Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития организационного поведения




 

Организационное поведение как отдельная сфера исследований начала развиваться в конце 50-х начале 60-х ХХ века. За это время была создана унифицированная система знаний, теоретических и практических разработок, составивших базу организационного поведения, однако вопросы, связанные с проблемами организационного поведения впервые стали изучаться учёными, разрабатывавшими теорию управления организации.

Развитие научных подходов к менеджменту и к теории поведения шло параллельными курсами. Выделяют 4 этапа в развитии теории поведения, которые частично совпадают с этапами развития менеджмента:

1) классический

2) менеджмент человеческих отношений

3) гуманистический

4) культурологический

Классический этап, получивший наибольшее развитие в США и Европе в 20-е – 30-е годы ХХ века, связан с именами Тейлора, Файоля, Эмерсона, Гилберта. Все эти учёные искали пути повышения эффективности организации. Путь к эффективности они видели в повышении производительности, продуктивности и рационализации организации труда рабочих и управляющих. Психолого-поведенческая сторона данного этапа базируется на предложении о возможности рациональными средствами максимизировать благосостояние и работодателя и персонала. Тейлор формулировал данное предложение, считая, что взамен стимула к работе у данной группы будет общий интерес, а само управление будет являться менеджментом инициативы о поощрения. Психологические свойства личности работников выводились классиками за рамки рабочего процесса лишь в связи с рационализацией отбора и найма. Такое упрощённое отношение к человеческим ресурсам было характерно для данного периода.

Содержание второго этапа можно представить как осмысление результатов Хоторнского эксперимента и формирование менеджмента человеческих отношений. В ходе эксперимента выяснилось, что производительность напрямую не зависела от физических и экономических перемен, а её рост являлся следствием установления неформальных отношений между работниками и формирование неформальной малой группы. Были сформулированы следующие выводы по результатам эксперимента:

1) установлено влияние социально-групповых норм поведения на ПТ

2) выявлена существенная роль социально-групповых стимулов поведения членов организации

3) приоритет групповых факторов поведения над личностными

4) зависимость вовлечённости участников в организационный процесс от лидерства и насыщенности коммуникаций между работниками с различным статусом.

Хоторнского эксперимент изучения представлений о человеческом факторе в организации за счёт эмпирических методов социальной психологии, послужили толчком к развитию концепции менеджмента человеческих отношений, что означало начало исследования неформальных сторон жизнедеятельности организации.

Концепция менеджмента человеческих отношений подверглась критике со стороны организации психологов. Причина критики в том, что в рамках данной концепции в качестве достижения пути эффективности выступали производительность и эффективность.

Психологи указывали, что продуктивные организации могут быть эффективными. В первую очередь критике подверглись слабые стороны бюрократической организации, то есть организационная структура с высоким уровнем формализации, которой противостоит человеческая организация. Отход от позиции жёсткого рационализма в понимании организационного поведения означал начало 3-его этапа – гуманистического.

Концепция человеческих отношений была усовершенствована организационными психологами гуманистической ориентации (Маслоу, Макгрегор). В центре внимания стояли проблемы организации труда с учётом психологии личности, её потребностей, ценностей, мотивации. На 2-ом и 3-ем этапах в значительной степени была определена структура и основное содержание организационного поведения как учебной и научной дисциплины.

Культурологический этап начался в конце 70-х годов ХХ века практически во всех организационных науках усилился интерес к исследованию организации или корпоративной культуры. С одной стороны это является продолжением исследований организации климата и методов его формирования в рамках менеджмента человеческих отношений, с другой стороны – это явилось следствием смещения акцентов в понимании путей, ведущих к эффективности, то есть переход от производительности и эффективности через развитие качества.

Таким образом, развитие организационного поведения происходило в несколько этапов, которые отличались:

1) определённым пониманием путей, ведущих к эффективности организации

2) тем, как с позиции стимулирования и мотивации представлялись субъекты организационного поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 10192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.