Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для преподавания русского языка как иностранного




ТЕХНОЛОГИЯ АУДИРОВАНИЯ

Т.А. Шорина,

ст. преподаватель МИОО

(г. Москва)

Н аучно(методическая работа

щего русским языком. Для решения этой задачи кафед(

рой международного образования МИОО были разрабо(

таны специальные программы по русскому языку как

иностранному (РКИ) для двух возрастных групп: для де(

тей 6–7 и 8–12 лет [1; 2]. Эти программы, применяемые

в школах русского языка, нацелены на выработку ком(

муникативной компетенции, на приобретение навыков

связной речи и имеют практическую направленность на

культурно(языковую адаптацию, способствуя созданию

фоновых знаний у детей(мигрантов в сфере культурной

и социальной жизни. Именно коммуникативной направ(

ленностью – формированием языковой компетенции на

основе коммуникативного подхода – программы РКИ от(

личаются от программ в общеобразовательных школах,

которые рассчитаны на носителей языка и не подходят

для обучения детей, не владеющих или слабо владеющих

русским языком. Именно благодаря работе по програм(

мам РКИ дети(мигранты получают возможность актив(

нее и эффективнее включаться в процесс образования,

в культурную среду, общественную жизнь нашего горо(

да и страны.

Кафедрой международного образования МИОО бы(

ли разработаны, созданы и апробированы учебно(мето(

дические пособия и по вопросам культурно(языковой

адаптации детей мигрантов в школах русского языка, шко(

лах с этнокультурным компонентом образования.

В связи с появлением школ русского языка возрастает

роль обучения педагогов(русистов преподаванию РКИ

детям, не владеющим или слабо владеющим русским

языком. В вузах Москвы открываются направления по

подготовке высококвалифицированных специалистов в

этой области. С 2005 г. на кафедре международного об(

разования МИОО ведется курс «Теория и методика обу(

чения русскому языку как иностранному».

Актуальность создания данного курса была продик(

тована следующими причинами: невозможностью ис(

пользования существующих в общеобразовательных

школах программ по русскому языку для обучения детей(

иностранцев, необходимостью специальной языковой

подготовки детей мигрантов, без которой они не могут

успешно включиться в процесс обучения на русском язы(

ке, нехваткой учителей, владеющих методикой препода(

вания русского как иностранного.

Цель курса – ознакомить учителей с основными поло(

жениями, базовыми категориями методики преподавания

РКИ, особенностями работы с лексикой, грамматикой,

фонетикой русского языка, со спецификой работы над

видами речевой деятельности, разнообразными видами

тестирования, важнейшими принципами построения

модели урока, видами контроля и организации учебно(

го процесса в целом.

В ходе работы с детьми(мигрантами обозначились не(

которые недостатки методики преподавания русского язы(

ка как иностранного.

Окунаясь в иноязычную среду, вливаясь в учебный

процесс, который ведется на русском языке, дети(

мигранты испытывают определенные трудности с вос(

приятием иноязычной речи на слух. Это приводит к

проблемам на бытовом уровне, а также частичному, а ино(

гда и полному непониманию содержания учебного про(

цесса. Поэтому проблема восприятия и понимания ино(

странной речи на слух становится очень актуальной во

многих поликультурных школах и школах с этнокультур(

ным компонентом образования.

Учителя, работающие с детьми(иностранцами, часто

недооценивают работу над таким видом речевой деятель(

ности, как аудирование. Необходимо уделять этому ас(

пекту достаточно времени и внимания, не ограничиваясь

тем, что урок ведется на русском языке, что уже является

для учащихся своего рода аудированием. Установлено, что

в современном обществе люди слушают 45% времени, го(

ворят – 30%, читают – 16%, пишут – 9%. Аудирование

является лидером среди других видов речевой деятельно(

сти. Это двусторонний процесс: говорящий должен су(

меть донести до слушателя свою мысль (высказывание),

а слушатель должен правильно понять эту мысль и пра(

вильно на нее отреагировать (ответить).

Поэтому нашей задачей является применение техно(

логии аудирования к преподаванию русского языка как

иностранного с учетом возрастной категории учащихся.

В основе методики обучения аудированию лежит

принцип коммуникативно(деятельностного подхода [4].

Этот подход направлен на формирование у учащихся

навыков практического владения языком, на активизацию

речевой деятельности учащихся в специально подоб(

ранных учителем ситуациях или в работе с составленными

учителем текстами, диалогами. Важными являются также

принципы комплексного овладения всеми видами рече(

вой деятельности и комплексного подхода к овладению

уровнями языковой системы с учетом системного ха(

рактера языка. Обучение аудированию необходимо про(

водить с опорой на родной язык учащихся или с учетом

его особенностей. Необходимо учитывать возрастные

особенности и индивидуальные возможности учащихся.

Важнейшую роль при обучении аудированию играет

принцип наглядности. При использовании видео(, муль(

тимедийных программ, фотографий, картинок, таблиц,

диаграмм, графиков, рисунков эффективность процесса

восприятия значительно возрастает. Наглядность создает

атмосферу творчества, самостоятельности. При обучении

восприятию иностранной речи на слух рекомендуется ис(

пользовать звукозапись, которая позволяет осуществлять

многократное прослушивание аудируемого материала,

расставлять паузирование, имитировать интонационный

рисунок высказывания, помогает расчленять поток речи:

прослушивать отдельные звуки, слова, фразы, предложе(

ния. Предпочтительно использовать звукозапись с разны(

ми по тембру, громкости, высоте голосами для создания

условий реального общения и во избежание привыкания

к конкретному голосу (например, учителя). В качестве

ключей для понимания в звукозаписи могут быть исполь(

зованы разнообразные шумовые эффекты: паровозный

гудок, плеск воды, щебетание птиц, объявление о рейсе

самолета и т.д. Эти шумовые эффекты будут восприни(

маться учащимися как своеобразные подсказки во вре(

мя аудирования текста.

Если коммуникативная направленность уроков РКИ

способствует выработке речевых навыков, то аспект слу(

шания и понимания остается менее тренированным, вы(

зывая затруднения у учащихся. Основной целью речевых

42 СПО 6’2009

Н аучно(методическая работа

упражнений является формирование навыка построения

связных высказываний и умений понимать их, т.е. извле(

кать из них смысл. Обычная модель урока РКИ, особенно

на начальном этапе обучения, должна включать такие ви(

ды аудирования, как слушание стихов, пословиц, песен,

басен, т.е. языковой материал, близкий учащимся, более

доступный для восприятия. Такой «живой» языковой ма(

териал по лексической теме «Человек» в виде игр, зага(

док, ребусов, кроссвордов, логических цепочек, лото с

включением заданий по аудированию был обобщен в по(

собии по развитию речи для детей, изучающих русский

язык как иностранный и неродной [5].

На более продвинутом уровне обучения РКИ можно

говорить о возможности проведения специальных уро(

ков по аудированию.

Нами разработана система упражнений, направлен(

ных на преодоление грамматических, лексических, фо(

нетических трудностей; на обучение антиципации; на

развитие памяти, внимания, логического мышления; на

формирование речевого потока.

При использовании аудитивных упражнений необ(

ходимо учитывать следующие аспекты: цель обучения,

уровень языковой системы, вид речевой деятельности,

психологические и возрастные особенности учащихся,

специфику их родного языка, связь обучения и контроля.

Следует сказать, что такие важные характеристики, как

мотивация (интерес к заданной теме), краткость выска(

зываний, простота речи (простые, а не сложные предло(

жения), знакомый контекст совместно с наглядными

средствами, значительно облегчают процесс восприятия

иностранной речи на слух.

Мы разработали и создали тексты, которые помогут

детям(иностранцам 8–12 лет воспринимать историчес(

кие реалии, научно(популярную информацию, культурно(

страноведческие факты так же легко, как это происходит

при аудировании текстов с занимательным сюжетом. Вос(

принимая, понимая и запоминая детали из прослушан(

ного текста, учащиеся будут запоминать определенные

грамматические модели и лексические единицы. Такие

тексты для аудирования, имеющие целевую направлен(

ность на восприятие конкретных фактов, цифр, реалий,

помогают учителю в его дальнейшей работе над изло(

жениями. Дети учатся «выхватывать» и запоминать не(

обходимую информацию, анализировать ее, а затем в

соответствии с поставленной перед ними задачей отби(

рать из воспринятых фактов необходимое.

Кроме того, такая работа поможет расширить их фо(

новые знания и восполнить недостаток страноведческой

информации.

Для работы над аудированием были подобраны тек(

сты, которые знакомят учащихся с Россией, Москвой,

Московской областью и другими регионами России. При

составлении текстов был отобран материал, знание ко(

торого в дальнейшем будет полезно на уроках географии,

истории, москвоведения.

Развитие умения слушать, слышать и запоминать яв(

ляется необходимым для достижения нашей основной

задачи – общения, способности свободно общаться на

русском языке.

Изложенные методические положения и принципы

были реализованы в части 6 (уроки аудирования «Слы(

шим и запоминаем») комплекта учебных пособий для

детей младшего и среднего школьного возраста, не вла(

деющих или слабо владеющих русским языком. Данное

учебное пособие апробируется сейчас в курсе социально(

культурной адаптации детей мигрантов, который был

введен со второго полугодия в ряде московских школ с

этнокультурным компонентом образования.

Литература

1. Каленкова О.Н. Программа по русскому языку как

иностранному для детей старшего дошкольного и

младшего школьного возраста (6–7 лет). Этнокультурное

(национальное) образование в Москве: Сб. материалов

по методике преподавания рус. яз. как иностр. Вып. 8,

МИПКРО. М., 2003.

2. Савченко Т.В., Какорина Е.В. Программа по рус(

скому языку как иностранному для детей 8–12 лет, не

владеющих или слабо владеющих русским языком. Мос(

ковский комитет образования. Сер. «Инструктивно(ме(

тодическое обеспечение содержания образования в

Москве». Вып. 8 / Отв. ред. Т.В. Савченко. М., 2003.

3. Международное образование и московская школа:

Сб. учеб. программ и материалов кафедры ЮНЕСКО. М.,

2009.

4. Митюшина Л.Д. Аудирование на уроках русского

языка в начальных классах школ с родным (нерусским)

и русским (неродным) языком обучения. М., 2006.

5. Синёва О.В., Шорина Т.А. Человек, его характер, мир:

изучаем играя: Пособие по развитию речи для детей, изу(

чающих рус. яз. как иностр. и неродной. М., 2008.

Для успешного проведения диагностики и коррек(

ции учебно(исследовательской деятельности студентов

колледжа необходимо смоделировать данный процесс,

а значит, выделить основные его составляющие в их вза(

имозависимости. Моделирование в педагогике – это

исследование внутриличностных и межличностных

СПО 6’2009 43




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.