КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2: тема и идея журналистского произведения
Индивидуальные характеристики творческой личности Помимо воображения современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство». Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т. д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.
Жизненный материал – это социальная реальность, изученная автором и положенная в основу журналистского произведения. Она всегда неизмеримо богаче литературной основы, журналистского текста. Один из секретов профессионального мастерства – умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале. В сущности, проблема выбора – события, героя, детали, определяющего слова и т.д. – основная в журналистской профессии. Все начинается с определения замысла (намерения, задуманного дела) – первой стадии рождения темы (иногда замысел и тема возникают одновременно). Чаще всего замысел – это предчувствие темы, достаточно аморфное (например, «хорошо бы написать об общежитии»). У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов). Многие замыслы накапливаются годами. Сове: все мысли, даже случайные, ситуации, чьи-то интересные фразы записывать в блокнот – пригодится. Источники возникновения замысла – собственный социальный опыт автора и сам факт, пришедший со стороны и послуживший толчком для автора. После этого автор, основываясь на имеющихся у него знаниях, «перерабатывает замысел в тему. Тема – предмет изображения, круг жизненных явлений, отражаемых в произведении, то есть о чем произведение. Тема – это основа познавательной деятельности. Выбор ее всегда диктуется потребностями аудитории, событиями, которые требуют вмешательства журналистов. Журналистская тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема газетного материала прямо отвечает на социальный заказ, рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. Она «отталкивается» от информационного повода (потребности в обнародовании).На выбор темы или, говоря иначе, жизненного материала, предназначенного для исследования, осмысления и опубликования, оказывают также влияние концепция издания, редакционный план работы и, конечно же, персональные наблюдения, вкусы и предпочтения самого журналиста. Но главное все же – общественная потребность, информационный повод. Тема должна быть достаточно узкой. Чем меньше опыта у журналиста, тем уже должна быть тема, ведь только так он сможет справиться с материалом. При формулировке темы мы должны максимально конкретно, сжато (одним предложением) сформулировать главный факт, ситуацию, проблему будущего произведения. Ошибки в теме материала – отсутствие темы и многотемье. Лучше всего не затягивать текст и в первом же абзаце обозначать тему. С темой связана идея – это следующий шаг в работе над материалом. Идея – основная мысль произведения. Она может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями. Говоря об идее, необходимо отличать рабочую идею, опорную идею и идею готового материала. Рабочая идея является конкретизацией замысла, эта мысль будущего произведения, которая может подвергнуться изменению, корректировке (или полному изменению) в процессе работы с источниками; это своеобразный «черновик» того, что должно получиться в конце работы над текстом. Опорная идея – кредо журналиста, она несет информацию о системе ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями, принять или не принять его оценку ситуации, трактовку проблемы. Журналистское кредо Ю.Роста: «Всегда старался писать о людях, которые находились за пределами внимания наших средств массовой информации. Это были достоверные люди. Это люди, которым нечего было выбросить из своей жизни. Они могли жить бедно или в относительном достатке, но это были те люди, кто тихо, самой жизнью своей, а не словами боролись за свободу, за те гуманитарные ценности, правом на которые обладает человек». Идея всегда оценочна, она выражает именно ту мысль, которая должна быть понята, усвоена читателем, это то, что должно отложиться в его сознании после прочтения текста. Далее рождается концепция текста – модель будущего произведения, сумма мыслей, приведенных в систему. Концепция содержит обоснования, доводы, резоны. В концепции намечены будущие шаги журналиста: список источников, примерный список методов познания действительности, которым он воспользуется. Без определения темы, рабочей идеи, концепции невозможно работать над материалом, ехать в командировку. Каналы получения темы: 1. Рассказ сотрудника редакции, знакомых – случайная информация. 2. Прямое общение сотрудников редакции в неофициальной обстановке (опасность – этическая проблема «воровства» тем). 3. Регулярные встречи с интересными людьми (при работе над публикациями, при организации «круглых столов»). 4. Другие СМИ, интернет. 5. Читательские письма. 6. «Мозговой штурм».
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 12923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |