КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и алгоритмы консультирования 11 страница
Третья стадия: собственно кризис (или острый кризис). □ Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, разлада; Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами П эмоциональная и умственная дезорганизация; □ возможны депрессия, суицид, криминальное поведение — в зависимости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного; П ощущение исчерпанности ресурсов; □ дезинтеграция — крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни; □ страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами. Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисной интервенции. Четвертая стадия: возникновение новой формы. • Еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение; • намечается цель; • осознаются новые возможности; • происходит освоение новых моделей решения проблем. На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения. Пятая стадия: стадия комфорта. □ Ситуация прояснилась, наметились пути выхода; □ интегрированы новые модели решения проблем; П появляется чувство уверенности; □ возвращается хорошее самочувствие; □ происходит укрепление самооценки. Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость перемен. И здесь мы вернемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней. _______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________ Этап 1. Установление контакта Контакт устанавливается на эмоциональном уровне и состоит, прежде всего, из следующих действий консультанта: • идентификации чувств клиента; • признания его права чувствовать именно так; • подтверждения клиенту, что его чувства поняты и принимаются. В отражении чувств клиента необходимо утвердительные высказывания использовать чаще вопросительных, при этом оставляя клиенту возможность внести поправку в случае неточности. Например, возможны следующие фразы: «Я чувствую, что вы потрясены», «По-моему, вы очень растеряны», «Я слышу такую сильную боль в вашем голосе!» Этап 2. Сбор информации Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе осуществляются: • изучение актуального состояния проблемы клиента и связанных с ней чувств; • определение того, какое событие или переживание побудило клиента обратиться за помощью именно в настоящий момент; • установление провоцирующего события21; • выяснение того, как долго действует проблема, каковы условия, в которых она созревала; • исследование того, является ли причиной кризиса уже обозначенное клиентом событие, или есть иные, глубже спрятанные обстоятельства22. В связи с решением этой задачи важно: 1) идентифицировать «исторические» проблемы, 2) отделить их от текущих событий, а затем 3) сконцентрироваться на актуальной проблеме. 21 Провоцирующее событие может быть незначительным, действующим по принципу последней капли, но может быть и крупным, таким, как смерть, развод. 22 Имеются в виду нерешенные проблемы прошлого («исторические» проблемы), которые вплетаются в актуальную ситуацию кризиса. Эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Клиент иногда осознает это, а иногда нет. Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами Первый принцип кризисной интервенции: в состоянии кризиса не следует решать давние проблемы, вскрывать старые раны, так как в этот момент у клиента нет сил справиться с этим. Технически, необходимо задавать клиенту как можно больше открытых вопросов, не ограничивающих свободу высказывания. Закрытые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нег» или ответ-выбор из предложенных альтернатив, вынуждают консультанта говорить по времени больше, чем клиент, что, может быть, и дает дополнительную информацию, но мешает спонтанному самовыражению клиента и не позволяет вентилировать его чувства. Следует поощрять клиента высказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы. Этап 3. Формулирование проблемы Действия консультанта на этом этапе сводятся к следующему: • суммирование полученной информации; формулирование проблемы в таком виде, с которым клиент будет согласен; • в ряде случаев — переформулирование проблемы, чтобы: клиент мог учесть большее число ее аспектов; если проблема слишком велика — разделить ее на более мелкие составляющие; отделить от актуальных проблем прошлые. Соответственно, возможны следующие шаги: 1) выделение при согласии клиента отдельных аспектов проблемы для обсуждения; 2) определение последовательности проработки отдельных аспектов проблемы; причем предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха. 3) Если консультант замечает, что определение проблемы увязает, необходимо: 4) перейти от общего определения проблемы к конкретному или, наоборот, от конкретного к общему; 5) определить, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы; 6) исследовать, не ускользнули ли какие-то иные проблемы, лежащие в основе заявленной. _______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________ Этап 4. Исследование возможностей Данный этап подразумевает: • выяснение, были ли в жизни клиента аналогичные ситуации; • обсуждение типичных шагов, предпринимаемых клиентом в прошлом в аналогичной ситуации; • обнаружение того, что в подобной ситуации помогало ему раньше; • сбор информации о том, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента, и что они делали в таких ситуациях; • обдумывание клиентом в присутствии консультанта путей выхода из сложившейся ситуации, поиск возможных вариантов; • выяснение того, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к психологу и что из этого вышло. Второй принцип кризисной интервенции: необходимо избегать приступать к решению проблемы — следует оставаться в рамках прояснения текущих событий. Пока человек находится в состоянии острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего «тоннельное мышление», сопровождающее кризисное состояние, вообще не позволяет видеть выход из создавшегося положения. Этап 5. Поиск альтернатив На этом этапе работа с кризисным состоянием во многом состоит в расширении зоны осознавания клиента во взгляде на стоящую перед ним проблему и требует, в зависимости от намерений клиента, следующих действий консультанта: • убедительная демонстрация нереалистичности целей клиента (если таковые появляются по ходу работы) и приведение аргументов, которые позволят ему отказаться от них; • интервенции, направленные на приостановку стремления клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него); Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами • сдерживание клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение — часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; • предоставление клиенту возможности понять, что отказ от решения — это тоже решение; • переформулирование проблемы таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась во вполне решаемую, даже если она из числа тех проблем, которые в действительности не имеют решения; • разъяснение следствий тех действий и решений клиента, которые рассматриваются клиентом и консультантом как альтернативы, например, с помощью вопросов: Как вы думаете, что случится, если вы поступите так? 2. Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так? 3. Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от этого решения? 4. Что самое лучшее может случиться, если вы откажетесь от этого решения? Если вы решили это сейчас, ваше решение может измениться позже? 5. Третий принцип кризисной интервенции: консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков. Этап 6. Контракт Пока человек не «изольет душу», не выплеснет наружу боль и страдание, он не может последовательно и основательно работать над разрешением своей проблемы. Только после того как эмоциональное состояние человека постепенно стабилизируется, возможен переход от эмоционального и хаотического описания ситуации и таких же хаотических попыток найти выход из тупика к рациональному осмыслению. Если проблема достаточно сложна, то между всеми предыдущими этапами и последовательной выработкой решения (позже мы будем подробно рассматривать процесс сложного выбора) необходим «мостик». ________Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________ Консультанту необходимо: 1. Еще раз кратко изложить содержание проблемы (проблем), четко отделяя в изложении факты, чувства, мысли клиента по поводу переживаемой ситуации и его фантазии (то есть ничем не подтвержденные домыслы, догадки, предположения) — такая четкая структура сама по себе приносит клиенту облегчение и ощущение некоторого порядка в его «рухнувшем» мире. 2. Еще раз четко и коротко сформулировать, что именно особенно беспокоит клиента в переживаемой ситуации. 3. Точно обозначить предстоящую задачу (например: «Теперь нам предстоит найти выход из сложившейся ситуации, определить, что вам для этого необходимо и каким способом этого достичь»). Если позволяет время, можно перейти к процессу выбора именно на этом этапе. Но, как правило, после обсуждения с клиентом возможных альтернативных вариантов окончательное обсуждение приемлемого выбора и планирование шагов для его осуществления происходит только при следующей встрече. Этап 7. Заключительный Задача этапа — подвести к окончанию разговора. Клиент, находящийся в кризисе, может испытывать потребность повторять по несколько раз одни и те же описания обстоятельств и своих переживаний и у него должна быть возможность делать это. Но консультация не может продолжаться бесконечно. Поэтому, какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструктивный характер. В среднем, по длительности диалог не может превышать 1—1,5часа. Лучше всего заканчивать общение, если есть ощущение, что завершен целый смысловой кусок. Тогда необходимо подвести итоги и договориться о следующей встрече. Например: «Сегодня мы с вами... Как вы сами считаете, что вам дало наше общение?.. Собираетесь ли вы продолжить наши контакты?.. О чем вы хотите поговорить в следующий раз?» Ниже приведены принципы ведения беседы при кризисной интервенции. 1. При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения, поэтому консультант, при всей эмотивности беседы, должен внутренне быть несколь- Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами ко дистанцирован от клиента. При этом он, все-таки, должен выражать теплоту и поддержку. 2. Необходимо сохранять внешнее спокойствие. 3. Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, продиктованных желанием успокоить клиента. 4. Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам. МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ КРИЗИСНОГО НАПРЯЖЕНИЯ Несмотря на то что негативное напряжение кризиса необходимо клиенту для разрешения его проблемы, в тех случаях, когда чувства «зашкаливают», а объективные обстоятельства требуют немедленного принятия решения и осуществления конкретных шагов, можно применять методы снижения негативного напряжения. Если в распоряжении психолога находится релаксационный кабинет, то мягкое кресло, приглушенный свет и звуки природы помогут ослабить эмоциональное напряжение. Но чаще всего консультант может уповать только на свои профессиональные навыки. В таком случае можно воспользоваться техниками релаксационной визуализации, использовать методы работы с образами или НЛП. с Релаксационная визуализация >< тг Консультант может предложить клиенту одну из следующих инструкций. 1. «Представьте себе, что внутри вас катится теплый, мягкий, но тяжелый шар. Он прокатывается по плечам, рукам, спине, животу, ягодицам и ногам. Как только шар наталкивается на напряженный участок, он несколько раз перекатывается по этому месту, а затем продолжает свой путь. Пусть этот шар несколько раз обследует каждый сантиметр вашего тела. Чувствуйте его теплоту и тяжесть». 2. «Представьте, как вы медленно спускаетесь по длинной-длинной лестнице. Считайте шаги. Когда вы окажетесь на тридцать третьей ступеньке, остановитесь и осмотритесь вокруг. Это — простор- ______Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________ ная комната, в которой сбываются ваши мечты. Обратите внимание на все, что в ней есть. Теперь загадайте желание и идите дальше. Отсчитайте еще тридцать три ступени вниз. Теперь вы видите зеленую поляну. На ней несколько красивых деревьев. Выберите то, которое вам больше нравится. Представьте, что вы босиком идете к нему по мягкой траве. Подойдите и обнимите свое дерево. Почувствуйте, как его целебная сила наполняет все ваше тело и снимает усталость. Постойте так столько, сколько нужно, и опять возвращайтесь на лестницу. Снова опуститесь на тридцать три ступеньки. Теперь вы видите большую удобную лодку. Вы садитесь в нее, и она плывет по прекрасной реке. Почувствуйте, как покачивают вас волны, послушайте их легкий плеск». 3. «Представьте себе, что к вам подлетает большое, мягкое облако. Вы ступаете на него и удобно ложитесь. Облако повторяет ваши формы. Оно легкое, но надежно держит вас. И вот вы летите. Вы пролетаете над прекрасными местами. Рассматриваете их. Когда вам надо, облако поднимается выше, когда хотите — опускается. Остановитесь там, где вам больше всего понравилось. Осмотритесь вокруг. Побудьте столько, сколько вам хочется и — снова полет, тишина и легкость». Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина) Образы можно использовать в процессе консультирования в любое время. Они напрямую связаны с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. С другой стороны, тело — это язык нашей физической природы. Именно тело является проводником для наших эмоций, которые изменяют его состояние. Соответственно, любую эмоцию можно локализовать в теле. Консультант может предложить клиенту проделать следующее, направляя его вопросами. 1. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Что вы сейчас чувствуете? Где в теле особенно локализуется это состояние? 2. Представьте себе образ вашего состояния. Как оно выглядит? Как оно ощущается в теле? Как оно звучит? Что в этом образе есть особенно тревожащего, дискомфортного? 3. Представляйте, как этот образ меняется, становится все более приятным, успокаивающим, комфортным. Что с ним происходит? Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами 4. Вернитесь к вашему состоянию. Каково оно теперь? Как оно изменилось? При необходимости эту технику можно повторять несколько раз. Во время выполнения этой техники необходимо, чтобы клиент подробно описывал происходящие изменения в образе. При этом важно следить за его физическим состоянием. Образы — сильное оружие, и обращаться с ним нужно осторожно. Если в теле клиента будут сохраняться негативные ощущения, можно предложить ему: 1) сосредоточиться на негативном ощущении; 2) выбрать один из видов «ласкающего», «исцеляющего» визуального (то есть воображаемого) самовоздействия: например, омывание нежным лечебным бальзамом, под действием которого каждая клеточка облегченно расправляется и благодарно успокаивается; или струящийся нежный поток исцеляющего света, или нежное поглаживание и т. п. (клиенту может быть задан вопрос о том, что для него наиболее приятно); 3) визуализировать выбранный способ до устранения неприятного ощущения. Метод двойной диссоциации (НЛП)23 Консультант может предложить клиенту следующую процедуру, в которой он руководит воображаемыми действиями клиента. 1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинозала. 2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания. 3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинозала, наблюдающего за собой на экране. 4. Мысленно включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в черно-белый фильм о ситуации, где было переживание. 5. Посмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сразу после окончания ситуации, вызвавшей сильные переживания. 6. Выключите проектор и из проекционной будки переместитесь в свое тело в зале и на экране. Обратите внимание, как изменилось ваше состояние. 23 Описание техники приведено по книге А. Карелина «Снег на листьях». Саратов, 1995. С. 49. Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса 7. Проделайте все шаги три или пять раз. Каждый раз проверяйте свое состояние. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что ваше состояние улучшилось. Данный метод имеет ограничения: его нельзя применять в ситуациях переживания психотравмирующего характера (насилия, наблюдения гибели людей и т. п.). СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ Люди переживают утрату гораздо чаще, чем принято думать. Например, когда мы делаем выбор, мы отказываемся от одной из возможностей. И при этом мы переживаем утрату этой возможности. Сила и длительность этого переживания будет зависеть от значимости потери, но протекать этот процесс будет по тем же законам, что и любое другое горе. Утрата переживается в связи с уходом партнера или из-за того, что дети, повзрослев, захотели жить самостоятельно. Горе усиливается чувством отверженности, которое тем сильнее, чем больше в отношениях было эмоциональной зависимости. Для созависимого человека потеря партнера становится настоящей трагедией, по сути, он лишается большей части своего Я. Человек переживает утрату, даже если сам, в результате собственного решения, прекращает отношения с партнером. Иногда ему и самому себе трудно объяснить свое состояние, ведь разводясь (или расставаясь), он надеялся на улучшение своей жизни. Однако то обстоятельство, что инициатива принадлежит именно ему, спасает только от терзаний ущемленного самолюбия, но не отменяет переживания горя. К тому же, разорвавший отношения, как правило, имеет меньше сочувствия и поддержки окружающих. В случаях, когда кто-то из близких созависимого является наркоманом на необратимой стадии зависимости, предстоящая утрата начинает переживаться еще до того, как близкий умер. Такое состояние называют предвосхищенным горем. Консультирование людей, переживающих утрату — это тяжелый Процесс. Работа над проблемами клиента на фоне переживания утра- Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами ты практически невозможна. Но психологическая помощь ему необходима. Поэтому, если клиент в период переживания горя по каким-либо причинам оказывается у консультанта, начинать необходимо с проработки его реакций скорби. Переживая горе, человек испытывает душевную боль. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором есть определенные закономерности и этапы. Эти этапы невозможно ни ускорить, ни «перешагнуть», и на каждом из них помощь психолога и окружающих людей тоже имеет свои закономерности. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года, но на самом деле очень часто реакции горя длятся гораздо дольше. Клиническое описание острого горя Острое горе — это синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот синдром может возникать сразу после кризиса или бывает отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркнутом виде, или совсем не проявляется. Нормальное горе имеет следующие признаки: • периодические приступы страдания (от 20 минут до часа); • спазмы в горле; • припадки удушья с учащенным дыханием; • постоянные вздохи; • чувство пустоты в животе; • потеря мышечной силы, истощение; • отсутствие аппетита; • душевная боль; • изменение сознания: легкое чувство нереальности; ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки); сильная поглощенность образом умершего; галлюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реально), наличие которых очень тревожит — многим кажется, что они сходят с ума. Наиболее выраженные психологические черты: □ Очередной приступ наступает раньше обычного, если человеку, переживающему горе, кто-то напоминает об умершем и выражает сочувствие. Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________ □ Наблюдается стремление любой ценой избавиться от болезненных переживаний, поэтому человек отказывается от контактов, которые могут ускорить приступ, часто старается избегать любых упоминаний об умершем. О Многих охватывает чувство вины: скорбящий пытается отыскать в прошлых событиях то, что он мог бы сделать, но не сделал; обвиняет себя в невнимательности, преувеличивает значение оплошностей. П Часто происходит утрата потери теплоты в отношениях с живыми людьми, тенденция разговаривать с раздражением и злостью, желание, чтобы вообще не беспокоили, несмотря на усиленные старания близких поддерживать дружеские отношения. Эта враждебность беспокоит человека и принимается за признаки сумасшествия. Он пытается сдержать свою враждебность и в результате вырабатывает натянутую манеру общения. CD В речи может появиться торопливость. Часто люди, переживающие утрату, становятся непоседливы, совершают бесцельные движения, ищут какое-то занятие, но, в то же время, не способны поддерживать организованную деятельность. Цепляясь за повседневные дела, их выполнение, однако, дается с большим усилием. D Нередко возникает ощущение, что все потеряло свой смысл, так как оказывается, что все было связано с умершим. Особенно это сказывается в общении с другими людьми: утрачиваются навыки общения. □ У человека могут появиться черты (например, походка, жесты, привычки), а также симптомы заболевания или манеры поведения умершего. П Часто возникает стремление продолжить дело умершего, даже если оно не близко склонностям человека и раньше его не интересовало. □ Спад напряжения наступает только после того, как человек позволил своим эмоциям проявиться и согласился разговаривать об утрате и о том, что он чувствует. Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс) Сразу после смерти человека возникает острая душевная боль. С течением времени она меняется. Происходит последовательная смена состояний, от одной стадии к другой. Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами 1. Отрицание Человек не может воспринять утрату. Он сопротивляется доверять очевидному. Его могут осенять «догадки» о чудовищных ошибках. Он может вспоминать случаи, когда хоронили живых людей. Отрицание самого факта утраты может проявляться и в том, что об умершем говорят в настоящем времени, навсегда уехавшего человека ждут к ужину и по привычке ставят для него тарелку. Или, если утрата не связана со смертью, вдруг приходят в голову необыкновенные идеи о возврате утраченного. В общем, человек переживает шок, который может проявляться и полным отсутствием всяких чувств. 2. Озлобленность Затем наступает этап, когда скорбящий переживает озлобленность. Он стремится обвинить кого-то в случившемся. Как правило, его обвинения звучат абсурдно, но спорить с человеком нельзя: гнев должен выйти наружу, иначе более поздний этап «депрессии» может протекать чрезмерно тяжело. Консультант, с пониманием относящийся к высказываниям клиента в озлобленном состоянии, значительно облегчит протекание данного периода. Однако отражать необходимо не намерения или несправедливые обвинения клиента, а его состояние. Психолог не должен фальшиво соглашаться с абсурдными намерениями клиента, но обязан принимать право клиента переживать подобные чувства и желания в состоянии горя. 3. Компромисс На смену злобе приходит осознание утраты и смирение с ней. Здесь принятие утраты осуществляется уже разумом. На первый план выходит когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь потери, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах. Это — очень тяжелая психическая нагрузка, которая усиливает страдание. Консультант способен доставить облегчение, однако подобное вмешательство не всегда уместно. Лучше всего — активно выслушивать, поддерживать. Человек должен видеть доброжелательность, принятие и готовность помочь. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса 4. Депрессия На данном этапе озлобленность, прежде направленная вовне, трансформируется в депрессию, и глубокая тоска поглощает человека. Навязчивые мысли об умершем (или утраченном при других обстоятельствах) занимают все мысли человека. Это — период принятия утраты чувством. «Пропадает интерес к событиям, делам, которые казались прежде важными, к своей внешности. Места и ситуации, предметы, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Не надо противиться символическим склонностям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего»24. Обычно депрессия (не исключение и депрессия в период скорби) сопровождается чувством вины. Вспоминаются ссоры или другие события, где скорбящий вел себя, по его мнению, несправедливо, глупо, необдуманно и т. д. по отношению к умершему или утраченному. Это усугубляет страдание. Но избежать этих переживаний невозможно: они закономерны. Когда человек страдает, у окружающих возникает желание опекать скорбящего, решать за него насущные проблемы, полностью избавить от забот. Вместе с тем, хотя поддержка действительно нужна, депрессия — очень опасный период. Если скорбящий получит вторичную выгоду из этого состояния в виде особого внимания близких, то вместо постепенного улучшения депрессия может превратиться в хронический и тягостный недуг. Помощь близких должна поддерживать, а не нести на себе, то есть она не должна лишать необходимости продолжать отвечать за свою жизнь. Консультант в этот период способствует выражению клиентом своих чувств, но по мере продвижения работы горя к своей завершающей стадии все чаще заговаривает с ним о его насущных проблемах. Психолог стимулирует активное отношение к окружающему, помогает преодолевать навязчивые воспоминания, что облегчает переживания. 5. Адаптация: развитие новой идентичности В этот период душевная боль уменьшается. Человек постепенно адаптируется к жизни без утраченного. И наступает время, когда раз-Решение психологических проблем, не связанных с потерей, стано- 24 Кочюнас Р Основы психологического консультирования М, 1999 С 208 Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами вится возможным. Надо быть готовым к тому, что в процессе переживания скорби у человека будет меняться система ценностей, он может ставить перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде. Этапы горя не всегда следуют строго один за другим. Чаще наблюдаются временные возвраты на предыдущие этапы, затем снова продвижение вперед, вновь возврат и т. д. Эти колебания вызывают разочарование и усталость окружающих, в том числе и консультанта, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение ни в коем случае нельзя. Отрицание Гнев Компромисс Депрессия Адаптация Рис. 4. «Челночная» динамика горя
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |