Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 1 страница




 

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

 

Комментарий к статье 5

 

Комментарий к пункту 1 статьи 5

 

1. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства (ст. 7 УВС ВС РФ).

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

- участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

- исполнения должностных обязанностей;

- несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

- участия в учениях или походах кораблей;

- выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

- нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

- нахождения в служебной командировке;

- нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

- следования к месту военной службы и обратно;

- защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

- оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

- совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства и в некоторых других случаях.

Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также УВС ВС РФ, ДУ ВС РФ, УГ и КС ВС РФ.

Взаимоотношения между военнослужащими характеризуются единоначалием, суть которого состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего (ст. 30 УВС ВС РФ). Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Таким образом, он руководит деятельностью подчиненных военнослужащих, т.е. имеет право вмешиваться в их служебную деятельность.

В то же время УГ и КС ВС РФ ограничено право прямых начальников вмешиваться в исполнение обязанностей подчиненными военнослужащими при несении ими гарнизонной и караульной служб.

Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащий внутренних войск при несении службы, исполняя возложенные на него обязанности, руководствуется только законом, является представителем власти и находится под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в законные действия военнослужащего внутренних войск, кроме лиц, прямо уполномоченных на то указанным Законом. Никто не имеет права принуждать военнослужащего внутренних войск исполнять обязанности, которые не возложены данным Законом на внутренние войска (ст. 41).

Федеральным законом "О государственной охране" установлено, что никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников федеральных органов государственной охраны (ст. 19).

Аналогичные положения содержатся также в федеральных законах, которые регулируют деятельность других войск, воинских формирований и органов, в том числе прохождение в них военной службы.

2. Органы военной прокуратуры не имеют права вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих. В пределах предоставленных им полномочий они осуществляют надзор за исполнением законов в войсках и государственных органах, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

 

Комментарий к пункту 2 статьи 5

 

3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

4. В ст. 63 (п. "ж") УК РФ совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности (например, исполнение обязанностей военной службы военнослужащим) или выполнением общественного долга рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" исполнением обязанностей военной службы могут быть признаны иные действия военнослужащего (кроме перечисленных в данной статье), признанные судом совершенными в интересах общества и государства.

5. Действия (бездействие), перечисленные в п. 2 ст. 5 комментируемого Закона, в зависимости от состава совершенного правонарушения влекут уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность.

Так, например, УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за распространение клеветнических (т.е. заведомо ложных, порочащих честь, достоинство или репутацию лица) сведений в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 129), за оскорбление, распространенное в средствах массовой информации, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч. 2 ст. 130), и др.

КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (гл. 5 и гл. 6).

Гражданско-правовыми средствами защищаются имущественные права военнослужащих и их нематериальные блага, в том числе личные неимущественные права (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода передвижения и т.д.), примерный перечень которых дан в ст. 150 ГК РФ.

6. Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами, приобретаемыми ими в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).

Защита чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих), помимо уголовной, в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.

На практике часто возникает вопрос о том, что следует понимать под распространением сведений, порочащих честь и достоинство гражданина (военнослужащего).

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших при применении судами дел о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" от 24 февраля 2005 г. N 3 "порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица". Там же указывается, что под распространением таких сведений следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Судам следует иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.

Порядок опровержения указанных сведений осуществляется в соответствии со ст. 44 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и предусматривает следующие правила:

- опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации;

- оно должно быть набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение;

- если опровержение дается по радио или телевидению, то оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче.

В случае отказа средства массовой информации добровольно опубликовать опровержение распространенных им порочащих сведений гражданин (военнослужащий) может обжаловать отказ в судебном порядке, что предусмотрено ст. ст. 43, 45 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и п. 1 ст. 208 ГК РФ (см. комментарий к п. 1 ст. 21).

 

Комментарий к пункту 3 статьи 5

 

7. Лица, подозреваемые в совершении преступления, задерживаются по основаниям, установленным ст. 91 УПК РФ, и содержатся под стражей в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ.

8. Арест применяется как вид уголовного наказания и административного взыскания.

Указом Президента Российской Федерации "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" от 30 июня 2002 г. N 671 арест исключен из числа дисциплинарных взысканий.

9. В соответствии со ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

Порядок исполнения наказания в виде ареста осужденных военнослужащих установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302, которые изданы в развитие ст. 168 "Меры взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим" УИК РФ, предусматривающей, что к осужденным военнослужащим применяется как мера уголовно-исполнительного воздействия арест в дисциплинарном порядке до 30 суток. Осужденные военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке, отбывают наказание в одиночных камерах на гауптвахте дисциплинарной воинской части.

10. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим в качестве административного взыскания арест не применяется.

11. Исключение с 1 июля 2002 г. Указом Президента Российской Федерации "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" ареста с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания в соответствии с ДУ ВС РФ, ранее применявшегося в отношении солдат и матросов, сержантов и старшин (кроме военнослужащих-женщин), прапорщиков и мичманов, являвшегося одной из крайних мер воздействия и применявшегося в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безуспешными, обусловлено приведением внутренних нормативных актов в соответствие с требованиями международных правовых актов и законодательством Российской Федерации, в частности, ст. ст. 22, 125, абз. 2 п. 6 разд. 2 Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., подписанной от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г., Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ст. ст. 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова.

12. В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" военные прокуроры вправе немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

 

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства

 

Комментарий к статье 6

 

Комментарий к пункту 1 статьи 6

 

1. Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) связано с необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы, т.е. отвечает принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности (см. п. п. 112 - 114 комментария к ст. 15).

Осуждение военнослужащих к уголовному наказанию в виде ограничения по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначениям на иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы (ст. 15 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302).

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право свободно передвигаться только в расположении воинских частей, в которых они проходят службу. В пределах гарнизонов указанные военнослужащие могут передвигаться, если они уволены из расположения воинской части в установленном порядке (ст. ст. 243 - 249 УВС ВС РФ). Документом, подтверждающим правомерность нахождения в увольнении, является увольнительная записка, которая действительна только в границах гарнизона, в котором расположена воинская часть.

3. УВС ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части (ст. 243 УВС ВС РФ). Поскольку форма такого разрешения не установлена, оно может быть как письменным, так и устным. При убытии военнослужащего в отпуск оформляется и ему выдается отпускной билет, в командировку - командировочное удостоверение.

Федеральными законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ установлено, что военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действуют Постановления Правительства Российской Федерации "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 1 октября 1998 г. N 1142 (с изменениями и дополнениями) и "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" от 19 декабря 1997 г. N 1598.

Последним установлено, что разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, дается Министром обороны Российской Федерации и руководителями исполнительной власти или уполномоченными ими лицами.

Для военнослужащих ФСБ России порядок установлен Инструкцией о порядке оформления разрешений и получения паспортов для выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала органов федеральной службы безопасности по частным делам, утвержденной Приказом ФСБ России от 17 апреля 2003 г. N 265.

4. Для получения разрешения на выезд из Российской Федерации все военнослужащие ФСО России, а также лица из числа гражданского персонала, осведомленные в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, подают рапорт (заявление) на имя руководителя ФСО России или его заместителей. В рапорте (заявлении) указываются страна, в которую планируется выезд, цель, сроки выезда, источник финансирования, вид транспорта, реквизиты туристической фирмы (агентства) или установочные данные на приглашающее лицо.

Начальник соответствующего структурного подразделения ФСО России визирует рапорт военнослужащего или заявление лица из числа гражданского персонала, в обязательном порядке указывает в рапорте или заявлении фактическую осведомленность этого лица в сведениях, составляющих государственную тайну, и направляет указанные документы в Управление кадров.

Управлением кадров и Оперативным управлением на рапорте военнослужащего или заявлении лица из числа гражданского персонала проставляются отметки о наличии или отсутствии причин для временного ограничения их права на выезд из Российской Федерации. Начальник Управления кадров представляет подготовленные документы руководству ФСО России для принятия решения.

При принятии решения о временном ограничении права военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала на выезд из Российской Федерации Управление кадров доводит до их сведения основание и срок ограничения (п. п. 20 - 22 Инструкции о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСО России от 27 января 1999 г. N 17 (с изменениями от 5 апреля 1999 г.)).

5. Выезд военнослужащих из Российской Федерации (за исключением военнослужащих Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации) подлежит согласованию с соответствующими органами ФСБ России.

6. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки по форме, прилагаемой к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598, выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1999 г. N 397). С учетом Указа Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. N 649 (с изменениями) к ним относятся:

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- Служба внешней разведки Российской Федерации;

- Федеральная служба охраны Российской Федерации.

7. Правительством Российской Федерации поручено Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба:

- утвердить перечни должностных лиц, которым предоставлено право разрешать выезд военнослужащих из Российской Федерации. Так, согласно п. 5 Инструкции о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Федеральной службы охраны Российской Федерации решение о выезде военнослужащих, а также лиц из числа гражданского персонала, осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, из Российской Федерации принимается: в отношении начальников структурных подразделений ФСО России и их заместителей, а также военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала, осведомленных в сведениях особой важности, - только руководителем ФСО России; в отношении военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала, осведомленных в совершенно секретных сведениях, - руководителем ФСО России и первым заместителем руководителя ФСО России; в отношении иных военнослужащих - руководителем ФСО России, первым заместителем и заместителями руководителя ФСО России (в соответствии с распределением обязанностей по курированию подразделений);

- определить перечни воинских частей, организаций и учреждений, наделяемых полномочиями выдавать указанные выше справки, и направить их в МВД России и МИД России (как правило, эти справки оформляются управлениями кадров соответствующих министерств и ведомств);

- установить порядок получения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации, а также порядок сдачи и последующего хранения указанных документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну. Порядок оформления и выдачи заграничных паспортов гражданам Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310.

Установлено, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, получают разрешение командования, а соответствующие документы, включая заграничный паспорт, выдаются им на основании справки, форма которой установлена Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке оформления разрешения на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" от 19 декабря 1997 г. N 1598.

8. Для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления о выдаче заграничного паспорта не призывается на военную службу или не направляется на альтернативную гражданскую службу, лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства (п. 2.5 вышеназванной Инструкции).

9. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000 г. N 740-р в 2000 - 2002 гг. должны были быть осуществлены поэтапные мероприятия по оформлению и выдаче служебных паспортов военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и пограничных войск, проходящим военную службу на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей, включая несовершеннолетних детей.

Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с ФСБ России обеспечивают своевременное представление в МИД России документов, необходимых для оформления служебных паспортов.

МИД России обеспечивает выдачу служебных паспортов указанным гражданам Российской Федерации.

 

Комментарий к пункту 2 статьи 6

 

10. Изменение места военной службы может быть связано с переводом военнослужащих к новому месту военной службы, который осуществляется в порядке, определенном ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений Государственной противопожарной службы) в следующих случаях:

а) по служебной необходимости;

б) в порядке продвижения по службе;

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

д) по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

е) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

ж) в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

з) в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

и) в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

к) если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.

Изменение места службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в высокогорных и других местностях с тяжелыми климатическим условиями, производится в связи с актами Правительства Российской Федерации, которыми установлены сроки службы и порядок замены указанных военнослужащих.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, переводится к новому месту военной службы без его согласия.

Перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам производится в следующих случаях:

а) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в данной местности в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Перевод в связи с плановой заменой является, с одной стороны, правом военнослужащего, а с другой - обязанностью командования, что вытекает из смысла п. 1 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы. Он осуществляется из одной воинской части в другую, причем во всех случаях находящуюся в другой местности.

Перевод в порядке плановой замены является таковым как для военнослужащих, которые переводятся (заменяются) по данному основанию из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации (далее согласно п. 1 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы - местности, где установлен срок военной службы), так и для военнослужащих, которые переводятся по данному основанию в эти местности.

Из ст. 16 вышеназванного Положения следует, что по общему правилу перевод военнослужащих, проходящих службу в местности, где для нее установлен срок военной службы, в связи с плановой заменой производится в местности, где такой срок не установлен.

11. Вышеуказанной статьей Положения о порядке прохождения военной службы следует руководствоваться федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при проведении плановой замены военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по контракту (2 года) на территории Чеченской Республики (см.: Указ Президента Российской Федерации "О сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики" от 7 июля 2000 г. N 1271; Постановление Правительства Российской Федерации "О максимальном сроке непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики" от 23 августа 2000 г. N 621).

12. В п. 1 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы определен круг военнослужащих, подлежащих плановой замене.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" от 5 июня 2000 г. N 434 (с изменениями и дополнениями) определен перечень этих районов и местностей, а также срок военной службы в них и в указанных воинских частях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.