Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 2 страница




Данным Постановлением в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями установлены следующие сроки прохождения военной службы по контракту: до 3 лет, до 5 лет и до 10 лет. Приложением N 1 к названному Постановлению является Перечень районов и местностей Российской Федерации, на территории которых срок прохождения военной службы по контракту составляет до 3 лет, до 5 лет и до 10 лет (далее - Перечень). Перечень состоит из трех разделов. В каждом из этих разделов перечислены районы и местности, на территории которых установлены соответствующие сроки прохождения военной службы по контракту.

В Перечне указаны, в частности, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (например, все острова Северного Ледовитого океана и его морей, острова Берингова и Охотского морей). Однако эти районы и местности не выделены в Перечне особо, а приведены наряду с иными районами и местностями с неблагоприятными климатическими условиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 срок прохождения военной службы по контракту в находящихся за пределами Российской Федерации воинских частях, подразделениях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации), установлен до 5 лет. Непосредственно в данном Постановлении (п. 3) к воинским частям, находящимся за пределами Российской Федерации, отнесены воинские части, временно находящиеся в Республике Казахстан, Киргизской Республике и Туркменистане.

13. Порядок организации и проведения плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту, установлен:

- в Вооруженных Силах Российской Федерации - Руководством по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации (далее - Руководство), утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации "О прохождении военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" от 21 июля 2000 г. N 380. Количество военнослужащих, подлежащих замене, и сроки ее проведения ежегодно определяются приказами Министра обороны Российской Федерации (ст. 1 Руководства);

- в МЧС России - Руководством по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, утвержденным Приказом МЧС России от 8 ноября 2000 г. N 552;

- в МВД России - Инструкцией по организации и проведению плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу во внутренних войсках МВД России по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями и на территории Чеченской Республики, утвержденной Приказом МВД России "О прохождении военной службы военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями и на территории Чеченской Республики" от 23 ноября 2001 г. N 1028.

14. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на территории, отнесенной законодательством Российской Федерации к зоне отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 27 июня 1996 г. N 761 определен порядок замены указанных военнослужащих. В Вооруженных Силах Российской Федерации порядок замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории, отнесенной законодательством Российской Федерации к зоне отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - зона отселения), определен также Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 430.

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 430 определена, в частности, периодичность проведения замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту или выполняющих задачи в зоне отселения, - через 3 года.

15. Для замены в местности, где установлен срок военной службы, отбираются военнослужащие согласно расчетам, утверждаемым заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, в пределах численности, устанавливаемой ежегодно Министром обороны Российской Федерации (ст. 12 Руководства).

16. Вопрос о замене военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в конкретные географические районы рассматривается соответствующими командирами (начальниками) с учетом расчета на плановую замену, семейного положения военнослужащих и других обстоятельств. При этом военнослужащие должны заменяться преимущественно в те географические районы, в которых военную службу они не проходили. Конкретный военный округ (флот) в этом географическом районе определяется кадровыми органами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации совместно с кадровыми органами военных округов, флотов, ракетных армий, армий ВВС и ПВО (ст. 13 Руководства).

Отбор военнослужащих для замены производится из всех воинских частей пропорционально численности военнослужащих с учетом чередования военной службы каждым военнослужащим в различных географических районах. Ограничения в отборе на замену для каких-либо воинских частей, соединений, объединений, военно-учебных заведений или организаций Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливаются ежегодным приказом Министра обороны Российской Федерации по организации и проведению замены военнослужащих из местностей, где установлен срок военной службы (ст. 16 Руководства).

Военнослужащие, направляемые по плановой замене, подлежат аттестации в порядке, установленном ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, при этом аттестационные листы на них должны быть утверждены, а соответствующие выводы и рекомендации объявлены до убытия их по замене (ст. 6 Руководства).

17. Медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы для определения возможности прохождения военной службы (проживания) по состоянию здоровья в отдельных местностях Российской Федерации на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию) в этих местностях.

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 430 предписано отбирать военнослужащих для прохождения военной службы или выполнения задач в зоне отселения, признанных ВВК годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в условиях повышенного риска радиационного ущерба и не направлять военнослужащих для прохождения военной службы или выполнения задач в зону отселения при наличии у членов их семей противопоказаний, установленных ВВК, к проживанию на территории, отнесенной законодательством Российской Федерации к зоне проживания с правом на отселение.

Военнослужащие заменяются только после издания приказов по личному составу о зачислении их в распоряжение соответствующих командующих (командиров, начальников) или о назначении в установленном порядке на конкретные воинские должности по новому месту военной службы (ст. 22 Руководства).

18. Срок военной службы в местностях, где он установлен, подлежит соблюдению как командованием, так и военнослужащими. Для командования необходимостью соблюдения установленного срока обусловлена его обязанность производить замену военнослужащих не позднее этого срока, а для военнослужащих - их обязанность проходить военную службу в течение установленного срока. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы командование обязано произвести перевод военнослужащих по такому основанию, как в связи с плановой заменой, не позднее установленного срока. Командованию не предоставлено право по своей инициативе изменять данный срок в сторону его увеличения.

Военнослужащие, проходящие военную службу в местностях, где установлен срок военной службы, приобретают право на перевод в связи с плановой заменой лишь по истечении установленного срока.

Из абз. 1 п. 3 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что перевод по такому основанию, как в связи с плановой заменой, по инициативе командования допускается не только по истечении установленного срока, но и до его истечения. В соответствии с ним избран способ определения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 срока военной службы в соответствующих местностях: до 3 лет, до 5 лет и до 10 лет, т.е. срок военной службы в местностях, где он установлен, является не абсолютно, а относительно определенным.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимость соблюдения установленного срока военной службы в местностях, где он установлен, имеет значение общего правила и из него для командования возможно определенное исключение. Данное исключение состоит, по существу, в допустимости перевода по такому основанию, как в связи с плановой заменой, до истечения установленного срока службы.

19. В отличие от указанного срока, срок военной службы в зоне отселения для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту или выполняющих задачи в этой зоне, как следует из Приказа Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 430, установлен им, по существу, как абсолютно определенный - 3 года. Тем не менее данным Приказом предусмотрена возможность досрочной замены военнослужащих, пребывание которых или проживание совместно с ними членов их семей в зоне отселения невозможно по медицинским показаниям на основании заключений ВВК.

20. Замена в Вооруженных Силах Российской Федерации командиров подразделений, воинских частей и их заместителей осуществляется в пределах сроков военной службы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434, с интервалом не менее двух месяцев (ст. 8 Руководства).

21. Срок военной службы военнослужащим в местностях, где он установлен, исчисляется:

а) прибывшим в местности, где установлен срок военной службы:

- в одиночном порядке - со дня зачисления в списки воинской части;

- в составе воинской части или подразделения - со дня прибытия в пункт постоянной (временной) дислокации, о чем объявляется приказом командира воинской части;

б) убывающим из местностей, где установлен срок военной службы:

- в одиночном порядке - по день (включительно) исключения из списков воинской части;

- в составе воинской части или подразделения - по день (включительно) убытия из пункта постоянной (временной) дислокации, о чем объявляется приказом командира воинской части (ст. 9 Руководства).

22. Согласно п. 1 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы круг военнослужащих, подлежащих плановой замене, ограничен военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Однако в местностях, где установлен срок военной службы, могут также служить офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации (офицеры, проходящие военную службу по призыву). По своему правовому положению эти офицеры по общему правилу приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту (см.: п. 5 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; п. 1 ст. 2 комментируемого Закона). Офицеры, проходящие военную службу по призыву, в период ее прохождения вправе в установленном порядке заключить контракт о прохождении военной службы, в том числе в период прохождения военной службы в местностях, где для нее установлен срок. Следовательно, в случае заключения ими контракта они согласно п. 3 ст. 16 вышеназванного Положения не позднее истечения соответствующего срока службы в указанных местностях подлежат плановой замене с зачетом в этот срок срока военной службы, в период которого они относились к офицерам, проходящим ее по призыву.

23. Исчисление продолжительности военной службы военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне отселения производится с учетом времени их военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 430).

24. О прибытии военнослужащих в местности, где установлен срок военной службы, или убытии из этих местностей производится запись в их послужной карте. Данные обстоятельства фиксируются также в приказе по строевой части.

25. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, заменяемым из местностей, где установлен срок военной службы, право выбора места дальнейшего прохождения военной службы не предоставляется. Однако при этом, разумеется, они не могут быть направлены по инициативе командования в местности, где установлен срок военной службы. Кроме того, подлежит учету п. 6 ст. 15 Положения, ограничивающий возможность перевода военнослужащих.

Согласно ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200) наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (детских садах-интернатах, школах-интернатах для слепых, плохо видящих, глухонемых, умственно отсталых, больных сколиозом и др.), которые отсутствуют в местности, в которую переводится военнослужащий или в которой он проходит военную службу, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях. Поэтому применительно к подп. "б" п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий не может быть переведен со ссылкой на абз. 2 п. 3 ст. 16 Положения в такую местность, проживание в которой членов его семьи по заключению ВВК по указанной причине невозможно.

Согласно ст. 24 Руководства военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации по замене из местностей, где установлен срок военной службы, по возможности, направляются в регионы, где они обеспечены жилой площадью.

26. Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 430 предусмотрено проводить замену военнослужащих из зоны отселения для дальнейшего прохождения военной службы или выполнения задач в другие местности Российской Федерации, за исключением районов Крайнего Севера и местностей с неблагоприятными климатическими условиями.

27. В соответствии с п. 4 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, проходящему службу в местности, где установлен срок военной службы, предоставлено право отказа от плановой замены.

В п. 4 ст. 16 Положения не содержится ограничений для неоднократного продления продолжительности военной службы в местности, где установлен срок военной службы.

В целях соблюдения прав военнослужащих к отказу военнослужащих от плановой замены и согласию продолжить службу в местности, где для нее установлен срок, следует предъявлять определенные требования. Отказ военнослужащего от плановой замены и его согласие продолжить службу в местности, где установлен срок службы, должны быть добровольными, однозначно выраженными и документально подтвержденными (например, они могут содержаться в его рапорте, поданном в порядке подчиненности (по команде).

В Вооруженных Силах Российской Федерации круг должностных лиц, которым предоставлено право продления военнослужащим срока прохождения военной службы в местностях, где установлен срок службы, определен в ст. 11 Руководства, согласно которой военнослужащие, проходящие военную службу в местностях, где установлен срок военной службы, могут быть оставлены для дальнейшего прохождения военной службы в этих местностях по личной просьбе решением заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (флотов), начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Установление военнослужащему дополнительного срока прохождения службы и его продолжительность следует фиксировать в приказе.

Будучи согласованным, дополнительный срок прохождения военной службы в местности, где он установлен, становится обязательным как для военнослужащего, так и для командования и не может быть изменен в одностороннем порядке.

28. Перемещение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в другую местность может быть обусловлено состоянием здоровья военнослужащих или членов их семей на основании заключения военно-врачебной комиссии в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, для внутренних войск МВД России - Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2004 г. N 440.

Перемещение в указанном случае производится по рапортам военнослужащих.

К членам семьи, которые могут быть направлены на медицинское освидетельствование в целях решения вопроса о перемещении военнослужащего, относятся жена (муж), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети-учащиеся, состоящие на иждивении военнослужащего, а также дети-инвалиды I и II групп. Остальные состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие вместе с ним члены семьи могут быть направлены на освидетельствование лишь в случаях, когда они по состоянию здоровья нуждаются в постоянном постороннем уходе и не имеют других близких родственников.

В исключительных случаях, в связи с обращением военнослужащего с рапортом о перемещении по службе в другую местность, обусловленном необходимостью ухода за престарелыми и больными его родителями или родителями жены, проживающими отдельно, начальником управления (отдела) кадров округа, группы войск, флота, отдельной армии, отдельной флотилии (в отношении офицера), командиром воинской части (в отношении других военнослужащих) могут быть запрошены в военном комиссариате по месту жительства заключение военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья, сведения о семейном положении и наличии других родственников.

29. Условие изменения места военной службы не может быть оговорено в дополнительных условиях контракта о прохождении военной службы, поскольку не предусмотрено Типовой формой контракта о прохождении военной службы (приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы).

30. Отказ должностных лиц в реализации права военнослужащих на замену может быть обжалован в административном (служебном) и судебном порядке.

 

Комментарий к пункту 3 статьи 6

 

31. Норма, закрепленная в комментируемом пункте, соответствует принципам, изложенным в Конституции Российской Федерации (ст. 27), международных актах о правах человека, в соответствии с которыми каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1. Это право ограничивается только в период прохождения гражданами Российской Федерации военной службы.

В соответствии с указанным Законом право граждан Российской Федерации на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение и в других случаях (ст. 8), в то же время оно не может быть ограничено основаниями увольнения и другими условиями, прямо не указанными в вышеназванном Законе.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (с изменениями и дополнениями), которые не содержат каких-либо ограничений для этого, кроме случаев, ограничивающих свободу выбора места пребывания и жительства, указанных выше.

32. На практике право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства подчас ограничивается органами власти субъектов Российской Федерации принятием правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах этих субъектов, не соответствующих вышеуказанным законодательным и иным нормативным правовым актам. Отказ органов власти и местного самоуправления в реализации данного права может быть обжалован гражданами в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (см. комментарий к ст. 21).

Так, в решении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2001 г. N ВКПИ01-23 указывается, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации"). Ограничения этого права с исчерпывающей полнотой установлены в ст. 8 указанного Закона, ограничения могут быть введены в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Только эти ограничения могут служить основанием для разрешительной регистрации места пребывания и места жительства. То обстоятельство, что жилищное законодательство устанавливает нормы постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилой площади, нормы предоставления жилья и норму жилой площади на одного человека, не является основанием для отказа в регистрации гражданина по месту его жительства, если размер жилой площади будет меньше этих норм. Нормы ГК РФ, ЖК РФ, других федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.

33. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства не только в пределах Российской Федерации, но и в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Данные военнослужащие реализуют это право с учетом ограничений, указанных в контракте о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г., и в порядке, указанном в п. 3 комментария к ст. 6.

 

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

 

Комментарий к статье 7

 

Комментарий к пункту 1 статьи 7

 

1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 сведения, ранее составлявшие военную тайну, отнесены к государственной тайне. Перечень сведений в военной области, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 61.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, в соответствии со ст. 283 УК РФ влечет уголовную ответственность.

2. Действующими общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок обжалования отданных командирами (начальниками) приказов и распоряжений до их исполнения, в том числе заведомо влекущих уголовную или административную ответственность, что ставит военнослужащих в двусмысленное положение.

В ст. 30 УВС ВС РФ закреплено, что "обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением". В ст. 332 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке. При необходимости убедиться в правильном понимании отданного приказа военнослужащий может обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его (ст. 40 УВС ВС РФ). Данная проблема требует своего законодательного решения в целях реализации закрепленного Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" принципа единства основных требований, предъявляемых к государственной службе и военной службе как особому виду государственной службы Российской Федерации.

3. В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е. безграничным. Командирам-единоначальникам предоставляется такой объем полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части, их самостоятельность в единоличном решении основных вопросов осуществления власти. Они не вправе переступать предел власти, которым они наделены законами, другими правовыми актами.

Таким образом, общевоинские уставы, устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов, и комментируемый Закон исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. В противном случае в зависимости от тяжести совершенного наступает ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия (ст. ст. 285, 286 УК РФ).

4. В ст. 42 УК РФ установлены условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет. Однако необходимо учитывать при этом его право на уточнение отданного приказа (ст. 40 УВС ВС РФ).

Таким образом, с одной стороны, подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия, с другой - умышленное совершение общественно опасных действий военнослужащим, сознающим преступность выполняемого приказа начальника, влечет за собой уголовную ответственность. При этом военнослужащий будет субъектом преступления, если деяние совершается им в целях достижения конкретного преступного результата.

Незаконным следует считать приказ, который противоречит законам, общевоинским уставам и другим ведомственным нормативным правовым актам, отдан не по службе и не в интересах службы, ненадлежащему лицу и с грубым нарушением обязательной формы, реально не исполним и унижает человеческое достоинство подчиненного.

Заведомо незаконным следует признать приказ, который очевидно для подчиненного связан с нарушением закона (а также общевоинских уставов и ведомственных нормативных правовых актов) по содержанию, цели либо средствам его выполнения. При ответе на вопрос о необходимости исполнения заведомо незаконного приказа, влекущего за собой совершение умышленного преступления, следует руководствоваться положениями ч. 2 ст. 42 УК РФ - не исполнять такой приказ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.