Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 8. Институциональное развитие ЕС




ТЕМА 7. Европейский Союз сегодня. Правовой статус ЕС.

«Интеграционное объединение» или «региональная межправительственная организация»?

Страны-члены ЕС: основатели, страны первого, второго третьего и четвертого расширения. Три основания ЕС: acquis communautaire, совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности, сотрудничество в области внутренних дел и юстиции.

Цели и задачи Европейского Союза, избранные пути их реализации.

Специфика Евросоюза как политического актора в международных отношениях.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

Сколько государств входят в ЕС на сегодняшний день?

Каков правовой статус ЕС? Каким документом он определяется?

К чему, по вашему мнению, ЕС сегодня ближе: к международной организации или федерации?

Литература обязательная:

Топорнин Б. Европейское право. М., 2001. (Еще раз о правовой природе Европейского союза - С. 250-253).

Данилов Д. Общая внешняя политика и политика безопасности / Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко и О. Буториной. – М.: УРСС, 2001 – С. 166-192.

Международные отношения: теории, конфликты, организации. М., 2004. (Особенности международно-правового характера Европейского Союза – С. 233-235).

www.eur.ru

Литература дополнительная:

1. Wallace H., Young A.(eds.). Participation and Policy-Making in the European Union. Oxford, Clarendon Press, 1997.

 

Основы институционального развития ЕС закладывались в 1950-е годы. В первой организации, Европейском объединении угля и стали, основной институциональной структурой стал Верховный орган (High Authority) – бюрократическое образование, предназначенное для урегулирования угольной и сталелитейной промышленности стран-членов этой организации независимо от форм собственности. Верховный орган стал следить за соблюдением установленных условий справедливой конкуренции на соответствующих рынках, заниматься определением основных целей и критериев инвестирования. Этот независимый от национальных правительств орган первым возглавил Ж. Монне, признанный «отцом Европы». С институциональной точки зрения, в организации ЕОУС слились черты бюрократического и либерального режимов. Вообще, «отраслевую интеграцию, то есть решение более или менее конкретных вопросов, технически проще было отдать на откуп международным чиновникам. Но при переходе к общей экономической интеграции преимущества бюрократической формы организации терялись, так как общая интеграция требовала большей гибкости в подходе к выработке политической стратегии»49,- замечает исследователь М.Стержнева. В практике евростроительства удалось найти компромисс, сочетающий элементы отраслевой и общей экономической интеграции. Со временем институциональные структуры ЕЭС как наиболее успешной организации заняли центральное место на поле региональной интеграции, что было подтверждено слиянием институциональных структур ЕОУС, ЕЭС и Евратома в 1967 г. В этот период отмечается возросшая роль Совета.

В 1960-е годы ЕС переживало кризис в связи с позицией Ш. Де Голля. Выходом из этого кризиса стал Люксембургский компромисс 1966 г. При сохранении в интеграционном объединении наднационального компонента в лице Комиссии, межправительственный компонент, олицетворяемый Советом, получил новое мощное подкрепление. В Люксембургском компромиссе нашла отражение голлистская концепция европейской интеграции как «Европы государств».

В 1970-е годы важнейшим содержательным моментом в жизни Сообщества стало начавшееся присоединение к нему довольно многочисленной группы новых членов. Обнаружилось, что при более широком круге участников преимущественно межправительственная система принятия решений, в которой каждому легко прибегнуть к праву вето, практически не работает. Это побудило руководителей ЕС, озабоченных его жизнеспособностью, укрепить организацию объединения с помощью дополнительных институциональных структур. Дополнительные структуры не изменили природы уже утвердившегося регионального политического режима, то есть отношения лежавших в основе организации ЕС концептуальных подходов – наднационального и межгосударственного. Во-первых, в 1974 г. регулярно проходившие и до этого встречи глав государств и правительств стран-участниц объединения были институционализированы в форме Европейского совета. Во-вторых, институционализации подверглась система ротации председательских функций в Совете и функций представительства ЕС во взаимоотношениях с внешним миром. Кроме того, институты ЕС приобрели некоторые полномочия в таких областях, как охрана окружающей среды и защита прав потребителей, ранее, чем это произошло с национальными правительствами.

В 1980-х годах гораздо более активной стала роль Европарламента, где также концентрировалось недовольство возникшими осложнениями в интеграционном развитии. Группа А. Спинелли выдвинула претензии к структуре ЕС, которые соответствовали принципиальным изменениям в шкале приоритетов западного общества, которые накапливались за послевоенные десятилетия и были названы Р. Инглхартом «молчаливой революцией»50. Согласно Р. Инглхарту, в 70-е годы произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях населения: такие прежде высоко котировавшиеся в обществе ценности, как военная безопасность и экономический рост уступили место популярным требованиям повышения качества жизни. Спинелли и его единомышленники полагали, что удовлетворение новых общественных запросов требует соответствующей политической реорганизации, а именно: оформление еврофедерации на конституционной основе. Но им не удалось привлечь массовую общественную поддержку, что привело к сохранению на региональном уровне «гибридного» институционального устройства. Институциональные нововведения, предусмотренные Единым европейским актом 1986 г., включали изменения правил голосования в Совете (распространение принципа большинства), увеличение полномочий Европарламента и учреждение Суда первой инстанции, а также изменение системы принятия решений, о которой будет сказано ниже.

В 1990-е годы основными вехами институционального развития ЕС стали разработка и принятие Маастрихтского и Амстердамского договоров. Маастрихтский договор с институциональной точки зрения привнес следующие нововведения:

Дал рождение институту европейского гражданства;

Учредил принципиально новую для ЕС институциональную структуру – Комитет регионов – и позволил министрам правительств отдельных европейских земель и регионов представлять соответствующие государства-члены на заседаниях Совета ЕС;

Впервые ввел на уровне ЕС институт Омбудсмена;

Принял новую процедуру совместного решения.

Амстердамский договор также несколько изменил институциональную систему ЕС:

Внес изменения в количество членов Комиссии (не по два, а по одному представителю от государства-члена) с условием, что будет модифицировано распределение голосов в Совете;

Расширил область применения процедуры совместного решения;

Укрепил роль Европейского парламента в деле назначения Председателя Комиссии;

Расширил сферу полномочий Евросуда в сфере судопроизводства и внутренних дел.

В начале XXI века Договор в Ницце также предусматривает изменение в структуре институтов Европейского Союза, однако об этом будет сказано ниже.

В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в своеобразных, часто критикуемых формах. В системе органов ЕС Комиссии принадлежит и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса отправления власти в ЕС. Законодательные функции в ЕС сосредоточены главным образом в Совете (Совете министров). Парламент, создававшийся в свое время как чисто консультативный орган, по-прежнему участвует в законотворчестве лишь в ограниченной степени. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства на территории государств-членов.

На сегодняшний день в число основных институтов Союза входят:

Европейский Парламент Совет/ Совет министров Европейская Комиссия Европейский Суд, или Суд ЕС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.