ и, в принципе, может управлять всем процессом. Тем не менее, в команде у каждого своя задача. У меня лучше других получается создавать творческую, но при этом эффективную атмосферу, правильно формулировать задачу, получать результат. Кроме того, вторая вещь, которой я всегда занимаюсь, и это касается именно политики - сценарное проектирование. Потому что в отличие от политолога политтехнолог... Стоп, извините, а политолог и политтехнолог суть разные понятия? Политолог - тот, кто смотрит на картинку, и она ему кажется застывшей и данной на все времена. Слышишь политолога по телевизору, он говорит: «Это так!» Думаешь, да, действительно, это так - и завтра так, и послезавтра так, и через энное количество лет тоже так. В общем, у этого политика нет будущего, Политтехнолог все, происходящее сегодня, воспринимает как пролог к пьесе. Итак, пьеса: название, время действия, место, основные действующие лица. Да, погода плохая. Но, в принципе, пьеса вся еще впереди, и может произойти еще куча всяких драматических событий, после которых все восстановится. В общем, сценарное проектирование - это попытка написать реальную пьесу с конкретными заданными обстоятельствами с сегодняшнего момента до некоего момента «икс». Допустим, до голосования. Это значит, что нужно написать сценарий о том, что будет происходить со страной, как это повлияет на... и что нужно подкорректировать в том естественном сценарии, который вроде бы уже написан. Это гораздо интереснее, чем традиционная драматургия. Потому что актеры одни и те же, и сцена тоже, но сценаристов много. Вот ты написал сюжет и пытаешься реализовать его, а кто-то другой тоже написал. Если ты не учитываешь чужой сценарий, то они тебя учтут. Но именно это, наверное, самое интересное. Собственно говоря, вся битва - это битва сценариев. Получается уж слишком много рационального, все ходы просчитаны заранее... Наоборот. Возьмем игру в футбол. Есть правила, две команды, но все равно результат неизвестен. Теперь представьте себе политический футбол: не две команды, а пять, поле все в холмах и провалах, игроки по ходу дела меняют цвета маек. Это и есть выборы. Какая уж тут предопределенность! Более того, сценарии постоянно создаются и постоянно корректируются. И проблема не в том, чтобы угадать в начале кампании все, ведь планы не всегда выполняются, хотя и без плана тоже нельзя. Проблема в том, чтобы ощущать эту игру, чувствовать чужие сценарии и вовремя реагировать. Что-то изменилось принципиально в этой игре с 1995 года? Да, конечно. Мы были гораздо менее опытными сценаристами тогда, но все было проще, потому что люди были доверчивее, и сама ситуация была гораздо более цельной. Поэтому в то время легче все реализовывалось. Сделал усилие - получил результат, сделал усилие - получил результат. А сейчас: усилие, усилие, усилие, усилие... оп, результат. В 1995 году было меньше ответственности, но было гораздо интереснее. Видимо, больше авантюризма и еще кайф первопроходцев. Ну, эти ощущения мы получили, когда делали галерею. Это была первая частная галерея, первая галерея, названная именем человека. Мне все говорили: «Ты что, тебе же стекла разобьют антисемиты!» К чести москвичей нужно сказать, что за все время не было никаких проблем с этим. Конечно же, важно было то, что в 1995 году в ФЭП меня пригласили, как мне казалось, люди знающие и понимающие. Потому что когда ты не на первых ролях, то так проще - ответственность перекладывается на тех, кто тебя позвал. Потом выяснилось, что они точно так же, как и я, действовали на ощупь. Но в принципе, работа с Павловским была очень хорошей школой. Он сам прошел настоящую политику, с тюрьмой, со всеми прочими атрибутами. Думаю, что я оказался хорошим учеником. Почему вы ушли из ФЭПа? У нас с Глебом уже давно было разное понимание задач. С 1999 года внутри ФЭПа я уже не работал, оставался только совладельцем. Какие-то вещи были непонятны совершенно. Глеб что-то делал, но я ничего не мог изменить, потому что я миноритарный акционер, а Глеб - мажоритарный. Но я не рвал это все, думал, что зачем-то ему это нужно, пусть будет. Потом так случилось, что возникли проблемы репутационного плана. Например, генеральный директор ФЭПа в Украине сказала глупость, а за разъяснением стали обращаться ко мне. Стало очевидно, что все это просто мешает работать, потому что есть неконтролируемые мной генераторы заявлений, а я должен это расхлебывать. Поэтому я сделал заявление о своем уходе из ФЭПа... и... ...буквально через три дня получил предложение от Эрнста. На канале ведь существует служба общественных связей, ее возглавляет Игорь Буренков. В чем заключается ваша работа? Для Игоря канал является субъектом РК. Но надо иметь в виду, что канал является инструментом РК для всей страны. То есть у меня обратная задача. Проблема в том, что сейчас грядет эпоха нового телевидения. Точнее, она уже началась, но несколько скучновато. Не в смысле развития технологий, а в смысле ситуации в России. Было время, когда считалось, что канал должен быть независимым. Ты ему доверяешь или не доверяешь, потому что он зависит от кого-то или ни от кого не зависит. К примеру, этому каналу я не доверяю, потому что он зависит от Березовского. Эта эпоха кончилась, ситуация изменилась принципиально. На самом деле все СМИ от кого-то зависят в той или иной степени. Поэтому каналу для того, чтобы говорить правду, нужна не только смелость и независимость, но и информированность. Правду надо хотя бы для начала знать. Желательно - раньше других. Поэтому мы создали аналитическую дирекцию на ОРТ, это как основная конструкция. Сделали отдел программ для общественно-политических передач, который помогает с аналитикой. По сути, создали некий набор инструментов для помощи журналистам. Информационный продукт - это тоже продукт, медиа — это бизнес. Любой канал должен зависеть только от одного — от денег. Тогда проблем с другими видами зависимости-независимости не будет. Должен, безусловно. Но мы же говорим о реальной ситуации. Да, канал действительно заинтересован в деньгах, у канала есть владельцы. В основном непрофильные инвесторы. В этом-то и беда. Непрофильные - это значит, что они с помощью канала решают не бизнес-задачи, а какие-то другие. Они, может быть, даже и получают какой-то доход... Но что такое непрофильный инвестор? У него есть другие, не относящиеся к медийному бизнесу цели, но он при этом каким-то образом влияет на политику канала. Другое дело, что мы выстраиваем систему взаимоотношений так, что на политику ОРТ влияет очень много разных сил. В результате, как ни парадоксально, получается практически полная независимость: вы влияете, вы влияете, и вы влияете. Кто еще хочет влиять? В очередь, пожалуйста. Каждый получит свою долю влияния. Насчет финансирования... Кстати, как выяснилось, Березовский-то не давал деньги на канал, он крал деньги. В прошлом году у Первого канала уже был положительный баланс, то есть мы приносим доход нашему владельцу - государству. Хорошо, оставим в покое инвесторов. Как насчет рекламы? Здесь тоже, наверное, имеется взаимозависимость. Ведь положительное сальдо в балансе вы получили в первую очередь благодаря рекламным бюджетам. Зависимость от рекламы, безусловно, существует, но это как раз более оперативная, нестратегическая зависимость. Мы с ней можем работать, поэтому об этом все говорят. Ведь видимой борьбы с зависимостью от системы непрофильных инвесторов нет. Дело в том, что еще на этапе изготовления пилотов рекламщики влияют на продукт. Потому что, будучи людьми профессиональными, они его оценивают со своей точки зрения. Ведь они не просто тупо ставят рекламу, им важно, куда и почему они ее ставят. Часто бывает, что творческие коллективы вместе с пилотом приносят и рекомендации от медийных рекламных агентств. Чего греха таить, бывает даже, что пилоты снимаются на рекламные деньги. Это хорошо, потому что телевидение имеет два этих инструмента - собственный профессионализм и пиплметры - и все. В общем, у него нет времени углубляться, разбираться с деталями. Существуют проекты, которые будут рейтинговыми через некоторое время, и руководство канала в этом уверено. Это и есть профессионализм людей, которые принимают решения. В этом смысле рейтинги - это сегодняшнее видение, а профессионализм - это завтрашнее видение. Канал, кстати, без руководства может два месяца просуществовать, все настроено, система работает. Вам не кажется, что в погоне за рейтингами каналы перегибают палку? Это смешно, когда руководство снимает с эфира ролик, где кто-то кого-то кусает за некоторую часть тела под предлогом того, что в ролике имеется пропаганда насилия и агрессии. При этом реклама - это просто сладкое кино по сравнению с тем, что мы видим в новостях. Относительно существования насилия на экране спор бесконечен. Сейчас я заканчиваю книжку про медиа и терроризм. Редактор, который мне помогает, говорит, что я должен ответить на обвинения в сторону людей искусства в том, что агрессию в обществе спровоцировали именно они, Вот, мол, современное искусство, оно такое радикальное, все это похоже на терроризм, и так далее, и тому подобное. Честно говоря, есть только один ответ. Если мы посмотрим территорию мира, то увидим, что страны, где развито современное искусство, и страны, где есть терроризм, - это совершенно разные государства. Получается, что если бы действительно искусство и телевидение так влияли на уровень агрессивности общества, то это полностью бы совпадало. Но мы видим, что основной источник терроризма - мусульманские страны, где современного искусства вообще нет и существует один канал, государственный. Есть искусство, и есть жизнь. Думаю, что в рекламном ролике насилие гораздо более допустимо, чем в хронике. Потому что когда мы видим кино, то видим и эту рамочку. Мы же не разбегаемся, когда с экрана на нас едет паровоз. Потому что понимаем, что это не взаправду. Вообще, критическое отношение к тому, что мы видим, - это главное, чему мы должны учить. В свое время, в 1997 году, мы делали выставку под названием «Компромат». Там были разные предметы, которые демонстрируют, как легко сегодня подделать фотографию, даже аудиозапись, не говоря уже о документах. Потом эта выставка ездила по всей стране. Где-то в Новосибирске ко мне подошла женщина и спросила: «Марат Александрович, а во что же теперь верить?» Я ответил: «Ни в коем случае ни во что». Да, вас тогда в очередной раз обвинили во всех мыслимых и немыслимых прегрешениях. Ключевой комментарий в СМИ, насколько я помню, — Марат Гельман призывает всех использовать компромат как эффективное оружие в политической борьбе. На самом деле это была выставка о том, что не надо ни во что верить. Потому что тот факт, что у нас в стране случилась гласность и стало можно печатать и показывать все, -это хорошо, конечно. Но люди остались теми же. Они продолжают верить любому напечатанному и услышанному слову. Поэтому нужно сделать что-то такое, чтобы они вообще перестали верить этому всему. Все можно печатать, но не нужно верить ничему, надо критично относиться к информации. Вей история с МММ и Леней Голубковым - это действительно очень важный по значимости момент, который четко дал понять, что не надо всему верить. В общем, получилась болезненная прививка. Зато теперь есть иммунитет. В этом смысле реклама МММ продемонстрировала нам один из механизмов, действующих в новой цивилизации. На коммерческом поле, как утверждают специалисты по коммуникациям, война идет за умы потребителя. Поэтому методы борьбы и механизмы коммуницирования меняются. В политике то же самое? Если говорить о политических кампаниях, о выборах, то бывает два их худших варианта. Первый - это когда выборы проводятся как коммерческие, где выбор названий и лиц напоминает выбор товаров. Второй, худший, вариант - когда они проводятся как гражданская война. В этом случае люди понимают, что от результата полностью зависит их жизнь, и воюют. Это две предельные формы: с одной стороны - задача просто понравиться, с другой - гражданская война. Реально же, поскольку у нас в стране ничего, кроме политики, не существует, все остальное приводится к этой системе координат, и, конечно, методы политического пиара более изощренны. Тем не менее, технологически они все равно питаются от рекламы, от стандартных технологий коммуникации. Коммерческая реклама - более древняя, поэтому инструментально она оснащает специалистов политического пиара. Насколько на канале чувствуется приближение выборов? Было бы странным, если бы ничего не происходило. В первую очередь мы сами изменились. Одна из задач, которая передо мной стоит, - сделать так, чтобы Первый был главной площадкой, на которой все сценаристы будут пытаться реализовывать собственные сценарии. Мы их теперь уже не пишем, мы режиссеры-постановщики. Формула очень простая: «Судьба выборов решается на Первом канале». Это наша главная задача, которую мы перед собой ставим и решаем. То есть вы хотите сказать, что канал абсолютно объективен в своих политических пристрастиях? Дело не в этом. Мы должны создать инструменты, площадки, разного рода передачи. Например, за месяц до выборов планируем устраивать часовые дебаты между представителями разных политических сил. Чтобы население получало максимум информации именно у нас. Вы не боитесь, что проиграете по рейтингам «Ментам»? Мы ничего не боимся, это ведь очень пластичные вещи. Поставили в один тайм-слот, поменяли. Кроме того, существует набор разных инструментов и есть передачи, которые важны для канала вне зависимости от рейтингов. В принципе, канал - это большой организм. Передо мной стоит одна задача, перед рекламной службой - другая. Каждый занимается своим делом. Продюсеры и творческий коллектив - борьбой за качество, руководство - борьбой за рейтинги, и в результате получается структура, где каждый продвигает свою сверхзадачу, а не сверхзадачу канала. Что касается рейтингов, то это отдельная история. Та выборка, которая дается Геллапом, не учитывает 30% населения. Это города, где число жителей менее 200 тысяч человек, Геллап их не считает в первую очередь потому, что они не интересуют коммерческого рекламодателя из-за уровня дохода и низкой покупательной способности. Мы провели собственное исследование, чтобы понять, что это за аудитория. Да, они действительно малообеспеченные. Но это люди, которые, как ни странно, гораздо более дисциплинированно ходят на выборы, чем та аудитория, которая интересна традиционным рекламодателям. Кроме того, эти люди в основном смотрят Первый канал. Потому что другие каналы просто не могут пробиться в эти регионы по техническим причинам. Например, возьмем Красноярский край - там треть территории покрывается только Первым каналом, даже местные ее не покрывают. Таким образом, это еще одно конкурентное преимущество нашего канала. Для выборов у него лидирующие позиции еще больше, чем для рекламы. Вам нравится работать на телевидении? Здесь интересно.
Белоснежная улыбка и защита от кариеса... Сейчас трудно представить, что когда-то давно жевательная резинка была исключительным дефицитом. Ею даже торговали спекулянты. А каждый порядочный советский гражданин, выезжая за рубеж, обязательно привозил с собой несколько пачек чуингама. Вряд ли кто-нибудь тогда задумывался, что жевательная резинка может приносить пользу или способствовать профилактике кариеса. Ее жевали даже не потому, что она вкусная, а потому что она была свидетельством причастности к иной жизни. И не нужна ей была никакая реклама. Не нужно было расписывать никаких benefits. А безгрешные люди даже и не подозревали, что такое кислотно-щелочной баланс. Собственно, некому нам было про него поведать, поскольку самого рынка жевательной резинки не существовало. Вот такая грустная история. Сейчас можно уверенно сказать, что в России рынок жевательной резинки есть. Основными игроками на нем выступают компании Wrigly и Dirol-Cadbury. Доля рынка Wrigly в стоимостном выражении по России составляет 68,5%, Dirol-Cadbury - 26,1% (данные АС №е1зеп за январь-февраль 2003 года). Среди всех марок жевательной резинки с большим отрывом лидирует Orbit- по России в стоимостном выражении - 47,3%, по Москве - 55,3%. Для сравнения 01го1 -по России 16,1 %, по Москве - 16,6% (данные АС №е15еп за февраль 2003 года). Получается, что практически каждая вторая жевательная резинка, которая жуется в нашей стране, - это Orbit. А начиналось все так... Люди давно уже знают, что следить за своими зубами нужно, потому что их чистота и белизна есть неотъемлемая составляющая хорошего внешнего вида. Поэтому, когда в 1993 году компания Wrigly вышла на российский рынок, то объяснять потребителям такую банальность уже не требовалось. На отбеливающие средства для зубов всегда был спрос, люди покупали специальные порошки либо пользовались старинными «бабушкиными» средствами. Появление на рынке специальной жевательной резинки как нового продукта, который позволял быстро и без особых усилий удовлетворить потребность в отбеливании, было очень кстати. Сначала компания в Wrigly вывела на рынок марку Ice White- жвачка в пластинках, В первых роликах говорилось о том, что благодаря Ice White с зубов удаляется налет, образующийся после еды. Показывалось, как волна смывает с зубов остатки кофе, вина и других продуктов. Это был адаптированный ролик, соответственно, изначально он был рассчитан на западных потребителей, которые привыкли удовлетворять конкретные потребности конкретными продуктами. Одну жевательную резинку они покупают для отбеливания зубов, другую - для защиты от кариеса. Поэтому в ролике Ice White потребителю демонстрировалась вполне конкретная польза, которую приносит эта жевательная резинка, а именно - сохранение белизны зубов. О защите от кариеса не было и речи. Через некоторое время компания Wrigly выпустила новый продукт Orbit White, который, кроме поддержания естественной белизны зубов, предполагал еще и профилактику от кариеса. Сначала у Orbit White был мягкий мятный вкус, затем выпустили продукт с более насыщенным мятным вкусом и, наконец, с фруктовым - таким образом, потребитель получал возможность вкусового выбора внутри сегмента отбеливающих жевательных резинок. Олег Москвин, маркетинг-менеджер Wrigly: «Поскольку жевательная резинка находится у человека во рту дольше всех других продуктов, то определяющим фактором при ее выборе был и остается вкус. Поэтому, каким бы ни было преимущество от употребления жевательной резинки (защита от кариеса, свежее дыхание), если человека не устраивает вкус, то он не будет ее жевать.
Надо сказать, что у российских потребителей вкусовые приоритеты относительно жевательной резинки очень широкие. Например, в Англии или Германии потребители жуют свой любимый Peppermint или Winterfresh - и все. Вывести на рынок новый продукт, убедить потребителя попробовать его очень сложно, требуются колоссальные инвестиции, потому как очень высока лояльность к уже существующим маркам и вкусам. Это одна из причин, почему на западном рынке нет такого же огромного разнообразия вкусов, как у нас. В России все иначе: новый великолепный вкус от известной марки, новая привлекательная упаковка - и люди с удовольствием покупают, пробуют». А как поживает ваш кислотно-щелочной баланс? Как показали исследования, для наших потребителей белые зубы - это здоровые зубы, и наоборот. Необязательно постоянно твердить о том, что жевательная резинка помогает защитить зубы от кариеса и сохранить естественную белизну зубов, но кратко подтверждать эту мысль необходимо. 3/4 коммуникации Orbit: нацелено на построение имиджа. Остальная же четверть посвящена информированию потребителей о рациональных преимуществах продукта. Всегда приятно узнать, что ты употребляешь не только вкусную, но и полезную для зубов жевательную резинку. Сначала компания Wrigly использовала для рекламы адаптированные ролики, в основном снятые в Германии. Они были очень рациональными, что является отличительной особенностью немецких потребителей. «Я поел, значит, кислотно-щелочной баланс нарушился, надо пожевать жевательную резинку». С тех пор российские потребители эту, информацию приняли к сведению, и сейчас им уже неинтересно смотреть ролики, в которых бактерии с аппетитом набрасываются на зубы и грызут эмаль. Так или иначе, основной message Orbit заключается в том, что он помогает защитить зубы от кариеса. Любого человека можно разбудить ночью и спросить, что рекомендуют стоматологи после еды, и ответ будет один – Orbit. У Orbit есть три основных суббренда, которые, помимо защиты от кариеса, дают дополнительные benefits для потребителя; Orbit Winterfresh - освежает дыхание, Orbit White - помогает сохранять естественную белизну зубов и Orbit for Children - помогает укрепить, за счет содержания кальция детские зубы и сохранить их здоровыми. Здесь уже ролики более эмоциональные, рекомендации авторитетных стоматологов не требуются. Ирина Куликова, account director BBDO Marketing: «Для рекламы жевательной резинки очень важна история, сюжет. Это объясняется особенностями русского менталитета, когда люди хотят видеть интересную историю или сказку. Мы уже донесли до потребителя, что жевательная резинка может быть не только вкусной, но и быть полезной. Сейчас, чтобы завладеть вниманием аудитории, надо придумывать что-то интересное, новое. Важно не только то, что мы скажем, но и как мы это сделаем. Важны нестандартные ходы, юмор». Олег Москвин, Wrigly: «Суть нашей стратегии заключается в том, чтобы, сохраняя дентальность бренда. использовать разные креативные решения в коммуникации. Если коммуникация будет узконаправленная (только рациональная или только эмоциональная), то сложно будет привлечь внимание всей аудитории. Для кого-то важны рекомендации стоматологов, кому-то близки эмоциональные истории. Поэтому существуют разные направления, которые формируют общий позитивный имидж марки. Важно, что они друг друга дополняют и не противоречат друг другу».
Возраст основных потребителей жевательной резинки составляет 16-45 лет. Конечно, жуют Orbit люди всех возрастов, и гораздо старше, и намного младше. У такого продукта не может быть никакой узкой направленности в плане аудитории. У Orbit есть ролик, который в прошлом году был снят в Германии. Называется он «Телефонный номер». Сюжет такой: кафе, за одним столиком сидят молодые люди, за другим привлекательные девушки. Одна из них решает познакомиться, подходит к юноше и протягивает ему номер телефона, написанный на упаковке Orbit. В Германии вокруг ролика было много шума. Цифры телефона очень хорошо просматривались. Конечно, номер выкупили и звонившим отвечали, что это всего лишь реклама. Просто почему-то многие люди ошибались на какую-нибудь одну цифру и тем самым весьма раздражали несчастных фрау, отвечавших на сотни звонков в день. Этот ролик планировали эфирить и в России. На тестировании нашим мужчинам он очень понравился. Видимо, они хотели, чтобы с ними так знакомились. Проблема была в том, что женщинам ролик не очень приглянулся. Просто подобная активность со стороны женщин в России еще не до конца освоена и не всеми приветствуется. "Орбита» и зрелищ! Люди. которые следят не только за здоровьем, но и за красотой своих зубов, понимают, что употребление жевательной резинки есть удобный и приятный способ сохранить их естественную белизну. Что касается особенностей аудитории, отдающей предпочтение именно Orbit White, то жизнь таких людей, скорее всего, связана с постоянным общением. Внешний вид для них очень важен, как одно из средств достижения успеха. Поскольку таких людей все больше и больше, сегмент жевательной резинки с отбеливающим эффектом развивается очень динамично. Всего для марки Orbit White было снято три ролика: «Папарацци», «Велосипедист» и «Раджа». Их основной message таков: «Если регулярно употреблять Orbit White, то ваша улыбка не останется незамеченной». Схема очень проста: кто-то зажевал жвачку, у него заблестели зубы, в результате получился положительный эффект. Например, в ролике «Папарацци» героя замечают из-за блестящей улыбки, и он знакомится со звездой. В ролике «Велосипедист» человек выигрывает гонку благодаря тому, что ослепляет своих соперников белоснежной улыбкой. Дальше - больше. В ролике «Раджа», который вышел относительно недавно, благодаря улыбке воссоединяется пара влюбленных. Ярослав Орлов, копирайтер ВВDО Marketing: «Мы думали, как еще и еще раз показать преимущества, которые дают человеку белые зубы. Рассматривали разные идеи. Одна из них была такой: человек узнает другого человека по улыбке, В лоб такую историю давать нельзя. Ее надо облечь в какую-то неожиданную форму, иначе она будет выглядеть очень банально. И мы вспомнили, что существует формат, в котором такой сюжет вполне органично может восприниматься. Это индийское кино!» Роман Фирайнер, арт-директор ВВDО Marketing: «Брат находит брата по родимому пятну - дичь какая-то, правда? Однако в индийском кино это смотрится нормально. Любая нелепость воспринимается как должное. Например, юноша узнает свою невесту по белоснежным зубам. В индийское кино вам верить не нужно, вы ни с кем себя в нем не ассоциируете, для вас это просто картинка. Молодежь воспримет этот ролик как стеб, а взрослые как ностальгию. Ролик на всех работает. Мы с Яриком давно мечтали сделать ролик в этом жанре. Была мысль снять вторую часть, но есть опасность, что Orbit будет восприниматься как индийская жвачка». Сначала сюжет ролика «Раджа» был намного длиннее. Хотелось показать, что было до того, как герой врывается во дворец. Он должен быть ехать на ослике по пустыне и петь грустную индийскую песню о радже, который украл его невесту. И про то, что он ее обязательно найдет. Потом в агентстве поняли, что это трогательное действо никак не войдет в 30 секунд, и от езды по пустыне отказались. Чтобы органично вписать в ролик РН-curve (кривую, которая показывает уровень РН), придумали очень интересный ход. Девущки-наложницы должны были танцевать с платками, двигая их таким образом, чтобы получилось изображение РН-curve. К сожалению, эта красота тоже не прошла по хронометражу. Елена Гажевская, продюсер ВВDО Marketing: «Всем хотелось снять настоящее индийское кино. Так возникла идея отправиться в Голливуд и пригласить на проект индийского режиссера. Долго искали соответствующих актеров. Смотрели, чтобы девушка была пухленькой, в общем, не тощей моделью, и юноша такой - немножко Джо Дассен».
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |