Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и алгоритмы консультирования 18 страница




_________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

1. История начинается с описания ситуации или состояния, близ­кого к переживаемому человеком, но не относящегося непо­средственно к нему.

2. Постепенно разворачивая историю, описываются все этапы, процессы развития ситуации, которые человек может легко ас­социировать со своим переживанием или ситуацией.

3. Что бы ни являлось предметом рассказа, консультант в пове­ствовании стоит на стороне того персонажа (если таковой есть), которого клиент ассоциирует с собой, даже если этот персонаж сначала находится в незавидном положении или совершает амо­ральные поступки.

4. Метафора всегда имеет счастливое избавление от проблемной ситуации или состояния.

Для иллюстрации приведем простейший вариант психотерапевти­ческой метафоры, призванной облегчить и запрограммировать кли­ента на принятие, понимание своего состояния и успешное выздоров­ление в период острой душевной боли, вызванной утратой любимого человека. Она всегда приносит успех, снимая первоначально возни­кающее невыносимое напряжение.

«Вы знаете, когда мы получаем душевную травму, мы испытываем боль, и мы говорим, что у нас в душе рана. И душа обливается горячи­ми слезами, и они текут по душе... Слезы — это кровь души. И на са­мом деле это очень похоже на рану.

Может быть, вы видели когда-нибудь рану на теле. У нее разверну­тые края, она кровоточит, и такая боль... бесконечная, нескончаемая боль... И из раны идет кровь и стекает по телу... И кровь омывает такую большую, такую больную рану, и ей становится полегче и боль совсем немного уменьшается... И потом кровь останавливается и рана поти­хонечку начинает затягиваться... Сначала образуется тоненькая-то­ненькая пленочка... Она еще очень тоненькая и очень чувствительная, и ее нельзя касаться... И боль еще есть, и, в то же время, она уже по­меньше и ее можно терпеть...

И время идет, и вот уже пленочка стала корочкой. И вы еще бере­жете ее от прикосновений, и в то же время ощущаете, что она стала Меньше... И вы видите, что это уже только маленькое уплотнение... И вы уже понимаете, что вам безразлично все, что раньше было — и боль, и прикосновения... И вам безразличны и печаль, и радость... Наступает отдых... тишина... расслабление... Боль ушла...Ушла навсег­да... Покой... Комфорт... И вы набираетесь сил... И в то же время ко­рочка постепенно отпадает... И вы видите тонкую кожицу — мягкую,

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

нежную... И вы бережете это место в своем теле и в своей душе... И вы стараетесь нежно касаться его...

Но вот проходит еще немного времени, и вы радостно замечаете, что вы снова можете чувствовать и в то же время понимаете, что со­вершенно выздоровели, и при этом ощущаете комфорт в душе и в теле... И вы расправляете плечи... и делаете глубокий вдох... И вот уже новая радостная жизнь наполняет ваши тело и душу... И вы свободны...»38

К настоящему времени уже издано и продолжает издаваться великое множество книг с примерами применения метафоры, сборников психо­терапевтических сказок и историй, которые являются теми же метафора­ми. Каждый консультант может постепенно собрать в своем профессио­нальном багаже метафоры на все случае жизни. Но все-таки еще лучше научиться их сочинять непосредственно для конкретного клиента.

Клиентка, обратившаяся на консультацию, не могла решиться на какой-то определенный шаг: она хотела разорвать отношения с мужчиной, но при этом боялась боли утраты, которую ей пришлось бы пере­жить в таком случае. Поэтому она долго избегала окончательного решения, хотя страдала от продолжения связи, так как ее мужчина не скрывал, что имел такие же отношения с еще одной женщиной. «Это похоже на занозу в сердце», — сказала она.

Консультант: «Когда в теле сидит заноза — это очень неприятно. И все-таки, можно потерпеть, особенно если ее не касаться. Я помню, одна моя знакомая очень долго ходила с такой занозой. Выни­мать ее было очень неприятно, потому что заноза сидела глубоко. «Потерплю немного, — думала женщина. — Когда-нибудь она сама выйдет наружу, и все пройдет само собой». И это решение показа­лось ей вполне приемлемым.

Шло время, и заноза беспокоила ее все больше и больше. Вокруг нее уже образовался целый нарыв. Теперь уже заноза постоянно напомина­ла о себе острой болью. «А теперь выковыривать занозу еще боль­нее, — думала женщина. — И потом, зачем я буду причинять себе лишние страдания? Нарыв когда-нибудь сам собой прорвется. И снова шло время. Заноза продолжала сидеть в теле женщины, причи­няя невыносимые страдания. Нарыв разросся до такой степени, что жить с ним стало невыносимо. Тело женщины горело, как в лихорадке, она не могла ни о чем думать и говорить, кроме своей боли. Вся ее жизнь сосредоточилась на занозе. И, наконец, она сказала: «Пожалуй, лучше я потерплю даже сильную боль, и выну занозу. Зато потом моя боль успокоится, и я буду совершенно здорова. А если я не сделаю этого, нарыв разрастется еще боль­ше, и я могу погибнуть». Так она и сделала.

38 Емельянова Е. Разговоры о любви. Саратов, 1999. С. 11—12.

________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

После удаления занозы боль еще доставляла ей некоторое время стра­дания. Иногда она даже думала, уж не проще ли было оставить занозу там, где она была. И все-таки с каждым днем ей станови­лось все легче и легче.

А недавно она показала мне место, где был чудовищный нарыв. Я с трудом рассмотрела тоненький шрамчик. И женщина смеялась: какое счастье жить без занозы в теле. Если бы я не слушалась своего страха, то была бы здорова уже давно».

Психологическая метафора обеспечивает положительный эффект, даже если рассказана, скажем, во время поездки в общественном транс­порте. Но лучше всего метафора действует, если человек находится в расслабленном состоянии, а наиболее эффективна, когда она подает­ся таким образом, что человек входит в транс.

Человек в состоянии транса сосредоточен на внутреннем состоянии. Он слышит посторонние голоса, шумы, но у него нет желания реагиро­вать на них. Он не делает никаких усилий по отношению к тому, какие образы, мысли появляются и протекают в его голове. Он только наблю­дает за ними. В таком состоянии человек наиболее открыт для прямого контакта со своим бессознательным и максимально внушаем.

Для использования трансового состояния в процессе консультиро­вания необходимо выполнить следующие шаги.

1. Объяснить человеку, что такое транс, например: «Это состоя­ние напоминает момент сразу после пробуждения или непо­средственно перед погружением в сон».

2. Предложить ему почувствовать это состояние, сопровождая свое предложение невербальной и вербальной подстройкой. Это значит:

а) консультант также принимает расслабленную позу;

б) его голос звучит значительно, но мягко, негромко, повествова­ние начинается в среднем темпе, который затем замедляется;

в) в рассказе используется репрезентативная система клиента.

3. При условии выполнения предыдущих шагов использовать стан­дартные фразы. Например: «Пока вы сидите и слушаете меня, вы можете принять удобную для вас позу и начать расслабляться. Вы можете почувствовать себя комфортно и приятно расслабиться, и в то же время вы слышите мой голос, и он сливается с ощуще­нием комфорта, и вы можете видеть образы, которые свободно и бесшумно появляются в вашем расслабленном сознании. И вот теперь, когда вы расслабились так, как вам удобно и комфортно, я бы хотела рассказать вам одну историю. Слушая ее, вы можете увидеть эту историю, будто на экране, и ощущать все то, о чем в

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

ней говорится и при этом чувствовать себя тепло и комфортно. Ваше сознание может размышлять о том, что же сейчас произой­дет, или внимательно прислушиваться к моим словам, в то время как бессознательное свободно впитывает образы моих тихих слов и ощущает, как они проникают в самую глубину».

4. Оградить по возможности клиента от внешних воздействий: в мо­мент транса он должен чувствовать себя комфортно и безопасно, его ничего не должно тревожить, и, конечно, он должен испытывать пол­ное доверие к происходящему.

5. Если во время транса все же возникают какие-то посторонние звуки, предпочтительнее будет сразу же «ввести» их в транс, сказав, например: «Вы слышите разные звуки и в то же время вы понимаете, что они не касаются вашего плавного расслабления...»

6. Говорить нужно медленно, с паузами, во время которых человек созерцает происходящее в его внутреннем мире и усваивает информа­цию. Периодически можно слегка акцентировать то или иное слово или чуть-чуть ускорять или замедлять темп речи, что создает эффект раскачивания.

7. После введения в состояние транса рассказать историю-метафо­ру, которая соответствует разрешаемой клиентом проблеме, или пред­ложить метафору состояния, используя особые связки между предло­жениями: «в то время, как...», «в это же время...», «и...», «поэтому...».

8. Закончить погружение в метафору, например, такими словами: «И вот теперь вы узнали и как все может прийти к благополучию, по­кою и безопасности, и жить в глубине вашей души. И вы можете этому чувству благополучия позволить распространиться и на все вокруг вас. Поэтому я сейчас начну считать от 5 до 1, и когда я дойду до цифры 1, вы полностью выйдете из транса. 5...4...3...2... 1. И теперь вы медленно открываете глаза».

9. Как только клиент откроет глаза, изменить позу и произнести приветствие бодрым голосом. Если человек затрудняется выйти из транса, следует взять его за руку, назвать по имени — очень мягко, но достаточно активно. Клиент обязательно должен почувствовать чет­кий переход от транса к реальности.

Фокусирование

Ю. Джендлин предлагает следующее определение этого психоте­рапевтического подхода: «Фокусирование — это форма внимания, об­ращенного внутрь, на тело, и неизвестного большинству людей. Обу-

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

чение фокусированию может потребовать нескольких дней — возмож­но для этого будет необходимо проведение трех восьмичасовых сес­сий. Некоторые люди могут освоить фокусирование практически не­медленно, как только в попытках разрешить свою проблему обратятся к ощущениям тела. Но может потребоваться и несколько месяцев... с помощью незначительных, изредка предлагаемых инструкций... Фо­кусирование связано с ощущениями, возникающими в теле, на грани­це между сознательным и бессознательным. Большинство людей не знает, что любые телесные ощущения могут возникнуть именно в этой зоне и можно сосредоточиться на них. При этом сначала появляется лишь смутное чувство дискомфорта, которое потом становится отчет­ливым ощущением, и вот с этим ощущением уже можно работать, на­ходя в нем много различных аспектов»39.

Когда клиент говорит о своих переживаниях, часто, в действитель­ности, он далек от того, что чувствует. В результате получается теоре­тическое изложение о пережитом. Между тем, лучше всего способству­ет происходящим переменам только то, что переживается прямо сей­час и тут же обсуждается с консультантом. Поэтому отчужденное изложение, как правило, не дает никакого эффекта. Можно много разбираться в том, что произошло, но ничего не изменится, пока кли­ент не включится в этот процесс эмоционально, то есть не начнет пе­реживать все вновь. Именно в такой момент и происходит наиболее полное осознавание того, что происходит.

Консультант может спросить, где именно в теле клиент чувствует свою проблему. Несмотря на кажущуюся странность вопроса, как пра­вило, клиенты очень быстро начинают понимать, о чем идет речь, и отвечают на этот вопрос.

Часто ощущения возникают таким образом, что человек не может точно определить, что именно он почувствовал. Но важно то, что он нечто чувствует. Причем он может сказать, где он чувствует это нечто. Эти ощущения являются переживаниями настоящего времени. Поэто­му при описании клиентом переживания необходимо слушать, как он описывает свое ощущение: нередко описание звучит чрезвычайно ме­тафорично. При этом сам клиент может не замечать этого. Не навязы­вая сразу свою интерпретацию, следует последовательно отражать его рассказ, интонациями и переформулировками слегка подчеркивая эту метафоричность. Иногда клиент замечает это сам.

Существуют характерные черты возникающих в соответствии с про­блемой ощущений. Они:

9 Джендлин Ю Фокусирование М, 2000. С 8.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

1) возникают на границе сознательного и бессознательного;

2) носят неопределенный, несколько размытый характер, за счет чего их трудно описать;

3) при всей неопределенности узнаются безошибочно как именно ТО ощущение, которое связано с проблемой;

4) переживаются на телесном уровне;

5) имеют всегда некоторую сложность: нередко представляют собой целый комплекс ощущений, которые составляют единое целое;

6) при условии их непосредственного переживания и обнаружении клиентом связи с проблемной ситуацией приводят к новому по­ниманию на уровне сознания и к неким изменениям на бессоз­нательном уровне;

7) носят непредсказуемый характер: невозможно заранее определить, когда, где и как возникнет ощущение, как оно будет изменяться.

Консультант. Вот сейчас, когда вы говорите о том, что не знаете, как вам лучше поступить, где в теле вы чувствуете вашу нереши­тельность?

Клиентка. Это где-то в сердце... Там будто что-то наливается свин­цом, а потом снова становится пустым... И так снова и снова.

Консультант. И на что похоже это ощущение?

Клиентка. Будто я на качелях катаюсь, вверх-вниз, вверх-вниз.

Консультант. По-моему, это похоже на ваше реальное положение.

Клиентка. Да, я из-за своей нерешительности буквально раскачива­юсь от одной крайности к другой.

Консультант. Если вы сейчас постараетесь изменить ощущения в вашем сердце, чтобы оно перестало раскачиваться, то как вы это сделаете?

Клиентка. Так... Я его немного наполню...

Консультант. Делайте это прямо сейчас.

Клиентка. Я его наполняю... Но не до конца... Не свинцом... Я его наполняю жидкостью... Вот теперь оно равномерно наполнено, и оно теперь ровно пульсирует.

Консультант. Как вы могли бы связать эти новые ощущения с ва­шей проблемой?

Клиентка. Вероятно, я хочу то полностью одного, то полностью дру­гого. Но могла бы выбрать компромиссное решение: я могу не отказываться полностью от своей карьеры, но несколько сбавить темп, ограничить себя... Хотя мне это нелегко. Но зато я могла бы больше уделять внимания своим домашним. Этого мне не хочется. Но сейчас я понимаю, что для «равномерной пульсации» моей жизни мне придется отказываться от чего-то одного... Я хотела выбрать, но, кажется, лучше объединить обе стороны жизни, отказавшись частично от чего-то с обеих сторон...

________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

Консультант. Когда вы принимаете это решение, вы ощущаете его в теле?

Клиентка. Да, я чувствую его почему-то в желудке.

Консультант. В желудке? И что вы чувствуете?

Клиентка. Как будто, голод.

Консультант. Голод? И как вы можете это объяснить?

Клиентка. Как будто, мне чего-то не хватает.

Консультант. Не хватает? Пищи?

Клиентка. Да, будто я голодная... Хотя, это больше похоже на страх. Да, как будто я испугалась чего-то?

Консультант. Вот как? И что вас пугает?

Клиентка (после долгой паузы): Мне кажется, я не могу быть вот такой, с наполненным сердцем, с сытым желудком. Как будто, это не для меня. У меня всегда должно чего-то не хватать. Если у меня будет все... Я буду бояться потерять это. Нельзя быть такой счас­тливой.

Дальше беседа продолжается уже о «вине выжившего», то есть о внут­реннем убеждении, что нельзя быть счастливее, чем родители; о том, что клиентка, следуя этой установке, сама не допускала удовлет­ворения жизнью.

Визуализация проблемы

Иногда человек затрудняется описать то, что он ощущает. Тогда можно предложить ему выразить это в виде образа, даже увидеть про­блему.

Клиентка обратилась к психологу, чувствуя, что ее жизнь рушится. Она недавно развелась с мужем, и, хотя сама хотела развода и пере­несла его относительно спокойно, у нее возникло чувство, что все хорошее в жизни закончилось. Это чувство усугублялось тем, что она жила с двумя детьми, которые создавали немало проблем, требующих немедленного разрешения. К тому же приходилось вкладывать много сил в работу, которая плохо оплачивалась, но была ей интересна. Однако материальное положение заставляло ограничивать себя буквально во всех областях жизни. Дополни­тельно подрабатывать она не могла, так как дети нуждались в ее внимании и заботе.

Предыдущая беседа с психологом не дала результата. Женщина не виде­ла ни одного выхода из создавшейся ситуации, а душевное состо­яние ее продолжало ухудшаться.

Клиентка. Я не нахожу никакого решения проблемы. Я не понимаю, в чем ее сущность. Я просто чувствую себя зажатой в тиски, кото­рые сжимаются с каждым днем.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Консультант. Вы сказали, что чувствуете себя зажатой в тиски. Если бы это были настоящие тиски, то что бы вы стали делать?

Клиентка. Вероятно, я позвала бы на помощь?

Консультант. Кого?

Клиентка. Скорее всего, людей, которые находятся рядом со мной.

Консультант. И что бы вы попросили их сделать?

Клиентка. Раскрутить тиски в обратную сторону.

Консультант. Что значит в обратную сторону?

Клиентка. Значит, вернуть их в то положение, в каком они были, когда еще не сдавливали меня.

Консультант. Давайте теперь вернемся в то время, когда вы не чувствовали себя сжатой в тиски. Чем конкретно оно отличалось от настоящего?

Клиентка. Все было то же самое, но я всегда к чему-то стремилась, чего-то ожидала. Я чувствовала, что свободна выбирать что-то. Да, я чувствовала себя свободней, чем сейчас.

Консультант. То есть, несмотря на то, что все было так же, вы чувствовали себя свободней, и могли что-то выбирать. Но что ме­шает вам сейчас делать то же самое?

Клиентка. Я не чувствую никакой опоры. Наверное, мне страшно.

Консультант. Получается, что тиски выполняют функцию опоры: выбирать страшно, но и нельзя: тиски не дают. Что бы вы делали, если бы тиски внезапно разжались?

Клиентка. Не знаю... (Задумалась.) Наверное, все то же самое. Да, я ничего не стала бы менять.

Консультант. Тогда что же вас давит, как тиски?

Клиентка. Наверное, мой страх. Страх, что я одна и вся ответствен­ность лежит на мне. Я за все отвечаю сама. Мне некого винить.

Консультант. В вашем образе вы позвали людей на помощь. Какие люди и чем могли бы помочь вам?

Клиентка. Ну, это могут быть мама, подруга.

Консультант. Чем они могут помочь вам?

Клиентка. Советом.

Консультант. Предположим, они посоветовали вам что-то. Вы по­слушаетесь их?

Клиентка. Может быть. Во всяком случае, буду чувствовать себя уве­реннее.

Консультант. Что произойдет, если все-таки вы ошибетесь, следуя их совету?

Клиентка (улыбается). Наверное, немного рассержусь на них: нечего давать плохих советов.

Консультант. То есть вам будет, кого винить?

Клиентка (смеется). Да. (Серьезно.) Вот, значит, что такое мои тиски.

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

В дальнейшем беседа шла о том, что вызывает страх перед ответственно­стью клиентки, и о скрытой блокирующей установке, что ее реше­ние всегда должно быть безупречным.

Метафоричность образа очевидна. Но, как это видно из предыду­щего примера, используя образ проблемы, сам консультативный диа­лог (рожденный, кстати, из ощущений) может продолжаться на ког­нитивном уровне.

Однако консультант, используя образ клиента, может работать с ним, трансформируя его в желаемом направлении в соответствии с принципом метафоры, чтобы программировать таким образом пози­тивные изменения.

Клиент. Я хочу двигаться к цели, но передо мной будто высокая сте­на.

Консультант. И что бы вы могли сделать с этой стеной?

Клиент. Разобрать по кирпичику.

Консультант. И как это можно соотнести с решением вашей про­блемы?

Или:

Консультант. Если бы вы мысленно представили себе образ про­блемы. Как это выглядело бы?

Клиент. Как стрела, которая несется на меня.

Консультант. И если бы стрела действительно неслась на вас, что бы вы сделали?

Клиент. Я бы сначала отскочил в сторону, а потом нашел бы какой-нибудь щит, способный ее остановить.

Консультант. Давайте посмотрим, как это решение можно осуще­ствить в реальной жизни.

Телесные ощущения, о которых мы говорили при применении фо­кусирования, можно соединить с визуализацией проблемы.

Консультант может предложить клиенту определить, где именно в теле находится его психологическая проблема, и затем продолжить работу следующим образом:

□ Сейчас сосредоточьтесь на своей проблеме... О Почувствуйте ее...

D Какие ощущения вы переживаете?

О Где, в каком месте вашего тела она живет? Где она расположена?

□ Какого она размера? О Какой она формы?

□ Какого она цвета?

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

П Она выпуклая или плоская?

□ Она гладкая или шершавая?

□ Она холодная или горячая?

□ Она жидкая, твердая, вязкая, мягкая? О Она шевелится или неподвижная?

□ Она (проблема) молчит или звучит?:

□ На что она похожа?!

□ Какой у нее характер? 1

□ Поговорите со своей проблемой. Скажите, что вы благодарны ей за то, что она рассказывает вам о том, что необходимо что-то менять, дает вам почувствовать необходимость обратить внима­ние и проанализировать происходящее.

□ Скажите вашей проблеме, что принимаете ее, как друга и как учителя, что готовы пройти свой урок.

□ Попросите ее рассказать вам, что именно она означает. Наблю­дайте ответ. Может быть, она просто покажет вам какой-то об­раз, картинку, и вы все поймете, может быть, она даст вам по­чувствовать это...

□ Побудьте рядом с ней внутри себя...

□ Попросите вашу боль еще немного пожить в вашей душе, чтобы вы могли получше разобраться в причинах, ее вызывающих...

□ Попросите ее стать теперь чуть-чуть меньше...

□ Посмотрите, как она удаляется, исчезает...

□ А теперь, как только вы сможете, медленно откройте глаза.

□ После этого необходимо проговорить с клиентом то, что с ним происходило, сконцентрировавшись на том, какую информацию принес метафорический язык образов и ощущений.

Клиентка. Я вижу вихрящийся столб. Это смерч. Он надвигается на меня. Он сейчас подхватит меня, и мне страшно. Я говорю ему: «Ты пришел ко мне, чтобы научить чему-то. Дай мне понять, что ты хочешь сказать... Он остановился. Он говорит, что я слишком бо­юсь и стараюсь отойти на край. Но это самое опасное. Он отшвыр­нет меня, и я разобьюсь. Он говорит, что если я войду в самый центр, то он просто поднимет меня высоко. Но я боюсь, потому что, когда он уйдет, я упаду и все равно разобьюсь... Он говорит, что если держаться все время в центре, то он может носить меня долго, только надо следить, чтобы быть в центре... А потом я могу найти какую-нибудь вершину или дерево и зацепиться за нее.

Консультант. Быть в центре достаточно долго, подняться и дер­жаться в центре, и искать вершину или дерево. Очень метафорич­но. Давайте посмотрим, что бы это значило для вашей ситуации.

_________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

Образы и решение

Образы можно использовать на сеансе консультирования в любое время. Однако эффективность работы с ними зависит от верности пси­хологического понимания консультантом проблемы клиента и от спо­собности клиента создавать и трансформировать образы.

Работа с образами — это, прежде всего, работа с бессознательным. Именно поэтому она напрямую связана с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. Образы — первичный язык, не только исторически, но и онтогенетически возникающий прежде вер­бальных средств общения. Так, маленький ребенок мыслит именно образами.

С другой стороны, уже во взрослом состоянии эмоции всегда по­рождаются и переживаются нашим Внутренним Ребенком. Вот поче­му образы так легко и естественно воздействуют на эмоции. И именно эмоциональное переживание происходящего приносит личностный опыт и личностные изменения.

Если принятие решения затруднено страхами, можно предложить клиенту поработать над своими страхами с помощью образов.

В. Стюарт описывает шесть принципов работы с образами40. Здесь мы остановимся на четырех из них, наиболее часто используемых на практике.

Принцип конфронтации

Клиента побуждают быть смелым и противостоять образам пробле­мы, которые порождают тревогу. Противостояние порождает измене­ние и устранение тревоги. Пугающая символическая фигура обычно является частью самого себя.

Когда человек испытывает страх, срабатывает природный механизм «сражайся или беги». Особенность при работе с образами заключается в следующем: хотя клиент знает, что это воображение, его реакция тем не менее очень реальна. Он потеет, сердцебиение учащается, мышцы напрягаются, лицо бледнеет от страха или краснеет от ярости и т. п.

Что должен делать консультант, когда клиенту противостоит нечто ужасное?

О Прежде всего, помнить, что для клиента происходящее в его воображении реально, как для спящего человека реален его сон.

w Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультирова­нии. М., 1998. С. 24-33.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

О Следить за эмоциями клиента, просить его описывать то, что он видит.

□ Взять, при необходимости, его за руку.

□ Сказать ему: «Я вместе с вами. Я рядом».

□ Рассказать клиенту, что противостояние — это не нападение, а проявление твердости. Сражаться с существом и убить его, было бы лишь разрушением жизненно важной части самого клиента. Но клиент может говорить со своим образом или как следует изучить его.

О Попросить клиента дать имя, название образу. Это в значитель­ной мере уменьшает страх, так как делает его более определен­ным. (Страх чаще возникает в отношении того, что неизвестно и непонятно.)

□ Предложить клиенту внимательно и очень подробно изучить образ, описать его. Это переводит абстрактный страх в нечто реальное и менее пугающее.

Клиентка. Моя депрессия — это змея, она обвивает мою шею и грудь... Мне страшно!

Консультант (кладет руку на руку клиентки): Посмотрите внима­тельно, какой на ней рисунок?

Клиентка. Очень красивый... Она поворачивается... Она сползает... Она лежит на полу у моих ног... Она превратилась в шарф, как будто он упал.

Консультант. Как вы себя чувствуете?

Клиентка. Мне легче. Просто смешно, что я испугалась.

Консультант. Похоже, депрессия — это шарф, который вы сами на себя надели. Вероятно, вы всегда можете его снять, если захотите.

Принцип трансформации ">;

Это превращение пугающего образа проблемы в нечто более при­емлемое. Трансформация может произойти и при «конфронтации», и при «примирении». В результате трансформации проблема внезап­но начинает выглядеть по-другому. Меняется и отношение к ней, и способы ее решения.

Принцип кормления

Принцип кормления означает буквально «прикармливание» обра­за, передающего страх. В результате кормления фигура становится ле-

Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

нивой и сонной. Этот принцип годится для самостоятельного приме­нения клиентом в случае возрастания страха. Таким образом, он мо­жет несколько снизить силу переживания.

Клиентка, смущаясь, рассказывает, что боится ходить мимо чулана в сво­ей квартире. Она понимает, что все ерунда, но ничего не может с собой поделать.

Консультат. Что страшного в этом чулане?

Клиентка. Мне все время кажется, что там сидит злое чудовище. Оно может наброситься на меня.

Консультант. Интересно, почему это оно стало таким злым7 Ведь все родятся милыми и хорошими.

Клиентка (смеясь). Наверное, его никто не любит. А может быть, голодное.

Консультант. Вам надо подружиться с ним и накормить.

Клиентка. Вы шутите?

Консультант. Нисколько. Ваш страх иррационален, он происходит из детских фантазий. В каждом из нас сидит маленький ребенок. Боится ребенок внутри вас. Он не понимает ваших разумных, ло­гических доводов и продолжает бояться. Поэтому действовать надо так, чтобы это было понятно вашему Внутреннему Ребенку.

Клиентка. И что мне делать?

Консультант. Как вы думаете, что больше всего любит чудовище?

Клиентка. Конфеты. Он злой, потому что ему никто не дает сладко­го. Господи, я не знаю, почему я так подумала.

Консультант. Обязательно каждый день оставляйте ему в чулане настоящую конфетку. Можете даже сказать ему, что вполне пони­маете его: вы бы тоже разозлились, если бы вам никогда не дава­ли сладкого.

Клиентка выполнила рекомендации психолога. На следующей встрече она сообщила, что страх прошел совершенно, и даже появилось теп­лое чувство. Она убралась в чулане. Теперь ей кажется, что из чулана исходят волны симпатии. Это гораздо лучше, чем страх. Не правда ли?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.