Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5: методы познания действительности




Основное правило общения состоит в том, что информация успешно передается только в условиях двустороннего контакта, взаимного желания изложить свою позицию.То есть желательно, чтобы и вы сами были готовы к диалогу. А он возможен при соблюдении еще одного правила: побудить собеседника к разговору может лишь частичная неосведомленность журналиста.Если у вас нулевые знания по теме беседы, лучше к ней не приступать: результат будет равен познаниям. Мало того,журналист не только должен знать предмет разговора, но и способен правильно понять собеседника, мотивы его поведения, профессиональные и человеческие качества.

Подготовка к беседе включает в себя максимально подробное знакомство с темой и собеседником с помощью различных источников и способов:

- опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;

- изучение материалов прессы, в том случае, если он уже становился предметом изучения журналистов;

- знакомство с результатами его профессиональной работы;

- самообразование, то есть приобретение достаточной компетентности в той области, специалистом в которой является собеседник;

- поиск биографических сведений о нем;

- определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов.

Как правило, время и место встречи назначает интервьюируемый, иногда при этом согласовываются основные направления разговора. Журналист должен позаботиться, чтобы обстановка при проведении встречи была психологически благоприятной. Место должно быть прежде всего удобно вашему источнику. Если речь идет о длительной беседе, в которой журналиста будет интересовать главным образом личность собеседника, хорошо договориться о встрече у него дома. В привычной обстановке, как известно, человек чувствует себя естественнее.

Профессиональные журналисты, как правило, стремятся устроить встречу наедине, потому что в присутствии других людей собеседник становится более предусмотрительным и сдержанным в своих суждениях, а искренность ответов есть едва ли не самое главное.

И конечно же, разговор должен идти на тему, наиболее значимую для собеседника. Вряд ли, к примеру, есть смысл разговаривать с санитаркой об организации работы «Скорой помощи», как это сделали в одной из районных газет. Уверен, что беседа вызовет больший интерес, если вам удастся сочетать единство позиции с дискуссионностью, с постановкой спорных проблем. Вопросы желательно использовать разного типа: открытые и закрытые (с предложением «меню», как говорят социологи, или вариантов ответов), основные и не основные, нейтральные и подсказывающие. Ибо за многообразием вопросов – многообразие отношений участников беседы.

Естественно, общаться значительно легче при сборе позитивной информации. Тут уже никого особо уговаривать не приходится. Но нередко журналист обращается к проблемным, а то и критическим ситуациям. В качестве источников информации выступают при этом участники конфликта. Беседа с ними может иметь характер конфликтного общения сотрудничества (когда цель у собеседников одна, различаются лишь пути ее достижения) или более сложного конфликтного общения противодействия (и цель, и направления ее реализации отличаются). Во время такого общения ваш «герой», не исключено, будет уклоняться от нежелательной для него темы, игнорировать неприятные вопросы. Перед вами стоит задача – получить нужные сведения вопреки намерениям собеседника. В этом журналисту призвана помочь противоконфликтная профилактика.

Первый прием называется «пресечение ложной версии». Суть его в следующем: журналист, желая получить правдивую информацию, уже самой постановкой вопроса исключает возможность лукавства со стороны собеседника, приводит при этом проверенные, документально подтвержденные данные. Используя другой прием – «снятия напряжения», журналист создает предпосылку для разрешения конфликта. С этой целью употребляет факты, говорящие в пользу собеседника, или обращается к нейтральным темам. Прием позволяет вывести на время источник информации из дискомфортного состояния.

 

На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать СМИ организованную информационную поддержку.

Системы информирования журналистов:

1. Брифинги – короткие совещания работников СМИ, на которых идет ознакомление с позицией власти по тому или иному вопросу.

2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности.

3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы.

4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами.

5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами.

Используя информацию этих каналов, журналист должен помнить, что они организованы заинтересованными службами в основном с целью формирования благоприятного имиджа соответствующих структур.

Тема 4: ОБРАЗ АВТОРА

Задачи, стоящие перед автором журналистского произведения:

1) журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых собы­тий;

2) постараться проявить свою творческую инди­видуальность.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокуп­ность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направ­ление деятельности журналиста и его отношение к действитель­ности.

Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет, например: роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей. Феномен «зер­кального отражения» способствует раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее.

Но познание героя происходит не только на эмоциональ­ном, но и на рациональном уровнях. Авторские суждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в отношении познаваемого объекта. Журналист, занимая опреде­ленную позицию по тому или иному вопросу, всегда стре­мится к ее обоснованию. Публицистическая открытость ав­тора в том и заключается, что журналист, в отличие от писа­теля, смело делится с читателями собственными рассуждени­ями без всякой сложной опосредованности, как это делается, например, в художественных произведениях, где автор свои идеи зашифровывает в образы героев.

Автор журналистского произведения, стремясь вовлечь чи­тателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналис­том истинности собственных выводов может выражаться в сле­дующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; со­мнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.

Творчес­кая индивидуальность журналиста проявляется и в особой мане­ре письма, и в методах подачи информации, и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия, на­конец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и воз­никает публицистический образ автора. При этом мировоззрен­ческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи и т. д. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитичес­ким, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях пе­ред нами предстает образ размышляющего автора, а в другом — лирического героя.

Функции авторского «я»

Допущение субъективного начала не противоречит доку­ментальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих приемов мы особо выделяем категорию авторского «я». Используя этот своеобразный инструмент, жур­налист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д. В газетной практике используются многообразные формы авторского вторжения: 1) автор может войти в непосред­ственный контакт со своими героями; 2) поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями; 3) выразить свои соображения по поводу поведения героев; 4) выстроить версии и предположения; 5) выра­зить собственные эмоции; 6) раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т. д. Одним словом, автор мо­жет предстать перед читателями в различных ипостасях: как ге­рой действующий и как герой размышляющий. В этих диспози­циях авторское «я» выполняет различные функции. «Я» действующее наиболее соответствует одному из методов публицистики — репортажности. Оно используется в различных модификациях, из которых наиболее распространен­ным являются автор-очевидец происходящего, автор-участник со­бытия, автор-наблюдатель и др. Именно этим достигается эффект эмоциональной причастности читателя к происходящему, что в значительной мере обеспечивает эффективность воздействия жур­налистского произведения. «Я» размышляющее ориентировано на совместную с читателем поста­новку проблем, совместное исследование изучаемого объекта, объективацию хода размышлений автора, моделирование услов­ной ситуации, введение читателя в творческую лабораторию и др. Эта разновидность авторского «я», по ее мнению, обеспечивает эффект соразмышления читателя с публицистом, приобщение ауди­тории к движению публицистической мысли, способствует созда­нию эмоционального, а тем самым и комплексного идейно-психо­логического воздействия на читателей. На основе этих двух под­ходов исследовательница выводит два основных принципа конструирования образа автора в публицистике: репрезентатив­ный и интроспективный. В современной журналистике, на наш взгляд, эти два под­хода используются в различных модификациях. Репрезентатив­ный подход может быть совмещен с интроспективным и наобо­рот. Репортажное «я» может присутствовать не только в путе­вых, но и в расследовательских, проблемных и даже портретных журналистских произведениях. В очерке очень часто авторское «я» используется в качестве вставных конструк­ций, связанных с личностными воспоминаниями журналиста. Подобного рода конструкции вводятся автором с опреде­ленной целью: 1) чтобы соотнести реальные события с прошлыми; 2) чтобы реконструировать прошлые кон­такты с героями произведения, которые были у автора раньше; 3) для того, чтобы в ходе своих рассуждений подгото­вить читателя к определенным выводам. Значение этих встав­ных конструкций заключается и в том, что они выполняют в тексте определенную композиционно-смысловую роль. Образ размышляющего автора может быть раскрыт не толь­ко через его познание внешнего мира, но и через самопознание и самоанализ. Используя такое выразительное средство, как авторское «я», журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой — за счет интимизации авторского стиля повествования. Исповедальная тональность письма может сразу настроить читателей на чув­ственное восприятие произведения. Следующим приемом создания авторского «я» можно на­звать объективацию движения публицистической мысли. Суть данного приема заключается в том, что в ходе рассмотрения той или иной проблемы автор выражает свои мысли в форме различных понятий, суждений и умозаключений. Понятия играют важную роль в процессе осмысления явле­ний действительности. Мыслитель­ная работа журналиста всегда ориентирована на выделение существенных признаков предмета, на установление определен­ных связей между фактами или совокупностью понятий. В очер­ковом произведении мы можем встретить единичные, общие, кон­кретные, абстрактные понятия. Размышляя о судьбах своих героев, журналисты постоян­но используют различного рода утверждения или отрицания. И это понятно. Автор не может быть лишь бесстрастным фикса­тором событий. Утверждая или отрицая те или иные мысли, он тем самым формулирует определенные суждения о рассматри­ваемом объекте познания. Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением. В умозаключении роль авторского «я» не сни­жается. На основе тех или иных выдвинутых суждений автор при­ходит к неким обобщенным выводам, тем самым подводя опреде­ленные итоги своей познавательной деятельности. При этом вы­воды представляют не формализованные по содержанию умозаключения, а своего рода образные обобщения. Все эти мыс­лительные операции предпринимаются автором не только для того, чтобы убедить читателей в правоте собственной позиции, но и для налаживания коммуникативного контакта со своей аудиторией.

 

Специфика журналистского познания заключается в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, то есть основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. Методэто путь исследования, способ достижения поставленной цели, решения конкретной задачи.

К эмпирическим методам в журналистике относят способы сбора информации (сбор первичной информации): проработку документов, наблюдение и интервью. К художественным – типизацию, художественное моделирование, биографический метод, психологизм, выразительно-изобразительные средства (метафора, гипербола, ирония и т.д.) К научным методам относят общетеоретические методы и методы конкретных наук – в основном социологии (эксперимент, контент-анализ).

К общетеоретическим методам познания можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

Более подробно мы остановимся на таких методах познания действительности (которые наиболее часто присутствуют в журналистских материалах), как включенное наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия и сравнение.

 

МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ (МЕТОД МАСКИ). Включенное наблюдение – не только способ получения информации, но и важная составляющая журналистского исследования темы. Практика доказывает: чем больше видов наблюдения использует автор при сборе фактического материала, тем богаче его творческая палитра, ярче факты, убедительнее оценки, глубже выводы. И наоборот.

Иногда журналисту удается стать не просто свидетелем, а непосредственным участником события. Такое скрытое наблюдение называется включенным или методом маски. Журналист получает возможность без помех, целенаправленно исследовать жизненное явление «изнутри», став активным участником происходящего.

 

Этапы проведения включенного наблюдения:

1. Определение цели, гипотезы исследования;

2. Определение места и времени наблюдения.

3. Подготовка к наблюдению.

4. Наблюдение.

5. Анализ полученных данных.

6. При необходимости уточнение полученной информации, сбор дополнительных данных.

 

Условно можно выделить две разновидности включенного наблюдения: «Журналист меняет профессию» (ЖМП) и «Испытано на себе» (ИС).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.