Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О статусе военнослужащих 2 страница




Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

- оклады по воинским должностям и воинским званиям выплачиваются в двойном размере;

- засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца и др.

С 1 января 2004 г. вступили в силу дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (внесены Федеральным законом "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ), в соответствии с которыми на военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионах в период с января 1994 г. по декабрь 1996 г., а также участвующих (участвовавших) в проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе с августа 1999 г., распространены меры социальной защиты, установленные для ветеранов боевых действий, в том числе право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток, установленный п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В то же время Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ признаны утратившими силу положения ст. 4 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 июля 1993 г. N 5481-1 и п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах было предусмотрено предоставление дополнительных отпусков продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно, и др.

Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, предоставляются дополнительные льготы, установленные Федеральным законом "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ, в том числе на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны (ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" от 7 июня 2000 г. N 1054 с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях засчитывается на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

В целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Правительство Российской Федерации издало Постановление "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" от 9 февраля 2004 г. N 65, в соответствии с которым дополнительные гарантии и компенсации предоставляются следующим категориям военнослужащих:

а) проходящим службу (военную службу) в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

б) командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

в) направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики);

г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Указанным военнослужащим предоставляются следующие социальные гарантии:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются:

- оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;

- ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных в соответствии с названным Постановлением окладов денежного содержания;

- ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской должности) с учетом повышения, предусмотренного вышеназванным Постановлением;

- полевые (суточные) в 2-кратном размере установленной нормы.

Другие надбавки, дополнительные выплаты, единовременные пособия, страховые суммы и пенсии исчисляются и выплачиваются исходя из окладов денежного содержания без учета повышения, предусмотренного указанным Постановлением;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачиваются:

- оклады по воинским должностям по I - IV тарифным разрядам, а также ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, а при увольнении с военной службы - единовременное пособие в размере 2 окладов по воинской должности;

- ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности;

- полевые (суточные) в размере 55 процентов установленной нормы.

Установлено, что военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - контртеррористические операции) в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях из расчета 20 тыс. руб. в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях.

Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.

Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:

а) 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

б) время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным выполнением задач в составе специальных сил и сил Объединенной группировки из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца;

г) время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.

Денежное довольствие военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, командированным из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, для выполнения задач в соответствии с п. 1 вышеуказанного Постановления, выплачивается с учетом коэффициентов (районных, за службу (военную службу) в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за службу (военную службу) в соответствующих районах и местностях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные коэффициенты и процентные надбавки:

- применяются в установленном порядке к окладам денежного содержания, надбавкам и дополнительным выплатам денежного довольствия в размерах, предусмотренных вышеназванным Постановлением;

- не применяются к полевым (суточным), предусмотренным вышеназванным Постановления, и денежному вознаграждению, предусмотренному п. 3 данного Постановления.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время порядка обеспечения их продовольственными пайками (выплаты ежемесячной денежной продовольственной компенсации) по месту постоянной службы (военной службы).

Проходящим военную службу по контракту военнослужащим воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, дополнительно к выплатам, предусмотренным подп. "а" п. 2 вышеназванного Постановления, выплачиваются командировочные расходы или полевые (суточные) за период нахождения их в командировках (выполнения ими задач в составе этих воинских частей и органов) вне пунктов постоянной дислокации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также предусмотрены социальные гарантии для членов семей погибших или пропавших без вести военнослужащих.

По вопросу предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 95.

Зоны, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. и Федерального закона 1997 г. N 146-ФЗ, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896.

Практика применения вышеуказанных нормативных правовых актов проанализирована в Обзоре судебной практики рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций от 26 мая 2003 г., подготовленном Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

В частности, в Обзоре указывается следующее.

Основы правового регулирования отношений, связанных с предоставлением государством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены на законодательном уровне.

В ст. 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплены общие положения о том, что указанным военнослужащим должны предоставляться дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На законодательном уровне конкретные основные льготы и компенсации указанным военнослужащим, а также порядок их предоставления установлены Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-1 и Федеральным законом "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ. Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. также установлен ряд льгот для лиц, непосредственно участвовавших в контртеррористических операциях (гл. V).

Ряд льгот, компенсаций и дополнительных выплат военнослужащим, выполняющим задачи в "горячих точках", установлен только подзаконными актами ("боевые" выплаты, полевые деньги).

Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установлены следующие основные льготы и компенсации:

- повышенные оклады по воинским должностям и званиям;

- льготное исчисление выслуги и трудового стажа для назначения пенсии;

- дополнительный отпуск;

- предоставление в первоочередном порядке путевок в лечебно-оздоровительные учреждения или компенсация их стоимости и некоторые другие льготы и компенсации.

В вышеназванном Законе также установлен круг лиц, на которых распространяются данные льготы: помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, это военнослужащие, постоянно или временно выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно данному Закону порядок предоставления указанных в нем льгот и компенсаций, а также порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этой нормы Закона 31 марта 1994 г. приняло Постановление "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" N 280. На основании данного Постановления Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 г. издан Приказ "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" N 9, в котором конкретизируются отдельные положения Постановления. Кроме того, Правительством Российской Федерации 25 февраля 2000 г. было издано Постановление "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей" N 160.

В Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что установленные вышеназванным Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи:

- по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);

- в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (п. 1).

Согласно п. 5 указанного выше Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 для предоставления военнослужащим установленных вышеназванным Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо:

- отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых они проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение, или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации;

- в случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории;

- включение воинской части, в которой они проходят военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

- наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения этими военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

 

Комментарий к пункту 3 статьи 1

 

14. Документами, удостоверяющими личность и правовое положение военнослужащих, являются:

- для высших офицеров - удостоверение личности генерала (адмирала);

- для старших и младших офицеров (в том числе для офицеров, проходящих военную службу по призыву) - удостоверение личности офицера;

- для прапорщиков и мичманов - удостоверение личности прапорщика (мичмана);

- для военнослужащих-женщин, проходящих военную службу на должностях сержантов (старшин) и солдат (матросов), - удостоверение личности;

- для сержантов (старшин) и солдат (матросов) - военные билеты.

Вышеуказанной нормой предусмотрено право военнослужащих на получение установленных для граждан Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность и гражданство, которыми являются внутренние и заграничные паспорта. Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории, является паспорт гражданина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 и Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828).

Выдача паспортов военнослужащим должна производиться в первоочередном порядке (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 и п. 3.5 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605).

Отказ компетентных органов в выдаче военнослужащему паспорта может быть обжалован в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (см. комментарий к п. 2 ст. 21).

Документами, удостоверяющими личность военнослужащего при выезде за пределы Российской Федерации, являются заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка, которые оформляются на основании справки (по форме согласно приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598), выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1999 г. N 397 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, а также порядок и условия оформления и выдачи ими паспортов. К ним с учетом Указа Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. N 649 (с изменениями) относятся:

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- Служба внешней разведки Российской Федерации;

- Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Выезд из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала в каждом случае осуществляется по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им лица, согласованному с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (за исключением военнослужащих и лиц гражданского персонала Службы внешней разведки Российской Федерации и федеральных органов государственной охраны). Выданные паспорта подлежат возврату в федеральные органы исполнительной власти, осуществившие их выдачу, в порядке, определяемом этими федеральными органами.

Перечни должностных лиц, которым предоставляется право разрешать выезд военнослужащих из Российской Федерации, определяются Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Эти органы обязаны:

- определить перечни воинских частей, организаций и учреждений, наделяемых полномочиями выдавать справки, указанные в п. 2 вышеназванного Постановления, и направить их в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации;

- установить порядок получения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации, а также порядок сдачи и последующего хранения указанных документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.

По данному вопросу действуют:

- Инструкция о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденная Приказом ФСО России от 27 января 1999 г. N 17;

- Инструкция о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации сотрудников Гостехкомиссии России, военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований при Гостехкомиссии России, утвержденная Приказом Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 15 сентября 1999 г. N 222;

- Инструкция о порядке оформления разрешений и получения паспортов для выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала органов федеральной службы безопасности по частным делам, утвержденная Приказом ФСБ России от 17 апреля 2003 г. N 265.

В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время по указанным вопросам не приняты открытые ведомственные акты, что не соответствует требованиям законодательства в части правомерности ограничения прав и свобод военнослужащих на свободу передвижения.

 

Комментарий к пункту 4 статьи 1

 

15. В соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ граждане Российской Федерации могут применять имеющееся на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Определение понятий необходимой обороны и крайней необходимости дается в УК РФ (ст. ст. 37 и 39).

Под состоянием необходимой обороны понимается защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.

Под состоянием крайней необходимости следует понимать устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, под которым признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.

16. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие (например, предупредительный выстрел вверх или в сторону), за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. Без предупреждения оружие военнослужащими может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием или с использованием транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости (ст. 12 УВС ВС РФ). Военнослужащие, кроме того, имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

Применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или в составе подразделения:

- для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

- для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

- для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

- для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных УГ и КС ВС РФ.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненных, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.