КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель диагностики и коррекции
УЧЕБНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Е.В. Родина, преподаватель Чебоксарского экономико_технологического колледжа Н аучно(методическая работа процессов и состояний при помощи их реальных (фи( зических) или идеальных объектов. Целью моделиро( вания в данном случае будет являться приобретение новых знаний об определенном педагогическом объекте путем аналогии [2, с. 228]. Диагностическая и коррекционная деятельность педагога в области учебно(исследовательской дея( тельности студентов рассматривается нами с точки зрения системного подхода. Опираясь на принципы системного исследования (Н.В. Блауберг, ВН. Садов_ ский, Э.Г. Юдин), можно определить ее как целост( ную, структурную и организованную систему, которая подвергается управлению, не только функционирует, но и развивается. В ходе исследования нами разработана педагоги( ческая модель системы диагностики и коррекции учеб( но(исследовательской деятельности студентов колледжа. Данная модель состоит из взаимосвязанных компо( нентов (см. схему). При составлении модели нельзя не учитывать тре( бования заинтересованных сторон, составляющих со( циальный заказ, в частности, государственную политику в области среднего профессионального образования; Госстандарт среднего профессионального образования; требования работодателей. Одной из системообразующих составляющих мо( дели является ее цель – проектирование системы диа( гностики и коррекции учебно(исследовательской деятельности студентов колледжа. Реализация постав( ленной цели предполагает решение определенных за_ дач. Задачами диагностической деятельности педагогов колледжа являются: ❖выявление исходного уровня развития и перспек( тив профессионализации личности студента в ка( честве исходных параметров педагогического прогнозирования; ❖ определение развивающего потенциала обучаю( щей среды, выявление форм, методов и средств диагностики использования учебно(исследова( тельской деятельности в учебном процессе, поз( воляющих спроектировать инновационную педагогическую среду колледжа; ❖ проведение мониторинга педагогического про( цесса с использованием учебно(исследовательской деятельности; ❖ выявление благоприятных факторов и условий, позволяющих выстроить динамику диагностики деятельности педагогов профессиональных учеб( ных заведений по использованию учебно(иссле( довательской деятельности в учебном процессе; ❖оценка результативности диагностической и кор( рекционной деятельности и определение перспек( тив ее совершенствования; ❖коррекция использования учебно(исследователь( ской деятельности в учебном процессе. В основе диагностики и коррекции учебно(иссле( довательской деятельности педагогами среднего про( фессионального звена образования лежат принципы системности, целостности, объективности, комплекс( ности. Так, принцип системности подразумевает, что в педа( гогической модели, имеющей целостные характеристи( ки, отдельно существуют элементы (единицы), свойства и функции которых определяются их местом в рамках целого. Немаловажное значение в построении и функ( ционировании системы приобретает наличие связей (на( пример, связи управления). Специфическим способом регулирования функ( ционирования системы является управление – «раз( нообразные по формам и по "жесткости" способы связи уровней, обеспечивающие нормальное функциони( рование и развитие системы. Поскольку иерархичность строения является специфическим признаком систем, связи управления можно рассматривать как одно из характерных выражений системообразующих связей» [1, с. 23]. Наличие управленческих связей делает необходимым при изучении некоторых систем определение их целей и целесообразного характера функционирования. Од( нако в связи с этим возникает проблема соотношения этого функционирования и развития системы, а также поиска соответствующих механизмов ее построения как единой картины объекта. Принцип целостности предполагает наличие опре( деленных признаков у разрабатываемой нами модели диагностики и коррекции учебно(исследовательской дея( тельности студентов колледжа. Опираясь на исследова( ния Н.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина [1, с. 29], мы определили, что данная система представляет ком( плекс взаимосвязанных элементов (схема), образует единство со средой (в нашем случае – педагогическая сре( да колледжа) и является элементом системы более вы( сокого порядка. Под принципом объективности мы понимаем макси( мальную объективность всех этапов и уровней диагнос( тической деятельности. При этом педагог не должен предвзято относиться к исследуемым студентам или выдвигать собственные необоснованные оценочные суждения. Поэтому не менее важно для педагога осу( ществлять самоконтроль своих симпатий и антипатий. Существуют определенные правила адекватного отра( жения диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах [2, с. 22]. Среди них: адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах; соответствие методик возрастным и личностным особенностям испытуемых, научной обоснованности применяемых методов и результатов диагностики; сочетание качественных характеристик с количественными, гибкость и стабильность в диагно( стической деятельности, возможность перепроверки данных. Предполагается, что педагог в процессе диагно( стической деятельности должен фиксировать и поло( жительные, и отрицательные для своего исследования результаты. Принцип комплексности процесса диагностики и кор( рекции учебно(исследовательской деятельности педа( гогами среднего профессионального звена образования предполагает выдвижение нескольких задач диагности( ческой деятельности, выделение из всего спектра свя( зей изучаемого явления самых значительных. В процессе 44 СПО 6’2009 СПО 6’2009 Н аучно(методическая работа 45 Схема. Педагогическая модель системы диагностики и коррекции учебно(исследовательской деятельности студентов колледжа СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: ❖ государственная политика в области среднего профессионального образования; ❖ Госстандарт среднего профессионального образования; ❖ требования работодателей ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ❖ диагностика готовности студентов к результативной учебно(исследовательской деятельности; ❖ разработка личной траектории развития студентов в процессе учебно(исследовательской деятельности; ❖ реализация учебного процесса с использованием учебно(исследовательской деятельности; ❖ мониторинг качества профессиональной подготовки студентов с использованием учебно(исследовательской деятельности; ❖ коррекция результатов и выработка рекомендаций по успешной адаптации к профессиональной деятельности ЗАДАЧИ: ❖ выявление исходного уровня развития и перспектив профессионализации личности студента в качестве исходных параметров педагогического прогнозирования; ❖ определение развивающего потенциала обучающей среды, выявление форм, методов и средств диагностики использования учебно(исследовательской деятельности в учебном процессе, позволяющих спроектировать инновационную педагогическую систему колледжа; ❖ проведение мониторинга педагогического процесса с использованием учебно(исследовательской деятельности; ❖ выявление благоприятных факторов и условий, позволяющих выстроить динамику диагностики деятельности педагогов профессиональных учебных заведений по использованию учебно( исследовательской деятельности в учебном процессе; ❖ осуществление оценки результативности диагностической и коррекционной деятельности и определение перспектив ее совершенствования; ❖ коррекция использования учебно(исследовательской деятельности в учебном процессе ПРИНЦИПЫ: ❖ системности; ❖ целостности; ❖ объективности; ❖ комплексности ФУНКЦИИ: ❖ информационная; ❖ прогностическая; ❖ контрольно(корректировочная; ❖ оценочная; ❖ стимулирующая РЕЗУЛЬТАТ: сформированная система педагогической диагностики и коррекции учебно( исследовательской деятельности студентов колледжа
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |