Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АРГУМЕНТ. Это истинное суждение, основанное на фактах. Именно аргументы обеспечивают доказательность журналистского произведения




СРАВНЕНИЕ.Метод играет большую познавательную роль. Используется для отыскания различий между объектами, предметами. Сравнение создает контрастность изображения, усиливает восприятие путем сопоставления двух и более предметов. Акцент делается не на том, что их объединяет, а на несхожести, на отличительных признаках.

ЭКСПЕРИМЕНТ. В переводе с латинского означает опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя.В качестве объекта изучения выступает определенная социальная группа.

ИС

ЖМП

Как у всякого профессионала, у журналиста в арсенале есть ряд средств и методов, которые служат ему для достижения определённой цели. Применение метода «перемены профессии» или «маски»помогает обрести новые ценности для всех участников этого активного взаимодействия. Различные по характеру и масштабу обретения получает не только аудитория - читатели, во имя которых и действует журналист, не только та профессиональная среда в которую внедряется для её познания журналист, но и он сам.

Сменив профессию, подготовив в результате сбора необычной информации один или несколько ярких материалов, журналист может обрести известность, сделать себе имя.

Общение с людьми разных профессий, овладение их навыками, способность видеть мир их глазами развивает у журналиста как социальную, так и обычную зоркость, наблюдательность. Очень важно при этом увидеть характерную деталь и через неё показать явление. Обретения автором такого качества, как мастерство поиска и отбора выразительной детали, является одним из тех условий, которые определяют его признание.

Трудности включения в профессию:

- запрет на включение в определенные профессии: чиновника, врача, юриста.

- некоторые профессии физически сложно освоить;

- многие современные профессии требуют особой квалификации;

- сложно договориться о временном трудоустройстве.

В советские годы журналисты через редактора и кого-нибудь из горкома (обкома, райкома) обычно договаривались с руководителем предприятия (организации), куда необходимо было устроиться. Сегодня приходится находить иные пути – властных рычагов уже нет.

Так как включение в какую-либо профессию связано с определенными трудностями, то сегодня широкое применение получил метод ИС. Он предполагает внедрение журналиста в определенную сферу деятельности и обзор «изнутри» социального явления.

 

Сравнительная таблица методов ЖМП и ИС

ЖМП ИС
Цель – изучение, осмысления общественного явления, выявление проблем профессиональной сферы Цель – описание личного опыта журналиста, эмоциональное изображение новой социальной среды
Высокий уровень общественной ответственности Низкий уровень общественной ответственности
Предварительная подготовка (образовательная, документальная, физическая), сбор досье Отсутствие предварительной подготовки
Время проведения – 1 день, несколько часов Время проведения – несколько дней, неделя
Тексты наполнены профессиональной лексикой Тексты более экспрессивны с ярко выраженной оценкой
Акцент – на особенности, трудности профессии Акцент на новизну состояния

 

Трудности в использовании метода:

1) журналиста знают в лицо;

2) недостаток времени;

3) этическая проблема;

4) журналист не видит интересных возможностей смены профессии;

5) журналисты считают, что можно сделать проще.

 

Не следует забывать, что свобода журналистского творчества, поиска имеет ограничения. Во-первых, далеко не каждую профессию, род деятельности можно выбрать для такого наблюдения. А самое главное – это ограничения морально-этического плана, суть которых заключена в девизе «Не навреди».

Получив благодаря методу «маски» достоверную и весьма оригинальную информацию, журналист становится перед нравственным выбором: как её использовать, как в будущей публикации удовлетворить интересы и аудитории, и героев событий. С точки зрения этики журналист практически реализует нравственную ответственность за все социально значимые стороны деятельности: принципиальность, гражданский характер своей позиции, полное и достоверное информирование аудитории, целесообразное использование права доступа к источникам информации, активных методов её сбора. Кроме того, собранные журналистом сведения обретают в связи с публикацией новые свойства: становятся документом с большой силой воздействия.

 

 

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журна­лист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. К тому же в любом экспери­менте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий. Если во включенном на­блюдении корреспондент является скорее регистратором со­бытий, то, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и при­нимая какие-то решения. Воздействие на наблюдаемые объек­ты в ходе его не только является допустимым, но как раз и предполагается. Прибегающие к экспериментированию корреспонденты не ждут, когда люди, те или иные должностные лица, целые службы раскроют себя спонтанно, т.е. произвольным, естественным образом. Это раскрытие преднамеренно вызывается, целенаправленно "орга­низуется" ими самими... Эксперимент — это наблюдение, со­провождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые про­цессы и явления, в определенных условиях — искусственный вызов, сознательное "провоцирование" этих последних».

Таким образом, эксперимент связан с созданием искусст­венного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех ин­тересующих его лиц.

При планировании и проведении эксперимента журналис­там надо учитывать следующие моменты:

1) еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предваритель­ную информацию о вероятных участниках, проработать имею­щиеся документы и другие источники, а также наметить пред­мет изучения, т.е. то, что особенно будет интересовать в объек­те исследования;

2) необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. Соответственно надо подгото­вить и себя, и других участников операции.

3) после того как журналист определил, в каких условиях бу­дет проходить акция, ему следует сформировать рабочие гипоте­зы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную си­туацию;

4) и лишь после этого решается, какими методами фикси­ровать и контролировать процесс исследования.

АНАЛИЗ. Анализ - важнейший метод познания действительности. В переводе с греческого означает разложение, расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним исследования. Чтобы глубже исследовать структуру явления, журналист мысленно расчленяет его на составные части. Отдельные элементы, как известно, лучше поддаются изучению, нежели целое. При анализе автор решает в первую очередь следующие вопросы: «Что выделить?», «В каком количестве?», «В какой последовательности?» Анализ дает возможность установить причинно-следственные связи между фактами, различными сторонами предмета. Представляя этот предмет как набор элементов, исследователь идет от абстрактного к конкретному, от сложного к простому. Метод анализа журналисты используют не только при подготовке критических материалов.

Разделив предмет на части, мы должны затем вернуть его в первоначальное состояние. Для этого существует другой метод, тесно связанный с анализом.

СИНТЕЗ. Если анализ – разложение, то синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое. Или иными словами – восхождение от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Только через синтез журналист выходит на обобщение, следующий метод познания действительности.

ОБОБЩЕНИЕ. Обобщение – это логический переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предмета. Переходя от менее общего к более общему с помощью синтеза, автор устанавливает связи между различными сторонами явления. Стремится обнаружить общее в единичном, явление в факте, проблему в событии.

ИНДУКЦИЯ. От латинского Induktio – (наведение), умозаключение от факта к гипотезе (общему утверждению). Используя этот метод, автор исходит из наблюдаемых фактов, двигаясь при этом от частного к общему. Исследуемый объект как бы высвечивается «снизу-вверх». Факты в материале, в данном случае, играют главенствующую роль, являясь основой, фундаментом публикации. Чем больше фактов сумеет добыть журналист, тем глубже будет анализ, убедительнее выводы и обобщения. При этом автор последовательно знакомит читателя с ходом своего расследования, делая его соучастником, свидетелем познавательной деятельности. А в итоге – и союзником. Все эти признаки характерны для жанра корреспонденция. Именно она строится на фактах, объединенных определенной темой. Журналист берет в качестве объекта исследования «кусочек жизни», рассматривает его с разных сторон, используя анализ и синтез, выясняет причины, вызвавшие то или иное явление.

Подобно тому, как неотрывны друг от друга анализ и синтез, существует единство индукции с дедукцией.

ДЕДУКЦИЯ. От латинского deduktio (выведение) – цепь умозаключений, выведение одной мысли из другой, принимаемой за истинную. Журналист применяет дедуктивный метод для доказательства или опровержения какой-либо гипотезы. С этой целью идет, в процессе конкретизации идеи, от гипотезы и явления к факту, от общего к частному и единичному и выводит новое знание о предмете или группе однородных предметов на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы. Факт, в отличие от индукции, играет в данном случае второстепенную, вспомогательную роль, обеспечивая документальное подтверждение аргументам автора. Если, используя индуктивный метод, автор показывает процесс исследования темы, то при дедукции излагает уже итоги исследования. А сам процесс его остается в тени. Сила метода не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Именно эти жанрообразующие признаки присущи статье, одному из ведущих аналитических жанров.

 

АНАЛОГИЯ. Если сравнение используется для отыскания различий между объектами, то аналогия – «уподобление по сходству» - напротив, для отыскания у них общих черт. В результате повествование приобретает большую убедительность. Как правило, аналогия проводится с предметом, хорошо знакомым читателю. Вот простые примеры из зарисовок: «Васильковые глаза», «пшеничные усы», «золотой колос». Аналогия позволяет добиться краткости изложения, опустить некоторые аргументы, оживить текст, придать ему образность. Такое произведение хорошо воспринимается аудиторией, оно доступно и убедительно.

Порядок расположения методов познания весьма условен.

 

Тема 6: ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ФАКТ. Это знание, достоверность которого доказана. Факт играет в журналистике решающую роль, составляет основу любой публикации. С помощью факта обозначается состояние действительности. Его способность воспроизводить реальное положение дел позволяет журналисту добиваться документальной точности произведения. Умение добывать факты, используя весь арсенал источников и способов получения информации – одно из главных в нашей профессии. Чем больше фактов соберет журналист на заданную тему, тем легче ему будет разобраться в проблеме, найти пути ее решения.

Факт не существует в самой действительности: это результат осмысления или переработки информации о действительности. Факты не описательны, они устраняют все частные характеристики события и сохраняют только самую его суть, его сердцевину. Одно и то же событие может выступать в форме различных фактов – в зависимости от того, что журналист считает главным.

Выделяют факты разного познавательного уровня:

Обыденные факты (факты «здравого смысла») – результат отражения внешних, поддающихся непосредственному наблюдению сторон действительности. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п.

Научные факты – результат абстрагирующего мышления, истинность которого подкреплена теоретическими доводами и самой практикой. В прессе особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов.

Назначение фактов в журналистском произведении мно­гофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Факты должны служить толчком к изучению причин и обстоятельств события, но все они нуждаются в проверке (главное – качество, а не количество). Для получения фактической базы материала журналист должен использовать все возможные источники и способы получения информации.

Развертывание факта в жанровую структуру произведе­ния всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналис­тами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в при­чинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимо­сти от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фак­тов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жан­рах журналистики (информационных, аналитических и худо­жественно-публицистических) имеет свои особенности.

 

ОЦЕНКА. Она характеризует позитивное или негативное отношение автора к факту или группе фактов. Оценка позволяет журналисту заявить о своей гражданской позиции, выразить отношение к происходящему.

Оценка может быть явной (выражаться в открытом авторском комментарии, в прямом выражении отношения к происходящему) или скрытой (при отборе и систематизации фактов). Даже опытные журналисты порой «не замечают» факты, говорящие не в пользу устоявшейся версии, а порой и противоречащие ей. Заслушивают лишь одну сторону, участвующую в конфликте. В результате – смещение акцентов, субъективизм оценок и выводов.

Оценка – часть интерпретации текста. Объяснение факта – необходимый содержательный компонент материала, ибо позволяет установить его значение, место в ряду других фактов.

 

Необходимо различать понятия доказательства и аргументации. Доказательство, как выведение из истинных посылок истинного следствия, не зависит от аудитории и может использовать формализованный язык. Аргументация же имеет целью добиться, чтобы мнение автора стало мнением адресата, она использует естественный язык и обращена к человеку, к его разуму и чувствам. Отсюда, 1) обосновываться могут не только знания, но и мнения; 2) средства аргументации гораздо богаче, чем средства доказательства: это не только логические приемы, но и приемы, отвергаемые формальной логикой, вроде ссылки на авторитет или аргумента к личности.

Структура аргументации может быть уподоблена структуре доказательства. Она состоит из трех компонентов – тезиса (суждения, истинность или ложность которого устанавливается), аргумента (основание доказательства) и способа доказательства или демонстрации (характер используемых аргументов).

Требования к тезису:

1. Необходимо, чтобы тезис в максимальной степени был точным, однозначно выраженным.

2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательного рассуждения.

3. Тезис должен вытекать из аргументов, подтверждаться ими.

Требования к аргументу:

1. Аргументы должны быть истинными.

2. Аргументы должны быть достаточными основаниями для тезиса.

3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса, то есть они не могут вытекать из тезиса, а должны быть выведены из других суждений, истинность которых для аудитории очевидна.

4. Аргументы не должны противоречить друг другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.