Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О статусе военнослужащих 6 страница




7) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

26. О правах и льготах ветеранам, исполнявшим обязанности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, см. п. 13 комментария к ст. 1.

 

Комментарий к пункту 7 статьи 2

 

27. В целях военной подготовки несовершеннолетних граждан создана сеть учебно-образовательных заведений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой. Так, в системе военного образования сухопутных войск действуют: семь суворовских военных училищ в городах: Екатеринбурге, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Ульяновске, Уссурийске; один кадетский ракетно-артиллерийский корпус в г. Санкт-Петербурге; в Военно-Морском Флоте - Нахимовское военно-морское училище (г. Санкт-Петербург). Военно-музыкальное училище в г. Москве готовит к поступлению на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а также в военные образовательные учреждения. Открыты военно-морской корпус в Кронштадте, кадетский корпус Военно-космических сил в г. Санкт-Петербурге, кадетский корпус пограничных органов ФСБ России в г. Пушкино, Оренбургский кадетский корпус, военно-технический кадетский корпус в г. Тольятти. Действуют сотни специализированных классов общеобразовательных школ при военно-учебных заведениях.

Суворовские военные, Нахимовское военно-морское училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы.

Кадетские (морские кадетские) корпуса осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан мужского пола по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Порядок приема в указанные учебные заведения и их деятельности определен Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 944) (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с учебным планом обучающимся в течение года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней и летний каникулярный отпуск не менее 8 недель.

Продолжительность учебной недели в училищах - 6 дней. Распорядок дня указанных заведений устанавливается согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 25 (с изменениями и дополнениями).

Обеспечение суворовцев, кадетов, воспитанников всеми видами довольствия осуществляется на основании законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министра обороны Российской Федерации, нормативных актов других федеральных органов исполнительной власти.

Суворовцам, нахимовцам, воспитанникам выплачивается должностной оклад, установленный для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по I тарифному разряду, а назначенным на должности командиров отделений и заместителей командиров взводов - надбавка в размере соответственно 20 и 30 процентов от должностного оклада.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того, выплачивается ежемесячное пособие в размере должностного оклада, установленного для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по I тарифному разряду.

 

Комментарий к пункту 8 статьи 2

 

28. В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными лица, относящиеся к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попавшие во власть неприятеля, являются военнопленными. Военнопленный находится во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей.

Военнопленным должна быть предоставлена возможность сообщить о взятии в плен своей семье и в Центральное справочное агентство по делам военнопленных, создаваемое в период военных действий в нейтральной стране. Они сохраняют военную форму, знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия. В зависимости от звания или положения отдельные военнопленные имеют преимущества. Держащая в плену держава обязана признавать повышение военнопленных в звании, о котором ей будет надлежащим образом сообщено. Всем военнопленным ежемесячно выплачивается аванс в счет денежного довольствия в размерах и порядке, установленных вышеуказанной Конвенцией. Военнопленные обязаны соблюдать правила отдания воинских приветствий, предусмотренные действующими в их собственной армии уставами.

Заложник - лицо, насильственно захваченное и удерживаемое в обеспечение определенных требований теми, кто заинтересован в его освобождении. Как правило, захват заложников преследует цели понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от какого-либо действия как условия освобождения заложника <*>.

--------------------------------

<*> Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 344.

 

Интернированным считается военнослужащий, принудительно помещенный в какую-либо местность на территории иностранного государства с запрещением покидать ее пределы. Интернирование применяется к военнопленным воюющими государствами и к военнослужащим воюющих государств нейтральными государствами.

Зачисление в распоряжение командира (начальника) осуществляется со дня пленения, захвата в заложники или интернирования военнослужащего или со дня, когда стало известно об этом, когда такая дата не известна, и до его освобождения.

Таким образом, за указанными в настоящем пункте комментария военнослужащими сохраняются права и обязанности, которые могут быть реализованы применительно к их положению военнопленных.

29. Органы государственной власти Российской Федерации и военное командование обязаны в соответствии с нормами международного права принимать меры по освобождению военнослужащих. В целях оперативного решения вопросов, связанных с выяснением судеб, а в необходимых случаях с возвращением на родину военнопленных, интернированных и пропавших без вести за пределами Российской Федерации и на территории Чеченской Республики российских граждан, а также иностранных граждан, пропавших без вести на территории России, создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, которая в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. N 133 (с изменениями и дополнениями).

Дополнительные меры по розыску и освобождению российских граждан, незаконно удерживаемых на территории Чеченской Республики, предусмотрены распоряжением Президента Российской Федерации от 28 февраля 1997 г. N 56-рп.

30. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняются денежное довольствие, материальное обеспечение и иные виды обеспечения. Их выплата производится супруге (супругу) или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними. Порядок производства указанных выплат должен быть определен Правительством Российской Федерации.

Порядок выплат денежного довольствия указанных военнослужащих членам их семей установлен приложением 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524.

Семьям военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих (далее - семьи военнослужащих), ежемесячно выплачивается денежное довольствие, в том числе месячные и иные дополнительные выплаты, в размерах, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия.

Денежное довольствие подлежит выплате следующим членам семей военнослужащих: супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним (ней) совершеннолетним детям или законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста), а также лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, или родителям в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей.

При этом выплата денежного довольствия указанным членам семей производится до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, интернирования или освобождения либо признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. Во всех случаях выплата денежного довольствия производится не более чем по день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. При индексировании (повышении) окладов денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов денежное довольствие членам семей военнослужащих выплачивается с учетом индексации (повышения).

По данному вопросу действуют:

- Инструкция об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, утвержденная Приказом МВД России от 10 апреля 2003 г. N 239;

- Инструкция об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450;

- Инструкция об отдельных выплатах военнослужащим Спецсвязи России и членам их семей, утвержденная Приказом Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 108.

Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, см. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1027.

Материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения членов семей военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах, организуются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 641.

Члены семей военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах (далее - военнослужащие), обеспечиваются материальным и иными (кроме денежного довольствия) видами обеспечения в размерах, положенных военнослужащим, до полного выяснения обстоятельств их захвата в плен или в качестве заложников, интернирования или освобождения.

Право на материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения имеют следующие члены семей военнослужащих:

а) супруга (супруг) или проживающие совместно с ними несовершеннолетние дети;

б) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

в) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения;

г) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, или родители (усыновители) в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей.

Во всех случаях материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения производятся до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, их интернирования или освобождения.

Материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения членов семей военнослужащих производятся в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, на время отсутствия военнослужащих по указанным причинам.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, устанавливают правила материального и иных (кроме денежного довольствия) видов обеспечения членов семей военнослужащих.

По реализации указанного Постановления в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 октября 2001 г. N 429.

 

Комментарий к пункту 9 статьи 2

 

31. Данным пунктом закреплено положение, в соответствии с которым впервые изменен порядок реализации права военнослужащих на льготы, гарантии и компенсации: вместо ранее действовавшего порядка их предоставления, предполагавшего определенную самостоятельность, например, органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации и отдельных федеральных органов исполнительной власти) в реализации предоставляемых льгот путем издания соответствующих нормативных правовых актов, что на практике иногда приводило фактически к их лишению (право на бесплатный проезд на общественном транспорте, оплата установки телефона и абонентная плата за телефон и т.д.), указанной нормой предусмотрено пользование социальными гарантиями и компенсациями по желанию лиц, указанных в п. 5 ст. 2 комментируемого Закона, т.е. независимо от урегулированности вопросов между Министерством обороны Российской Федерации (МВД России, ФСБ России и др.) и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам взаиморасчетов, связанным, например, с бесплатным проездом военнослужащих на общественном транспорте, платой за телефон и т.д.

32. Лицам, указанным в п. 5 ст. 2 комментируемого Закона, одновременно имеющим право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, предоставляется льгота, гарантия и компенсация по одному основанию по их выбору. Так, например, офицер в воинском звании полковника, являющийся командиром воинской части, имеющий в соответствии с п. 8 ст. 15 комментируемого Закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения по двум основаниям, реализует его при предоставлении жилой площади по одному из них. В то же время в отдельных случаях законодательством может быть предусмотрено предоставление одних и тех же социальных гарантий и компенсаций по нескольким основаниям.

 

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

 

Комментарий к статье 3

 

Комментарий к пункту 1 статьи 3

 

1. Права военнослужащих, обусловленные исполнением военной службы, призванные обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов и, таким образом, носящие обеспечительный и стимулирующий характер в целях надлежащего исполнения военной службы, нормативно закреплены комментируемым Законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

2. Правовое регулирование прохождения военной службы осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", иных законодательных актов, в том числе закрепляющих особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Положения о порядке прохождения военной службы и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также международных договоров Российской Федерации в указанной области.

Граждане проходят военную службу не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, составляющих основу обороны Российской Федерации, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба. Исчерпывающий перечень их содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, существует ряд правовых актов, которые в большей или меньшей степени закрепляют правовые основы, особенности правового положения, организацию и специфические принципы деятельности военнослужащих в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе внешней разведки, федеральных органах охраны, пограничных войсках, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, военных судах и прокуратуре и т.д. К ним можно отнести Федеральные законы: "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О государственной охране", "О внешней разведке", "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

3. Помимо законов, особенности прохождения военной службы в некоторых органах, организациях и учреждениях регулируются иными нормативными правовыми актами. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. утверждено Положение о военной прокуратуре, правовое положение военных прокуроров также определяется Федеральным законом "О прокуратуре"; Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1084 утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства и т.д.

Правовое положение Вооруженных Сил Российской Федерации определяется Федеральным законом "Об обороне", предстоит разработать и принять федеральные законы "О специальных формированиях на военное время", "О федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации" и др. Обсуждается вопрос о разработке проекта Военного кодекса Российской Федерации, в котором бы были детально закреплены нормы, касающиеся военной организации государства: ее состава, решаемых задач, исполняемых функций; организации и прохождения военной службы; видов контрактов, их содержания, порядка заключения и расторжения; статуса военнослужащих и т.д. <*>.

--------------------------------

<*> См. подробнее: Актуальные проблемы систематизации военного законодательства в Российской Федерации: Российский военно-правовой сборник. N 2. М., 2004.

 

Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, которым является Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ.

4. В зависимости от должностного положения военнослужащие наделяются правами, необходимыми для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Помимо вышеуказанных законодательных и иных нормативных правовых актов, права военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации по исполняемым должностям закреплены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, действие которых в полном объеме распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в других ведомствах, например Спецстрое России (официальное разъяснение Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации относительно п. 3 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" от 14 декабря 1993 г. N 2140 (см. п. п. 15 - 20 комментария к ст. 1 и комментарий к ст. 27)).

5. Существенное влияние на правовое положение военнослужащих, в том числе их материальное обеспечение, оказывают условия прохождения военной службы.

Поскольку под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическим фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы, под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты (образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы). Порядок прохождения военной службы включает в себя: определение начала военной службы, ее продолжительности и окончания; присвоение воинских званий, повышение и снижение в воинских званиях, лишение этих званий; назначение на должности и освобождение от них; продвижение по службе.

Ранее действовавшие положения о прохождении военной службы отдельными категориями военнослужащих с принятием Положения о порядке прохождения военной службы не подлежат применению на территории Российской Федерации, в частности:

- Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (Приказ Министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100);

- Положение о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. N 934 (Приказ Министра обороны СССР от 15 октября 1985 г. N 275);

- Положение о прохождении действительной срочной военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 24 июля 1984 г. N 150;

- Положение о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в Советскую Армию и Военно-Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, введенное в действие Приказом Министра обороны СССР от 30 декабря 1976 г. N 286.

6. Материальное обеспечение военнослужащих включает в себя денежное довольствие и натуральное обеспечение - продовольственное, вещевое, предоставление жилых помещений (см. комментарии к ст. ст. 12 - 15).

7. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763 (с изменениями и дополнениями) в целях усиления защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и обеспечения соответствия законодательству актов, издаваемых министерствами и ведомствами Российской Федерации, установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 г. - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. как не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации признаны незаконными Приказы Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 404, 1994 г. N 29 и N 331, 1996 г. N 15, которыми установлены порядок заключения контрактов о прохождении военной службы, увольнения с военной службы и размеры денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений. Реализация данного решения судебной инстанции на практике означает, что на вышеуказанные Приказы Министра обороны Российской Федерации нельзя ссылаться при разрешении споров, вытекающих из регулируемых ими отношений.

Перечень нормативных актов, дела об оспаривании которых рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации, приведен в книге В.К. Белова и К.В. Фатеева "Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях" (М., 2004).

 

Комментарий к пункту 2 статьи 3

 

8. Впервые комментируемым Законом закреплено положение, в соответствии с которым правовая защита военнослужащих является функцией государства, тем самым подтверждено положение, заложенное в Конституции Российской Федерации, о том, что Российская Федерация - правовое государство (ч. 1 ст. 1), принципами которого являются: 1) верховенство закона, примат права над государством; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) ответственность государства перед своими гражданами; 4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

Функция правовой защиты реализуется в процессе деятельности компетентных органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительной власти, в том числе и военного управления, по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы. Таким образом, правовая защита заключается в создании и приведении в действие в случае необходимости комплекса правовых средств, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты.

 

Комментарий к пункту 3 статьи 3

 

9. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство (ч. 1 ст. 7). Это означает, что одним из основных направлений деятельности государства является возложение на него решения некоторых социальных задач, в частности, в отношении военнослужащих, ответственности и обязанностей перед ними по осуществлению социальной программы реализации их прав.

Функция социальной защиты военнослужащих выражается в деятельности органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей, а также социальных гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы. Указанные условия включают в себя также обязанности перечисленных органов по закреплению в нормативных правовых актах социальных гарантий и компенсаций, обусловленных спецификой военной службы, и созданию механизмов реализации прав, свобод и обязанностей военнослужащих.

 

Комментарий к пункту 4 статьи 3

 

10. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Все органы, действуя в рамках своих полномочий, обязаны решать задачу защиты прав и свобод личности, в том числе военнослужащего, присущими им методами, опираясь прежде всего на требования Конституции Российской Федерации, на федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, на нормы международно-правовых актов.

Военнослужащий, являясь гражданином Российской Федерации, в своих взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами вправе требовать по отношению к себе выполнения определенных обязанностей в целях реализации присущего ему и законодательно закрепленного "особого" статуса, обусловленного спецификой военной службы (предоставить социальные гарантии, реализовать права и т.д.).

Если вышеуказанные органы не выполняют своих обязанностей и нарушают права и свободы военнослужащего, он имеет реальную возможность использовать правовой механизм судебного или административного обжалования решений и действий, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 33, 45, 46), а также Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. и гл. 5 ДУ ВС РФ "О предложениях, заявлениях и жалобах".

 

Комментарий к пункту 5 статьи 3

 

11. Эффективная защита прав и свобод военнослужащих требует четкого правового закрепления не только их, но и корреспондирующих этим правам обязанностей соответствующих государственных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.