Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусская народная одежда




НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ О ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Н.А. Туранина,

профессор Белгородского государственного

университета, докт. филол. наук,

И.С. Ливенец

(Белгородский региональный институт повышения

квалификации и переподготовки специалистов)

У чебный процесс

Характерная черта старой типичной украинской

хаты – ее небогатый, но привлекательный внешний вид:

чисто выбеленные стены с росписями, соломенная, искус_

но подстриженная крыша и окна с резными ставнями и

другими украшениями, гармонирующими с окружающим

пейзажем.

В районах Полесья преобладали срубные дома, ко(

торые к югу постепенно уступали место глинобитным.

Для центральных районов (Приднепровье) были харак(

терны развитые с главного фасада свесы кровли и вы(

сокие глиняные выступы (призьба), для Правобережья

и Подолии – яркая настенная роспись или же окраска

стен. Художественное оформление традиционного жи(

лища в Подолии имеет много общих черт с жилищем

молдаван. В Карпатах дома отличались высокими де(

ревянными или соломенными крышами, срубленными

стенами, богатством резных украшений.

Задания

1. Прочитайте и озаглавьте текст. Чем отличалось ук(

раинское жилище от других домов восточнославянских

народностей?

2. Пользуясь словарями русского языка, подготовь(

те характеристику выделенных в тексте слов.

3. Найдите предложения, в которых встречаются осо(

бые формы самостоятельных частей речи. Проведите

морфологический анализ данных слов.

4. Объясните постановку знаков препинания в вы(

деленном предложении.

5. Выпишите из текста примеры словосочетаний с

разными видами подчинительной связи.

6. Найдите в тексте сложные предложения, опреде(

лите их тип, постройте графические схемы.

Текст №3

Белорусский национальный костюм сложился на ос(

нове одежды славян, населявших Киевскую Русь. От(

личительной чертой белорусского народного костюма

было широкое распространение белого цвета.

Мужской костюм на протяжении веков менялся ма(

ло. Он состоял из сорочки, которую носили навыпуск

и подвязывали, нешироких полотняных или суконных

штанов, иногда безрукавки. Сорочки украшались тка(

ным или вышитым орнаментом. Самым ярким элемен(

том мужского костюма был плетеный или вязаный пояс.

Очень живописным был женский костюм, особенно

праздничный. Тонкая льняная сорочка украшалась

ярким двуцветным, а позже многоцветным тканым или

вышитым узором по воротнику, груди, поликам, манже(

там или по всему полю рукава. Излюбленным цветом

был красный в сочетании с белым, черным, позже –

зеленым. Многообразие женского костюма опре(

делялось наличием нескольких типов поясной одежды.

Женщины поверх сорочки носили полотняную юбку,

шерстяной или полушерстяной андарак из полосатой

или пестрой клетчатой ткани. На северо(востоке Бело(

руссии юбка пришивалась к лифу и называлась саян. На

юге носили несшитую поясную одежду – поневу,

плахту. Обязательной составной частью женского кос(

тюма был орнаментированный полотняный, изредка

шерстяной передник. Праздничный передник обшива(

ли кружевами. Женский костюм дополняла красочная

безрукавка, сшитая из парчи, атласа, бархата или дру(

гих нарядных тканей. Безрукавки вышивали, украша(

ли лентами, галунами, шнурками.

В холодную погоду мужчины и женщины надевали

суконные свиты ________________– белые, серые или коричневые.

Женские свиты отличались от мужских более богатыми

украшениями. На зиму шились теплые овчинные ко(

жухи.

Своеобразие народному белорусскому костюму

придавали головные уборы – старинные полотенчатые,

искусно завязанные намитки у женщины, войлочные

шапки, соломенные круглые шляпы с широкими поля(

ми, овчинные и меховые шапки у мужчин. Обувью слу(

жили лыковые или лозовые лапти, сапоги и ботинки,

зимой – валенки.

В наши дни традиционный костюм полностью ус(

тупил место общеевропейскому.

Задания

1. Прочитайте текст. Назовите отличительные осо(

бенности белорусского народного костюма. Составьте

вопросы к данному тексту.

2. Определите значение и установите сочетаемость

в тексте следующих слов: орнамент, андарак, галуны, сви_

ты, намитки.

3. Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы,

в состав которых входят слова, встречающиеся в данном

тексте.

4. Выпишите слова, которые имеют одинаковое грам(

матическое значение.

5. Найдите односоставные предложения (самостоя(

тельные или входящие в состав сложных предложений),

определите их тип.

6. Подберите примеры на употребление слов одной

части речи в функции различных членов предложения.

Предлагаемая система работы над текстами дает сту(

дентам представление об исторической общности людей,

объединяемых духовными и культурными традициями,

о собственной этнической принадлежности. Развитие ос(

новных содержательных компонентов национального

самосознания личности выражается в обогащении пред(

ставлений о своем этносе, в формировании культурно(

ценностных ориентаций и в построении на этой основе

личностно(позитивных отношений с представителями

своего и других этносов. Поэтому этноподход в формиро(

вании языковой личности студента педколледжа спо(

собствует осознанию им своего места в природном и

социокультурном пространстве.

Литература

1. Туранина Н.А. Традиции и культура русского бы(

та. Белгород, 2005.

2. Пономарева Т.А. Культура восточных славян. Во(

ронеж, 2006.

30 СПО 6’2009

Н аучно(методическая работа

Дидактические технологии определяют событий(

ную содержательность образовательного процесса, ибо

именно в них проявляет себя деятельность обучающе(

гося, только в них цели образования обретают «плоть

и кровь». Представляя собой комплексы деятельност(

ных процедур, дидактические технологии во многом

определяют логику образовательного процесса, являя

собой те сцены и картины, которые зримо и чувствен(

но транслируют обучающемуся учебный материал. От(

сюда качество образования – это качество передачи

ценностей, знаний, умений, качество происходящих

в образовательном процессе коммуникативных актов.

А следовательно, качество образования – это в значи(

тельной степени качество применяемых технологий

как полноценных педагогических феноменов, спо(

собных выполнять свою культурно(трансляционную

миссию. Выступая инструментами образовательной

практики, технологии сами нуждаются в качественном

исполнении, качественной «настройке». Важным при

этом становится не только четкое следование требо(

ваниям их создания, но и наличие методологической

базы их перевода на пути оптимизационного совершен(

ствования.

Размышляя о том, что может с наибольшим успехом

выступать в роли указанной базы, важно учитывать сле(

дующее положение: что бы ни совершал, ни делал чело(

век в этой жизни – все это есть решение разнообразных

задач. Это относится и к профессиональной деятельнос(

ти. Поэтому решение задач – есть ключевое звено об(

разовательного процесса, и обучение решению задач

представляет собой важнейшее педагогическое условие

практической ориентации обучения, что особенно

значимо для профессионального образования. Но при

этом, конечно же, задачи должны разрабатываться

особым образом – а именно так, чтобы, работая над

ними, учащийся мог освоить все составляющие про(

цесса эффективного решения, состояться как трудовой

субъект, т.е. человек, действующий творчески, осмыс(

ленно и эффективно, с пониманием социальной и лич(

ностной ценности целей, процесса и результатов своей

деятельности. Разработка и использование таких задач

в учебном процессе позволит придать ему воспитатель(

но(трудовую направленность, приучать учащегося к ви(

дению себя в субъектном качестве.

Трудовое воспитание сегодня направлено на подго(

товку обучающегося к самореализации в жизни, к це(

леустремленному, настойчивому, умелому продвижению

к поставленным в ней целям, к использованию и раз(

витию для этого всего личностного потенциала в его ин(

теллектуальных, волевых, эмоциональных компонентах

и предполагает подготовку к «труду жизни», а не толь(

ко к профессиональной деятельности, тем более – в уз(

кой, технической сфере. Трудовое воспитание не может

ограничиваться рамками каких(либо отдельных учебных

дисциплин или областей знаний, оно должно охваты(

вать их самый широкий круг, что предполагает общность

соответствующих педагогических мер. Это еще более

усиливает значимость технологий обучения, определяю(

щих такую общность как противоположность принци(

пиально специфическому для разных учебных курсов

содержанию.

Трудовое воспитание сегодня становится, можно ска(

зать, всеобъемлющим педагогическим феноменом,

смыкаясь со столь же масштабным феноменом техно(

логий и с феноменом задач, являющимся основным со(

держанием деятельности человека в любой сфере,

любой области социальной деятельности. Оперируя по(

нятиями «трудовое воспитание», «технологии», «зада(

ча», можно на самом высоком уровне проектных

теоретических обобщений осмыслить образовательную

практику.

Связывая, в частности, воспитывающую деятель(

ность на занятиях с потенциальными ее следствиями для

социума, можно отметить, что воспитательная направ(

ленность придает решению задач совершенно иной ха(

рактер, выводит его на совершенно иной уровень и

педагогической, и социальной значимости. Из простой

тренировки решение задач превращается в совокупность

таких действий и взаимодействий учащегося в социаль(

ном поле, которые утверждают его позицию, помога(

ют выразить себя, проявить свои личностные интересы

и возможности, согласовав их с социальными ценнос(

тями, нормами и ресурсами. Воспитательно(ориентиро(

ванное обучение становится определенным прообразом

социальных взаимодействий, социального партнерства.

Ведь формирование морали, образа жизни не может осу(

ществляться иначе, как через включение воспитанника

в контакты с другими людьми, в их мир, через созна(

тельное принятие общественных ценностей как своих

собственных.

Понятно, однако, что решения задач как частного

сегмента учебной деятельности, оторванного от других

ее составляющих, недостаточно. Переход к воспитываю(

щему обучению требует распространения задачной ос(

новы деятельности на все пространство дидактических

технологий, а следовательно, всю деятельность обуче(

ния. Существуя в качестве коммуникационных моделей

образовательной деятельности, задачно(ориентиро(

ванные дидактические технологии перестраивают весь

процесс взаимодействий ее участников, подчиняя всю

логику их общения логике строительства внутреннего

мира обучающегося.

СПО 6’2009 31

ЗАДАЧНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.