КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и алгоритмы консультирования 13 страница
говорите самому себе. Повторите еще раз ваши слова, глядя на себя в зеркало. Клиент повторяет, при этом смотрится в предложенное консультантом большое зеркало. Клиент. Да, действительно, грубовато получается. А ведь я совсем не имел в виду ничего плохого1 Консультант. Как вы думаете, могут ли других людей, так же, как меня, сбивать с толку ваши интонации? Клиент {задумчиво). Да, пожалуй... В процессе сессии, пока клиент самостоятельно и с помощью вопросов рассказывает о себе и своих затруднениях, консультант собирает информацию о нем не только с его слов, но и обращая внимание на: • позу, жесты, мимику и пластику, • общее эмоциональное состояние, • способ формулировать фразы (активная или пассивная позиция в ситуации и в жизни; миф о всемогуществе или беспомощность, стремление контролировать или подчиняться и т. д.); • отношение к ответственности и вине, свободе выбора и долженствованиям, свободе и зависимости и т. д. Все это дает консультанту представление о строении внутреннего мира клиента: его представлениях о себе, стиле взаимоотношений с окружающими, о возможных ресурсах и, наоборот, блокирующих решение обстоятельствах и качествах. Часто у клиента обнаруживается множество проблем. Если психолог попытается решать их все одновременно, скорее всего, процесс консультирования будет хаотичным. В таком случае, либо оба, и консультант, и клиент, в процессе обсуждения, перескакивая с одной темы на другую, будут упускать из вида важные моменты, либо впоследствии Уже сам клиент, реализуя сразу несколько решений, потерпит неудачу. Поэтому на данном этапе необходимо выстроить иерархию проблем клиента: • отделить проблемы одну от другой; • выделить ту проблему, которую клиент считает наиболее важной или неотложной, и принять ее к работе; • остальные проблемы обозначить и сформулировать с тем, чтобы поработать с ними в дальнейшем. Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами Например: «Итак, из вашего рассказа я понял(а), что в связи с тем, что вы живете совместно с родителями мужа, у вас возникают конфликты со свекровью, которые усугубляют и без того напряженные отношения с супругом. Кроме того, вы чувствуете, что ваш сын-подросток отдаляется от вас. В связи с этим вам необходимо решить, что лучше: разъехаться с родителями, развестись или наладить взаимоотношения в семье. При этом вы предпочли бы наладить отношения, но не знаете, возможно ли это. Верно? (Клиентка подтверждает). Мне представляется, что эта большая проблема состоит из нескольких: 1) ваши взаимоотношения со свекровью, 2) ваши взаимоотношения с мужем, 3) ваши взаимоотношения с сыном. Может быть, последовательно разобравшись с каждой из этих проблем, вам будет легче принять верное решение? (Клиентка соглашается). Тогда, как вы считаете, с какой из этих трех задач необходимо разобраться в первую очередь?» Затем необходимо остановиться на исследовании возможностей клиента. Для этого следует выяснить: □ Обдумывал ли клиент пути решения проблемы, каковы его идеи на этот счет /"Например: «До того, как вы пришли на консультацию, вы, вероятно, обдумывали возможные выходы из положения. Не могли бы вы поделиться ходом своих рассуждений и выводами?» □ Были ли раньше аналогичные ситуации? Например: «Случалось ли вам раньше сталкиваться с подобной проблемой?» или «Приходилось ли вам раньше переживать что-то подобное?» D Что помогало ему раньше в аналогичной ситуации? Например: «Из вашего рассказа я вижу, что у вас действительно богатый опыт в разрешении конфликтов. Как вы думаете, что помогало вам в этом?» П Какие личностные черты клиента могут способствовать решению проблемы? Обсуждение сильных сторон личности клиента в течение беседы может быть началом подключения к его ресурсам. Например: «У вас действительно сложная проблема, но тем не менее вам удавалось достаточно долго поддерживать вполне удовлетворительные отношения. Как вы думаете, какие ваши личностные качества помогали вам в этом?» или «Из вашего рассказа я вижу, что вы обладаете большим терпением и настойчивостью. Эти качества обязательно помогут вам в разрешении теперешней ситуации». Консультант, задавая вопросы, говорит с клиентом о его чувствах, его роли в происхождении событий. Но самое главное — он наблюдает за эмоциональным состоянием клиента непосредственно во время рассказа. Хотя, как правило, в самом начале консультативного про- ________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________ цесса люди предпочитают сдерживать эмоции и разговаривать «вежливо» в рамках общепринятой этики поведения, их микромимика, мелкие движения пальцев, поза и т. д. могут сообщить наблюдательному психологу о многом. При этом консультант настраивает клиента на конструктивное и реалистичное восприятие проблемы. Например: «Мы не можем изменить другого человека, если он сам этого не хочет», «Изменяя свою жизнь, вы изменяетесь сами, а затем происходит изменение отношения к вам других людей», «Нужно время и терпение, чтобы измениться» и т. п. Иногда, чтобы клиент принял такую позицию, бывает необходимо вступить с ним в дискуссию. Консультант. Вы считаете, что вы правы, и поэтому ваш партнер должен изменить свои взгляды на семейную жизнь, а не вы. Но из вашего рассказа я поняла, что он тоже считает себя правым, так? Клиентка. Да. Он даже слушать меня не хочет, говорит, это я выдумываю проблемы. Консультант. Давайте теперь представим, что ваш образ жизни его не устраивает, и он хочет, чтобы вы изменили свои привычки, стали ходить с ним на футбол и предпочитали свободный образ жизни, а не семейный уют. Стали бы вы меняться? Клиентка. Да с чего я должна меняться? Я считаю, что так, как он, жить нельзя. Надо быть более ответственным человеком. Консультант. То есть вы не стали бы меняться, даже если бы он начал настаивать? Клиентка. Нет! Никогда! Консультант. Значит, если вы не захотите, вы не изменитесь, несмотря на его уговоры и даже скандалы? Это действительно не в его власти? Клиентка. Конечно. Если бы я считала, что живу неправильно, я бы поменялась. Но я думаю, что я права. Консультант. Возможно, ваш партнер рассуждает точно так же и считает, что он живет так, как ему надо, как вы думаете? Клиентка. Возможно. Консультант. Считаете ли вы теперь, что можете его изменить по своему усмотрению? Клиентка. Да, вероятно, из этого ничего не выйдет. А. Блазер и соавторы26 отмечают, что необходимо рассматривать проблему или клиента с его проблемой не в отрыве от окружающих 26 Блазер А., Хайм Э., РингерХ., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. М., 1998. С. 98. h 169 Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами обстоятельств, а внутри какой-то вышестоящей системы (партнерские отношения, семья, общество). В этой связи предлагается задавать вопросы: □ Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема? □ Какую задачу решает эта проблема? □ Для чего нужна клиенту эта проблема? Для чего он ее культивирует? Чего он пытается этим добиться? □ Какую роль он, тем самым, приписывает себе, или какая роль отводится ему другими? □ Какую функцию выполняет проблема в настоящей жизненной ситуации клиента, в его отношениях? Эти вопросы практически всегда вызывают сопротивление. Человеку трудно взглянуть на ситуацию, которая настолько неприятна, что вынудила его обратиться к психологу, как на результат собственных усилий. На этом этапе он с трудом воспринимает мысль о том, что он сам создает, поддерживает и даже бессознательно заботится о существовании проблемы. И это не удивительно, ведь признание справедливости такого утверждения неизменно вызывает чувство вины. Вот почему, хотя такие вопросы, безусловно, необходимы, следует задавать их при соблюдении перечисленных ниже условий. 1. Между клиентом и консультантом уже существуют доверительные доброжелательные отношения. 2. В процессе консультирования уже состоялся разговор о неотвратимости ответственности за происходящее в жизни клиента (иногда это выливается в сложную экзистенциальную дискуссию). 3. В процессе консультирования уже обсуждалось единство противоположностей всех явлений этого мира. Например: «Любая медаль имеет две стороны, и если «медаль» — это проблема, то и у нее должна быть позитивная сторона; вот ее-то нам и нужно рассмотреть». 4. Психолог должен быть готов к обсуждению возникшего чувства вины. Например: «Обычно никто не хочет нажить себе проблему. Каждый человек совершает поступки в силу возникшей потребности. И каковы бы ни были принятые решения или чувства, они исходят из внутреннего состояния или понимания ситуации. Поэтому то, что произошло, вероятно, должно было произойти. Сейчас вы меняетесь, и меняется ваше восприятие ситуации. Есть ли смысл в том, чтобы обвинять себя за то, что вы не могли тогда смотреть на обстоятель- Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора ства сегодняшними глазами? А вот, что мы действительно можем обсудить, так это из чего «выросла» ваша вина. Ведь вина возникает тогда, когда мы нарушаем какие-то внутренние правила, установки, ограничения». Обычно такие обсуждения вновь возвращают беседу к теме разделения ответственности за происходящее. Две крайности — взять всю ответственность на себя или переложить всю ответственность на плечи других — обычно не соответствуют действительности. Особенно важно говорить об этом, когда проблема касается межличностных отношений. «Задавая вопрос о функциональном смысле проблемы, психотерапевт не стремится проникнуть в область внутриличностностных конфликтов, поскольку последние чаще всего не осознаются... Ответ на вопрос о значении проблемы следует искать в конкретных, понятных межличностных отношениях здесь и сейчас, в партнерских связях, в семье, на работе и других межличностных отношениях»27. С этой целью клиенту могут быть заданы следующие вопросы: О Какую роль играет проблема или клиент во взаимодействии партнеров? □ Не является ли проблема частью борьбы за власть? □ Не пытается ли клиент неподходящими средствами построить отношения или, может быть, проблема позволяет ему принять желаемую для него роль? «Вторичная выгода» — это один из важнейших факторов, формирующих проблемы, с которыми сталкивается клиент, и которые способствуют устойчивости этих проблем. Не всегда в начале взаимодействия с клиентом удается получить ответы на перечисленные вопросы. Однако необходимо иметь в виду, что если клиент затрудняется разрешать свою проблему, несмотря на очевидный вред от ее присутствия, консультанту необходимо снова вернуться к вопросам о вторичной выгоде проблемы. Основные условия исследования проблемы □ Консультант должен быть искренним и открытым с клиентом. Он может сообщать ему о своих чувствах, возникающих 6 27 БлазерА, Хайм Э., Рингер X., Томмен М Проблемно-ориентированная психотерапия. М., 1998. С. 98. Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами I процессе консультативного взаимодействия. Например: «Мне показалось, что мой последний вопрос вызвал у вас раздражение. Если это так, то что именно вас задело?» или «Сейчас у меня возникло чувство, будто я стучусь в дверь, которую мне не хотят открывать. Вы односложно отвечаете на все мои вопросы. И я думаю, как я смогу помочь вам, если не чувствую вашей готовности быть открытым? Готовы ли вы доверять мне?» □ В процессе изложения клиентом проблемы и по его завершении консультант кратко повторяет рассказанное, выделяя основные моменты. Именно таким образом клиент может «взглянуть» на проблему со стороны. Вдобавок он может либо убедиться, что психолог понял его правильно, либо поправить его, указав на неточности. □ Консультант должен учитывать, что клиенту необходимо понимать происхождение и цель вопросов, которые ему задаются. Если цель вопросов клиенту не ясна, это будет вызывать настороженность и сопротивление. □ Консультант должен помнить, что многие вопросы могут вызывать болезненные реакции клиента, поэтому необходимо задавать их в достаточно мягкой форме. Кроме того, нужно воздерживаться от вопросов, которые неуместны или слишком преждевременны, то есть клиент еще не готов на них ответить. В противном случае консультант будет причинять напрасную боль клиенту. Постепенно клиент поймет это, и консультативный контакт будет разрушен. □ Отражая и резюмируя, консультант заботится об экологической чистоте консультации, предотвращает искажение информации. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы клиент более глубоко разобрался в своих затруднениях и самостоятельно принял определенное решение. Для иллюстрации сказанного давайте представим следующую ситуацию. Клиент пришел на консультацию в новом костюме с просьбой помочь ему решить: сделать его длиннее или короче, расширить в талии, или, наоборот, убрать лишнее. Можно давать ему подробные и дельные советы, описывая, как это выглядит, но он все равно не будет видеть этого сам. К тому же, ни он, ни консультант не могут с уверенностью сказать, что предложенное решение придется ему по вкусу. Но вот консультант предлагает ему зеркало и ничего не говорит от себя: клиент просто смотрит в него и сам решает, где и как нужно произвести изменения.. Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора Целеполагание На данном этапе психолог помогает клиенту решить вопрос о том, что он хочет получить в своей жизни вместо не удовлетворяющего его положения, то есть: • каким он хочет стать? • чего он хочет добиться? • что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут? Это очень важный этап. Консультанту нужно быть особенно внимательным, чтобы не подменить истинные цели клиента своим представлением о них. Кроме того, когда у консультанта появляется четкое определение проблемы, появляется соблазн тотчас же приняться за ее решение. Однако соображения психолога относительно решения проблемы могут совершенно не совпадать с мыслями клиента. Установление цели. Цель должна быть четко сформулирована. Часто вопросы относительно желаемого результата в корне меняют направление беседы. Клиент должен осознать, что если ему что-то не нравится, но он не имеет представления, куда идти, то он не решает проблему, а убегает от нее. А если он даже знает, куда хочет попасть, это вовсе не означает, что ему обязательно понравится там, куда он придет. Поскольку в большинстве случаев клиенты высказывают именно желание избежать проблемы, то для установления цели, в соответствии с которой необходимо будет достигать определенных изменений, необходимо переформулировать запрос клиента. Переформулирование — наиболее важная составляющая процесса изменений, предполагающая: • перемещение фокуса внимания с проблемы на решение, • замену формулировки проблемы с пассивной на активную, • конкретизацию понятий, заложенных в формулировку решаемой задачи. Клиент заявляет, что «нервотрепка его замучила, и он не знает, что надо делать». □ «Нервотрепка замучила». => Пассивная позиция — его мучает нервотрепка. По сути, поделать с этим ничего невозможно, так как Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами все зависит не от самого клиента, а от нервотрепки, которая его мучает. Консультант обсуждает с клиентом в действительности заложенный в эту фразу смысл и предлагает ему сформулировать свою проблему в активной позиции. □ «Я не хочу нервотрепки». => Позиция активная: действующим ли- цом является уже не нервотрепка, а «я» (сам клиент), но фокус его внимания — по-прежнему на проблеме, то есть на том, чего он не хочет. Клиент скорее убегает, а не идет к цели. Фактически он не видит результата, к которому можно было бы стремиться. Консультант обсуждает это с клиентом и высказывает мысль, что если убегать, а не двигаться к цели, то неизвестно, куда он придет, и понравится ли ему там. □ «Яхочу избавиться от нервотрепки». => Позиция активная, но кли- ент опять сфокусирован на том, от чего хочет избавиться, то есть на проблеме. Хотя появление в формулировке глагола («избавиться») говорит об усилении активной позиции клиента: он впервые перестает просто жаловаться и выражает желание что-то делать. Консультант обращает на это внимание клиента и спрашивает, чего хочет клиент вместо нервотрепки. □ «Я хочу уравновешенного ритма жизни и ровных отношений с кол- легами вместо нервотрепки». => Это активная позиция, и клиент сфокусирован на свой цели. Он обозначил то, к чему будет стремиться, но пока цель выглядит туманно, выражена слишком широко и неоднозначно. Консультант обсуждает это с клиентом и предлагает ему уточнить, что значат для клиента «уравновешенный ритм жизни» и «ровные отношения». «Уравновешенный ритм жизни — это нормированный рабочий день с двумя выходными и четкими обязанностями. Ровные отношения с коллегами — это отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий». =» Клиент дает расшифровку целевым понятиям. Консультант резюмирует: «Итак, вы хотите нормированного рабочего дня с двумя выходными и четкими обязанностями. Кроме того, вы хотите не слишком близких, но зато без скандалов и взаимных претензий, взаимоотношений с коллегами. Это так7» Клиент подтверждает, что консультант понял его правильно. => Цель определена, но теперь очевидно, что решать необходимо не одну проблему, а две: режим работы и взаимоотношения. Консультант обращает на это внимание клиента и предлагает ему определить, с какой задачи он хочет начать работу над изменениями. Клиент выражает намерение сначала разобраться с первой проблемой — режимом работы. Консультант выясняет, насколько это зависит от него. Клиент сообщает, что режим (ритм) работы в большой мере зависит от него в течение рабочего дня, но очень мало — при Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора требовании выходить на работу в выходной день. В процессе беседы данная задача снова распадается на две: 1) изменить организацию своего труда в рабочее время и 2) сделать выбор между тремя возможностями: • изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни, • пойти на разговор с руководством для обсуждения возможности исключить его (клиента) вызовы на работу в выходные дни, • найти новое место работы. Клиент предпочел сначала решить вторую задачу. Он сразу откинул вариант «найти новое место работы». Работа слишком интересна, чтобы ее бросать. Затем клиент выразил желание подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством Таким образом, цель для данной консультации определилась: подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством. Вторую возможность клиент решил оставить на следующую встречу и решать в том случае, если разговор с руководством не принесет удовлетворительных результатов. Вторая возможность — изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни — потребовала изучения этого отношения и затем процесса переформулирования, аналогичного приведенному. В результате конечная задача выглядела так: «Считать выходные дни такими же рабочими днями, как и остальные, планировать свои личные дела и отдых только на вечер. В случае если выходной день все-таки получается, считать это везением Иметь резервные планы, но не настраиваться на их реализацию заранее». Итак, в конечном итоге, целеполагание привело к конкретным шагам. В данном случае уже само проговаривание итоговой цели привело к принятию действительности, в частности, спокойному отношению к необходимости приспособиться к ней (работа в выходные дни). Другими словами, цель была достигнута прямо в процессе ее конкретизации. При решении задачи по изменению организации своего труда в рабочее время было выяснено, что значительное время уходит на сплетни, которые клиента нервируют и невольно делают участником «междоусобиц», в которых одни сотрудники навязываются в «близкие друзья», а другие «плетут козни». Оказалось, что решить эту проблему можно, только установив с коллегами отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий — то есть решив вторую часть первоначальной задачи. Ее рассмотрение свелось к обсуждению вопросов, заданных консультантом: Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами • Что вы делаете, когда поддерживаете отношения не слишком близкие, но без скандалов и претензий? • Был ли у вас опыт установления подобных отношений? • Как вам удавалось это тогда? • Чем отличаются те отношения, которые вы имеете сейчас, от отношений, которые вы хотите достичь? • По каким признакам вы поймете, что теперь вы достигли желаемых отношений? • Что необходимо предпринять, чтобы достигнуть желаемых отношений? После ответа на эти вопросы были сформулированы цели: • научиться спокойно отказываться от выслушивания сплетен; • научиться в доброжелательном тоне переводить разговор с обсуждения коллег по работе на нейтральные темы; • научиться отделять ответственность за себя от ответственности за других и брать на себя только свои задачи; • вести дневник своих дел и достижений, чтобы иметь возможность аргументированно, коротко и без излишних эмоций возражать на необоснованные претензии. Их достижение потребовало довольно продолжительной работы с психологом, и в дальнейшем все они были реализованы. Таким образом, в результате переформулирования на место жалобы на нервотрепку пришло четкое понимание цели и возможности изменить свое положение. К сожалению, далеко не всегда проблема разрешается столь быстро и успешно, как в рассмотренном примере. В большинстве случаев люди идут к психологу, когда выход из проблемной ситуации или проблемного состояния осложнен. И тогда встает необходимость глубокого анализа и работы с тем, что лежит за пределами сознания. Тем не менее прояснение целей клиента — ключевой период консультативного процесса, настоящая исследовательская работа. Но выбрать цель — мало. Необходимо убедиться, что выбранная цель — это действительно то, что человек хочет. Только после этого можно приступать к выработке конкретных шагов для ее достижения. Клиенту необходимо продумать ответы на следующие вопросы: □ Что вы хотите? □ Для чего вам это надо? □ Как вы узнаете, что достигли желаемого? О Как вы будете чувствовать себя, когда достигнете цели? □ Как вы представляете себе: 1) «картинку» цели; 2) эмоциональное состояние цели; 3) ощущения цели? I Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора □ Что изменится в вашей жизни (окружение, уклад жизни, отношения и т. п.), когда вы достигнете цели? □ Что изменится в вас, когда вы достигнете цели? D Негативная сторона есть у всего; каковы негативные проявления того, что ваша цель будет достигнута? □ Каковы негативные обстоятельства процесса достижения цели? □ Готовы ли вы принять негативные стороны цели и движения к ней? □ Устраивает ли вас то, что вы видите в результате анализа? □ Что будет через год после достижения цели? через 3 года? через 5 лет? □ Лишь после того, как клиент осознает, что выбранная и сформулированная им цель устраивает его, начинается процесс принятия решения. Консультант. Итак, вы страдаете от своей стеснительности и считаете, что она проистекает из вашей неуверенности в себе. И что вы хотите вместо этого? Клиент. Я хочу стать уверенным. Консультант. Что значит «быть уверенным»? Как вы это понимаете? =*> Консультант уточняет слишком абстрактно сформулированную цель. Клиент. Это значит, что я буду свободно высказывать свое мнение, перестану бояться, что про меня плохо подумают, буду делать то, что считаю нужным, даже если это кому-то не понравится. Консультант. Свободно высказываться, свободно действовать — это вдохновляет. Скажите, а для чего вам все это нужно? Действительно ли все это так важно для вас? => Консультант резюмирует цели клиента и поддерживает его, а затем исследует дальше. Клиент. Конечно! Тогда я смогу стать хорошим специалистом, смогу достигать успехов, хорошо зарабатывать. И вообще, буду более свободным. Возможно, у меня и в личной жизни будет складываться все удачнее, чем до сих пор. => Клиент проясняет более глубокие цели, стоящие за поведенческими моделями, которыми сначала охарактеризовал свою цель «быть уверенным». Консультант. Да, быть хорошим специалистом, хорошо зарабатывать и иметь удачную личную жизнь — действительно, важно. => Консультант повторяет цели клиента, чтобы он слышал их со стороны. Клиент. Да, вот именно! Это то, что составляет сущность жизни. И всего этого у меня не будет, если я не стану уверенным. => Клиент подчеркивает, как важна для него цель. Консультант. Предположим, что вы уже достигли желаемого. Как это будет выглядеть? Что вы будете чувствовать, переживать, ощущать? Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами Клиент. Мне трудно себе представить, ведь я никогда не был таким. Консультант. Получается, что вы хотите стать уверенным, но не знаете, что это такое. Как же вы узнаете, что двигаетесь в верном направлении? Клиент. Я думал, вы знаете. Консультант. Я могу совсем по-другому понимать уверенность, хотя говорить мы будем одинаковыми словами. Клиент. Ну, вы же психолог, вы должны знать. Консультант. Вот представьте себе дерево. Опишите его. => Консультант сразу предлагает клиенту опыт вместо пояснений, которые не убеждают клиента. Клиент. Это высокий тополь, старый, с большими листьями. Консультант. Ая представил себе березу. Мы получили совершенно разные деревья, хотя имели в виду одно и то же слово. Клиент. Ну, понимаю. Так что же мне делать? Я действительно не могу представить себя уверенным. Консультант. А откуда вы знаете, что хотите быть действительно уверенным? Клиент. Я вижу, как ведут себя уверенные люди, чего они добиваются. Консультант. Отлично! Скажите, как вы отличаете уверенного человека от неуверенного? Клиент. Уверенный человек говорит ровным спокойным голосом. У него плавные свободные движения. Он спокоен, потому что знает себе цену. Он знает, что хорошо выглядит... Пока больше ничего на ум не приходит. Консультант. Итак, вы сказали о его пластике — движения свободные, о его голосе — ровный, спокойный, о его внешнем виде — хорошо выглядит, о его внутреннем состоянии — знает себе цену. Кстати, что это значит? => Здесь становится видно, как резюме консультанта делает цель клиента отчетливой и достижимой. Туманные высказывания сразу уточняются. Клиент. Знать себе цену— это значит понимать, что ты не хуже других. Консультант. А сейчас вы этого не знаете? Клиент. Умом понимаю, но... Мне кажется, я мог бы быть лучше. => Консультант отмечает для себя, что у клиента присутствует бессознательная установка: «Я должен быть лучше других, или я ничего не стою». Но сейчас консультант не отвлекается на это: позже предстоит серьезная работа по развенчанию этой блокирующей установки. Сейчас идет этап целеполага-ния. Консультант. В чем именно вам необходимо стать лучше? Клиент. Ну, может быть, мне надо быть внимательнее и доброжелательнее к другим людям. ________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________ Консультант. Что такое быть внимательным и доброжелательным? =» Консультант снова уточняет общие понятия. Клиент. Не знаю... Консультант. Чем ваше поведение и чувства будут отличаться от тех, которые существуют сейчас? Клиент никак не может сформулировать свои понятия точнее, найти различия. Не удивительно, ведь клиент и так доброжелателен и внимателен, он только думает, что надо быть еще лучше, но что это такое, не понимает. Это — всего лишь жесткие иррациональные «указания» внутреннего «критика», с которым консультант намечает поработать позже. Консультант. Похоже, в этом вы уже сейчас таковы, каким хотите стать. Клиент (удивленно и неуверенно). Похоже... Но почему-то мне кажется, что я не могу о себе так думать. Консультант. Вы не можете думать о себе хорошо? => Здесь консультант, наоборот, несколько обобщает, чтобы косвенно указать на основную проблему клиента. Клиент. Наверное, плохо думать о себе хорошо. => Вскрывается еще одно иррациональное убеждение клиента. Консультант отмечает наличие внутреннего конфликта: я должен быть лучше других, но думать о себе хорошо нельзя, это плохо. Консультант решает показать это клиенту. Консультант. Вы должны стать в чем-то лучше, хотя не знаете, в чем бы вы могли быть лучше. И при этом вы не должны думать о себе хорошо. Так как же мы достигнем цели? Клиент. Ерунда получается. Консультант. Да, не складывается. А что было бы, если бы вы могли думать о себе хорошо? Клиент. Мне было бы легче. Я бы тогда мог быть спокойным и уверенным.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |