Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Конвергентное

Мышление

Дивергентное

Способности

Исследовательские

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Е.Ю. Самохина,

преподаватель Сахалинского государственного

колледжа бизнеса и информатики

«Повар(кондитер» 59,5 22,1 41 34,1

«Автомеханик» 57,5 24,7 52,7 45,1

«Оператор ЭВМ 2» 63,4 24,45 52,7 31,1

«Оператор ЭВМ 1» 64,9 24,2 40,4 35,7

«Менеджер» 64,2 29,8 56,5 36

«Программист» 72,5 27,8 57,4 48,8

У чебный процесс

компьютерном практикуме, что позволило более объ(

ективно представить результаты наблюдений. По ре(

зультатам диагностики определялось общее количество

баллов, набранное каждым учащимся.

Уровень дивергентного мышления определялся с по(

мощью одного из тестов креативности Е.П. Торранса

«Варианты употребления предметов». По результатам

выполнения предложенного учащимся задания про(

веряются три показателя: беглость, гибкость и ориги(

нальность мышления. По предложенной автором теста

формуле определяется и суммарный показатель.

Уровень конвергентной продуктивности оценивался

с помощью классических тестов интеллекта – матри(

цы Равена и теста Айзенка.

Полученные по всем трем уравнениям диагности(

ки показатели для более успешного сравнения резуль(

татов переводились в стобалльную шкалу.

Помимо указанных диагностик, осуществлялось

изучение исследовательских способностей учащихся.

Результаты наблюдения заносились в карту «Эксперт(

ная оценка исследовательских способностей», состоя(

щую из 20 пунктов, по которым надо было выставить

оценку по пятибалльной шкале. Для каждого испытуе(

мого диагностика проводилась тремя исследователями.

Наблюдение ориентировалось на следующие критерии:

умение видеть проблемы, умение ставить вопросы,

умение выдвигать гипотезы, умение давать опреде(

ления понятиям, умение классифицировать, умение

наблюдать, умения и навыки проведения эксперимен(

тов, умение делать выводы и умозаключения, умение

структурировать материал, умение объяснять, доказы(

вать и защищать свои идеи.

Диагностика проводилась в шести группах I курса

Сахалинского государственного колледжа бизнеса и ин(

форматики (четыре группы НПО по профессиям «Опе(

ратор ЭВМ», «Автомеханик», «Повар(кондитер» и две

группы СПО по специальностям «Программист», «Ме(

неджер»). Всего в констатирующем эксперименте уча(

ствовало 163 учащихся.

В таблице приведены средние значения изучаемых

характеристик по стобалльной шкале:

На каждого испытуемого по всем проводимым ди(

агностикам заполняется «Индивидуальная карта разви(

тия» с его личными показателями, что дает возможность

проследить динамику развития (или ее отсутствие).

В результате анализа данных диагностики выявилось,

что отдельные учащиеся обладают высоким уровнем

развития, подавляющее большинство учащихся имеют

средние показатели, но много и таких, которые нахо(

дятся на низком уровне.

Группы СПО имеют более высокие результаты, по

сравнению с группами НПО, особенно по уровню раз(

вития конвергентного мышления.

Наиболее высокие результаты получены по таким ха(

рактеристикам, как поисковая активность и дивергент(

ное мышление («Варианты употребления предметов»),

самые низкие – по конвергентному мышлению (тест

Айзенка и матрица Равена).

К проблемам образования добавляется и то, что уч(

реждения СПО, и особенно НПО, работают с наиболее

трудным в педагогическом отношении контингентом.

Ситуация усугубляется тем, что большинство абитури(

ентов, поступающих в профессионально(технический

колледж, характеризуются несформированостью твор(

ческого мышления и потребности к творческой интел(

лектуальной деятельности.

Результаты исследования показали, что большинст(

во ребят обладают достаточно высокой мотивацией к

исследовательской деятельности (поисковой активно(

стью) и низким уровнем развития необходимых умений

и навыков, т.е. возникает необходимость проведения це(

ленаправленной работы по формированию и развитию

исследовательских умений и навыков.

Центральное место в процессе формирования необ(

ходимых компетенций занимает информатика. Освое(

СПО 6’2009 23




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.