Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и алгоритмы консультирования 12 страница




Следует терпеливо относиться к возникающим «странным» ритуа­лам в отношении вещей и других предметов, связанных с умершим, — они важны для человека, находящегося в состоянии горя. Необходи­мо спокойно относиться и к таким сообщениям, как «контакты» с умер­шим, когда последнего видят, слышат его голос или ощущают его при­сутствие. Каково бы ни было происхождение ощущения «контакта», о них свидетельствуют многие люди, переживающие утрату, и это не имеет отношения к психическому заболеванию. Кроме того, если са­мого скорбящего пугают такие явления, его надо успокоить, объяснив ему, что это частое явление в период переживания утраты, которое полностью прекращается после окончания работы горя.

В целом, помощь консультанта в период

переживания острого горя заключается в

выслушивании и поддержке.

Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Фор­мальные фразы отталкивают, возникает отчужденность и контакт на­рушается. Советы и наставления также оказываются непродуктивны­ми и даже вредными, поскольку отягощают переживание горя, а не облегчают его.

Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса

Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чув­ства, и все они должны быть восприняты с симпатией и добротой без предубеждения, чтобы он знал, что его переживания, хотя и тяжелы, но естественны, и он не одинок.

Задача состоит в том, чтобы разделить с человеком работу горя, а именно — помочь ему преодолеть зависимость от умершего и найти новые модели взаимодействия. Итак, важным на этом пути является, чтобы:

• клиент принял боль утраты;

• его страх, гнев и другие чувства были переработаны (враж­дебность должна прорабатываться особо!);

• консультант замечал не только чрезвычайно сильные реакции, но и очень слабые, это поможет предотвратить отсроченные реакции.

Возможные вопросы при работе с утратой:

□ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выра­жал свои чувства по отношению к вам?

□ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам?

□ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите это прямо сейчас.

□ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях.

□ Расскажите о его характерных чертах, достоинствах и недостатках.

□ Можете ли вы вспомнить о нем что-то смешное?

□ Какими были его манеры?

□ Что его больше всего раздражало?

□ Какими были его привычки?

□ Что вас раздражало в нем больше всего?

□ Расскажите, как он умирал (уходил).

□ Когда последний раз вы его видели?

□ Какой была ваша первая реакция на его смерть? П Удалось ли вам с ним проститься?

□ Как вы попрощались с ним?

□ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспо­минается?

□ Что было потом?

□ Что произошло с его личными вещами?

П Убрались ли вы в его комнате (шкафу и т. п.)?

□ Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?

□ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?)

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Эти разговоры занимают 8—10 бесед по одному часу. Часто время бесед при проработке горя увеличивается, но нецелесообразно делать их длиннее двух часов. Это вредно и клиенту, и консультанту.

Осложненное горе

Осложненное горе возникает, если в естественное течение скорби внедряются блокирующие факторы. Например, ссора перед смертью, отсутствие поддержки (невозможность выразить свои чувства), еще одна утрата в период переживания горя и др.

Обычно об осложненном горе можно говорить, если несколько лет спустя человек ведет себя так, будто утрата произошла совсем недавно.

Осложненное горе может проявляться по-разному.

Отсрочка реакции

Если утрата застает человека во время решения каких-то важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти не почувствовать своего горя. Однако в этом случае работа горя прекращается. Иногда эта отсрочка может длиться года­ми. Но спустя много времени (иногда несколько лет) совершенно не­значительный повод «включает» все симптомы острого горя.

Если в повествовании клиента консультант видит симптомы ост­рого горя при незначительном поводе, следует поинтересоваться:

• не переживал ли клиент утраты в прошлом;

• не была ли его реакция на потерю ослабленной;

• была ли возможность у его горя проделать свою работу.

Отсутствие скорбных чувств

и появление соматических заболеваний

Часто это те болезни, которые подобны заболеваниям умершего. Осознание их связи с утратой отсутствует, а признаки горя так никог­да и не появляются. По этому поводу человек может испытывать чув­ство вины, у него может начать работу неосознанное стремление к са­монаказанию. Часто такой человек активен, однако его деятельность приносит вред его собственному экономическому положению; нео­сознанно он так строит свои отношения, что может остаться без се­мьи, без друзей, без социального статуса. Возможны случаи, когда чув­ство вины не вполне или совсем не осознается. Однако заболевания и

______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________

изменения стиля жизни в сторону разрушения отношений и самораз­рушения могут свидетельствовать о стремлении к самонаказанию.

Горе с искаженными реакциями

Обычные реакции горя могут быть чрезмерно усиленными. Чаще всего встречаются следующие искаженные реакции:

• повышенная активность без чувства утраты;

• избегание общения, стремление к социальной изоляции;

• яростная враждебность по отношению к близким людям, род­ственникам, врачу и т. п.; такой человек может иметь подо­зрения (и даже высказывать их) по поводу негативного отно­шения этих людей к умершему;

• в случаях, когда враждебность представляется испытывающим ее людям ненормальной, они скрывают ее, в связи с чем их чувства становятся «одеревеневшими», а поведение — неес­тественным (внешне это может напоминать картину шизо­френии, однако таковой не является);

• утрата инициативы, решительности: человек может строить планы, оставаясь бездеятельным;

• неосознаваемое самонаказание;

• ажитированная депрессия, то есть депрессия с напряжением, возбуждением, с суетливой деятельностью, бессонницей, чув­ством собственной малоценности, стремлением к болезнен­ным переживаниям, жесткими самообвинениями и явной по­требностью в самонаказании; такие люди могут совершать по­пытки самоубийства.

Если работа горя не идет

Вина — очень частая причина, по которой горе не делает свою ра­боту, искажаясь и осложняясь. Часто она — результат осознанных или Неосознанных враждебных чувств клиента к умершему. Умерший че­ловек мог быть капризным, конфликтным, деспотичным и т. п. Но переживающий утрату человек винит только себя за свои негативные Реакции в его адрес.

В связи с этим необходимо обращать внимание на то, как человек го­ворит об умершем. Если клиент часто повторяет, что он был очень хоро­шим, это не обязательно говорит о том, что за этим кроется желание ис- враждебность, но в любом случае должно насторожить.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Важно, чтобы клиент смог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и недостатки. Но подводить к этому клиента нужно постепенно, без давления и спешки.

Иногда склонность к созависимым отношениям развивается уже в достаточно зрелом возрасте в результате перенесенной потери и не про­работанного горя. Теперь значимый Другой становится сверхзначимым, а целью жизни человека становится:

• не утратить значимого Другого с помощью сверхконтроля и сверхопеки, направленных на него;

• искупить иррациональную вину перед тем, кого потерял по ка­ким-то причинам, через самонаказание в отношениях с дру­гим значимым человеком посредством чрезмерного подчине­ния или чрезмерной заботы.

Если консультант, знакомясь с историей жизни человека, обнару­живает в ней историю потерь, это означает, что следует исследовать, насколько полноценно пережиты эти потери. Самый очевидный при­знак непереработанного горя — слишком яркая эмоциональная окрас­ка воспоминаний об утраченном. Полноценно пережитая потеря мо­жет вызывать грусть, но не доходит до уровня тоски, рыданий или деп­рессии.

В каждом отдельном случае консультанту нужно принять решение, необходимо ли ре-переживание утраты или, наоборот, гораздо полез­нее переключение внимания на конструктивные цели будущего.

Таблица 3

Необходимо ре-переживание Необходимо переключение внимания
1. Клиент по каким-то причинам скрывает горе от своего окружения и никогда не проявлял своих чувств. 2. Клиент не имел возможности выразить свои чув­ства в полную меру 3. Клиент «завис» на каком-то этапе горя и не может полностью освободиться от переживания. 4. Клиент проявляет симптомы острого горя, хотя ут­рата произошла больше полутора лет назад. 5. Чувства клиента блокированы, он эмоционально «окаменел». Стимулировать выход эмоций можно 1. Горе является хроническим вследствие особой тяжести утраты (например, потеря ребенка, по­теря сразу нескольких значимых людей) и ре-переживание может усилить травму. 2. Из переживания горя извлекается вторичная вы­года в виде отказа от ответственности, отказа от деятельности, получение внимания и т. д. 3. Горе предъявляется как оправдание асоциаль­ного поведения. 4. Горе является фетишем, фактором принужде­ния (например, все члены семьи должны соблю­дать определенные ритуалы в честь умершего, действовать в соответствии с наставлениями умершего, хотя это противоречит желаниям и по­требностям живых и т. д.). 5. Переживание горя становится смыслом жизни, способом структурировать время.

Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса

Окончание таблицы 3

Необходимо ре-переживание Необходимо переключение внимания
через телесно-ориентированные и арт-терапевти-ческие подходы. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т д, и при этом испытывает иррациональную вину из-за того, что не смог спасти. Ре-переживание производится с целью проявить абсурдность вины и невозмож­ность преодолеть обстоятельства Внимание! При этих же обстоятельствах могут быть причины, по которым нужно избегать ре-переживания. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т. д. Если это произошло несколько лет назад, а клиент про­являет признаки посттравматического стрессо­вого синдрома, тогда ему необходимо не ре-пе­реживание, а специальная реабилитационная терапия.

Ре-переживание может протекать вполне спонтанно, в результате разговора с психологом, построенного на его заинтересованных воп­росах:

• о подробностях обстоятельств, при которых произошла утрата;

• о значении утраченного;

• о вторичных утратах, то есть об утратах, которые произошли в результате основной утраты.

Консультанту необходимо стимулировать выражение чувств, поощ­рять слезы, крик и другое бурное проявление эмоций. Важно, чтобы клиент чувствовал, что психолог не боится его переживаний, но и не отстранен. Ему необходимо сопереживание, как бы тяжело оно ни было для психолога (консультанту нужно позаботиться о самовосстановле­нии после подобных сессий).

Ре-переживание может длиться не одну сессию. Самое главное в нем — это выплеснуть боль и страхи и принять потерю, то есть сми­риться с ней, увидеть позитивные стороны своей жизни без утрачен­ного.

Важный вопрос для обсуждения с клиентом в конце ре-пережива­ния: что хорошего вы имеете в результате вашей утраты? По опыту знаю — это самый трудный вопрос. Такой взгляд с трудом принимает­ся клиентами. Но я убеждена — найти ответ на него необходимо для полного выздоровления. Я говорю клиентам: «В жизни ничего не слу­чается просто так. Даже страшные утраты даются нам для того, чтобы Мы получили нечто в нашей жизни. Утрата — это предоплата за некие возможности, которые мы можем иметь, пережив ее. Сейчас, когда са­мые острые переживания остались позади, вы можете осмотреться и Понять, ради чего вы пережили такое горе. Какие новые возможности У вас появились? Может быть, вы еще не воспользовались ими? Рас-

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

смотрите все стороны вашей жизни и прежде всего ресурсы вашей лич­ности. Вы можете не пользоваться появившимися возможностями, «подарить» ваше горе, или максимально реализовать появившиеся ре­сурсы. Главное — понять, каковы они».

С точки зрения технических приемов, ре-переживание может сти­мулироваться с помощью:

• писем к умершему (утраченному, потерянному);

• разговора с тем, кого утратили, для того чтобы высказать ему свои чувства (техника пустого стула);

• выстраивания «линии жизни»: в хронологическом порядке, начиная с обстоятельств, которые предшествовали появлению значимого человека, воссоздается полная история отношений и подробное описание обстоятельств утраты; при этом могут рассматриваться фотографии, перечитываться письма и т. д.;

• «крика о боли»: клиенту предлагают кричать, колотить валик, пинать подушки, чтобы выразить свои подавленные чувства;

• арт-терапевтического выражения боли потери: через рисунок, через танец и движения, через вылепливание фигурки утра­ченного и совершение с ней ритуальных действий.

[Лава 5.

УРОВЕНЬ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИИ ТРУДНОГО ВЫБОРА

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ВЫБОРА И РЕШЕНИЯ

Наша жизнь, по сути, есть непрерывный процесс выбора и приня­тия самых разнообразных решений. Это настолько неотвратимо, что мы в большинстве случаев даже не замечаем, как он происходит, то есть часто выбираем одну единственную возможность из множества бессознательно.

Представьте, что вы идете по улице после дождя, одновременно бе­седуя с подругой. Вы идете по мокрому асфальту, перешагивая через маленькие лужицы и обходя большие. Беседа увлекательна, и вы не замечаете, что каждый раз вы выбираете лучший путь, вы оцениваете ситуацию и принимаете решение, как обойти очередное мокрое пре­пятствие.

Иногда человек не замечает, как он принимает решение и в более серьезных ситуациях. Короткая иллюстрация показывает, как это мо­жет происходить:

Консультант. Скажите, что подтолкнуло вас к решению выйти за­муж?

Клиент. Да я ничего не решала. Просто он предложил, а у меня уже возраст такой, что недолго и в девках остаться. Вот и вышла.

Итак, решение и выбор вездесущи. И также вездесуща ответственность Зо принятое решение. Каким бы способом мы ни принимали его — осоз­нанно, вдумчиво, с помощью консультантов или стремительно, спон­танно, а может быть, бессознательно, — мы, и только мы, несем ответ­ственность за последствия такого решения, поскольку это наш собствен­ный выбор в данных обстоятельствах из нескольких возможных.

А теперь постарайтесь сосредоточиться, чтобы не запутаться в сло-вооборотах. Однако мысль важная: когда человек говорит, что он не

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

будет принимать никакого решения, фактически он принимает реше­ние не принимать никакого решения. И, стало быть, он несет ответ­ственность за принятое им решение.

Принять решение — это значит сделать выбор из нескольких воз­можностей, из нескольких направлений дальнейшего пути. Причем, выбор есть всегда. Как минимум у человека есть два варианта в каж­дой из трех возможностей:

1) оставить все, как есть, или что-то изменить;

2) изменить себя (свое поведение, привычки, взгляды, установки и т. п.) или изменить обстоятельства, в которых возникла про­блема;

3) если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отно­шение к обстоятельствам, то есть сделать выбор между деструк­тивным отношением, повергающим в депрессию, гнев, вину, тре­вожность и т. п., и отношением, при котором даже крайне негативные обстоятельства наполняются особым смыслом (В. Франкл называл это «смыслом страдания»), что делает жизнь человека содержательной и ценной для него.

Изменить себя (реакции, поведение, привычки, взгляды, установки

Рис. 5. Пути решения проблемы

Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ

Клиент, прежде чем он осознает наличие у него проблемы и необ­ходимость ее разрешения, проходит целый ряд этапов, о которых кон­сультант должен иметь представление. Но, преодолев их, он тоже не сразу приходит к удовлетворяющим результатам. В общем, решение проблемы — это целый путь, связанный с изменениями. Динамичес­кий процесс нарастания и разрешения проблемы может быть пред­ставлен в виде нескольких этапов.

1. Неосознанное поведение. На этом этапе общий фон определен­ной сферы жизни воспринимается как благополучный и не требую­щий изменений. Но именно в это время появляются первые признаки нарастающей проблемы. Если человек привык внимательно относить­ся к небольшим, «негромким» сигналам, он заметит это: как правило, восприятие таких сигналов сопровождается ощущением некоторого напряжения в теле и неясным эмоциональным дискомфортом — со­стоянием напряжения, легкой тревоги и т. п.

2. Осознание. «Сигналы» нарастания проблемы постепенно накап­ливаются. Даже если раньше человек ничего не замечал, теперь он от­четливо ощущает дискомфорт, и приходит осознание, что существует проблема. Однако пока это лишь констатация факта: «Проблема есть, но я не знаю, действительно ли надо что-то решать. Может быть, это не мне надо решать и что-то менять. Может быть, это не нужно, воз­можно, это лишь случайное стечение обстоятельств, и все пройдет само собой».

3. «Слепой» поиск решения. На данном этапе человек уже понима­ет, что «сама» проблема не «рассасывается», и ему придется прояв­лять активность. Однако сам скорее предпримет попытки избавить­ся от дискомфорта, но не разрешить возникшую проблему: тем са­мым, он убегает, а не идет к цели. Это — этап попыток вернуться к прежнему комфортному состоянию. Поэтому и освободиться от дис­комфорта человек старается прежними способами, используя при­вычные модели поведения. Порой он делает это механически, не осо­бенно задумываясь об их соответствии данной ситуации. Но старые методы не срабатывают. Все попытки остаются неэффективными. Дискомфорт и эмоциональное напряжение нарастают и достигают критического состояния.

4. Поиск информации и поддержки. Человек испытывает особенно сильный внутренний дискомфорт. Но именно состояние негативного Напряжения и заставляет человека сделать разрешение проблемы ПрИ-^ак 3656 1/-1

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

оритетной задачей на данный период жизни. Понимание, что привыч­ные методы неэффективны, заставляет искать новые способы. Но ка­кие? Это пока неизвестно. Кроме того, возникает сильное сопротив­ление необходимости менять знакомый образ жизни, привычки, модели поведения. Возникает внутренний конфликт между необхо­димостью внести в свою жизнь изменения и сохранением статус-кво. Человек переживает кризис, ищет понимания, сочувствия. Одновре­менно он осознанно и неосознанно ищет и накапливает информацию о возможных способах разрешения проблемы. Именно на данном этапе чаще всего обращаются за помощью к психологу в надежде, что он обладает неким «волшебным» знанием.

5. Накопление информации, установление цели. На данном этапе, самостоятельно или с помощью психолога, человек систематизирует весь свой опыт и переключается с того, что его не устраивает, на то, что он хочет. Это — переломный момент в преодолении проблемы: на смену переживанию тупика приходит осознание выхода из него: «Те­перь я знаю, что именно нужно менять и что именно я хочу получить вместо проблемной ситуации».

6. Применение и освоение новых моделей. После определения цели происходит поиск способов ее достижения. Человек может рассмат­ривать различные варианты дальнейших действий, отбрасывая неис­полнимые или нежелательные. Он намечает определенные этапы дос­тижения цели, конкретные шаги.

7. Поиск способов достижения цели. Этот этап можно разделить на три периода.

1. Сознательное применение новых моделей поведения, контроль за реакциями, внесение изменений. Человек чувствует неуверенность и дис­комфорт: он привык действовать по-другому. Часто он делает ошиб­ки, поступает по-старому, несмотря на решение внести изменения: в нем еще сильно желание вернуться к привычному. Вот почему разре­шение проблемы достигается только в том случае, если дискомфорт от проблемы сильнее, чем дискомфорт, вызванный необходимостью ее разрешения.

2. Возрастание чувства уверенности. В этот период человек посте­пенно осваивает новые модели реагирования, привыкает к изменени­ям. Все чаще он достигает успеха в применении новых навыков, но­вых способов реагирования, все больше положительных моментов находит он в изменениях. Чувство комфорта возрастает.

3. Сознательное перенесение нового опыта на другие сферы жизни. Часто разрешение проблемы в одной сфере жизни приводит к необхо­димости внести изменения в другую. Возможно также, что, изучая и

_______Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

пересматривая свою проблему, человек приходит к выводу, что источ­ник проблемы воздействует и в других ситуациях. Тогда получение желаемых результатов при решении проблемы может стимулировать его расширить свой опыт.

8. Сохранение изменений. На этом этапе человек уже интегрировал изменения и действует уверенно, автоматически. Он расширил свой опыт, лучше узнал себя, то есть произошел личностный рост. Некото­рое время он переживает чувство комфорта.

После периода благополучия, если таковой наступает, происходит новое накопление неразрешенных негативных потенциалов, и вновь наступает предкризисное положение. Если проблема не разрешается, то наступает кризис.

8. Сохранение изменений (постконсультативный период)

7. Применение и освоение новых

(консультативное сопровождение практического освоения новых моде­лей, анализ ошибок, укрепление уве­ренности в применении новых спосо­бов решения проблемы и поведения)

6. Поиск способов достижения цели (консультативное сопровождение при анали­зе, поиске, изучении новых возможностей, моделей и способов решения проблемы, ре­петиция поведения, изучение блокирующих моментов и их преодоление

5. Накопление информации, установление цели (консультативное сопровождение при анализе ситу­ации и поиске решения

4. Поиск информации и поддержки

(консультативное сопровождение при принятии решения,

предоставление психологической информации

3. Слепой, хаотический поиск решения

2. Осознание наличия проблемы

Неосознанное поведение, накопление сигналов нарастания проблемы

Ill

о*

Рис. 6. Динамическая лестница: проблемы и основные этапы консультативного сопровождения

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Практически ни один человек никогда не живет в состоянии абсо­лютного отсутствия проблем, а значит, и необходимости их разреше­ния, то есть необходимости производить изменения. Однако чем бо­лее своевременно и конструктивно разрешает свои проблемы человек, чем более он внимателен к признакам, сигнализирующим о наличии проблемы, тем более равномерной будет динамика его жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Сопровождение клиента при принятии решения условно можно разделить на следующие этапы: установление контакта с клиентом, ис­следование проблемы, целеполагание, выработка решений, проверка решений и обобщение, или разработка плана конкретных действий. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Знакомство, установление контакта

На этом этапе основная цель — построить прочный союз с клиен­том, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Для этого консультант:

• представляется сам;

• просит назвать имя клиента;

• предлагает клиенту общую схему беседы.

Например: «Сейчас я хотел бы выслушать вас и понять, в чем со­стоит ваша проблема, и какую помощь вы хотели бы получить в ре­зультате нашей беседы; затем мы, возможно, исследуем некоторые обстоятельства более глубоко, и для этого я буду задавать вам необхо­димые вопросы; а затем мы поищем решение. Вы согласны?»

Консультант должен учитывать то обстоятельство, что каждый чело­век имеет свой стиль и свою индивидуальную скорость принятия решений-Некоторые немедленно реагируют на события, проблемы и предпочи­тают принимать решения быстро. Другие откладывают проблему и по-

Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора

степенно, шаг за шагом, работают над ее разрешением. Если психолог будет слишком спешить, ему придется тащить клиента буквально за уши к решению, которого он пока еще просто не в состоянии принять. Есте­ственно, в таком случае, он ответит сопротивлением, и контакт будет разрушен. С другой стороны, человек, привыкший к стремительным, не слишком обдуманным решениям, будет испытывать трудности при детальной проверке верности выбора. В таком случае консультанту не­обходимо придерживаться интенсивного темпа консультации, не пере­гружая ее детализацией, но и не упуская ничего важного.

С самого начала консультант применяет техники активного слуша­ния, следит за тем, чтобы темп его речи был комфортен клиенту, а из­ложение мыслей — простым и точным.

Сбор информации, исследование проблемы

Цель данного этапа — определить:

• зачем обратился клиент?

• как он сам видит свою проблему?

• видит ли клиент свои возможности для разрешения проблемы?

• в чем они, по мнению клиента, заключаются?

Психолог старается понять мир клиента и его восприятие своей проблемы. На этом этапе в задачи консультанта входит:

1) выслушать изложение проблемы;

2) помочь клиенту ясно выразить его затруднения;

3) сформулировать определенные задачи.

При анализе межличностных проблем он задает вопросы:

• о ходе событий,

• об участниках событий,

• об их конкретных действиях,

• о результатах этого взаимодействия,

• о том значении, которое придает клиент этим событиям, а также

• чем именно не устраивают результаты взаимодействия. При работе с негативными состояниями (раздражительность, скован­ность, повышенная тревожность, напряженность, неприятные или вредные привычки, депрессия, застенчивость и т. п.) консультант мо­жет задать клиенту следующие вопросы25.

25 Кейд Б., О'Хэнлон В. X. Краткосрочная психотерапия. М., 1998. С. 51—54.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

1. Когда появилась проблема?

• Есть ли такие периоды, когда проблема всегда возникает?

• Есть ли такие периоды, когда проблема вообще не возника­ет?

2. Где возникает проблема?

• Существует ли такое место, где проблема возникает всегда или особенно часто?

• Есть ли такие места, где она вообще не возникает?

3. Как внешне выглядит эта проблема? f

• Что мы смогли бы увидеть, если бы имели видеозапись?

• Какие бы мы увидели жесты, позиции тела, поведение?

• Что бы мы могли услышать?

4. В чьем присутствии появляется проблема?

• Кто чаще всего находится рядом при возникновении пробле­мы?

• Что другие люди делают и говорят о человеке, имеющем эту проблему и о ней самой?

5. Что из-за проблемы клиенту приходится делать иначе?

• Каким образом проблема нарушает обычную активность кли­ента или мешает в том, что он хотел бы сделать?

• Как выглядела бы жизнь и деятельность клиента без его про­блемы? (Этот альтернативный вопрос позволяет иногда по­лучить важную информацию.)

6. Какие из типов проблемного поведения проявляются во время сессии?

Иногда клиенты проявляют проблемное поведение прямо при об­щении с консультантом. Заострение внимания на этих проявлениях помогает наглядно представить, каким образом возникают проблемы, и обсудить это Обсуждение проблемного поведения полезно прямо в процессе его предъявления. Эта беседа должна иметь не осуждающий или обвиняющий характер, а выстраиваться как анализ интересных и важных аспектов поставленной задачи.

Клиент, постоянно попадающий в конфликтные взаимоотношения, гово­рит с психологом в обвиняющих, резких интонациях.

Консультант. Сейчас, когда я слушал вас, мне показалось, что вы обижены на меня и сердиты, будто я сделал что-то недопустимое.

Клиент. С чего вы взяли? Я говорю как обычно, просто рассказываю о своей проблеме. Что не так? Чем вы недовольны?

Консультант. Наверное, такое впечатление произвели на меня ин­тонации, с которыми вы говорили, и некоторая особенность стро­ить фразы.

________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________

Клиент. Не выдумывайте! С чего это мне на вас обижаться? Я говорю

обычно! Консультант. У меня есть предложение: представьте, что все это вы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.