Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы творчества




Увлечение самим процессом творчества.

Неосуществленные стремления.

В XVIII–XIX веках, в публицистике и особенно в литературе, творчество должно было в какой-то мере компенсировать незнатное происхождение личности автора, удары судьбы, материальную необеспеченность. Им нередко создавался некий вымышленный мир, так как реальный часто превращал человека в существо разочарованное. В своих произведениях он как бы наделял себя идеальными качествами, создавал другую жизнь, такую, которую ему хотелось бы прожить. Это близко к функции компенсации.

Здесь же следует упомянуть и о таких мотивах творческой деятельности, в том числе и в массово-коммуникационной сфере, как мода на журналистику. Или такой мотив, как коммерческий интерес, жажда власти. До сих пор в среде людей, далеких от журналистики, бытует мнение, что здесь можно получать огромные деньги «ни за что»: «пописывая», «болтая языком», переходя с презентации на презентацию, с фуршета на фуршет». Словом, некоторые люди видят в данном виде творчества путь к «вершине», возможно потому, что им он кажетсянаиболее легким.

Тот, кто хоть раз испытал состояние творческого подъема, пытается снова и снова испытать это чувство. Многие журналисты и исследователи творчества называют это состояние прозрением, вдохновением. Вдохновение выражало уверенность, как мы уже отмечали, в божественном происхождении искусства слова и обросло собственной мифологией. В качестве неподдающегося определению состояние духа в словаре греков, оно соседствовало со словами «экстаз», «энтузиазм», который первоначально обозначал состояние человека, «преисполненного Богом».

 

В процес­се творчества личность решает задачи со многими неизвестны­ми. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипо­тезы к открытию, от замысла к воплощению», Но не всегда те или иные решения можно найти при помощи логических методов анализа, например индукции и дедукции. Порой отве­ты на те или иные вопросы могут быть получены на интуитив­ном уровне. Логическое же постижение истины исключает вся­кое отклонение мысли от заданного пути.

Если логику в первую очередь интересуют формальные законы построения мысли, то психологию — как раз те сто­роны движения мысли, которые определяются не только со­знательной, но и бессознательной сферой, т. е. воображени­ем, фантазией и интуицией. И не только. Проблема творчества в психологическом аспекте име­ет несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат.

Исследования творческого процесса связаны с выделени­ем различных его стадий. Различные классификации этапов, предложенные многими ав­торами, имеют, по мнению Я. А. Пономарева, приблизительно следующее содержание.

1) Сознательная работа — подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуи­тивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа — созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направля­ющей идеи.

3) Переход бессознательного в сознание — вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу со­знания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипо­тетическом виде).

4) Сознательная работа — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Как видим, в творческом процессе задействованы различ­ные сферы человеческого сознания. При этом смена бессозна­тельной и сознательной работы имеет взаимообусловленный характер. В журналистском творчестве, когда личность включа­ется сначала в процесс обдумывания будущего материала, по­том сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.