Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мнение ученого




АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Ной ситуации

Постановка проблемного вопроса, создание проблем_

Способ аналогий – преподаватель опирается на имею(

щийся у учащихся житейский опыт или же актуализирует

ранее полученные знания для решения новых задач. На(

пример, при изучении химической кинетики надо объ(

яснить, что не любое столкновение молекул является

результативным. В химической кинетике принято гово(

рить о так называемых активных соударениях, в резуль(

тате которых происходит разрыв связей в реагирующих

частицах. Будем считать активным такое столкновение

машин, в результате которого часть бампера одного ав(

томобиля остается на бампере другого. Очевидно, это мо(

жет произойти, только если удар превышает некоторую

пороговую величину, которая будет аналогией энергии

активации. Понятно также, что соударение может быть

активным только при лобовом столкновении автомоби(

лей. Это позволяет объяснить влияние на скорость реак(

ции пространственных факторов, в частности ориентации

молекул при столкновении.

Индуктивный, аналитико_синтетический способ

учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты

и формулируют необходимые научные выводы. Напри(

мер, при изучении темы «Углеводы» предлагается сде(

лать вывод о принадлежности глюкозы к определенному

24 СПО 6’2009

М.В. Медведева,

преподаватель школы_интерната № 11 ОАО «РЖД»

(г. Артемовский, Свердловская обл.)

Электрон не является ни частицей, ни волной в

обычном понимании. Во многих отношениях поведение

электрона напоминает поведение малых вращающихся

частиц. Но во многих отношениях электроны ведут себя

так, как будто они имеют волновую природу.

(Л. Полинг. Общая химия)

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанье, войны, троны

И память сорока веков.

Еще, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

(В.Я. Брюсов. Мир электрона)

У чебный процесс

классу органических веществ. Для этого демонстрирует(

ся опыт взаимодействия этого вещества с аммиачным

раствором оксида серебра (что доказывает, что это аль(

дегид) и гидроксидом меди (II) (что доказывает, что это

многоатомный спирт).

Объяснение причин того или иного изучаемого явле(

ния на основе проделанных опытов, анализа изучаемо(

го материала. Например, при изучении темы «Коррозия

металлов» предлагается проанализировать текст и от(

ветить на вопрос. «Делийская колонна была поставле(

на во время правления Самандрагупты, который жил с

330 по 380 г. Масса колонны превышает 6000 кг. Индий(

ские кузнецы, пользуясь только ручными молотами, от(

ковали ее из отдельных криц. Анализ образцов металла,

взятых из точек на разной высоте, показал, что колон(

на весьма неоднородна по своему составу и содержит

достаточно много примесей. Образцы металла, переве(

зенные в Лондон, очень быстро были разрушены кор(

розией, как, впрочем, и подземная часть колонны».

Вопрос: почему надземная часть делийской колонны не

имеет признаков коррозии, а подземная часть и образ(

цы металла, перевезенные в Лондон, заржавели.

Выдвижение проблемного вопроса – этот прием ис(

пользуется тогда, когда для решения проблемы и овла(

дения новыми знаниями нужно творчески применить

какой(то ранее изученный принцип или закономер(

ность. Например, при введении понятия «структурная

формула вещества» учащимся предлагается определить

валентность углерода в веществах состава: С2Н6 и С3Н8

известным им способом. При выполнении этого зада(

ния учащиеся придут к выводу, что валентность угле(

рода равна трем или дробной величине, а этого быть не

может. Как иначе записать формулу вещества, зная, что

валентность углерода в органических соединениях все(

гда равна четырем?

Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипо_

тез, предположений. Например, при изучении темы «Во(

да и ее свойства» после демонстрации фильма «Память

воды» предлагается в домашних условиях повторить экс(

перименты «Вода умеет слушать музыку», «Вода реаги(

рует на слова», «Вода умеет читать» и подтвердить или

опровергнуть выдвинутые гипотезы ученых, высказать

свое мнение об увиденном в фильме.

Создание проблемной ситуации на основе высказыва_

ния ученого. Например, при проведении вводных уро(

ков по общей химии предлагается высказать мнение

(согласиться или опровергнуть) относительно высказы(

вания С. Нанкагуры: «Химия среди наук – председатель.

Химия берет у физики фундаментальные знания, прин(

ципиально важные идеи, трансформирует их и затем

передает другим отраслям знаний, служит как бы свя(

зующим звеном между ними. Образно говоря, химия

восседает в центре, по одну сторону от нее – физика,

по другую – биология, геология и другие науки».

Сообщение противоположных точек зрения на один

и тот же факт. Например, при изучении строения

атома предлагается сравнить два мнения – поэта и

ученого – и выразить свое.

Способ проблемного обучения – студентам предлагается

самим найти в излагаемом материале познавательную

проблему, четко сформулировать и аргументировать ее

решение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.