КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В аспекте подготовки к единому государственному экзамену
ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА К.Д. Табатчикова, преподаватель Каменск_Уральского политехнического колледжа У чебный процесс проследить за тем, какие способы связи используются автором в исходном тексте, какие тематические груп( пы представлены, а также определить, с помощью ка( ких языковых средств раскрывается авторская позиция (словообразовательные морфемы с различными значе( ниями, однозначные или многозначные слова, функции грамматических форм частей речи, функции обособлен( ных и вставных конструкций, порядок слов в предло( жении и т.д.). Конечно же, существует множество алгоритмов, в ко( торых представлена последовательность анализа выше( перечисленных позиций, но в них не совсем четко представлена логика построения собственного выска( зывания на основе прочитанного и анализируемого тек( ста. Школьнику трудно выстроить логику собственного текста, поскольку в его сознании нет яркого компози( ционного и структурного видения цельности текста; он не может перейти от одной сформулированной пози( ции к другой, не может соединить понятия «тема» и «ос( новная мысль» и т.д. Мы убеждены, что лингвистическая функциональность языковых уровней, их связь между собой позволит учащемуся создать собственный текст. Ведь наблюдение за функциональными особенностя( ми языковых единиц в тексте приводит к коммуника( тивной реакции в сознании, позволяющей выразить собственное видение проблемы в исходном тексте. Дидактическая целесообразность комплексного анализа заключается в том, чтобы показать систему язы( ковых средств, использованных в тексте, и тем самым облегчить учащимся выполнение работы; обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими средствами язы( ка; расширить круг их сведений о языке, в том числе о его истории; предупредить возможные речевые ошиб( ки в практической работе; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; глубже вскрыть содержание текста, вернее понять его идею, композицию, характеры персонажей, детали, связи и за( висимости. Как построить работу по обучению школьников ком( плексному анализу текста? Какие вопросы могут стать предметом наблюдения, анализа и обсуждения? Считаем, что в основе обучения комплексному ана( лизу текста должен быть текст, в котором заключена оп( ределенная проблема. Сформулированные вопросы к тексту являются неким алгоритмом, логикой выстраи( вания собственного высказывания, кроме того, вопросы должны направлять учащегося на раскрытие проблемы. Для того чтобы ее раскрыть, школьнику необходимо в анализируемом тексте проследить функциональные осо( бенности языковых уровней. Работа по обучению учащихся комплексному анализу текста должна вестись на каждом уроке, поскольку на одном тексте можно проводить и повторение, и закреп( ление изученного ранее материала, и соотнесение нового с ранее изученным. Такая логика обучения, на наш взгляд, достаточно объективна, потому что в ней соединяются функциональные возможности лингвистических единиц в целом, представляя в итоге структурное (целостное, си( стемное) понимание изучаемого языка. Предметом наблюдения, анализа и обсуждения мо( гут стать различные проблемы, содержащиеся в худо( жественных, публицистических и научных текстах. По нашему мнению, литературные, публицистические тексты позволят учащимся пережить определенные чувства, а научные будут формировать умения по вы( страиванию четкой логики собственного текста, нахож( дению в тексте тезиса и его доказательств. Кроме этого учащиеся смогут научиться составлять план, а затем рас( ширять его собственными замечаниями, суждениями. Конечно, таким умениям можно научить, используя и тексты художественные, и публицистические, но наибо( лее целостная структура алгоритма по созданию собст( венного высказывания представляется нам именно в научном тексте. В широкой общественной дискуссии, развернув( шейся вокруг проведения единого государственного эк( замена, высказывалось мнение о том, что он не имеет ничего общего с традициями отечественного образо( вания и что подходы, реализованные в этом экзамене, навеяны исключительно Западом. Однако, если внима( тельно рассмотреть содержание контрольных измери( тельных материалов для ЕГЭ по русскому языку, можно заметить, что во многом новизна этих подходов предо( пределена методическими традициями отечественного образования. Это отражается не только в «Кодифика( торе элементов содержания по русскому языку для со( ставления контрольных измерительных материалов для ЕГЭ», но и непосредственно в заданиях экзамена( ционного теста. Поэтому целью обучения комплексно( му анализу текста является отслеживание того, каким образом будут востребованы в содержании ЕГЭ умения, формируемые при комплексном анализе текста, как на уроках русского языка эти умения совершенствуются, каким образом формируются эти умения в учебных комплексах по русскому языку. Как мы уже ранее говорили, целью комплексного анализа текста является отслеживание в тексте лингвис( тических единиц, их функционального взаимодействия между собой. Такая же цель, по нашему мнению, пресле( дуется и в части С ЕГЭ. Функционирование языковых единиц способствует формированию следующих ком( муникативных умений, являющихся базой коммуника( тивной компетенции: чтение текста; понимание речевой ситуации, представленной в тексте; анализ функций языковых единиц конкретного текста; создание собст( венного текста на основе прочитанного. Что касается учебных комплексов по русскому языку, то в них не всегда четко и последовательно, а глав( ное не всегда систематически, представлены упражне( ния по обучению комплексному анализу текста. Меньше всего таких упражнений в стабильных учебниках. В учеб( никах под редакцией М.М. Разумовской и В.В. Бабай_ цевой упражнения, связанные с комплексным анализом, есть, но в недостаточном количестве. ЕГЭ по русскому языку предоставляет возможности для оценивания творческой составляющей работы учащегося. Существенным является то, что работа вы( полняется на основе неизвестного текста. При этом си( стема оценивания учитывает, что умение вступать в СПО 6’2009 21 У чебный процесс диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Неслучайно для современ( ной языковой культуры характерен переход от моноло( гической формы к диалогической. В преподавании русского языка он означает переход от обучения «в грам( матическом духе» к обучению «в риторическом духе», что предполагает целенаправленное развитие диало( гической и монологической речи учащихся (устной и письменной), формирование умения рассуждать на предложенную тему, используя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, ве( сти любой диалог этически корректно. При подобном подходе в центре процесса обучения стоят интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читатель( ский опыт, что, несомненно, является реализацией лич( ностно ориентированного подхода в обучении русскому языку. Если обобщить содержащиеся в научной литературе темы, касающиеся проблем языка, то важнейшей станет феномен слова, который ярко представлен в части С ма( териалов ЕГЭ. Часть 3 (С 1) – это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее уме( ние создавать собственное высказывание на основе про( читанного. Часть С представляет собой одно задание – написание творческой работы, или письменного моно( логического высказывания. Такое задание имеет очень высокий уровень сложности и отслеживает умения оп( ределять тему и основную мысль текста, понимать и ин( терпретировать содержание текста, анализировать языковые средства и др. Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что обучение комплексному анализу текста имеет своей целью структурировать знания учащихся по рус( скому языку для подготовки их к созданию собствен( ного текста при раскрытии проблемы в части С ЕГЭ. Литература 1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999. 2. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Лидман_Орлова Г.К. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9(х клас( сов общеобразовательных школ. 3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9(х клас( сов общеобразовательных школ / Под ред. Н.М Шан( ского. 4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9(х классов об( щеобразовательных школ / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 5. Цыбулько И.П. Новые подходы к оценке учебных достижений по русскому языку // Оценка качества об( разования. 2007. № 1. Профессиональное учебное заведение должно обес( печить подготовку рабочих и специалистов, которые смогут быстро адаптироваться к условиям и требованиям рынка труда, использовать новые технические разра( ботки, применяя свои творческие способности, исследо( вательские умения и навыки. Эти умения не возникают сами собой – их необходимо формировать и развивать в ходе выполнения специально подобранных заданий и тренингов. В контексте юношеской исследовательской дея( тельности особый смысл приобретают современные информационные технологии. Обучая подростков тео( ретико(методическим основам исследовательской де( ятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить эф( фективно ими пользоваться. Возникла потребность выявить реальное состояние сформированности исследовательских умений и отдель( ных навыков учащихся первых курсов колледжа. Цель нашего исследования – обосновать и разрабо( тать методику использования компьютерных технологий и теоретических основ информатики для формирова( ния исследовательских умений и навыков учащихся старших классов. В процессе работы над проблемой на поисково(кон( статирующем этапе была проведена серия экспери( ментов и тестирование умений и навыков, необходимых учащимся для осуществления исследовательской дея( тельности. Проведение подобной диагностики необхо( димо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора заданий, способствующих формированию и развитию исследовательских умений и навыков. Исследования А.И. Савенкова показывают, что ис( следовательские способности необходимо рассмат( ривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность, дивергентное и конвергентное мышление. Поисковая активность лежит в основе мотивации исследовательского поведения и способна перерасти в любознательность. Уровень поисковой активности отслеживался с помощью карт наблюдения. Для каж( дого испытуемого диагностика проводилась по трем на( правлениям: отслеживалось поведение учащегося на занятиях гуманитарного, естественного циклов и на 22 СПО 6’2009
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |