Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О статусе военнослужащих 7 страница




В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В ст. 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред (ущерб), причиненный гражданину необоснованным увольнением с военной службы, в соответствии со ст. 1069 ГК РФ возмещается за счет республиканского бюджета (казны) Российской Федерации. От имени казны при возмещении ущерба выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ). Таким образом, государство несет имущественную ответственность перед военнослужащими при восстановлении их прав, нарушенных его органами или должностными лицами.

12. Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрена ответственность государственного служащего за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, в том числе касающихся соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Дисциплинарная ответственность воинских должностных лиц установлена ДУ ВС РФ.

В УК РФ имеется глава, в которой изложены составы преступлений, объектами которых являются конституционные права и свободы человека и гражданина (гл. 19), например:

- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137);

- нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138);

- нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139);

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и др.

КоАП РФ также содержит ряд составов административных проступков должностных лиц органов исполнительной власти.

 

Комментарий к пункту 6 статьи 3

 

13. Контроль за исполнением комментируемого Закона осуществляется федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти и местного самоуправления как непосредственно, так и создаваемыми ими, постоянно действующими контрольными (надзорными) органами, можно разделить на государственный надведомственный и государственный внутриведомственный контроль.

14. Государственный надведомственный контроль за исполнением комментируемого Закона призваны осуществлять: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство и федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, федеральные суды.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, а также гарантом прав и свобод человека и гражданина, организует контроль за выполнением комментируемого Закона через специально создаваемые органы Администрации Президента Российской Федерации (например, комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации и др.).

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 101) осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, в котором отражаются расходы на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, средства на выплату выходного пособия и других компенсаций военнослужащим, увольняемым в запас, обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых в запас. Полномочиями по этому контролю наделяется и Счетная палата, образуемая непосредственно Советом Федерации и Государственной Думой.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который назначается на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Правительство Российской Федерации организует контроль за выполнением принятых им постановлений и распоряжений по вопросам, отнесенным комментируемым Законом к его компетенции.

Поскольку вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность осуществлять контроль за реализацией прав и свобод военнослужащих лежит в том числе на органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

15. В современных условиях судебный контроль в сфере исполнительной власти, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, а также государственных органах, в которых законом предусмотрена военная служба, является одним из важнейших способов обеспечения законности, защиты прав и свобод военнослужащих. Этот контроль осуществляется в специфических формах.

В качестве инструментария, который приводит в действие институт судебного контроля, служит жалоба военнослужащего или гражданина на незаконные действия или решения органа исполнительной власти или должностного лица, в том числе воинского.

16. Внутриведомственный контроль за соблюдением комментируемого Закона должен осуществляться вышестоящими органами военного управления, командирами, начальниками как непосредственно, так и по их поручению компетентными должностными лицами и комиссиями.

17. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о статусе военнослужащих, правовых и социальных гарантиях гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" общий надзор (надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина и надзор за исполнением законов) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами, возложен на Главную военную прокуратуру и подчиненные ей органы военной прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, в том числе военнослужащего, прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

 

Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих

 

Комментарий к статье 4

 

Комментарий к пункту 1 статьи 4

 

1. В комментируемой статье понятие "правовые основы" тождественно понятию "законодательство", которое применяется в широком смысле этого слова, т.е. включает в себя правовые нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, международных договоров, а также иные нормативные правовые акты, издаваемые на их основе (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).

Международные договоры в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации. Указанной конституционной нормой также определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом необходимо иметь в виду, что международные договоры вступают в силу после принятия решения о согласии для Российской Федерации с их положениями в порядке, установленном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

14 февраля 1992 г. было подписано Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в котором получили закрепление вопросы социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей.

В частности, в ст. 1 данного Соглашения указывается, что за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются. Государства - участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Уточняя указанную норму, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 25 декабря 2003 г. об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Гаврюшенко П.И. об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 271-О указал, что согласно вышеназванному Соглашению законодательство конкретного государства должно предусматривать уровень гарантирования прав военнослужащих и членов их семей не ниже установленного ранее актами бывшего Союза СССР. Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что в Соглашении говорится о сохранении уровня льгот, но не их перечня, установленного законодательными актами бывшего Союза ССР. Поэтому законодатель вправе вносить изменения в законодательство о льготах и гарантиях прав военнослужащих, определять их различными способами в рамках требований Конституции Российской Федерации, не снижая общий уровень. Однако, по нашему мнению, проблема состоит в том, что в Российской Федерации не проводится официального мониторинга состояния социальных гарантий и его соответствия ранее принятым Россией на себя обязательствам по его поддержанию на уровне, установленном в Союзе ССР.

В ст. 3 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ закреплено положение, в соответствии с которым законы действуют независимо от их объявления приказами и иными актами органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

2. Комментируемая статья закрепляет принципиальное положение, в соответствии с которым статус (правовое положение) военнослужащих (права, свободы, обязанности и ответственность), правовые и социальные гарантии гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются системой вышеназванных актов.

Многие элементы правового статуса военнослужащих закреплены в Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на труд, на вознаграждение без какой-либо дискриминации (ст. 37); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46); гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59).

Необходимо отметить, что в настоящее время проблема реализации правовых норм, составляющих содержание правового положения военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключается главным образом в недостаточной разработанности правовых норм, обладающих юридической силой закона, фиксирующих порядок и процедуру реализации материальных норм, определяющих права указанных лиц на льготы, гарантии и компенсации, что на практике приводит к их установлению подзаконными актами, подчас принимаемыми несвоевременно, искажающими смысл установленных прав и свобод военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 

Комментарий к пункту 2 статьи 4

 

3. В данном пункте закреплено принципиальное положение, в соответствии с которым права, в том числе на социальные гарантии и компенсации, их гарантии могут быть отменены или снижены только комментируемым Законом. Данное положение позволит защитить интересы военнослужащих от попыток снижения уровня социальных гарантий и компенсаций принятием других законодательных актов или подзаконных нормативных правовых актов, снижающих уровень социальных гарантий и компенсаций.

В то же время законодательная практика не придерживается указанного положения. Так, Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ исключил абз. 2 п. 2 ст. 12 комментируемого Закона, который гарантировал, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

4. В российском законодательстве имеет место приостановление на определенный период (как правило, на один год) действия отдельных положений законодательства в связи с отсутствием средств федерального бюджета на их реализацию.

С одной стороны, право законодателя приостанавливать на определенный период действие некоторых нормативных правовых актов или отдельных положений законодательства является вполне легитимным, поскольку такая возможность предусмотрена БК РФ. Согласно п. 4 ст. 83, п. п. 7, 8 ст. 184, п. 1 ст. 192 и п. п. 1 и 4 ст. 206 данного Кодекса неотъемлемой составной частью бюджетного процесса является определение и утверждение перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта обеспечены источниками финансирования частично (не в полной мере), в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного или иного нормативного правового акта.

Однако, с другой стороны, применительно к военнослужащим как специфическим субъектам права, которые несут военную службу и выполняют конституционно значимые функции в области обороны и безопасности государства и на которых возложена необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, на государство возложена обязанность гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу. В этих условиях приостановление действия отдельных правовых норм о социальных гарантиях можно расценивать как односторонний временный отказ государства от выполнения взятых на себя обязательств.

Правовая оценка практики приостановления действия отдельных положений законодательных актов содержится в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону" от 4 декабря 2003 г. N 415-О; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" от 23 апреля 2002 г. N 9-П.

Применительно к военнослужащим следует обратить внимание на Постановление Конституционного Суда от 23 апреля 2004 г. N 9-П, которым, в частности, проанализирована конституционность приостановления правовой нормы, содержащейся в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой граждане, уволенные с военной службы, не обеспеченные жилыми помещениями по установленной норме, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении отметил, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения или на ежемесячную денежную компенсацию связано с реализацией ими конституционного права на жилище, права на вознаграждение за труд, а также имущественных прав и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Вместе с тем федеральный законодатель может, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации данного права (в том числе посредством временного регулирования), в частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы. Однако, подчеркивает Конституционный Суд, при внесении подобных изменений должны соблюдаться предписания ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 7, 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе специальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требования о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и неоднократно подтвердил правовую позицию, согласно которой изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения военнослужащих. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена в следующих Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации:

- Постановление по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 24 мая 2001 г. N 8-П;

- Постановление по делу о проверке конституционности положения абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 26 декабря 2002 г. N 17-П;

- Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 января 2004 г. N 2-П.

Данная правовая позиция носит общий характер и должна учитываться федеральным законодателем при внесении изменений в условия предоставления социальных гарантий или выплаты военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, различного рода компенсаций.

Таким образом, приостановление действия отдельных положений законодательства, в том числе по вопросу предоставления социальных гарантий, под предлогом отсутствия бюджетных средств не может применяться без равноценной их замены другими формами и видами, поскольку они затрагивают конституционные права военнослужащих как российских граждан.

 

Глава II. ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.