КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и алгоритмы консультирования 17 страница
Консультанту необходимо учитывать, что подобные вопросы ставят клиента в тупик, поскольку часто нацелены на разрушение базо- Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора вых основ мировоззрения, хотя, возможно, и деструктивного. Дело в том, что подобные деструктивные установки входят в систему невротических защит, выстраиваемых годами, разрушение которых усиливает страхи, тревожность. Человек чувствует себя в этот момент ранимым и беззащитным. Предполагаемые новые воззрения ведут к чему-то неизвестному и непривычному и вызывают сильнейшую тревогу. Вот почему яростное сопротивление и сильный аффективный всплеск — дело вполне естественное. Консультант должен быть готов к этому, так же как и к возможной беседе с клиентом о причинах такого аффективного всплеска. Конечно, подобной реакции может и не произойти, и, слава Богу, часто клиенты с интересом делают открытия по поводу беспочвенности своих убеждений и затем демонстрируют прогресс в решении проблемы. Тем не менее не следует разрушать установки без крайней на то необходимости. Каждая деструктивная установка должна подвергаться реконструкции только в том случае, если она действительно блокирует разрешение проблемы, над которой клиент работает, и только в том аспекте, в котором этого требует решение данной проблемы. После нескольких совместных анализов консультант может предложить клиенту самостоятельно отслеживать, как проявляются в его словах и поступках некоторые убеждения, которые мешают ему в жизни, и проводить самоанализ их обоснованности. Клиентка — молодая женщина двадцати четырех лет. Обратилась к консультанту за помощью в решении вопроса: вернуться ли ей на прежнее место жительства в другой город, куда зовут мама и бабушка, или остаться там, где она живет сейчас. Однако, выбрав второй вариант, она не знает, что для нее лучше — работать по прежней специальности или сменить ее? Но тогда на какую? Полная неопределенность и растерянность сопровождались сниженным фоном настроения, даже угнетенностью. Клиентка проявляла абсолютную индифферентность к любым вариантам, что побудило консультанта дать обратную связь. Консультант. Я все время наблюдаю за тем, как вы разговариваете со мной, и у меня создалось впечатление, что вы чем-то угнетены. Клиентка. Да, это так. Но вы не обращайте внимания. Я теперь всегда такая. Консультант. Всегда такая? Клиентка. Да. Но сейчас мне нужно что-то решить. Консультант. Видите ли, у меня создалось впечатление, что, несмотря на необходимость что-то решить, вы не проявляете никако- Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами го интереса к результатам решения. И мы до сих пор так и не установили, что для вас хорошо и что плохо. Трудно сделать выбор, не определив предпочтений. Клиентка. Никогда больше не будет у меня ничего хорошего. Консультант. Правильно ли я поняла, что вы приняли решение всегда жить плохо? Клиентка. Я не принимала решения. Я знаю, что так будет, потому что во мне есть что-то такое... Меня, наверное, нельзя любить. Консультант. Из каких фактов вы сделали такой вывод? Клиентка. Он меня бросил, ушел к другой. В прошлый раз меня тоже оставил мужчина. По-видимому, отвержение мужчиной вызвало отвержение себя, отвержение своей судьбы, послужив источником безразличия. В то же время, очевидно, эта позиция не слишком глубока, так как к психологу она все-таки обратилась. Так что, скорее, решающую роль играет резкое падение самооценки и, как следствие, недоверие себе и собственным решениям. Не последнюю роль играет и тот факт, что нереализованное желание иметь любимого человека и семью имеет такую силу, что все остальные варианты уже не имеют особого значения и равны между собой. Но главное — из двух своих неудач женщина сделала необоснованный вывод, что у нее нет шансов осуществить наиболее приоритетную для нее цель жизни — иметь любимого человека и семью. Консультант. Разве это является доказательством того, что вас нельзя любить? Клиентка. А разве нет? Консультант. Я знаю многих людей, которых отвергали, но которых и любили. Клиентка. А меня не полюбят. Консультант. Другими словами, вы считаете, что «если меня отверг любимый человек, это значит, что я ничего не стою, и меня всегда будут отвергать те, кто мне дорог»? Клиентка. Да. Именно так. Консультант. Но на чем строится ваше убеждение? Можете ли вы доказать его верность? Клиентка. Хм-м... (Долго молчит) Консультант. У вас нет доказательств? Клиентка. Но я знаю, что это так.;, Консультант. Откуда взялось у вас это знание? Клиентка. Не знаю. Я почему-то с детства думала, что меня никогда не полюбит по-настоящему хороший мужчина. Дальше следует разговор о происхождении данного убеждения и выясняется, что оно выросло из отдельных высказываний мамы и ба- ________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________ бушки, которые имели привычку, выговаривая за ее ошибки и проступки, «пугать» девочку словами: «Разве можно быть такой? Кому ты такая будешь нужна-то, кроме нас?». Затем консультант просит клиентку вспомнить случаи, когда один и тот же человек ей нравился, а кому-то не нравился. Клиентка приводит примеры. Консультант спрашивает: становился ли тот человек хуже оттого, что он кому-то не нравился. Клиентка соглашается, что это не имеет значения для качеств человека. Затем консультант просит привести примеры, когда кто-то из ее подруг переживал неудачу, отвержение любимым. Клиентка вспоминает. Консультант. Она действительно была недостойна любви? Клиентка. Ну, что вы! Она очень хороший человек. Консультант. А он? Клиентка. Да, вроде бы, тоже ничего... Знаете, они просто не подходили друг другу. Консультант. То есть вы допускаете, что вполне возможны ситуации, когда хорошие люди могут переживать отвержение любимых? Клиентка. В общем, да. Консультант. Давайте вернемся к вашей ситуации и вашему убеждению, что «если меня отверг любимый человек, это значит, что я ничего не стою, и меня всегда будут отвергать те, кто мне дорог». Соответствует ли оно действительности? Клиентка. Не знаю. Слова «Не знаю» свидетельствуют о сопротивлении принятию новой позиции, но в то же время невозможности продолжать настаивать на прежней. Клиентка (продолжает). Но, наверное, я все-таки что-то делала не так. Если бы я все делала хорошо, зачем ему было бы меня бросать? Консультант. Вы могли все делать хорошо и правильно, а вас все равно могли бы отвергнуть, потому что предмет вашей любви может иметь свои собственные вкусы, пристрастия или антипатии, предрассудки и ожидания. Клиентка. Но теперь я уже не смогу это проверить. А вдруг все-таки это я что-то сделала не так? Консультант. Я допускаю, что вы вполне могли совершить какие-то ошибки. Но даже если вы что-то сделали плохо и были отвергнуты по этой причине, то это не значит, что вы — нестоящий человек. Вы — человек, который в данном случае допустил промах и который может научиться в будущем не повторять своей ошибки. И потом, тот факт, что вас отвергли сегодня, не означает, что вас будут отвергать всегда, или что вы никогда не получите одобрения от человека, которого любите. Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами Клиентка соглашается, но ей еще трудно поверить в это окончательно. Она высказывает свои сомнения: «Но ведь действительно плохих людей никто не любит». Консультант соглашается и просит сделать «расшифровку» понятию «плохой человек»: что понимает под этим клиентка? какими качествами обладает «плохой человек»? как она отличает, какой человек «плохой», а какой человек «хороший»? Клиентка отвечает на эти вопросы. Затем консультант предлагает ей сравнить, насколько она сама похожа на свое описание «плохого человека». Несовпадение настолько очевидно, что клиентка смеется. Затем консультант просит клиентку перечислить, что именно она делает для того, чтобы ее НЕ любили, и как ей это удается. После некоторой заминки клиентка приводит много примеров своей трогательной заботы и внимания к любимому человеку — то есть подтверждает абсурдность собственного убеждения, что она «плохой человек». Консультант продолжает настаивать: «Что вы сделали, чтобы ваш мужчина от вас отвернулся». Клиентка не может привести примеры. Через некоторое время перечисляет некоторые черты взаимоотношений, в которых консультант видит слишком сильную эмоциональную зависимость от партнера и решает в дальнейшем, если это станет необходимым, поговорить об этом с клиенткой. Но в настоящее время консультант подчеркивает нелогичность убеждения клиентки. Клиентка соглашается, на этот раз более уверенно. Эмоциональное состояние меняется в лучшую сторону. Но все-таки она добавляет: «Но ведь это уже второй раз. Второй раз я терплю крах, пытаясь наладить длительные отношения с мужчинами, которые мне дороги. Это доказывает, что я — нестоящий человек, недостойный любви». Консультант снова ведет исследовательскую работу, аналогичную предыдущей, и вдвоем с клиенткой они приходят к выводу, что в ее убеждении содержатся следующие скрытые категорические требования: 1. Я должна наладить длительные хорошие отношения хотя бы с одним с человеком. Если этого не произойдет, значит, я ничтожество и недостойна любви. 2. Я никогда не должна терпеть неудачи в личных отношениях с теми, кто мне дорог. Иначе — я ничего не стою. 3. Поскольку сохранение хороших отношений для меня очень важно, я должна преуспеть в этом. Если у меня ничего не получится, чего не должно случиться, значит, я — ничтожество. Далее проводилась работа по вскрытию необоснованности убеждения в соответствии с алгоритмом. Теперь клиентка была уже более активна и сама находила опровержения своей установке. Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора Настроение клиентки значительно изменилось, несмотря на то, что тоска по своему любимому, которая усиливалась пониманием, что расстались они окончательно, осталась. Позже консультант объяснил клиентке закономерности переживания горя и то, как помочь горю t полноценно проделать свою работу. Клиентка перестала винить в происшедшем себя. Более того, она изъявила желание в дальнейшем проанализировать свою роль в неудавшихся отношениях с помощью психолога и, при необходимости, поработать над собой. Отметив появившуюся заинтересованность клиентки, консультант предложил перейти к вопросу, ради которого она пришла на консультацию. Теперь решение было принято довольно быстро, и они договорились о последующих встречах. Итак, в общем виде анализ блокирующей установки клиентки «Я должна нравиться людям, которых уважаю или люблю, и если я им не нравлюсь, то это просто катастрофа, а я полное ничтожество!», кстати очень распространенной, выгладит так. 1. Данное убеждение не соответствует реальности, так как никто не обязан кому-то нравиться. А вот по закону вероятности, наверняка найдутся люди, которые нравятся мне, но не одобряют меня. Конечно, это очень неприятно и, возможно, печально, но катастрофы в этом нет, так как самое плохое, что в связи с этим может произойти, это то, что я не смогу общаться с ними так, как я бы хотела. Я не могу сказать, что это очень плохо, потому что «очень плохо» — это значит, что хуже не бывает. Но, на самом деле, существует много вещей, которые гораздо хуже, чем неодобрение или нелюбовь людей, даже и очень значимых для меня. Таким образом, данное утверждение не соответствует действительности. 2. Данное убеждение нелогично, так как из того факта, что кто-то мне нравится, или я кого-то люблю, никак не следует, что они должны меня любить. И даже если я нахожу, что неодобрение этих людей причиняет мне неприятные переживания, из этого не следует, что это приносит моей жизни какой-то реальный вред. Но зато я получаю очень Ценный опыт, изучив который, смогу улучшить дальнейшую жизнь. 3. Данное убеждение не учитывает всего многообразия жизни, потому что оно предполагает, что все, кто мне нравится, всегда, при любых обстоятельствах должны меня одобрять, а это совершенно невозможно. 4. Я не могу доказать истинность данного утверждения, так как не существует закона, подтверждающего то, что кто-то должен одобрять Меня только за то, что они мне нравятся. В этом есть предположение закона обязательного вознаграждения, а он не действует в природе. Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами 5. Это убеждение не означает, что если я буду придерживаться его у меня все будет хорошо. Наоборот. Я человек, и всегда могу потерпеть неудачу. И если я при этом буду считать, что люди должны одобрять меня, то меня ожидает тяжелая депрессия. 6. Ожидая одобрения, просто потому, что кто-то мне нравится, я ожидаю награды уже за то, что они мне нравятся. Кроме того, что это — полная нелепость, оно не делает меня счастливее, так как практически гарантирует разочарования. 7. Вместо нелогичного убеждения я могла бы принять на вооружение следующее: «Конечно, я буду очень рада, если мне встретится взаимная любовь и симпатия. Но то, что меня могут отвергнуть, вполне естественно, ведь нельзя же подходить буквально всем. Точно так же я могу отвергнуть человека, потому что он мне не подходит, а не потому, что он обязательно «плохой человек». 8. Новое убеждение позволит мне сохранять равновесие и хорошую самооценку даже при неудачах. Жизнь продолжается и в ней много интересного, даже если я делаю иногда ошибки. 7. Вывод: «Мое бывшее убеждение нереалистично. Я его пересмотрела и пришла к другому выводу. Теперь мне необходимо следить, как я буду применять новое убеждение на практике». Как было показано в этом примере, на практике процесс развенчания долженствований таит в себе немало сложностей. В частности, консультант должен всегда быть готов, что придется снова и снова вести дискуссию по доказательству иррациональности блокирующей установки. Действительно, несмотря на явную алогичность, отказаться от подобных убеждений бывает тяжело, так как они в большинстве случаев уходят корнями в глубокое детство. Для того чтобы избежать тупиков в развитии терапевтического процесса, важно уточнять все обобщенные понятия, используемые клиентом. В случае выполнения этой рекомендации будет маловероятным возникновение такой ситуации, когда консультант считает, что он прекрасно понимает клиента, но, на самом деле, они имеют в виду совершенно разное содержимое, употребляя одинаковые слова. Рассмотрим несколько коротких примеров уже самостоятельного анализа. «Я устроила скандал в гостях. Я действительно была не права. Эти люди мне дороги. Неужели мне придется прервать отношения с ними. Мне ужасно стыдно. Что делать?» => «На основании чего я не имела права вести себя нелепо или даже глупо? Какие факты поД" тверждают, что это было действительно ужасно! Не существует никаких доказательств того, что я не имела права вести себя не- Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора лепо. Но зато есть очевидные доказательства того, что я — человек, которому свойственно ошибаться и который время от времени неизбежно совершает нелепые поступки. Ничто не доказывает, что совершенное мною было ужасно, но некоторые факты говорят о том, что отдельным людям не понравилось мое поведение (а может быть и я сама). Это довольно неприятно, но я все равно могу заслужить одобрение людей и вести счастливую жизнь». Если ситуация такова, что исправить подобную ошибку невозможно. => «Действительно ли я не заслуживаю прощения? Могу ли я доказать или опровергнуть идею о том, что не заслуживаю никакого снисхождения со стороны людей и достойна всеобщего осуждения? Нет, невозможно ни доказать, ни опровергнуть, что я заслуживаю только проклятия. Я могу доказать лишь то, что поступила эгоистично, обидев друзей, которые ни в чем не виноваты, и поэтому я совершила плохой поступок. Однако я могу сколько угодно уничижать себя, но при этом ничего не изменится. Тогда почему я должна выбирать такие мысли, от которых мне очень плохо и ничего не может измениться в действительности? Не лучше ли подумать, например, так: «Да, я совершила плохой поступок. Но этот поступок — еще не я сама. На самом деле я гораздо лучше, раз я понимаю, что поступок плохой. Значит, если я на самом деле хо- роший человек, то вместо самобичевания я могу потратить силы и энергию на что-то хорошее, искупающее мой поступок». «Он негодяй! Он лжет мне! А я для него столько сделала!» => «Почему люди, которые лгут мне, не должны поступать так, как они поступают, то есть не должны лгать? Почему они не имеют права делать это? Чем ужасен обман? Нет причины, по которой люди не имеют права обманывать, хотя если бы они воздерживались от лжи, было бы гораздо лучше. На самом деле, если кто-то предрасположен к обману, ему ничего не остается, как обманывать, — такова уж его природа. Если человек лжет, то это вряд ли можно считать чем-то ужасным, хотя это и создает дополнительные неудобства. Но эти неудобства вполне можно пережить». «Я столько ему всегда помогала! И сейчас я душу вложила в эту работу, а он меня раскритиковал. Это так ужасно, так обидно! Может быть, мне уволиться, чтобы его никогда не видеть?» => «Кто сказал, что друг, которому я когда-то помог, не имеет права критиковать меня? Кто сказал, что такое пережить невозможно? Кто сказал, что я не смогу вынести суровой критики? Пожалуй, запрет на критику существует только в моей голове. Ясно, что никто не станет выполнять этого требования. Я вполне могу пережить критику, если только сама не стану заострять внимание на сказанном и принимать все слишком близко к сердцу. От критики я к 3656 ~~г Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами не умру. Я все равно принимаю себя такой, какова я есть. Зато можно извлечь некоторую пользу из критики, если отнестись к ней разумно». Подобных примеров достаточно в практике любого консультанта. И все они требуют от психолога внимания и способности вести четкий логический анализ. Продемонстрируем это еще раз на следующем примере. Блокировка «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его немедленно и без усилий» Активатор: «Единственный способ избавиться от низкого порога фрустрации и стать вполне здравомыслящим человеком заключается в том, чтобы много и упорно работать над преодолением своего отвращения к долгой и упорной работе». Аргументация. Невозможно лучше аргументировать данный активатор, чем это сделал Альберт Эллис37: «Да, работать для получения желаемого результата с прицелом на далекое будущее довольно трудно. Но если ничего не делать, то будет еще труднее. Результат, полученный слишком легко и быстро, может обернуться большими потерями в будущем. Это печально, но к сожалению все именно так и происходит. Если я не постараюсь, то моя дальнейшая жизнь потребует от меня куда более значительных болезненных переживаний, неудобств и усилий. Итак, вам поможет только практика, только работа*. Вы продвинетесь вперед, даже если будете просто распознавать и выражать свои чувства. Но чтобы достигнуть прочного результата, вам необходимо оспаривать свои иррациональные представления тысячи раз, и тысячи раз приходить к рациональным представлениям, буквально вбивая их себе в голову. Вы должны также тысячи раз поступать вопреки своим иррациональным представлениям, расстроенным чувствам и искаженным мыслям. Не существует простого волшебного способа изменить себя. И никто не может потрудиться за вас для вашего изменения. Только вы сами можете изменить себя. И только с помощью постоянной работы над 37 Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб., 1999. _________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________ собой. Вы можете перестать чувствовать себя несчастным, подавленным человеком... Воспользуйтесь не одним, а несколькими подходами, не одной, а несколькими методиками, направленными на изменение ваших мыслей, чувств и поступков. Дайте каждой методике и каждому подходу возможность подействовать — ни один метод не производит мгновенных изменений и ни один метод ничего не даст без постоянной работы над собой. Если один метод не помог, используйте второй, третий, четвертый! Даже если вам что-то помогло, все равно используйте разные способы. Выберите наиболее для вас подходящий. Возможно, вам понравится применять несколько подходов комплексно. Используйте их последовательно и многократно, до тех пор, пока не увидите устойчивые результаты. Повысьте свой порог фрустрации, ответив на следующие вопросы. Какие иррациональные представления я хочу оспорить и преодолеть? Ответ: Я не должен так много работать, чтобы изменить себя. Все должно быть намного проще! А здесь слишком много сложного. Ужасно, что никто не сделает это за меня. Могу ли я доказать истинность этих иррациональных представлений? Ответ: Нет. Какие свидетельства говорят против этих иррациональных представлений? Ответ: Тому есть множество свидетельств: Не вижу причины, почему я не должен много и упорно работать над собой. Если я хочу измениться, значит, я должен трудиться. Таковы условия изменений. Процесс изменения действительно трудоемкий, и это изменить нельзя. А я могу измениться, если соглашусь с тем, что стоит поработать и добиться хороших результатов. 1. С чего это я взял, что процесс изменения личности должен быть простым, легким и приятным? Это лишь плод моих желаний. Наук: не известны такие способы. Если я даже очень захочу, чтобы все изменения произошли мгновенно легко и приятно, то все равно мое желание не сделается реальностью, зато мои страдания будут оставаться вполне реальными. 2. Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменениями себя? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, — хотя наверняка это нелегко. Утверждая, что это слишком трудно, я просто прячусь за слова, на самом деле подразумевая, что это труднее, чем мне хотелось бы. Не таится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно должно быть простым в реальности, иначе это ужасно и невозможно пережить? Действительно ли это так? Вряд ли! Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами 3. Да, действительно, менять себя довольно трудно. Но это неизменное условие. Мне это трудно, это трудно каждому человеку, который хочет изменить себя. Это объективная истина. Глупо дуться на это и капризничать. Это — условие решения задачи, которую я перед собой поставил. 4. Да, действительно, менять себя трудно. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя депрессия, гнев, страх, тревожность — а вот это и правда очень тяжело. 5. Почему ужасно, что никто не сделает это для меня и за меня, так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Ужасно — это то, хуже чего просто быть не может, это более, чем плохо. Тот факт, что мне придется работать над собой, испытывая при этом дискомфорт, время, энергию и, возможно, деньги — это неудобство. Но неудобство вряд ли можно назвать чем-то, что «более, чем плохо» и «то, хуже чего быть не может». Нет, это только временное неудобство. Но чем больше я преувеличиваю для себя трудности, тем тяжелее мне будет начать и продолжать работу. А потому лучше я буду рассматривать эту работу над собой, как некоторое временное неудобство. Какие конкретно свидетельства говорят в пользу истинности моего иррационального представления? Ответ: Я не вижу никаких свидетельств. Есть довольно много доказательств, что работать над собой трудно. Есть доказательства, что невозможно просто ознакомиться с методиками, осознать, что они полезны, и автоматически измениться. Вот, я уже практически знаком с методикой, но изменений пока нет. Так что я просто должен выбрать, буду я работать над собой на заданных условиях или нет. И не стоит создавать себе дополнительные трудности, вздыхая по невозможному. Что может измениться от моих вздохов? Что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от своего иррационального представления и буду действовать вопреки ему? Примерный ответ: 1. Я буду продолжать работать над собой, это станет моей «головной болью» и «геморроем». Ну и пусть. Если я не буду работать над собой, то все мои проблемы останутся при мне и, возможно, на всю жизнь. 2. Если я откажусь и не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся со мной, но еще и усугубятся. Пожалуй, это будет еще хуже. 3. Если я буду работать над собой, то самое плохое, что может со мной случиться, заключается в том, что я не изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут зря. Но, по крайней мере, я буду уверен, что сделал все, что мог для своего спасения. В то же время, если я ниче- Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора то не буду делать, то, скорее всего, со временем мне станет еще хуже, чем сейчас. Многие вещи вносят беспокойство и некоторое неудобство в мою жизнь, но я принимаю это как должное. Почему бы мне не потерпеть некоторое неудобство в период работы над собой, чтобы сэкономить много времени и сил в будущем, освободив себя от лишних страданий. Итак, лучше я буду продолжать работать над собой. Что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им? Примерный ответ: 1. Я действительно смогу избавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия и т. п., но смогу ослабить этот гнет. 2. Если я смогу преодолеть свой низкий порог фрустрации в одной области, то я преодолею низкие пороги фрустрации в других областях своей жизни. В частности я смогу избавиться, например, от медлительности, нерешительности или от переедания и т. п. 3. Для меня самая трудная и важная задача — научиться радоваться жизни, напряженно работая над собой, то есть, отказывая себе в минутных радостях ради будущих достижений. Если я, в конце концов, откажусь быть несчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была одна из самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил. 4. По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации — даже если это займет достаточно много времени — я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что может дать чувство большего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хозяином своей судьбы?» НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Иногда случаются ситуации, когда клиенты при явной искренности и мотивации к решению проблемы, несмотря ни на какие техники и приемы, так и не могут остановиться на каком-либо решении. Это может объясняться личностными особенностями или особенностями самой проблемы. Раньше мы уже говорили, что решения принимают- Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами ся не только при необходимости изменить обстоятельства, но и при необходимости изменить свое психологическое состояние или отношение к происходящему. В таких случаях консультант может применить некоторые приемы психотерапевтических подходов. Эта работа проходит на зыбкой грани между консультированием и немедицинской психотерапии. Поэтому применять эти приемы следует очень осторожно и только при уверенности в правильности их использования. В любом случае, следует воздержаться от использования клиентов в качестве «белых мышей», а получить практические навыки на семинарах и тренингах. Метафора В жизни мы сплошь и рядом используем метафору, даже не замечая этого. Мы говорим: «Ягодка моя!», выражая нежно-сладкие чувства. Или жалуемся: «Он мне сердце разбил», имея в виду крушение отношений. Перечисление примеров может быть бесконечным. Слыша метафору, мы буквально ощущаем, видим, даже слышим, как это должно быть. Даже в данной главе использовалась метафора-ситуация о приглашенном «помощнике», переставляющем мебель в доме, благодаря которой в один миг стала понятна отдаленная, туманная теория. Психологическая метафора имеет особую силу. Она в виде образов и символов сообщает нашему биокомпьютеру — мозгу — информацию о возможных выходах из какой-то негативной ситуации. Эта информация объединяется с тем состоянием, которое переживает человек, и начинает запускать программу по выходу из проблемной ситуации, дискомфортного состояния. Метафора может строиться по-разному. Приведем пример одного из возможных вариантов. Например, консультант имеет в виду неприятное переживание. Он придумывает или берет что-либо из реальной жизни, что напоминало бы как-то данное состояние, чтобы клиент мог бы провести параллель между тем, что описывает консультант, и тем, что переживает он сам. Затем консультант описывает процесс изменения в лучшую сторону в своей истории. Заканчивает он чем-то удовлетворительным, светлым, свершившимся — в общем, чем-то хорошо расцениваемым человеком. Таким образом, он закладывает в мозг клиента программу выздоровления. Итак, необходимо придерживаться следующих условий построения метафоры.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |