Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Финансы непроизводственной сферы




1. Содержание непроизводственной сферы.

2. Специфика функционирования финансовых отношений и фондов денежных средств в непроизводственной сфере.

3. Особенности сметного планирования и финансирования.

4. Цели, на которые выделяются бюджетные ассигнования.

5. Бюджетная терминология в соответствии с бюджетным кодексом.

 

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них.

В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы.

В непроизводственной сфере экономические отношения возни кают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и

чаще всего носит характер услуг. В этом основное отличие продукта труда в непроизводительной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может принимать форму вещи. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производства, то есть процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.

Под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта.

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, формируют так называемую социальную сферу.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей: объемом государственного финансирования; произведенным национальным доходом, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансовой политики государства.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично).

Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования.

В первую группу входят предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату.

Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, то есть денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.

Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, то есть имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.

К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатные для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет.

В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Они возникают между:

– предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом;

– распорядителями бюджетных средств;

– вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями;

– организациями, учреждениями одного ведомства;

– организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства;

– организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников;

– организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением;

– организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами;

– организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами;

– организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами.

Таким образом, под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

Поскольку процессы производства и потребления услуг совпадают во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы:

– финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода;

– источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства;

– поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы;

– большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти;

– в условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования;

– в структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата, так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость.

Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы находятся на бюджетном финансировании.

Сметно-бюджетное финансирование – это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.

Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали.

Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений – школ, больниц, библиотек, клубов, то есть индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений данного ведомства – отделов образования, здравоохранения, культуры, то есть сводное планирование.

Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому бюджету.

Базой для планирования являются показатели, дифференцирующиеся как показатели сети учреждений, штатов, контингентов.

Расходы планируются в расчете на единицу: 1) сети (учреждение); 2) обслуживаемого контингента (например, учащегося); 3) штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию предшествует этап расчета данных показателей.

Планирование расходов осуществляется в разрезе предметных статей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновременно с ведомственной классификацией, то есть в разрезе получателей бюджетных средств.

Для защиты социальных стандартов граждан в ряде государств устанавливаются единые социальные стандарты: единые правила оплаты труда работников бюджетной сферы; величина прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; объем и качество услуг учреждений образования, здравоохранения и другие. На основе социальных стандартов разрабатываются финансовые нормативы.

Сметно-бюджетное финансирование – это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.

Учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, являющуюся формой финансового плана, в которой отражается односторонний характер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:

– финансирование расходов по строго целевому назначению;

– предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами;

– финансирование по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям.

Внебюджетные источники финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг по профилю основной деятельности, другой предпринимательской или коммерческой деятельности.

Бюджетополучатель – бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Права и обязанности бюджетополучателя строго регламентированы.

Бюджетные санкции или меры принуждения применяются в отношении нарушителей бюджетного законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.