Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От отбывания наказания, и контроль за ними




 

§ 1. Содействие администрации исправительных учреждений

в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных

 

В настоящее время осужденные, освобождающиеся из исправительных учреждений, испытывают значительные трудности в трудовом и бытовом устройстве, что нередко подталкивает их к совершению новых преступлений.

Администрация уголовно-исполнительных учреждений, территориальные органы внутренних дел во взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую работу по подготовке осужденных к освобождению.

Не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев - после вступления приговора в законную силу, администрация учреждения уведомляет органы местного самоуправления и Федеральную службу по труду и занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В отношении осужденных несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, а также несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет такую информацию в комиссию по делам несовершеннолетних по избранному освобождаемым месту постоянного жительства для оформления опеки или попечительства.

Инвалиды I и II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

Непосредственно этап подготовки к освобождению начинается с того, что с осужденного берется заявление в установленной форме, где он указывает, в какой помощи он нуждается.

На основе этого заявления администрация учреждения направляет запрос в органы внутренних дел о возможности проживания осужденного по избранному месту жительства. В необходимых случаях в письме содержится просьба решить через мэрию или местную администрацию вопрос о предоставлении осужденному жилья и работы.

Если освобождаемый не нуждается в помощи, то заявление не направляется в органы внутренних дел.

Нередки случаи, когда оттуда поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства.

В этом случае старший инспектор по трудовому и бытовому устройству ставит в известность осужденного и с его согласия принимает меры к решению вопроса о трудовом и бытовом устройстве в других местах.

 

§ 2. Оказание помощи освобождаемым осужденным

 

Ограничение свободы, арест и лишение свободы являются наказаниями, которые могут отбываться вне места жительства.

Осужденным, освобожденным от этих видов наказаний, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства в жестких общих вагонах пассажирских поездов и каютах 3 класса на судах пассажирских линий.

Беременным женщинам с 5-го месяца беременности и с детьми до 3 лет, несовершеннолетним до 16 лет, инвалидам и больным выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса.

Если на данное направление нет железнодорожного или водного сообщения, то освобожденные получают билет на воздушный или автобусный транспорт.

На время проезда они обеспечиваются продуктами питания, а при отсутствии сезонной одежды и средств на ее приобретение - и одеждой за счет государства.

При отсутствии денег на лицевом счете осужденного ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, а освобожденным из воспитательной колонии - до 2 минимальных размеров оплаты труда.

В исключительных случаях осужденному, следующему к месту жительства или работы и находящемуся в тяжелом материальном положении, уголовно-исполнительной инспекцией или Управлением Федеральной службы исполнения наказаний может быть выдано дополнительное единовременное пособие в размере 720 рублей.

При освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних до 16 лет администрация учреждения заблаговременно ставит в известность родственников либо иных лиц.

Указанные категории освобождающихся направляются к месту жительства в сопровождении родственников, работника исправительного учреждения либо иных лиц.

 

§ 3. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое

устройство и другие виды социальной помощи

 

Осужденный, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан РФ.

Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы Федеральной службы по труду и занятости по месту жительства. Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. В соответствии с совместным указанием МВД России N 1/3819 и Федеральной службы занятости РФ N 218-ФП от 28 сентября 1992 г. <1> освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Гражданин, обратившийся в службу занятости, должен представить паспорт и документы об образовании (если они есть). При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции. Помимо этого, представляется трудовая книжка, а в случае ее отсутствия - справка с последнего места работы. Освобожденные из мест лишения свободы представляют также справку об освобождении.

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное там время явиться для оформления. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в службу занятости, которая подбирает другую работу.

Ввиду того что в ряде регионов страны существует безработица, возникает вопрос о праве освобожденного на пособие по безработице, если с его трудоустройством возникли трудности.

Для начисления пособия по безработице освобожденный должен иметь справку из исправительного учреждения о заработке. Трудоспособные инвалиды и лица, имеющие медицинские ограничения к определенным видам работы, должны иметь с собой справку ВТЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного во время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда.

Пособие выплачивается до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Освобождаемый, зарегистрированный (прописанный) ранее на какой-либо жилой площади, может быть снова зарегистрирован на ней.

Освобождаемый, имевший до осуждения свою жилую площадь, может беспрепятственно возвратиться по прежнему месту жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.

Отмена ограничений в регистрации (прописке) по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России. В ряде крупных городов установлены ограничения на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов. К их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие. Эти ограничения не касаются супруга (супруги), независимо от размера имеющейся у них жилой площади.

Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу, независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.

Если сохранилась жилая площадь, на которой лицо проживало до ареста, осужденный может быть зарегистрирован там после освобождения.

Освобожденный от наказания, как и любой другой гражданин, может получить жилье по наследству, в силу договора купли-продажи, дарения и т.д. В этом отношении правовое положение освобожденного и других граждан ничем не различается.

Осужденные при отсутствии необходимой жилой площади могут претендовать на получение жилой площади в общежитиях по месту работы, а также с помощью органов местного самоуправления.

Как видим, законодательство предусматривает оказание освобождаемым из мест лишения свободы различной помощи в целях облегчения их социальной адаптации. Однако в целом ряде случаев эти меры не приводят к решению проблем, стоящих перед освобожденными.

 

§ 4. Контроль за лицами, освобожденными

от отбывания наказания

 

Контроль играет важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждения рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные наказания.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает четыре организационно-правовые формы контроля.

1. За условно-досрочно освобожденными от исправительных работ или лишения свободы контроль осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.

В отношении военнослужащих контроль осуществляется командованием воинских частей и учреждений.

В ходе этого контроля проверяется, как условно-досрочно освобожденный выполняет обязанности, возложенные на него судом: не менять место жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и др.

2. Административный надзор устанавливается за лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимыми 2 или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

Он устанавливается на срок от 6 месяцев до одного года и при необходимости может быть каждый раз продлен еще на 6 месяцев, но не свыше сроков судимости.

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) в определенное время, запрещения пребывания в определенных пунктах района, города, запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Этих лиц могут обязать являться в милицию для регистрации от одного до 4 раз в месяц.

Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливаются начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств.

Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т.д.

Административный надзор прекращается по истечении срока, на который он установлен, если не вынесено постановление о его продлении, либо досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной жизни, положительно характеризуется в быту и на работе и не нуждается в надзоре, а также в случае погашения или снятия с него судимости.

3. За условно осужденными в течение испытательного срока контроль осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей.

К осуществлению контроля могут привлекаться работники других служб органов внутренних дел и юстиции.

Уголовно-исполнительной инспекцией осуществляется персональный учет условно осужденных и контролируется исполнение ими возложенных судом обязанностей.

В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда и иные документы, необходимые для осуществления контроля за поведением условно осужденного.

Условно осужденный обязан отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на него судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию.

При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение следующих обязанностей:

а) не менять постоянного места жительства, работы и учебы;

б) не посещать определенные места;

в) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

г) осуществлять материальную поддержку семьи.

Суд может возложить на условно осужденного и иные обязанности.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей или при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части делает ему письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения.

В случае неисполнения условно осужденным возложенных на него обязанностей, а также при иных обстоятельствах, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление.

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него обязанностей или сокрытия его от контроля (а таковыми считается неустановление его места нахождения в течение 30 дней) начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более 2 раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

4. За осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющих малолетних детей, содержание контроля в основном совпадает с контролем за поведением условно осужденных.

Уголовно-исполнительная инспекция также имеет право вызывать таких женщин для бесед, требовать от них отчета о своем поведении, посещать осужденных по месту их работы и жительства в целях контроля за поведением, выносить в установленном порядке постановление об их приводе в случае неявки по вызову без уважительных причин.

В то же время, в отличие от условно осужденных, закон не предусматривает возможности возложения судом на таких женщин дополнительных обязанностей и запретов. Имеются определенные отличия и в основаниях отмены отсрочки отбывания наказания и условного осуждения.

Женщина, к которой применена отсрочка отбывания наказания, обязана соблюдать общественный порядок и трудовую дисциплину, осуществлять уход за ребенком и его воспитание.

За нарушение этих обязанностей уголовно-исполнительная инспекция объявляет ей предупреждение.

В случае если осужденная отказалась от ребенка либо, несмотря на объявленное предупреждение, продолжает уклоняться от воспитания и ухода за ребенком, уголовно-исполнительная инспекция по месту ее жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки и исполнении назначенного наказания или неотбытой его части. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.

Сами по себе нарушения общественного порядка или трудовой дисциплины, повлекшие применение мер административного или дисциплинарного взыскания, если они не связаны с неисполнением обязанностей в отношении ребенка, не могут служить основанием для отмены отсрочки. Однако по достижении ребенком 14-летнего возраста поведение осужденной в период отсрочки в совокупности с иными обстоятельствами (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, отношение женщины к воспитанию ребенка, отбытые и неотбытые сроки наказания) должно учитываться при решении суда об освобождении осужденной от отбытия оставшейся части наказания или замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо о направлении ее в исправительное учреждение.

 

Глава XXIV. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

 

§ 1. Общие положения исполнения наказания

в виде смертной казни

 

Смертная казнь - исключительная мера наказания, предусмотренная УК РФ. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ она может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

В УК РФ данная мера включена в санкции пяти преступлений: убийство (ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); геноцид (ст. 357).

Как известно, вступив в Совет Европы, Российская Федерация подписала Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Однако этот Протокол вступает в силу после его ратификации Федеральным Собранием РФ и подписания Президентом РФ. Пока этот Протокол не ратифицирован.

До недавнего времени суды назначали смертную казнь, однако в последние годы это наказание не приводится в исполнение, так как Президент РФ ввел мораторий на исполнение смертной казни в России.

2 февраля 1999 г. вопрос о возможности применения смертной казни в России рассмотрел Конституционный Суд РФ. Он признал, что поскольку лицо, которому инкриминируется обвинение по статье, предусматривающей в санкции смертную казнь, имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, а такие суды созданы не во всех субъектах РФ, граждане, судимые в разных регионах, ставятся в неравное положение. Поэтому Конституционный Суд РФ признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом РФ.

Таким образом, в настоящее время смертная казнь в России не может не только исполняться, но и назначаться судами.

Тем не менее в связи с тем, что смертная казнь как исключительная мера наказания содержится в Конституции РФ, УК РФ и УИК РФ, мы не можем не рассмотреть этот вопрос.

Смертная казнь не должна назначаться женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение может пройти достаточно большой срок, в ряде случаев исчисляемый годами.

Условия содержания лиц, осужденных к смертной казни, должны прежде всего обеспечивать их надежную охрану, изоляцию и безопасность персонала.

Исходя из этого, осужденные должны содержаться в одиночных камерах под усиленной охраной. Как правило, камеры, где должны содержаться осужденные к исключительной мере наказания, расположены в отдельном корпусе или в крайнем случае - в отдельном блоке места лишения свободы. Камеры осужденных должны ежедневно осматриваться, периодически тщательно обыскиваться. Они оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность разобрать стену, сделать подкоп, перепилить решетку окна. Вся площадь камеры должна легко обозреваться через смотровой глазок. Прием пищи организуется в камере. Через открываемое окно передается пища. В камере желательно иметь канализацию и умывальник, что сведет к минимуму вывод осужденного из нее.

После вынесения приговора осужденные к смертной казни переодеваются в одежду специального образца.

Осужденный может направить Президенту РФ ходатайство о помиловании.

Ходатайство о помиловании подается через администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. При этом исполнение наказания приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора.

Однако рассмотрение вопроса о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни, является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия ходатайства.

Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана сообщить в аппарат Президента РФ о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании: тяжелая болезнь осужденного, совершение нового преступления и др.

Приговор приводится в исполнение только после получения администрацией учреждения, где содержится осужденный, заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора и указа Президента РФ об отказе в помиловании.

 

§ 2. Правовое положение осужденных к смертной казни

 

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предоставляет осужденному к смертной казни целый ряд прав. Эти права должны быть ему разъяснены.

Осужденный как до, так и после вступления приговора в законную силу вправе оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения. Это может касаться оформления завещания, договора дарения, купли-продажи, регистрации брака, признания себя отцом ребенка, в том числе и неродившегося, и др. Он может выдать доверенность родственникам или иным лицам на ведение каких-либо своих дел.

Для получения юридической помощи осужденный вправе иметь встречи с защитником, т.е. с адвокатом или иным лицом, имеющим право оказания юридической помощи, без ограничения количества и продолжительности.

Осужденные к смертной казни имеют право отправлять и получать письма без ограничения. Отправляемые и получаемые письма подвергаются цензуре.

В период содержания в следственном изоляторе осужденные имеют право на свидание с близкими родственниками. Ежемесячно им предоставляется одно краткосрочное свидание.

По просьбе осужденного к нему приглашается священнослужитель.

Осужденным разрешается пользоваться газетами и книгами из библиотеки мест лишения свободы.

Они могут через сотрудников администрации приобретать продукты питания в магазине места лишения свободы в размере до 600 рублей. До вступления приговора в законную силу родственники могут покупать для них в этом же магазине передачи, которые им вручаются администрацией. После вступления приговора в законную силу осужденные могут получать по одной посылке или передаче и по одной бандероли в течение года.

 

§ 3. Порядок исполнения смертной казни

 

Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела.

Расстрел осуществляется в определенных, так называемых расстрельных следственных изоляторах и тюрьмах.

Приведение приговора в исполнение поручается конкретному сотруднику следственного изолятора или тюрьмы, обычно контролеру, имеющему хорошие навыки в стрельбе и устойчивую психику.

Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого из них и в отсутствие остальных.

Перед исполнением приговора еще раз проверяются личность осужденного и отсутствие у него психического заболевания.

Если у осужденного установлено психическое расстройство, то исполнение приговора приостанавливается, о чем направляется сообщение в суд, постановивший приговор.

При исполнении приговора обязательно присутствуют прокурор, начальник учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач, который констатирует смерть.

Об исполнении приговора составляется протокол, подписанный всеми указанными лицами.

Администрация учреждения, исполнившая приговор, извещает об этом суд, его постановивший, а также одного из близких родственников осужденного.

Тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.

 

Глава XXV. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.