Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и алгоритмы консультирования 10 страница




Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что способно заслонить привычные пред­ставления и изменить поведение человека. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания — наличие группы, которая может сформироваться даже вокруг одного потребителя наркотиков»17.

В такой группе всегда есть лидер. Противостоять ему может только подросток или молодой человек, который:

• имеет другого, «положительного» лидера: кто-то из родите­лей или из других близких людей;

• обладает достаточной степенью самостоятельности, ответ­ственности, чувства собственного достоинства и самоуваже­ния;

• имеет определенные интересы, увлечения, жизненные цели;

• располагает широким спектром навыков и возможностей про­водить свободное время радостно и интересно без наркоти­ков и алкоголя;

• имеет модели поведения и навыки конструктивного поведе­ния в конфликтной и трудной социальной ситуации;

• вырос в семье, где между ее членами царит взаимопонимание.

Соответственно, профилактика данной стадии заключается в выра­ботке необходимых качеств у подростка или молодого человека. Одна­ко разрыв между тем, чему обучают подростка на тренингах, и тем сти­лем отношений, которые он видит в семье и ближайшем окружении

" Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозави­симых. СПб., 1999. С. 10.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

сверстников, значительно снижает эффективность подобного обучения. Это, в свою очередь, делает необходимым психологическое развитие близ­ких людей молодого человека, находящегося в группе риска.

Не питая иллюзий, будто многие из родителей подростков, нахо­дящихся в группе риска, захотят всерьез заниматься психологичес­ким развитием, тем не менее перечислим темы семинаров-тренин­гов, которые могли бы войти в курс подобного психологического раз­вития:

• эмпатическое внимание и эффективное межличностное вза­имодействие, в том числе с подростком;

• развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;

• развитие навыков ассертивного поведения;

• эффективное разрешение жизненных проблем;

• навыки самореабилитации при переживании негативных эмо­циональных состояний;

• самоопределение в основных экзистенциальных позициях (смысл жизни, ответственность, выбор, одиночество и лю­бовь);

• осознавание, анализ и разрешение внутренних конфликтов;

• осознавание своей склонности к созависимости, в том числе с партнером, ребенком и со своими родителями, и определе­ние пути для снижения потребности в симбиотических отно­шениях.

Реабилитационная работа с близкими человека, находящегося в груп­пе риска, на данной стадии состоит в совместных встречах с целью:

• анализа семейных отношений;

• осознания своей роли и стиля взаимодействия в деструктив­ных или неэффективных взаимоотношениях;

• признания особой роли «спасателя» или жертвы в сложивших­ся взаимоотношениях;

• обнаружения личностных качеств, приводящих к склонности к «спасательству», сверхконтролю или неумению создавать оп­тимальные взаимоотношения;

• вычленения и отслеживания неэффективных моделей взаи­модействия;

• поиска эффективных моделей взаимодействия;

• отработки новых навыков взаимодействия.

В случае необходимости может и должна проводиться работа по повышению самооценки, разрешению внутренних конфликтов и т. п.,

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...

способствующих установлению деструктивных взаимоотношений в семье, а также по развитию всех навыков, обозначенных как профи­лактические для данного этапа зависимости.

2. Психическая зависимость

«Даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением нар­котиков, у подростков может быстро формироваться психическая за­висимость. Она проявляется в том, что человек хочет вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьяне­нии. Он стремится или получить приятные ощущения, или отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций»18.

Психическая зависимость часто возникает как средство ухода от скуки, которая, как известно, является трудным состоянием и возни­кает там, где отсутствует заинтересованность в работе или в какой-либо другой целенаправленной деятельности. Возможно и более широкое и глубокое происхождение — ее корни могут крыться в отсутствии смысла жизни, жизненных целей. В. Франкл назвал это состояние «эк­зистенциальным вакуумом».

В наши дни экзистенциальный вакуум и, как следствие, тяжелая скука получили широкое распространение по целому ряду причин.

«Именно с бессмысленным досугом связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сексуальных извращений во всем мире. Заполнение экзистенциального вакуума принимает все более жесто­кие формы, когда жертвами насилий, убийств становятся случайные люди»19.

Профилактика данной стадии при работе с близкими наркозависи­мого совершенно очевидно совпадает с профилактической и реабили­тационной работой предыдущей стадии.

Реабилитационная работа с близкими наркозависимого на этой ста­дии значительно усложняется. Здесь консультант должен:

• предоставить информацию о признаках во внешности, в об­щении и в поведении, свидетельствующих об употреблении наркотиков;

• сообщить сведения о наркологических службах, в которых можно получить необходимую консультацию;

18 Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозави-симых. СПб., 1999. С. 10.

"ГримакЛ. Общение с собой. М., 1991. С. 145.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

• разработать совместно с клиентом план действий и обсудить его во всех подробностях;

• создать совместно с клиентом стратегии взаимодействия с под­ростком или молодым человеком, экспериментирующим с нар­котиками (или алкоголем), осуществлять поиск путей форми­рования у зависимого мотивации на отказ от наркотиков;

• реализовывать те аспекты реабилитации, которые перечис­лены в реабилитационной работе на социальной стадии за­висимости;

• обучить техникам самопомощи и самовосстановления, по­скольку совершенно очевидно, что близкие наркозависимо­го вступили в тяжелый период хронического стресса;

• провести кризисную интервенцию, в том числе с использова­нием различных психотехник снятия эмоционального и фи­зического стрессового напряжения.

3. Физическая зависимость

«При более продолжительном употреблении наркотиков у челове­ка формируется физическая зависимость, которая появляется вслед­ствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дис­комфорта различной степени тяжести: от легкого недомогания до тя­желых проявлений абстинентного синдрома»20.

Профилактика данной стадии включает в себя все направления рабо­ты и с самим зависимым, и с созависимыми на более ранних стадиях развития зависимости и, соответственно, созависимости.

Реабилитационные мероприятия близких наркозависимого на данной стадии могут включать в себя все направления работы, перечислен­ные для предыдущей стадии. Однако все большее внимание прихо­дится уделять:

• психотерапии по снижению уровня сильных негативных эмоций;

• беседам с целью осознания определенной формы созави-симых отношений, принятых в семье и своей роли в их со­здании;

• работе по осознаванию своей роли в треугольнике «спасатель-ства»;

20 Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозави­симых. СПб., 1999. С. 10.

Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения.

самоопределению созависимого;

сопровождению при переориентации созависимого: пере­смотру деструктивных убеждений, предубеждений и иллюзий; работе по восстановлению психического равновесия и физи­ческого здоровья;

возможно, предоставление созависимому информации о том, где он может пройти медикаментозное лечение.

4. Необратимая степень зависимости

Степень зависимости может быть настолько сильной, что близкие наркозависимого уже ничем не могут ему помочь. Одновременно, это крайне тяжелая фаза созависимости, когда жизнь всего близкого ок­ружения наркомана буквально разрушается: появляются серьезные психосоматические заболевания, бессилие и ощущение собственной неспособности помочь приводят к депрессии, немотивированной аг­рессивности и другим эмоциональным нарушениям.

Реабилитация созависимого в данном случае полностью совпадает с описанной реабилитацией созависимого при физической зависимо­сти. И, кроме того:

• в интенсивной психологической поддержке созависимого;

• в работе по программе «Жесткая любовь» (см. Приложение).

Не исключено, что на этом этапе созависимый будет переживать предвосхищенное горе, то есть он заранее начнет переживание неми­нуемой смерти своего близкого человека, умирающего от наркотиков. Консультанту необходимо знать закономерности работы с горем и спе­цифику психологической поддержки в этот период.

Глава 3.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Первый из уровней консультативного взаимодействия — информа­ционный.

Совершенно очевидно, что информативные запросы не требуют длительного консультирования, но подразумевают возможность в лю­бой момент воспользоваться справочным материалом, в котором дол­жны содержаться данные:

• об имеющихся территориально близко расположенных служ­бах психологической помощи (если по каким-то причинам клиент не может воспользоваться вашей помощью), в том числе и лечебных наркологических заведениях;

• о возможных формах психологической помощи (например, коммуникативных тренингах, группах личностного роста, те­рапевтических группах и т. п.) и координатах, по которым можно записаться в группу;

• о видах терапевтической и консультативной помощи (семей­ной терапии, супружеском консультировании, индивидуаль­ном психоанализе и т. д.).

Для тех, кто обратился за информацией в связи с наркозависимо­стью члена семьи, желательно иметь следующие данные:

• условия лечения (часы приема, стоимость лечения, виды ле­чения);

• описание внешнего вида различных наркотиков и особенно­стей воздействия;

• описание внешних признаков наркотического опьянения в за­висимости от вида наркотиков.

Задавая вопрос, требующий информационного ответа, клиент всем своим видом демонстрирует, что ему нужна только информация: он задает вопросы деловым тоном, может записывать ответы, личностно отстранен. Тем не менее желательно его расспросить, в связи с чем воз­никла потребность в информации. Более того, обсуждение этих причин

Глава 3. Информационный уровень консультирования

должно быть обязательным этапом информативной консультации. Ча­сто, услышав в вопросах собеседника заинтересованность, человек впервые позволяет себе открыто обсудить наболевшую проблему. При этом консультант может встретиться с необходимостью проведения кризисной интервенции, или в процессе беседы может быть достигнута договоренность о пролонгированном консультативном сопровожде­нии или прохождении группового тренинга.

На информационном уровне консультант, в первую очередь, пре­доставляет психологическую информацию, делая клиента более гра­мотным.

Существует много ложных установок, блокирующих возможность принять помощь психолога. Основными из них являются:

• ложное убеждение в том, что обращение за помощью для раз­решения проблем психологического характера — признак сла­бости или глупости («К психологам обращаются дураки и сла­баки»);

• неверное представление о том, будто психотерапию проходят только психически неуравновешенные люди («Что я псих, что ли, терапию проходить?»);

• отсутствие сведений о том, как строится консультативная бе­седа с психологом («Что я буду говорить? Да и как расскажешь, когда самому не все ясно?»);

• страх чужого вмешательства в личную жизнь («Как с такой проблемой может разобраться посторонний человек? Не хочу, чтобы кто-то учил меня жить»);

• страх раскрыть свои тайны перед посторонним человеком и страх распространения конфиденциальной информации о себе («Я не могу рассказать об этом никому: узнает один — узнают все. Я не могу подставить себя под такой удар»).

Клиенты довольно часто сообщают психологу о причинах, кото­рые заставили их обратиться за информацией. Но на предложение пси­холога о дальнейшей работе отвечают отказом, аргументируя его од­ной из перечисленных установок. Это может послужить поводом к короткой контраргументации.

Рассмотрим примеры типичных препятствующих консультативному процессу установок клиентов и возможные варианты контраргументов со стороны психолога. «Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глу­постью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее зна-

5Зак 3656 129

Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

чима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показа­тель интеллекта и душевной силы».

«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуют­ся профессиональные психологические знания. Например, о некото­рых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особен­ностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать са­мостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».

«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не смо­жет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чув­ства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятны­ми тем, кто хочет с ними справиться».

«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».

«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предостав­ляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».

«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к про­фессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, на­оборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть пре­одолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».

«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологи­ческие причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезе­ние» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обра­титься к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины про­блем».

Глава 3 Информационный уровень консультирования

При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологи­ческого консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизве­стностью.

Все эти рекомендации могут показаться примитивными и лишни­ми. Но в своей практике я встречала много людей, которые с трудом шли на контакт, несмотря на всю серьезность их проблемы и отчаянное желание получить помощь. И только много позже они признавались, какие странные мифы о психологах роились у них в голове. Тогда оста­валось только сожалеть, что потеряно так много времени и усилий, вме­сто того чтобы с самого начала открыто и просто поговорить о том, чего человек больше всего боится, переступая порог кабинета консультанта. В любом случае, такой разговор никогда не может быть лишним. Даже если клиент не воспользуется этой информацией сразу, позже она мо­жет помочь ему решиться на более глубокий контакт с психологом.

Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чув­ствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов гово­рить о проблеме.

Информация, которую запрашивает клиент, может касаться и воз­растных психологических особенностей, закономерностей развития отношений и т. п. Подобные просьбы исходят от клиентов, которые думают, будто психолог заранее знает ответы на все вопросы. В таком случае необходимо объяснить, что потребуется для ответа на вопрос.

Например: «Для того чтобы получить ответ, нам необходимо: 1) ис­следовать обстоятельства, вызвавшие ваш вопрос; 2) установить, что вы хотите получить в результате использования информации; 3) обсу­дить, каким образом вы сможете достигнуть цели. Поскольку все ин­дивидуально, информация «вообще» может в лучшем случае не срабо­тать, а в худшем — ее неправильное истолкование может навредить».

Таким образом, для проведения психологом консультации точно в соответствии с потребностями клиента, необходимо в самом начале, при исследовании обстоятельств, вызвавших сформулированный им запрос, установить степень заинтересованности и целеполагание об­ратившегося за информацией человека.

Один из распространенных вопросов, встающих при консультиро­вании созависимых, — как предупредить развитие наркозависимости? Беседа, посвященная этой теме, хотя и является информативной, все-таки требует более глубокой проработки. Практически она состоит из Нескольких этапов.

1) Исследование обстоятельств, вызвавших запрос.

2) Информирование клиента об общих принципах и стратегиче­ских направлениях профилактики наркозависимости.

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

3) Выработка стратегических направлений в конкретных обстоя­тельствах клиента.

4) Разработка конкретных тактических приемов и техник, а также моделей конструктивного поведения в конкретных обстоятель­ствах клиента.

5) Выяснение обстоятельств и проблемных особенностей самого клиента, препятствующих реализации намеченных шагов.

6) Информирование клиента о возможных направлениях работы с проблемными обстоятельствами и совместная разработка инди­видуальной программы действий.

Так что такая «информативная» консультация, по существу, есте­ственным образом перерастает в настоящее исследование проблемы и переходит к более глубокому уровню взаимодействия. Помощь в этой работе вам может оказать нижеследующая информация.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

1. Здоровые взаимоотношения в семье. Доверие, принятие, уваже­ние, поддержка — это то, что дает каждому члену семьи опору и воз­можность устоять в сложных жизненных ситуациях. Они не возни­кают сами собой, а являются результатом обучения. В семьях с соза­висимыми отношениями, как правило, не отличают поддержку от оценки. Не знают, что такое принятие. Например, члены таких се­мей говорят: «Я, конечно, могу его принять, если он будет...» И далее следуют условия, на которых клиент готов относиться «хорошо» к своему партнеру.

2. Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противо­стоять влиянию, оказываемому извне, и отстаивать собственную по­зицию.

3. Заинтересованная занятость подростка: спорт, хобби, общение по интересам и т. п. Когда человеку интересно и без наркотиков, если он самореализуется и достигает определенных результатов, он повы­шает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает ненужным прием наркотиков для избежания тревожности, не­уверенности или ухода от проблем. К тому же, заинтересованный, дви-

Глава 3. Информационный уровень консультирования

жущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не за­щищается от нее опьянением.

4. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния свер­стников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интерес­ное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные цен­ности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на вы­бор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».

5. Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзья­ми, знание условий их жизни, интересов, событий. Это довольно слож­но осуществить, не нарушая естественного стремления подростка к са­мостоятельности, не прибегая к сверхконтролю. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия членов семьи. Высказывания в адрес приятелей, употребляющих нар­котики, не должны быть уничижающими их личность, но мнение об их действиях должны быть категоричными. Лучше всего, если друзья, употребляющие наркотики, будут под любыми предлогами удалены из круга общения подростка: слишком велика вероятность «зараже­ния» наркозависимостью.

6. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструк­тивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополуч­ное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком слу­чае желание разрядки может привести к употреблению наркотичес­ких веществ.

7. Однозначное и четко выраженное отрицательное отношение к нар­котикам со стороны членов семьи. Это мнение должно проявляться в каж­дом случае, когда заходит речь об употреблении наркотиков и косвенно при обсуждении жизненных ситуаций, фильмов и т. д. Вряд ли помогут специальные нотации. Это мнение должно выражаться прямо по слу­чаю и подразумеваться во всей линии поведения членов семьи.

8. Правдивая информация о губительных последствиях наркотиков. Информация должна быть правдивой до конца. Поэтому нельзя избе­гать разговоров о том удовольствии, которое получает принимающий наркотики. Но также ясно должна быть показана и цена за это удо­вольствие. Молодых людей плохо убеждают слова об ухудшении со­стояния здоровья и ранней смерти: это кажется им далеким и неверо­ятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы, умственная деградация способны произвести на них впечатление.

Глава 4.

УРОВЕНЬ

ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ОСТРОГО КРИЗИСА

Наиболее часто встречающееся обстоятельство, затрудняющее не только продвижение к цели, но даже четкое определение проблемы, — это кризисное состояние человека, обратившегося к психологу. По­этому представление о сущности кризиса и закономерности оказания психологической помощи при его наличии — важный элемент в про­фессиональном багаже консультанта.

Ситуация кризиса, типичная при определенных обстоятельствах для большинства людей, переживается созависимыми людьми не только острее, но и продолжительнее. Поэтому кризисная психо­логическая поддержка является одним из главных направлений ра­боты с ними.

Эта поддержка подразумевает:

• кризисную интервенцию;

• применение специальных психотерапевтических методов сни­жения негативного эмоционального напряжения;

• сопровождение при переживании утраты.

КРИЗИС И КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни каждого че­ловека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов пере­вода: тяжелое положение; перелом и шанс. Итак, шанс дается на пере­ломе, когда мы должны что-либо изменить, причем наше состояние таково, что мы желаем изменить нечто немедленно, хотя бы ради того, чтобы избавиться от напряжения и дискомфорта.

Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса

Переживание кризиса тем острее, чем больше

человек сопротивляется происходящим

переменам в его жизни

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные со­стояния. Что же вызывает кризис в жизни человека? Различают:

• внешний локус провоцирующего фактора — различные жиз­ненные события и ситуации и

• внутренний локус провоцирующего фактора — когда причи­ны кризиса носят внутрипсихический характер.

Кризисы внешнего локуса.

Ситуационный кризис: явно не зависит от человека, вовлеченного в него. Примером могут служить травма, пожар в доме.

Кризис перемен: нежелательная беременность, выход на пенсию, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт и т. п.

Депривационный кризис: кризис утраты (горе) вследствие смерти близких людей, развода, расставания, утраты значительного (для че­ловека) состояния и т. п.

Интеграционный кризис: кризис, связанный с позитивными изме­нениями в жизни человека, тем не менее часто вызывающими стресс в связи с длительным напряжением при освоении новых задач и обя­занностей. Например: вступление в брак, рождение ребенка, новые друзья, выздоровление от длительной болезни.

Кризисы внутреннего локуса.

Кризисы развития: кризис рождения, кризис становления Эго, кри­зис пубертата, кризис идентификации, кризис середины жизни, кри­зис пожилого возраста.

Болезнь как кризис: многие болезни являются следствием нежела­ния решать свои проблемы или вытеснения их из сознания.

Кризис отношений: ревность, пристрастия, любовь как зависимость, конфликты.

Кризисные состояния души: мучительный уровень негативных эмо-Ций (агрессия, страх, стресс, чувство вины, печаль, депрессия), чув­ствительность, жалость к себе.

Экзистенциальные кризисы: кризисы, связанные с поиском смысла Жизни, одиночеством, экзистенциальным страхом смерти.

Морально-этические кризисы: кризис выбора между личностным ро­стом и отказом от собственных потребностей; между тем, что счита-

Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

лось «правильным» и новым, противоречащим этому пониманию жиз­ненным опытом и т. п.

СУЩНОСТЬ КРИЗИСА

В большинстве случаев кризис есть результат психологического напряжения и фрустрации, переживаемых в течение длительного вре­мени, или следствие одновременного действия нескольких факторов. Но именно «накопленная» неудовлетворенность является причиной возникшего кризиса, тогда как любое, даже незначительное и дале­кое от «кризисной зоны» событие может стать «последней каплей» и развернуть пружину кризисного состояния. Поэтому консультант должен:

• избегать преждевременных оценок причины кризиса; ' *s

• отличать истинную причину от провоцирующего фактора. г'

V

га.

Кризис наступает тогда, когда человек пере­стает видеть возможные выходы.

Острый кризис ограничен во времени. Он так или иначе приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается бо­лее шести недель.

Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычного об­раза действий, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.

Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, бу­дучи сфокусирована и направлена, может помочь благополучному выходу из него; в противном случае хаотическая буря эмоций носит разрушительный характер. Поэтому работа с клиентом в кризисном состоянии в значительной части должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Это означает, что консультант должен стимулировать выражение чувств, являясь при этом их «зеркалом» («Я вижу, что вы очень рассер­жены»; «Мне кажется, что вы чувствуете себя виноватым. Расскажите мне об этом»; «Я чувствую, что боль разрывает вашу душу»).

Ни в коем случае нельзя преуменьшать качество чувств, выражае­мых клиентом, тем более, нивелировать их. «Нивелировать» — значит стараться преуменьшить их значение для клиента, обесценивать, ис-

Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса

кусственно гасить. Например, если клиент чувствует ярость, ужас или сильную тревогу, будет ошибкой говорить: «Я вижу, вас что-то беспо­коит».

«Вентиляция» чувств — это не обязательно разговор только о чув­ствах. Если клиент рассказывает о волнующих его событиях, поступ­ках, фактах, давая выход своим эмоциям, это наиболее естественный и эффективный способ снизить негативное напряжение.

СТАДИИ КРИЗИСА

Хотя ни один кризис не похож на другой, любой из них имеет пять стадий протекания.

Первая стадия: нормальная.

□ Используются привычные способы решения проблем и поведения;

□ задействуются знакомые ресурсы;

□ сохраняется гибкость в подходе к проблеме;

□ напряжение и релаксация сбалансированы.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для разрешения проблемы, наступает следую­щая стадия.

Вторая стадия: предкризисное состояние.

□ Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стесне­ние, оцепенение мыслей, скованность, заторможенность, ощу­щение фрустрации, страха;

□ ощущение безысходности при неудачной попытке решения про­блемы старыми способами;

□ уменьшение гибкости;

□ напряжение превышает релаксацию.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и воспри­ятию новых идей. Если встреча с консультантом происходит именно на этой стадии, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.