Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Части и целое - разнообразие словесного выражения




Соотношение понятий «целое – части» может по-разному выражаться словами и при работе с научными текстами надо уметь его распознавать. Надо увидеть в словесной оболочке, что здесь на самом деле часть, а что целое. Похожая процедура с распознаванием в разных словесных облачениях была описана нами выше в отношении рода и видов. И тут мы возьмем несколько внешне разнообразных предложений и поймем, что суть их – соотношение целого и частей.

Основные составляющие лесного массива – деревья, кустарники и травы.

• В лесостепи островки с деревьями разбросаны среди кустарников и трав.

• Лес в основном состоит из деревьев, кустарников и трав.

• Травы, кустарники и деревья – это в совокупности и есть лес.

• Лес представляет собой некое собрание деревьев, кустарников и трав.

• В лесу произрастают деревья, кустарники и травы.

Выражения разные – суть одна. Как и с родовидовым соотношением, перевод в логико-графическую структуру предполагает безучастную к красоте языка форму: разнообразие оформления мысли снимается формализацией и унифицированием. Зато все ясно.

Не путать родовидовое соотношение и соотношение «частицелое», т.к. возможны трудности с определением того, имеем ли мы дело с родовидовым соотношением понятий или с соотношением «целое и части». Уточнить это мы можем из контекста. В предложении «Дерево может быть хвойным и лиственным» – определенно род и виды. В предложении «Лес состоит из хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав» – определенно целое и части. А в предложении «В лесу есть хвойные и лиственные деревья» – нет ясности в этом плане. Можно устранить эту неясность из дальнейшего контекста. Если фраза продолжится рассуждением: «Хвойные деревья, несмотря на бросающееся в глаза отличие от лиственных, относятся к цветковым растениям», то здесь автор изначально думал о классификации, а не о составе леса. Но такое продолжение так: «Орешник, малина – тоже занимают свою нишу в лесу, наряду с травой» говорит о составе.

Может случиться, что в одном и том же тексте употребляется одно и то же понятие и в родовидовом соотношении, и в соотношении «части – целое», например: «Марс, Венера, Сатурн – эти планеты Солнечной системы, Луна да и само Солнце как звезда или Полярная звезда – словом, любое из названных небесных тел может быть доступно наблюдению невооруженным глазом». То, что одновременно представляет собой и «часть и вид», и «целое и род» – берем одновременно и в овал, и в прямоугольник со скругленными углами (см. рис. 49).

Рис. 49

4. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ. Одно понятие – причина. Другое понятие – следствие. И все так просто. Итак, на рамке «причины» – мощная точка. От нее идет прямая или как угодно изогнутая достаточно толстая линия, заканчивающаяся мощным же наконечником стрелки, который подходит к линии рамки «следствия» и соприкасается с нею, но не заходит внутрь рамки и даже на линию рамки (см. рис. 50).

 

Рис. 50

 

Так, именно так и только так мы будем отображать связь причины и следствия. А другие связи понятий мы так отображать не будем.

Причинно-следственная связь - множественность словесного выражения

Как и в ситуациях с родовидовыми соотношениями понятий и соотношениями «части – целое», в научных текстах понятийная причинно-следственная зависимость может быть представлена очень разнообразно. Для записи в логико-графической структуре надо «вычислить» в конкретном текстуальном высказывании именно причинно-следственную связь и свести ее к логико-графической формуле «причина-следствие».

Итак, как это мы уже практиковали ранее, возьмем несколько внешне разнообразных утверждений и поймем, что они сводятся к причинно-следственным отношениям.

• Таяние льда обусловлено повышением температуры среды.

• Повышение температуры среды вызывает таяние льда.

• Температура среды повысилась – лед тает.

• Лед тает, если повышается температура среды.

Когда повышается температура среды, лед тает.

• Лет тает оттого, что повышается температура среды.

Словосочетания разные – суть одна: причина таяния льда – в повышении температуры среды, язык должен быть гибким, а научная мысль должна быть унифицирована. Это достигается введенным нами правилом. На рамке «причины»мощная точка, от нее отходит прямая или как угодно изогнутая достаточно толстая линия, которая заканчивается мощным наконечником стрелки, упирающейся в рамку «следствия». Никакие другие виды соотношения понятий не отображаются таким способом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.