Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение компетенции Европейского Союза и национальных правительств




С некоторыми оговорками к этой сфере отнесены также проведении научных исследований, новейшие технологии, исследования космического пространства, сотрудничество в целях оказания гуманитарной помощи.

Компетенция ЕС имеет государсвтенно-подобный характер, включает широкий спектр властных прерогатив по управлению обществом. К ним относится, в том числе, издание законодательных, административных и юрисдикционных (судебных) актов.

Компетенция ЕС - совокупность предметов ведения, властных и иных полномочий по регулированию сфер общественной жизни, делегированных Союзу государствами-членами в учредительных документах.

КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Действие права ЕС во времени и пространстве

Вопрос о временных рамках действия права Европейских Сообществ возник с подписанием Парижского договора 1951 г., учредившего ЕОУС. Он был заключен сроком на 50 лет. Никакой автоматической пролонгации не предусматривалось. Он уже прекратил свое существование. В Римских договорах содержалось указание о том, что они носят бессрочных характер.

Бессрочный характер всех последующих учредительных актов непосредственно в них закрепляется и распространяется на акты вторичного права, за исключением программных документов, содержащих конкретные мероприятия и сроки их выполнения. Например, срок введения Евро и т.п.

Учредительные договоры устанавливают общий срок вступления в силу нормативно-правовых актов: регламенты (по общему правилу) вступают в силу на 20ый день после опубликования.

Территориально нормы права Европейских сообществ действуют в рамках территории ЕС. Заморские территории государств-членов могут обладать особым статусом в отношении таможенного и валютного союзов. Так Франция включает в себя официально метрополию, заморские территории и заморские департаменты. По отношению к отдельным ее территориям установлен особый правовой режим и установлены привилегии в отношении импорта товаров, производимых в них. Формально их цель – способствовать развитию с/х и иных производств на бедных территориях. Фактически …

В приложениях к учредительным документам ЕС определяется список заморских стран, с которыми ЕС заключает специальные соглашения об ассоциации. Это большая группа стран третьего мира (страны Азии, Африки..), которым ЕС оказывает содействие в их развитии и предоставляет те или иные льготы и преимущества в торговых отношениях.

 

Контрольные вопросы

1. Феномен наднациональности?

2. Функциональные и общие принципы Европейского права?

3. Принцип Верховенства Права Европейского Союза по отношению к национальному праву?

4. Прямое действие норм права Европейского Союза. Обоснования концепции прямого действия?

5. Интегрированность Европейского права в национальное право стран-участниц.

6. Принцип юрисдикционной защищенности?

7 Принцип лояльного сотрудничества?

 


 

 

1. Компетенция Европейского союза: понятие и природа

Расширение компетенции осуществляется через:

- расширение задач и полномочий ЕС;

- путем признания за ЕС новых сфер компетенции(гражданская оборона, гуманитарная помощь третьим странам). В рамках этой категории компетенции национальные власти полностью лишены права принимать решения, если только они не уполномочены на это.

Сфера исключительной компетенции ЕС:

- установление пошлин общего таможенного тарифа;

- установление правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС;

- денежная политика в отношении государств-членов, перешедших на «евро»;

- определение квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биологических ресурсов;

- общая торговая политика, включая установление антидемпигновых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из третьих стран.

К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции. Компетенция осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств (здравоохранение; гражданская оборона).

Остальные сферы ведения ЕС отнесены к категории его совместной компетенции с государствами:

- общий рынок;

- пространство свободы, демократизации и законности;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- транспорт и транспортные сети;

- энергетика, социальная политика;

- экономическая, социальная, территориальная сплоченность;

- охрана окружающей среды;

- защита прав потребителей;

- общие положения по охране здоровья.

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. В вопросах, которые не относятся к «исключительной компетенции» ЕС, «Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, если цели не могут быть должным образом достигнуты каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в рамках всего Союза, принимая во внимание масштабы и последствия предполагаемых действий». ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах «определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности», определения действий для «поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях» (Ст. 2 Римского договора). Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодёжи и спорт.

 

Исключительная компетенция:

 

«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза».
  • таможенный союз
  • установление правил конкуренции
  • денежная политика
  • сохранение морских биологических ресурсов
  • общая торговая политика

 

Совместная компетенция:

 

«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию».
  • внутренний рынок
  • социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре
  • экономическое, социальное и территориальное сплочение
  • сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов
  • окружающая среда
  • защита потребителей
  • транспорт
  • трансъевропейские сети
  • энергетика
  • пространство свободы, безопасности и правосудия
  • общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в Договоре
  • научные исследования, технологическое развитие и космос
  • поддержка развития и гуманитарная помощь
«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику».
  • экономическая политика и политика занятости
  • общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика

 

Вспомогательная компетенция:

 

«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах».
  • охрана и улучшение здоровья людей
  • промышленность
  • культура
  • туризм
  • образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт
  • гражданская оборона
  • административное сотрудничество
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.