Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и алгоритмы консультирования 11 страница




Третья стадия: собственно кризис (или острый кризис).

□ Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, раз­лада;

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

П эмоциональная и умственная дезорганизация;

□ возможны депрессия, суицид, криминальное поведение — в зави­симости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного;

П ощущение исчерпанности ресурсов;

□ дезинтеграция — крушение самооценки, представлений о сво­ем месте в обществе и в жизни;

□ страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.

Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисной интервенции.

Четвертая стадия: возникновение новой формы.

• Еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение;

• намечается цель;

• осознаются новые возможности;

• происходит освоение новых моделей решения проблем. На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения.

Пятая стадия: стадия комфорта.

□ Ситуация прояснилась, наметились пути выхода;

□ интегрированы новые модели решения проблем; П появляется чувство уверенности;

□ возвращается хорошее самочувствие;

□ происходит укрепление самооценки.

Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кри­зисов разной силы и продолжительности, выхода из них и прожива­ния периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость пере­мен. И здесь мы вернемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходя­щим переменам в своей жизни.

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней.

_______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________

Этап 1. Установление контакта

Контакт устанавливается на эмоциональном уровне и состоит, прежде всего, из следующих действий консультанта:

• идентификации чувств клиента;

• признания его права чувствовать именно так;

• подтверждения клиенту, что его чувства поняты и принима­ются.

В отражении чувств клиента необходимо утвердительные высказы­вания использовать чаще вопросительных, при этом оставляя клиенту возможность внести поправку в случае неточности. Например, возмож­ны следующие фразы: «Я чувствую, что вы потрясены», «По-моему, вы очень растеряны», «Я слышу такую сильную боль в вашем голосе!»

Этап 2. Сбор информации

Фактически начало сбора информации происходит на первом эта­пе. На втором этапе осуществляются:

• изучение актуального состояния проблемы клиента и связан­ных с ней чувств;

• определение того, какое событие или переживание побудило клиента обратиться за помощью именно в настоящий момент;

• установление провоцирующего события21;

• выяснение того, как долго действует проблема, каковы усло­вия, в которых она созревала;

• исследование того, является ли причиной кризиса уже обо­значенное клиентом событие, или есть иные, глубже спрятан­ные обстоятельства22. В связи с решением этой задачи важно:

1) идентифицировать «исторические» проблемы,

2) отделить их от текущих событий, а затем

3) сконцентрироваться на актуальной проблеме.

21 Провоцирующее событие может быть незначительным, действующим по принципу последней капли, но может быть и крупным, таким, как смерть, развод.

22 Имеются в виду нерешенные проблемы прошлого («исторические» пробле­мы), которые вплетаются в актуальную ситуацию кризиса. Эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Клиент иногда осозна­ет это, а иногда нет.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Первый принцип кризисной интервенции:

в состоянии кризиса не следует решать давние

проблемы, вскрывать старые раны, так как

в этот момент у клиента нет сил

справиться с этим.

Технически, необходимо задавать клиенту как можно больше от­крытых вопросов, не ограничивающих свободу высказывания. Закры­тые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нег» или ответ-выбор из предложенных альтернатив, вынуждают консультанта говорить по времени больше, чем клиент, что, может быть, и дает дополнительную информацию, но мешает спонтанному самовыражению клиента и не позволяет вентилировать его чувства. Следует поощрять клиента вы­сказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы.

Этап 3. Формулирование проблемы

Действия консультанта на этом этапе сводятся к следующему:

• суммирование полученной информации; формулирование проблемы в таком виде, с которым клиент будет согласен;

• в ряде случаев — переформулирование проблемы, чтобы: кли­ент мог учесть большее число ее аспектов; если проблема слишком велика — разделить ее на более мелкие составляю­щие; отделить от актуальных проблем прошлые. Соответ­ственно, возможны следующие шаги:

1) выделение при согласии клиента отдельных аспектов проблемы для обсуждения;

2) определение последовательности проработки отдельных аспек­тов проблемы; причем предпочтение отдается тем аспектам, ко­торые предполагают немедленные конкретные действия со зна­чительной вероятностью успеха.

3) Если консультант замечает, что определение проблемы увязает, необходимо:

4) перейти от общего определения проблемы к конкретному или, наоборот, от конкретного к общему;

5) определить, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы;

6) исследовать, не ускользнули ли какие-то иные проблемы, лежа­щие в основе заявленной.

_______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________

Этап 4. Исследование возможностей

Данный этап подразумевает:

• выяснение, были ли в жизни клиента аналогичные ситуации;

• обсуждение типичных шагов, предпринимаемых клиентом в прошлом в аналогичной ситуации;

• обнаружение того, что в подобной ситуации помогало ему раньше;

• сбор информации о том, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента, и что они делали в таких ситуа­циях;

• обдумывание клиентом в присутствии консультанта путей вы­хода из сложившейся ситуации, поиск возможных вариантов;

• выяснение того, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к психоло­гу и что из этого вышло.

Второй принцип кризисной интервенции:

необходимо избегать приступать к решению

проблемы — следует оставаться в рамках

прояснения текущих событий.

Пока человек находится в состоянии острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего «тоннельное мышление», сопровождающее кризисное состояние, вообще не позволяет видеть выход из создавшегося положения.

Этап 5. Поиск альтернатив

На этом этапе работа с кризисным состоянием во многом состоит в расширении зоны осознавания клиента во взгляде на стоящую перед ним проблему и требует, в зависимости от намерений клиента, следу­ющих действий консультанта:

• убедительная демонстрация нереалистичности целей клиен­та (если таковые появляются по ходу работы) и приведение аргументов, которые позволят ему отказаться от них;

• интервенции, направленные на приостановку стремления клиента контролировать события, которые он не может кон­тролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

• сдерживание клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение — часто клиенту хочется по­быстрее принять решение, чтобы получить ощущение конт­роля над ситуацией;

• предоставление клиенту возможности понять, что отказ от ре­шения — это тоже решение;

• переформулирование проблемы таким образом, чтобы кли­ент почувствовал, что она превратилась во вполне решаемую, даже если она из числа тех проблем, которые в действитель­ности не имеют решения;

• разъяснение следствий тех действий и решений клиента, ко­торые рассматриваются клиентом и консультантом как аль­тернативы, например, с помощью вопросов:

Как вы думаете, что случится, если вы поступите так?

2. Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так?

3. Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от это­го решения?

4. Что самое лучшее может случиться, если вы откажетесь от это­го решения?

Если вы решили это сейчас, ваше решение может измениться позже?

5.

Третий принцип кризисной интервенции:

консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизо­вать их в более конструктивное целое. Боль,

которую испытывает человек в кризисе,

мотивирует его на поиск новых путей решения,

ресурсов, на приобретение новых навыков.

Этап 6. Контракт

Пока человек не «изольет душу», не выплеснет наружу боль и стра­дание, он не может последовательно и основательно работать над раз­решением своей проблемы. Только после того как эмоциональное со­стояние человека постепенно стабилизируется, возможен переход от эмоционального и хаотического описания ситуации и таких же хаоти­ческих попыток найти выход из тупика к рациональному осмыслению. Если проблема достаточно сложна, то между всеми предыдущими эта­пами и последовательной выработкой решения (позже мы будем под­робно рассматривать процесс сложного выбора) необходим «мостик».

________Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________

Консультанту необходимо:

1. Еще раз кратко изложить содержание проблемы (проблем), чет­ко отделяя в изложении факты, чувства, мысли клиента по по­воду переживаемой ситуации и его фантазии (то есть ничем не подтвержденные домыслы, догадки, предположения) — такая четкая структура сама по себе приносит клиенту облегчение и ощущение некоторого порядка в его «рухнувшем» мире.

2. Еще раз четко и коротко сформулировать, что именно особен­но беспокоит клиента в переживаемой ситуации.

3. Точно обозначить предстоящую задачу (например: «Теперь нам предстоит найти выход из сложившейся ситуации, определить, что вам для этого необходимо и каким способом этого достичь»).

Если позволяет время, можно перейти к процессу выбора именно на этом этапе. Но, как правило, после обсуждения с клиентом воз­можных альтернативных вариантов окончательное обсуждение при­емлемого выбора и планирование шагов для его осуществления про­исходит только при следующей встрече.

Этап 7. Заключительный

Задача этапа — подвести к окончанию разговора. Клиент, находя­щийся в кризисе, может испытывать потребность повторять по не­сколько раз одни и те же описания обстоятельств и своих пережива­ний и у него должна быть возможность делать это. Но консультация не может продолжаться бесконечно. Поэтому, какова бы ни была про­блема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструк­тивный характер. В среднем, по длительности диалог не может превы­шать 1—1,5часа. Лучше всего заканчивать общение, если есть ощуще­ние, что завершен целый смысловой кусок. Тогда необходимо подвес­ти итоги и договориться о следующей встрече.

Например: «Сегодня мы с вами... Как вы сами считаете, что вам дало наше общение?.. Собираетесь ли вы продолжить наши контак­ты?.. О чем вы хотите поговорить в следующий раз?»

Ниже приведены принципы ведения беседы при кризисной интервенции.

1. При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения, поэтому консультант, при всей эмотивности беседы, должен внутренне быть несколь-

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

ко дистанцирован от клиента. При этом он, все-таки, должен выражать теплоту и поддержку.

2. Необходимо сохранять внешнее спокойствие.

3. Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, про­диктованных желанием успокоить клиента.

4. Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам.

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ КРИЗИСНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Несмотря на то что негативное напряжение кризиса необходимо клиенту для разрешения его проблемы, в тех случаях, когда чувства «зашкаливают», а объективные обстоятельства требуют немедленного принятия решения и осуществления конкретных шагов, можно при­менять методы снижения негативного напряжения.

Если в распоряжении психолога находится релаксационный каби­нет, то мягкое кресло, приглушенный свет и звуки природы помогут ослабить эмоциональное напряжение. Но чаще всего консультант мо­жет уповать только на свои профессиональные навыки. В таком слу­чае можно воспользоваться техниками релаксационной визуализации, использовать методы работы с образами или НЛП.

с

Релаксационная визуализация ><

тг

Консультант может предложить клиенту одну из следующих инст­рукций.

1. «Представьте себе, что внутри вас катится теплый, мягкий, но тяжелый шар. Он прокатывается по плечам, рукам, спине, животу, яго­дицам и ногам. Как только шар наталкивается на напряженный учас­ток, он несколько раз перекатывается по этому месту, а затем продол­жает свой путь. Пусть этот шар несколько раз обследует каждый сан­тиметр вашего тела. Чувствуйте его теплоту и тяжесть».

2. «Представьте, как вы медленно спускаетесь по длинной-длин­ной лестнице. Считайте шаги. Когда вы окажетесь на тридцать тре­тьей ступеньке, остановитесь и осмотритесь вокруг. Это — простор-

______Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________

ная комната, в которой сбываются ваши мечты. Обратите внимание на все, что в ней есть. Теперь загадайте желание и идите дальше. От­считайте еще тридцать три ступени вниз. Теперь вы видите зеленую поляну. На ней несколько красивых деревьев. Выберите то, которое вам больше нравится. Представьте, что вы босиком идете к нему по мягкой траве. Подойдите и обнимите свое дерево. Почувствуйте, как его целебная сила наполняет все ваше тело и снимает усталость. По­стойте так столько, сколько нужно, и опять возвращайтесь на лестни­цу. Снова опуститесь на тридцать три ступеньки. Теперь вы видите боль­шую удобную лодку. Вы садитесь в нее, и она плывет по прекрасной реке. Почувствуйте, как покачивают вас волны, послушайте их легкий плеск».

3. «Представьте себе, что к вам подлетает большое, мягкое облако. Вы ступаете на него и удобно ложитесь. Облако повторяет ваши фор­мы. Оно легкое, но надежно держит вас. И вот вы летите. Вы пролета­ете над прекрасными местами. Рассматриваете их. Когда вам надо, облако поднимается выше, когда хотите — опускается. Остановитесь там, где вам больше всего понравилось. Осмотритесь вокруг. Побудьте столько, сколько вам хочется и — снова полет, тишина и легкость».

Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина)

Образы можно использовать в процессе консультирования в любое время. Они напрямую связаны с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. С другой стороны, тело — это язык нашей физической природы. Именно тело является проводником для наших эмоций, которые изменяют его состояние. Соответственно, любую эмоцию можно локализовать в теле.

Консультант может предложить клиенту проделать следующее, на­правляя его вопросами.

1. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Что вы сейчас чувствуе­те? Где в теле особенно локализуется это состояние?

2. Представьте себе образ вашего состояния. Как оно выглядит? Как оно ощущается в теле? Как оно звучит? Что в этом образе есть особенно тревожащего, дискомфортного?

3. Представляйте, как этот образ меняется, становится все более приятным, успокаивающим, комфортным. Что с ним проис­ходит?

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

4. Вернитесь к вашему состоянию. Каково оно теперь? Как оно

изменилось? При необходимости эту технику можно повторять несколько раз.

Во время выполнения этой техники необходимо, чтобы клиент под­робно описывал происходящие изменения в образе. При этом важно следить за его физическим состоянием. Образы — сильное оружие, и обращаться с ним нужно осторожно.

Если в теле клиента будут сохраняться негативные ощущения, мож­но предложить ему: 1) сосредоточиться на негативном ощущении; 2) выбрать один из видов «ласкающего», «исцеляющего» визуального (то есть воображаемого) самовоздействия: например, омывание не­жным лечебным бальзамом, под действием которого каждая клеточка облегченно расправляется и благодарно успокаивается; или струящий­ся нежный поток исцеляющего света, или нежное поглаживание и т. п. (клиенту может быть задан вопрос о том, что для него наиболее прият­но); 3) визуализировать выбранный способ до устранения неприятно­го ощущения.

Метод двойной диссоциации (НЛП)23

Консультант может предложить клиенту следующую процедуру, в которой он руководит воображаемыми действиями клиента.

1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинозала.

2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы ви­дите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.

3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинозала, наблюдаю­щего за собой на экране.

4. Мысленно включите кинопроектор, и черно-белый снимок пре­вратится в черно-белый фильм о ситуации, где было переживание.

5. Посмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сра­зу после окончания ситуации, вызвавшей сильные переживания.

6. Выключите проектор и из проекционной будки переместитесь в свое тело в зале и на экране. Обратите внимание, как измени­лось ваше состояние.

23 Описание техники приведено по книге А. Карелина «Снег на листьях». Саратов, 1995. С. 49.

Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса

7. Проделайте все шаги три или пять раз. Каждый раз проверяйте свое состояние. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что ваше состояние улучшилось.

Данный метод имеет ограничения: его нельзя применять в ситуа­циях переживания психотравмирующего характера (насилия, наблю­дения гибели людей и т. п.).

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ

Люди переживают утрату гораздо чаще, чем принято думать. На­пример, когда мы делаем выбор, мы отказываемся от одной из воз­можностей. И при этом мы переживаем утрату этой возможности. Сила и длительность этого переживания будет зависеть от значимости по­тери, но протекать этот процесс будет по тем же законам, что и любое другое горе.

Утрата переживается в связи с уходом партнера или из-за того, что дети, повзрослев, захотели жить самостоятельно. Горе усиливается чув­ством отверженности, которое тем сильнее, чем больше в отношениях было эмоциональной зависимости. Для созависимого человека поте­ря партнера становится настоящей трагедией, по сути, он лишается большей части своего Я.

Человек переживает утрату, даже если сам, в результате собствен­ного решения, прекращает отношения с партнером. Иногда ему и са­мому себе трудно объяснить свое состояние, ведь разводясь (или рас­ставаясь), он надеялся на улучшение своей жизни. Однако то обстоя­тельство, что инициатива принадлежит именно ему, спасает только от терзаний ущемленного самолюбия, но не отменяет переживания горя. К тому же, разорвавший отношения, как правило, имеет меньше со­чувствия и поддержки окружающих.

В случаях, когда кто-то из близких созависимого является нарко­маном на необратимой стадии зависимости, предстоящая утрата на­чинает переживаться еще до того, как близкий умер. Такое состояние называют предвосхищенным горем.

Консультирование людей, переживающих утрату — это тяжелый Процесс. Работа над проблемами клиента на фоне переживания утра-

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

ты практически невозможна. Но психологическая помощь ему необ­ходима. Поэтому, если клиент в период переживания горя по каким-либо причинам оказывается у консультанта, начинать необходимо с проработки его реакций скорби.

Переживая горе, человек испытывает душевную боль. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором есть определенные за­кономерности и этапы. Эти этапы невозможно ни ускорить, ни «пере­шагнуть», и на каждом из них помощь психолога и окружающих лю­дей тоже имеет свои закономерности. Считается, что нормальная ре­акция скорби может продолжаться до года, но на самом деле очень часто реакции горя длятся гораздо дольше.

Клиническое описание острого горя

Острое горе — это синдром с психологической и соматической сим­птоматикой. Этот синдром может возникать сразу после кризиса или бывает отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркну­том виде, или совсем не проявляется.

Нормальное горе имеет следующие признаки:

• периодические приступы страдания (от 20 минут до часа);

• спазмы в горле;

• припадки удушья с учащенным дыханием;

• постоянные вздохи;

• чувство пустоты в животе;

• потеря мышечной силы, истощение;

• отсутствие аппетита;

• душевная боль;

• изменение сознания: легкое чувство нереальности; ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей челове­ка от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки); сильная поглощенность обра­зом умершего; галлюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реаль­но), наличие которых очень тревожит — многим кажется, что они сходят с ума.

Наиболее выраженные психологические черты:

□ Очередной приступ наступает раньше обычного, если человеку, переживающему горе, кто-то напоминает об умершем и выра­жает сочувствие.

Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________

□ Наблюдается стремление любой ценой избавиться от болезнен­ных переживаний, поэтому человек отказывается от контактов, которые могут ускорить приступ, часто старается избегать лю­бых упоминаний об умершем.

О Многих охватывает чувство вины: скорбящий пытается отыс­кать в прошлых событиях то, что он мог бы сделать, но не сде­лал; обвиняет себя в невнимательности, преувеличивает значе­ние оплошностей.

П Часто происходит утрата потери теплоты в отношениях с живы­ми людьми, тенденция разговаривать с раздражением и злостью, желание, чтобы вообще не беспокоили, несмотря на усиленные старания близких поддерживать дружеские отношения. Эта враждебность беспокоит человека и принимается за признаки сумасшествия. Он пытается сдержать свою враждебность и в результате вырабатывает натянутую манеру общения.

CD В речи может появиться торопливость. Часто люди, пережива­ющие утрату, становятся непоседливы, совершают бесцельные движения, ищут какое-то занятие, но, в то же время, не способ­ны поддерживать организованную деятельность. Цепляясь за повседневные дела, их выполнение, однако, дается с большим усилием.

D Нередко возникает ощущение, что все потеряло свой смысл, так как оказывается, что все было связано с умершим. Особенно это сказывается в общении с другими людьми: утрачиваются навы­ки общения.

□ У человека могут появиться черты (например, походка, жесты, привычки), а также симптомы заболевания или манеры поведе­ния умершего.

П Часто возникает стремление продолжить дело умершего, даже если оно не близко склонностям человека и раньше его не инте­ресовало.

□ Спад напряжения наступает только после того, как человек по­зволил своим эмоциям проявиться и согласился разговаривать об утрате и о том, что он чувствует.

Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс)

Сразу после смерти человека возникает острая душевная боль. С те­чением времени она меняется. Происходит последовательная смена состояний, от одной стадии к другой.

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

1. Отрицание

Человек не может воспринять утрату. Он сопротивляется дове­рять очевидному. Его могут осенять «догадки» о чудовищных ошиб­ках. Он может вспоминать случаи, когда хоронили живых людей. Отрицание самого факта утраты может проявляться и в том, что об умершем говорят в настоящем времени, навсегда уехавшего чело­века ждут к ужину и по привычке ставят для него тарелку. Или, если утрата не связана со смертью, вдруг приходят в голову необыкно­венные идеи о возврате утраченного. В общем, человек переживает шок, который может проявляться и полным отсутствием всяких чувств.

2. Озлобленность

Затем наступает этап, когда скорбящий переживает озлобленность. Он стремится обвинить кого-то в случившемся. Как правило, его об­винения звучат абсурдно, но спорить с человеком нельзя: гнев должен выйти наружу, иначе более поздний этап «депрессии» может проте­кать чрезмерно тяжело.

Консультант, с пониманием относящийся к высказываниям кли­ента в озлобленном состоянии, значительно облегчит протекание дан­ного периода. Однако отражать необходимо не намерения или неспра­ведливые обвинения клиента, а его состояние. Психолог не должен фальшиво соглашаться с абсурдными намерениями клиента, но обя­зан принимать право клиента переживать подобные чувства и жела­ния в состоянии горя.

3. Компромисс

На смену злобе приходит осознание утраты и смирение с ней. Здесь принятие утраты осуществляется уже разумом. На первый план выхо­дит когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умер­шем, горечь потери, попытку отстраниться от утраченного лица, по­иск своего места в новых обстоятельствах. Это — очень тяжелая пси­хическая нагрузка, которая усиливает страдание. Консультант способен доставить облегчение, однако подобное вмешательство не всегда уме­стно. Лучше всего — активно выслушивать, поддерживать. Человек должен видеть доброжелательность, принятие и готовность помочь. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса

4. Депрессия

На данном этапе озлобленность, прежде направленная вовне, транс­формируется в депрессию, и глубокая тоска поглощает человека. На­вязчивые мысли об умершем (или утраченном при других обстоятель­ствах) занимают все мысли человека. Это — период принятия утраты чувством.

«Пропадает интерес к событиям, делам, которые казались прежде важными, к своей внешности. Места и ситуации, предметы, связан­ные с умершим, приобретают особую значимость. Не надо противиться символическим склонностям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего»24.

Обычно депрессия (не исключение и депрессия в период скорби) сопровождается чувством вины. Вспоминаются ссоры или другие со­бытия, где скорбящий вел себя, по его мнению, несправедливо, глупо, необдуманно и т. д. по отношению к умершему или утраченному. Это усугубляет страдание. Но избежать этих переживаний невозможно: они закономерны.

Когда человек страдает, у окружающих возникает желание опекать скорбящего, решать за него насущные проблемы, полностью избавить от забот. Вместе с тем, хотя поддержка действительно нужна, депрес­сия — очень опасный период. Если скорбящий получит вторичную выгоду из этого состояния в виде особого внимания близких, то вмес­то постепенного улучшения депрессия может превратиться в хрони­ческий и тягостный недуг. Помощь близких должна поддерживать, а не нести на себе, то есть она не должна лишать необходимости про­должать отвечать за свою жизнь.

Консультант в этот период способствует выражению клиентом сво­их чувств, но по мере продвижения работы горя к своей завершающей стадии все чаще заговаривает с ним о его насущных проблемах. Пси­холог стимулирует активное отношение к окружающему, помогает пре­одолевать навязчивые воспоминания, что облегчает переживания.

5. Адаптация: развитие новой идентичности

В этот период душевная боль уменьшается. Человек постепенно адаптируется к жизни без утраченного. И наступает время, когда раз-Решение психологических проблем, не связанных с потерей, стано-

24 Кочюнас Р Основы психологического консультирования М, 1999 С 208

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

вится возможным. Надо быть готовым к тому, что в процессе пережи­вания скорби у человека будет меняться система ценностей, он может ставить перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде.

Этапы горя не всегда следуют строго один за другим. Чаще наблюда­ются временные возвраты на предыдущие этапы, затем снова продви­жение вперед, вновь возврат и т. д. Эти колебания вызывают разочаро­вание и усталость окружающих, в том числе и консультанта, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение ни в коем случае нельзя.

Отрицание Гнев Компромисс Депрессия Адаптация

Рис. 4. «Челночная» динамика горя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.