Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика предприятия 1 страница




 

Учебное пособие

для студентов заочной (дистанционной)
формы обучения

 

 

Под редакцией к.э.н., профессора В.И. Ионова

 

Москва 2008


ББК 65.050-9(2)2

И 75

 

Ионов В.И., Буйлова З.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие. / Под редакцией к.э.н., профессора. Ионова В.И. – М.: МИИР, 192 с., 2008.

 

В учебном пособии изложены основные направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрены назначение, цели и задачи деятельности машиностроительного предприятия, его организационно-правовые формы, факторы производства; вопросы формирования структуры и потребности основных и оборотных фондов, основные принципы организации производственного процесса; производственная и организационная структуры предприятия и планирования деятельности предприятия. Даются основные виды инновационной деятельности и классификация инвестиций, механизм финансирования инвестиционных проектов и методы расчета их эффективности. Изложены виды учета и рассмотрена аналитическая деятельность на предприятии.

Каждый раздел учебного пособия включает в себя вопросы и тесты по самоконтролю.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502.65 (060800) заочной формы обучения, а также для аспирантов и преподавателей экономических факультетов в высших технических учебных заведений.

 

Рецензенты: профессор, д.э.н. Парамонов Ф.И.

профессор, д.э.н. Мхитарян А.А.

 

Подготовлено и издается по заказу
Международного института "ИНФО-Рутения"

 

Печатается в авторской редакции.

Подписано в печать 16.04.2008. Сдано в производство 16.04.2008.

Формат бумаги 60´90/16 Бум. множ. Гарнитура Times.

Усл.печ.л. 12,25 Уч.изд.л. 12,0 Тем. план 2008 г.

Тираж 500 Заказ № 2246

ООП МИИР, 109280, Москва, ул. Автозаводская, д. 16.

 

 

© Ионов В.И.,
Буйлова З.Ф., 2008.

© МИИР, 2008.


Содержание

 

Предисловие. 6

Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике. 8

Глава 1. Понятие рынка и его классификация. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. 8

1.1. Понятие рынка и его классификация. 8

1.2. Назначение, цели и задачи деятельности предприятия. 10

Глава 2. Организационно-правовые формы предприятий. 13

2.1. Создание и юридическое оформление нового предприятия. 13

2.2. Организационно-правовые формы предприятий. 14

2.3. Малые предприятия. 20

2.4. Объединения предприятий. 21

Глава 3. Продукция предприятия, конкурентоспособность и качество. 23

3.1. Продукция предприятия и ее конкурентоспособность. 23

3.2. Факторы конкурентоспособности и показатели качества. 25

3.3. Производственная программа и производственная мощность. 28

Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования. 33

Глава 4. Основные средства предприятий. 33

4.1. Понятие, классификация и состав основных средств. 33

4.2. Методы оценки основных средств. 36

4.3. Износ и амортизация основных средств. 37

4.4. Аренда и лизинг. 39

4.5. Показатели использования основных средств. 40

Глава 5. Оборотные средства предприятия. 42

5.1. Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств. 42

5.2. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости. 46

5.3. Планирование и нормирование оборотных средств. 48

5.4. Материальные потоки. 51

Глава 6. Трудовые ресурсы предприятия. 53

6.1. Понятие "трудовые ресурсы" и персонал предприятия. 53

6.2. Планирование персонала предприятия. 56

Глава 7. Производительность труда, ее показатели и измерители. 59

7.1. Понятие производительности труда. Показатели выработки. 59

7.2. Виды трудоемкости. 60

Глава 8. Оплата труда и нормирование на предприятии. 62

8.1. Сущность оплаты труда. 62

8.2. Структура оплаты труда работников предприятия. 63

8.3. Нормирование, формы и системы оплаты труда. 64

8.4. Бестарифная система оплаты труда. 68

Раздел 3. Организация производства на предприятии.. 74

Глава 9. Производственные процессы: классификация и принципы организации. 74

9.1. Классификация производственных процессов. 74

9.2. Основные принципы организации производственного процесса. 76

9.3. Типы производства и их технико-экономическая характеристика. 77

9.4. Длительность и структура производственного цикла. 79

9.5. Движение партии деталей в процессе производства продукции. 81

9.6. Пути и резервы сокращения длительности цикла. 84

Глава 10. Производственная структура предприятия, его инфраструктура. 85

10.1. Производственная структура предприятия. 85

10.2. Инфраструктура предприятия. 90

Глава 11. Общественные формы организации производства. 94

11.1. Концентрация производства. 94

11.2. Специализация и кооперирование. 97

Раздел 4. Управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал.. 104

Глава 12. Организационная структура предприятия. 104

12.1. Механизм управления предприятием.. 104

12.2. Виды организационных структур. 108

12.3. Управленческий персонал. 112

Раздел 5. Планирование на предприятии.. 116

Глава 13. Стратегическое, текущее и оперативное планирование. 116

13.1. Сущность и основные принципы планирования. 116

13.2. Методологические и организационные основы стратегического
планирования. 117

13.3. Структура и порядок разработки текущих планов. 120

13.4. Задачи и этапы оперативного планирования. 122

13.5. Календарное планирование и регулирование производства. 126

Раздел 6. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. 130

Глава 14. Факторы развития предприятия. 130

14.1. Экстенсивные и интенсивные факторы.. 130

14.2. Влияние инновационно-инвестиционных факторов на развитие
предприятия. 131

14.3. Развитие на основе факторов производства. 132

Глава 15. Инновационная деятельность предприятия. 134

15.1. Инновации и виды инновационной деятельности. 134

15.2. Организация и управление инновационной деятельностью.. 137

Глава 16. Инвестиционная деятельность предприятия. 140

16.1. Классификация инвестиций и инвестиционная деятельность. 140

16.2. Источники инвестиций. 142

16.3. Инвестиционные проекты и источники их финансирования. 143

16.4. Оценка эффективности инвестиционных проектов. 144

Раздел 7. Финансовые ресурсы предприятия. 150

Глава 17. Собственный и заемный капитал. 150

17.1. Собственный капитал. 150

17.2. Заемный капитал. 152

Глава 18. Расходы и доходы предприятия. 153

18.1. Классификация расходов предприятия. 153

18.2. Классификация доходов предприятия. 155

18.3. Издержки производства, валовый доход, прибыль, себестоимость. Классификация расходов, включаемых в себестоимость. 156

18.4. Виды себестоимости. 158

18.5. Структура себестоимости и факторы ее снижения. 163

18.6. Формирование и распределение прибыли предприятия. 164

18.7. Цена и стратегии ценообразования. 166

18.8. Методы ценообразования. 168

Глава 19. Учет и отчетность. 171

19.1. Виды учета. 171

19.2. Сущность и признаки бухгалтерского учета. 172

Глава 20. Аналитическая деятельность на предприятии. 176

20.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности. 176

20.2. Анализ финансового состояния предприятия. 177

20.3. Показатели ликвидности и платежеспособности. 178

20.4. Показатели финансовой устойчивости. 179

20.5. Показатели рентабельности работы предприятия. 181

Список литературы... 188

 


Предисловие

 

 

Развитие технического прогресса сопровождается появлением новых и совершенствованием существующих машин, оборудования, механизмов, приборов. Машиностроение – ведущая отрасль промышленного производства, в которой создаются многие орудия труда и многие продукты народного потребления. От уровня и темпов ее развития зависит экономический потенциал народного хозяйства страны в целом, а также отдельных отраслей промышленности, такие как – металлургической, электроэнергетической, химической, топливной и т.д. В среде экономики основным звеном является предприятие. От его эффективной деятельности зависит состояние отрасли и всего государства, а также благосостояние населения. Именно на предприятии производится продукция, выполняются работы и оказываются услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности людей. Технический прогресс, рост автоматизации производственных процессов (ПП), совершенствование организации производства и повышение квалификации работников коренным образом меняют характер труда. Необходимо разрабатывать стратегические, текущие и оперативные планы, осуществлять эффективное управление, инновационную и инвестиционную деятельность, экономно расходовать материальные и финансовые ресурсы. Поэтому знание экономики предприятия - необходимое условие понимания экономики предприятия – экономических процессов и решения любых экономических задач.

Экономика машиностроительного предприятия, которая охватывает экономику микроуровня, тесно связана с другими экономическими дисциплинами, в частности с макроэкономикой. Макроэкономика изучает различные экономические задачи в целом по национальному хозяйству и комплексным отраслям. Охватывает анализ таких показателей, как объем национального дохода, общий объем производства продукции, теоретические аспекты потребностей в рабочей силе, общий объем расходов, общий уровень цен и т.п.

К основным объектам изучения дисциплины "Экономика предприятия" относятся:

· формирование и использование ресурсов предприятия: основных и оборотных средств, человеческих ресурсов;

· рассмотрение предприятия как субъекта и объекта предпринимательской деятельности; выделение форм его деятельности;

· формирование издержек производства, калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг;

· основные принципы организации ПП, производственная и организационная структуры предприятия;

· методы и функции планирования и управления деятельностью предприятия;

· формирование финансовых ресурсов;

· инновационная и инвестиционная деятельность;

· учет и отчетность на предприятии и его аналитическая деятельность.

Учебное пособие написано в соответствие с Российским образовательным стандартом по дисциплине "Экономика предприятия" для специальности 080502.65 (060800) "Экономика и управление на предприятии (машиностроение)".


Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике

 

 

Глава 1. Понятие рынка и его классификация. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

 

 

1.1. Понятие рынка и его классификация

 

Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар (работу, услугу) различными предприятиями и передачей юридического права собственности после оплаты товара.

Основными технико-экономическими условиями, обеспечивающими нормальное функционирование рыночного механизма, являются:

1. Перечень товаров, который будут реализован для удовлетворения потребностей общества;

2. Оценка потребностей в трудовых, материальных и денежных ресурсах, используемых в процессе производства (сырье, материалы, топливо, энергия, трудовые ресурсы);

3. Обеспечение экономически оправданного (обоснованного) сочетания орудий и предметов труда, включая рабочую силу для производства материальных благ;

4. Управление процессом реализации товара;

5. Мероприятия по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.

Устройство рыночной экономики можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1.


Рис. 1. Устройство рыночной экономики

 

Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества, однако большая роль отводится предприятию, т.к. эквивалентно-рыночный обмен возможен лишь при наличии производимой продукции.

На первом этапе вся совокупность функций рынка может быть классифицирована по видам деятельности его участников, т.е. рынок может быть представлен следующими типами:

1. Производственный рынок – это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и общества, удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах производства.

Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, в которой отражаются экономические отношения между товаропроизводителями и потребителем.

Потребительский рынок – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления.

2. Непроизводственный рынок (рынок рабочей силы) – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей человека, который в дальнейшем используется в процессе материального производства.

3. Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам купли-продажи иностранных валют, обмена ценных бумаг и долговых обязательств.

Финансовый рынок включает:

· рынок капитала;

· рынок ценных бумаг;

· валютный и ссудный рынок.

4. Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также математические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.

 

 

1.2. Назначение, цели и задачи деятельности предприятия

 

Предприятие – в соответствии с законом Российской Федерации, является самостоятельным хозяйственным субъектом, созданным в порядке установленном законом для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

В целом цели деятельности предприятия можно укрупнено разделить на 3 направления:

· экономические цели;

· социальные цели;

· экологические цели.

Экономические цели являются важнейшими, т.к. для достижения выживаемости предприятию необходимо достижение не только безубыточности, но и прибыльности за счет производства и реализации продукции потребителям. В результате выполнения этой цели осуществляется сложное взаимоотношение рыночного спроса и предложения, реализуется важный мотив создания предприятия.

Социальные цели предприятия выражаются из того факта, что они являются частью социально-экономической системы общества. Эти цели ориентированы на внутреннюю и внешнюю сторону жизни работающих на предприятии.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (см. рис. 2).

Внешняя среда непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия. Это потребители продукции, поставщики производственных компонентов, государственные органы и население, конкуренты, а также факторы косвенного воздействия. К ним можно отнести: технологические, экономические, социальные, рыночные, политические, международные.

 

Рис. 2. Внутренняя среда предприятия

 

Технологические факторы учитывают изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании, успехи в технологии средств связи.

Экономические факторы – это темпы инфляции и дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, стабильность денежной единицы, налоговая ставка.

Социальные факторы – включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества.

Рыночные факторы учитывают изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различной продукции, работ и услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения.

Политические факторы учитывают необходимость отслеживания руководством предприятия нормативных документов федерального правительства, местных органов власти; денежно-кредитной политики государства для финансирования долгосрочных вложений, ограничений по найму рабочей силы, соглашений по тарифам и т.д.

Международные факторы определяют легкость доступа к сырьевым материалам, деятельность иностранных картелей, изменение валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов.

Экологические цели учитывают влияние производственной деятельности предприятия на окружающую среду, а именно: снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и способствование их переработки, устранение шума и др.

К важнейшим задачам предприятия относятся:

· возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия;

· недопущение сбоев в работе предприятия;

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды;

· стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.

Задачи предприятия определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Но всегда, во всех случаях, главной задачей предприятия является возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. Только на основе полученного дохода решаются текущие и перспективные задачи производства.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под рынком?

2. Назовите основные технико-экономические условия, обеспечивающие нормальное функционирование рыночного механизма.

3. Дайте классификацию типов рынка.

4. Назовите цели деятельности предприятия и раскройте их содержание.

5. Что составляет внутреннюю среду предприятия?

6. Что включает в себя внешняя среда предприятия?


Глава 2. Организационно-правовые формы предприятий

 

 

2.1. Создание и юридическое оформление нового предприятия

 

Как субъект предпринимательской деятельности и объект управления предприятие является юридическим лицом (ЮЛ). Поэтому для него характерны все признаки ЮЛ: самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени и организационное единство.

При создании нового предприятия определяющим является спрос на продукцию, вызванный реальными потребностями рынка и наличием ресурсов для организации производства. Материальные и денежные ресурсы составляют базу, обеспечивающую деятельность предприятия, включая формирование требующихся средств производства и финансов, без которых невозможна организация производства. На базе первоначальных вложений образуется уставный капитал (фонд) предприятия.

Основную цель, которая преследуется при образовании нового предприятия, формулирует владелец (собственник) предприятия. В зависимости от того, в чьей собственности находится капитал предприятия, цели его создания могут меняться.

Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего, оформляется основной документ – Устав предприятия. В нем указывается юридический статус предприятия, его задачи, обоснование и принципы создания, указываются учредители, их адреса и денежный вклад каждого учредителя, устанавливаются сроки и формы деятельности предприятия, его права и обязанности как юридического лица, размер уставного капитала (фонда), вид и сфера деятельности.

Для определения отношений между самими учредителями (собственниками) предприятия составляется учредительный договор. В учредительном договоре записываются правила управления предприятием. Например, все владельцы имеют равные права при обсуждении и принятии важных решений, или они отдают это право одному лицу.

Государственную регистрацию предприятий осуществляют местные налоговые инспекции, на территории которых планируется их функционирование.


2.2. Организационно-правовые формы предприятий

 

По форме собственности предприятия могут быть публичными (государственными, муниципальными), частными, с участием иностранных ЮЛ и физических лиц.

Согласно Гражданскому кодексу РФ все хозяйствующие субъекты, созданные на территории РФ, в зависимости от основной цели деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие ЮЛ.

Коммерческие ЮЛ, основная цель которых извлечение прибыли, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ОПФ):

· хозяйственных товариществ и обществ;

· производственный кооператив;

· государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие ЮЛ не имеют своей целью извлечение прибыли и не распределяют прибыль между участниками. Это ЮЛ, которые могут создаваться в следующих ОПФ:

· потребительский кооператив;

· общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения;

· благотворительные или другие фонды;

· учреждения;

· объединения юридических лиц.

В соответствии с вышеуказанной классификацией ОПФ ЮЛ предприятия относятся к категории коммерческих ЮЛ и, соответственно, могут создаваться только в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие предприятия с разделенными на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.

Товарищества представляют собой объединение лиц, а общества – объединение капиталов.


2.2.1. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

 

Хозяйственные товарищества

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью (ПД) от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Минимальное число участников – 2, максимальное – любое. Если в товариществе остается всего один участник, то оно реорганизуется в хозяйственное общество или ликвидируется. Минимальный складочный капитал – не менее стократного размера оплаты труда (МРОТ). Прибыль, полученная товариществом по итогам финансового года, делится между участниками в соответствии с вкладами в складочный капитал.

Эта организационно-правовая форма принята на предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором на ряду с участниками осуществляющими от имени товарищества ПД и отвечающими по обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков. Участники-вкладчики несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом в ПД. Управление в товариществе на вере осуществляется полными товарищами.

 

Хозяйственные общества

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) -признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал (УК) которого разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество работает на основе устава, принятого на общем собрании всех собственников, и учредительного договора между ними. Состав собственников может неоднократно меняться. Высшим органом управления общества является собрание общества, которое выбирает своего председателя и устанавливает срок его полномочия. Также создается исполнительный орган подотчетный собранию – это может быть дирекция, возглавляемая директором или исполнительным директором. Дирекция осуществляет текущее руководство. Номинальный размер УК ООО должен быть не менее суммы, равной стократному минимальному размеру месячной оплаты труда. При внесении в качестве вклада в УК не только денежных средств, но и иного имущества учредителями общества проводится денежная оценка этих вкладов. Каждый владелец имеет право в любой момент передать другому лицу свой вклад с согласия других совладельцев. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера УК, установленного законодательством, то общество ликвидируется. ООО может быть учреждено одним лицом или иметь одного участника.

Общество с дополнительной ответственностью имеет черты, характерные для ООО, за исключением имущественной ответственности. Его участники солидарно несут ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество (АО). В отличие от выше рассмотренных организационно-правовых форм в акционерных формах объединяется, прежде всего, капитал для совместного использования. УК делится на определенное количество одинаковых долей, а каждая из них выражена ценной бумагой – акцией. Пуская в коммерческий оборот акции, их владельцы ставят целью извлечение прибыли. Акционерное общество:

· является ЮЛ;

· несет имущественную ответственность перед государством и кредиторами;

· располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных лиц, в т.ч. от акционеров;

· владеет и управляет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции);

· извлекает прибыль за счет коммерческого оборота акционерного капитала.

Согласно Федеральному закону АО признается коммерческая организация, УК которой разделен на определенное число акцией, которые удостоверяют права участников этого АО по отношению к нему. В соответствии с этим законом АО подразделяются на 2 типа. Первый – открытого типа (ОАО), в котором распространение акций осуществляется по открытой подписке, и участники его имеют право в любой момент продать свои акции без согласия других акционеров. Число акционеров открытого общества не ограничено.

Привлечение средств инвесторов в ОАО осуществляется путем выпуска обыкновенных и привилегированных акций. Обыкновенная акция предоставляет ее собственнику право голоса на общем собрании, позволяет получать доход в зависимости от результатов деятельности ОАО, а при ликвидации общества – право на получение части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами.

Привилегированные акции отличаются от обыкновенных заранее установленной суммой дохода (дивиденда) на акцию независимо от результатов работы ОАО, а также первоочередностью выплат возвратных сумм при ликвидации общества. Привилегированные акции не предоставляют право их владельцам голосовать на общем собрании акционеров.

Второй – закрытого типа (ЗАО), в котором акции распределяются только среди его участников и не принадлежат к перепродаже. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50.

Акционерное общество – это одна из наиболее сложных организационно-правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления внутреннего и внешнего контроля, органов общего собрания, распределения между ними компетенций, установление порядка принятия этими органами решений, определение действия их от имени общества, определение ответственности за причиненные убытки. В соответствии с российским законодательством такими органами являются:

· общее собрание акционеров;

· совет директоров (наблюдательный совет);

· единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);

· коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция).

Собрание акционеров – высший орган управления АО и через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества. Собрание акционеров решает стратегические проблемы предприятия, такие как: изменение устава АО, ликвидация общества, изменение УК, определение предельного размера объявленных акций, утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов и др. Решение принимается большинством голосов. Общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости и коллегиальный исполнительный орган, решающий оперативные (текущие) вопросы. Контроль за деятельностью исполнительного органа осуществляется ревизионной комиссией, создаваемой собранием акционеров. Без заключения ревизионной комиссии баланс общества не подлежит утверждению собранием акционеров. Прекращение деятельности АО происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 5416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.