Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И главные факторы ее реализации 2 страница




Разрешение данной проблемы, по мнению автора, возможно посредством расширения связей осужденных с внешним миром (волей) и, в частности, предоставления им свиданий. В связи с этим в УИК РФ следует предусмотреть, что лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, должны иметь право поддерживать связь с родственниками. Реализация осужденными этого права предполагает следующие возможности:

1) пользоваться названным правом;

2) требовать исполнения юридических обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание;

3) в необходимых случаях защищать свое субъективное право.

Представляется, что предлагаемые корректировки уголовного и уголовно-исполнительного законодательства являются весьма своевременными и актуальными, что, в свою очередь, дает право относить их к одному из важных направлений в сфере современной уголовно-исполнительной политики.

Кроме того, важным направлением современной уголовно-исполнительной политики остается совершенствование руководства складывающейся новой системой исполнения наказаний. Следует отметить, что в этой сфере государственного управления в 2004 г. проведена достаточно серьезная организационная реконструкция Министерства юстиции РФ. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" закреплены основные положения и структура органов исполнительной власти Российской Федерации. Далее, Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" проведена реорганизация системы органов юстиции Российской Федерации. Этим документом в составе Министерства юстиции РФ были созданы три самостоятельных федеральных службы:

1) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН);

2) Федеральная регистрационная служба (ФРС) <32>;

--------------------------------

<32> В соответствии с Указами Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба (ФРС) переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Указанная служба выведена из состава Министерства юстиции РФ и включена в состав Министерства экономического развития РФ. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457.

 

3) Федеральная служба судебных приставов (ФССП). 21 февраля 2001 г. был принят Федеральный закон N 25-ФЗ, который достаточно серьезно гуманизировал условия и порядок исполнения и отбывания наказаний, особенно наказания в виде лишения свободы.

21 ноября 2003 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральные законы N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ" и N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ".

Указанные нормативные акты внесли существенную корректировку в саму сущность проводимой современной уголовной и уголовно-исполнительной политики.

В соответствии с Указом от 29 марта 2004 г. был принят Федеральный закон N 58-ФЗ, который уточнил положения ряда законов (включая УИК РФ, УК РФ и УПК РФ) в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе и параметры взаимоотношений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Министерства юстиции РФ.

В настоящее время ФСИН обладает более широким правовым статусом по сравнению с существовавшим ранее Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН). Это обстоятельство, в конечном счете, положительно отражается на организационном уровне деятельности ФСИН. Обновленный правовой статус Главного управления исполнения наказаний определил его самостоятельность и более высокий уровень в ранге государственных структур, что, в свою очередь, предопределяет возросшую необходимость совершенствования системы исполнения уголовных наказаний.

Особого внимания требуют к себе проблемные вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних. Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в вопросах ответственности и условий отбывания уголовных наказаний несовершеннолетними - одна из важнейших проблем современной правовой политики.

Следует отметить, что определенные меры по борьбе с этим социальным явлением предпринимались ранее. Так, Советом Министров РСФСР 4 октября 1957 г. было принято Постановление N 1099 "О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности". 15 февраля 1977 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". 24 июня 1999 г. был принят Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 5 декабря 2001 г. было принято Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ N 389-СФ "О парламентских слушаниях "Детская безнадзорность" и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России".

Представляется, что выполнение всех требований и рекомендаций указанных документов позволит оздоровить обстановку в стране в сфере преступности среди несовершеннолетних и значительно усовершенствовать систему исполнения наказаний в отношении их.

Таким образом, можно заключить, что ожидаемые последствия проводимой уголовно-исполнительной политики должны предопределяться следующими принципами:

1) каждый человек должен быть твердо уверен в том, что его права и законные интересы будут соблюдены в полном объеме в процессе исполнения уголовного наказания;

2) уголовно-исполнительные отношения будут выстраиваться в соответствии с правовым статусом субъектов этих отношений и на весь временной период их действия;

3) права, свободы и законные интересы осужденных будут неприкосновенны, основаны на требованиях закона и обеспечены действенным контролем их соблюдения;

4) современная уголовно-исполнительная политика нацеливает систему исполнения наказаний на необходимость строгой индивидуализации и дифференциации исполнения наказания в соответствии с законом;

5) совершенствование системы исполнения уголовных наказаний, индивидуализация и дифференциация процесса исправительного воздействия на осужденных при исполнении наказаний должны стать главенствующими направлениями уголовно-исполнительной политики при ее реализации;

6) определяющая роль в вопросах совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, его развития, оптимизации, демократизации должна принадлежать ориентирам на общепризнанные международно-правовые установки и рекомендации с полным учетом национальных особенностей и интересов.

 

Глава 3. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

 

§ 1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства

России и его основные признаки

 

Как справедливо подчеркивал Н.А. Стручков, под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия <33>. Такое понимание уголовно-исполнительного законодательства представляется правильным, поскольку учитывает существенные качественные различия между законами и подзаконными актами.

--------------------------------

<33> Подробнее см.: Стручков Н.А. Система исправительно-трудового законодательства. М., 1989.

 

Исходя из приведенного определения, в числе признаков уголовно-исполнительного законодательства можно назвать следующие:

1) уголовно-исполнительное законодательство включает в себя совокупность федеральных законов, регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний. В соответствии с федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, текстуально включенным в Конституцию РФ, уголовно-исполнительное законодательство отнесено к ведению федеральных органов власти (ст. 71 Конституции РФ). Никакие другие органы не вправе принимать уголовно-исполнительные законы. Уголовно-исполнительный закон, как и любой другой федеральный акт, не должен противоречить Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из УИК РФ и других федеральных законов;

2) уголовно-исполнительные законы обладают высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает прямое действие закона на всей территории Российской Федерации;

3) уголовно-исполнительное законодательство способно порождать последствия юридического порядка.

Вместе с тем законодатель изначально весьма своеобразно определял взаимоотношения уголовно-исполнительного законодательства России с международно-правовыми актами. Так, в ст. 3 УИК РФ ранее закреплялось, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры РФ, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

В то же время в соответствии с изменениями, внесенными в УИК РФ Федеральным законом N 40-ФЗ от 3 апреля 2008 г., ч. 1 ст. 3 дана в следующей, обновленной редакции: "Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными".

Если международным договором РФ (ч. 2 ст. 3 УИК) установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Этим же нормативным актом (ч. 4 ст. 3 УИК РФ) установлено, что рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей;

4) уголовно-исполнительные законы обладают нормативностью. Они содержат нормы права. Эти нормы права рассматриваются как обязательные правила поведения людей, рассчитанные на неопределенное количество ситуаций и на неперсонифицированный круг субъектов.

Законодательные акты во многом обусловливают подзаконные документы (приказы, постановления, распоряжения, инструкции, правила). После принятия УИК РФ Государственная Дума поручила Правительству РФ принять необходимые правовые акты по реализации положений Кодекса. Такой порядок предусмотрен ст. 4 УИК РФ, которая закрепляет, что "федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативно-правовые акты по вопросам исполнения наказаний". Указанные акты в соответствии с полномочиями, делегированными этим органам, конкретизируют положения закона, детализируют его предписания, определяют организационные мероприятия.

В тех случаях, когда ведомственные акты затрагивают права и законные интересы граждан, органы управления должны иметь соответствующие полномочия, которые строго определены законом и не противоречат Конституции РФ.

Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ" предусматривает обновление всей системы подзаконных актов, связанных с исполнением наказаний. Он содержит требование о пересмотре и отмене министерствами и ведомствами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, противоречащих УИК РФ.

 

§ 2. Цели и задачи уголовно-исполнительного права

 

Функционирование правовой системы в любом обществе определяется прежде всего той целью, ради которой данная система сформирована. В ст. 1 УИК РФ закреплено: "Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами".

Это является существенным нововведением, поскольку в тексте прежнего ИТК РСФСР определение целей данной отрасли законодательства отсутствовало. Тот факт, что УИК РФ начинается именно с определения целей, имеет не формальное, а принципиальное значение. Цель как идеальное предвосхищение результата правового регулирования выступает в качестве организующего начала уголовно-исполнительной практики. В этом плане можно говорить о "целесообразности" форм, средств и методов, применяемых в процессе исполнения наказания. Во всех случаях речь должна идти именно о достижении исправления и предупреждения правонарушений, а не о карательных мерах как таковых или каких-то иных целях.

Исправление осужденных означает замену у них искаженных ценностных ориентаций, предопределяющих преступное поведение, на позитивные социальные установки. Такая цель достигается путем формирования у лиц, отбывающих наказание, уважительного отношения к людям, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития.

Приведенная трактовка, по сути, означает нравственное исправление лица, совершившего преступление. С ним тесно связано и условно выделено в теории уголовного и уголовно-исполнительного права так называемое юридическое исправление преступника. Оно означает переориентацию противоправного поведения лица на законопослушное. Исправление осужденных - основная задача пенитенциарных учреждений. Какова же сущность исправления вообще и исправления преступников в частности? В словарях исправление трактуется как улучшение, изменение в положительную сторону, поправка <34>. Исправить - значит, устранить неисправность, повреждение, сделать лучше, освободив от различных недостатков, пороков. Именно такое значение понятия "исправление", как "освобождение от пороков", нацеливает, на наш взгляд, на поиск сущности исправления во взаимосвязи сфер нравственного и правового сознания.

--------------------------------

<34> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 220; Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989. С. 144.

 

Многие теоретики видят в наказании меру воспитания, применяемую с тем, чтобы сделать из правонарушителя добропорядочного члена общества. Эта конечная цель, трактуемая как главное оправдание принуждения и насилия, применяемого к преступнику, имеет две составляющие:

- религиозно-нравственное;

- "юридическое" исправление, его социальное "перевоспитание".

Первая цель, во имя которой должно исполняться наказание, - нравственная "переделка" правонарушителя. Право на исправление принадлежит самому правонарушителю, однако он признается "несовершеннолетним" в нравственном отношении и нуждается в опеке со стороны государства. Наказание и должно стать такой опекой. Поэтому оно (наказание) никогда не должно утрачивать воспитательной цели.

Если говорить об исправлении в нравственном отношении, то его сущность следует связывать с социально-этическими категориями "раскаяние" и "искупление", "покаяние".

Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков. Раскаяние проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние является необходимой частью искупления, поскольку без него невозможно исправление человека <35>.

--------------------------------

<35> URL: http:// mirslovarei.com/ content_fil/ RASKAJANIE-16839.html.

 

Искупление - снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные в прошлом поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за которые человек становится достойным прощения <36>.

--------------------------------

<36> См.: Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 100.

 

Искупление проявляется в том, что индивид осознает карательное воздействие не как некий посторонний, внешний, чуждый ему акт, а как необходимое, справедливое возмездие за то страдание, которое он причинил другим людям.

Покаяние - необходимый элемент искупления. Оно выражается в снятии с себя вины за совершенное в прошлом путем не только полного признания вины, но и последующих положительных поступков. В результате покаяния человек становится достойным прощения <37>.

--------------------------------

<37> См.: Там же. С. 116, 256, 285.

 

Достаточно красноречиво описывает состояние покаяния виновного (автор под сознанием имеет в виду покаяние) знаменитый адвокат А.Ф. Кони, который на одном из судов в своей речи в защиту обвиняемого в убийстве иеромонаха Иллариона говорил: "Сознания бывают различных видов, и из числа этих различных видов мы знаем только один, к которому можно отнестись совершенно спокойно и с полным доверием. Это такое сознание, когда следы преступления тщательно скрыты, когда личность совершившего преступление не оставила после себя никаких указаний и когда виновный сам, по собственному побуждению, вследствие угрызений совести является к суду, заявляет о том, что сделал, и требует, просит себе наказания, чтоб помириться с самим собою" <38>.

--------------------------------

<38> См.: Риторическое мастерство судебного оратора: Учеб.-метод. пособие. Саратов, 2003. С. 52 - 53.

 

Вторая цель исправления наказанием состоит в превращении "негодного" члена общества в полезного, в приобщении его к общепринятым и одобряемым нормам социального поведения, в привитии ему привычек законопослушного образа жизни. В социологическом плане это процесс ресоциализации (восстановления утраченных индивидом позитивных социальных связей). По мнению сторонников такого подхода, процесс ресоциализации начинается не после отбывания срока наказания, а должен охватывать весь процесс исполнения наказания.

Обе названные цели по существу не противоречат друг другу, поскольку усвоение позитивных социальных норм неизбежно предполагает и процесс внутреннего, нравственного перерождения личности. Великий русский ученый И.Я. Фойницкий отмечал: "Теориям исправления доктрина уголовного и пенитенциарного права обязана весьма важным положением, согласно которому наказание не должно быть развращающим ни для наказываемого, ни для общества. Теории исправления сблизили в области наказания интерес общественный с личным, показав, что наказание приносит обществу пользу, всего надежнее путем доставления пользы самому наказываемому, воспитывая его в духе осознания своих социальных обязанностей и доставления ему возможности честной жизни по отбытии наказания" <39>.

--------------------------------

<39> См.: Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 61.

 

Таковы главные основания для включения в текст УИК РФ в качестве основной цели именно исправление осужденных. Соответствующие установки содержатся в нормах ст. 9 УИК РФ, где формулируется содержание этого понятия: "Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения". Включение этого положения в Кодекс соответствует правовым актам, принятым международным сообществом. Они получили признание в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в Европейских тюремных правилах. В ч. 3 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) говорится: "Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание" <40>.

--------------------------------

<40> См.: Права человека: Основные международные документы. М., 1989. С. 41.

 

Исправительное воздействие при исполнении уголовного наказания представляет собой особый вид воспитательного процесса.

Кроме того, ст. 9 УИК РФ закрепляет и основные средства исправления, к которым законодательно отнесены:

1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

2) воспитательная работа;

3) общественно полезный труд;

4) получение общего образования;

5) профессиональная подготовка;

6) общественное воздействие.

Средства исправления являются разнородными по своему характеру. Значение пяти последних элементов (воспитательная работа, труд, получение образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие) не подлежит сомнению. Более сложный вопрос - об отнесении к числу мер исправительного воздействия режима, поскольку в нем реализуется кара, хотя и содержатся элементы, не выражающие правовые ограничения.

В полном объеме весь арсенал средств исправления применяется лишь при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы на определенный срок. При исполнении других видов наказаний целесообразно рассуждать о применении лишь отдельных, необходимых средств указанного комплекса мер воспитательного характера.

Важно также иметь в виду, что исправительное воздействие, предусмотренное УИК РФ, отличается от обычного воспитания по своему характеру и, главное, по объекту. В качестве объекта для него выступают осужденные лица, нередко представляющие опасность для общества и запущенные в социально-нравственном отношении. Особенности объекта воспитательного воздействия предопределяют направленность и саму суть процесса исправительного воздействия - не только формирование личности гражданина, но и его исправление в срок, указанный в судебном приговоре.

Цели предупреждения преступлений со стороны осужденных и иных лиц отводится достаточное место в УК РФ, УИК РФ и других нормативных правовых актах.

Криминологами эта цель рассматривается в двух основных аспектах.

Первый аспект заключается в недопущении совершения преступлений осужденными во время отбывания наказания (индивидуальная пенитенциарная профилактика). Для реализации этой задачи действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает комплексную систему правовых мер. К ним, в частности, можно отнести нормы, регулирующие режим исполнения наказания, обысковую работу, оперативно-розыскную деятельность и целый комплекс иных мероприятий, основной целью которых является обеспечение безопасности участников уголовно-исполнительных отношений при исполнении наказания. Лицо, отбывающее наказание, как правило, ставится в условия, затрудняющие совершение новых преступлений, а в необходимых случаях - и вовсе исключающие преступное поведение.

Второй аспект состоит в предупреждении совершения преступлений иными лицами (общая пенитенциарная профилактика). Указанный аспект в большей степени носит уголовно-правовой характер и корреспондирует с целями наказания.

Предупредительное воздействие наказания складывается, как общепризнано в юридической литературе, из трех стадий: издание закона, назначение наказания судом, исполнение наказания. Нет сомнения в том, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство оказывают превентивное воздействие на членов общества. Однако, как справедливо отмечают М.Г. Детков, А.И. Зубков, В.А. Уткин, С.И. Кузьмин и ряд других исследователей, тезис о том, что чем суровее наказание и условия его отбывания, тем выше его предупредительная роль, является ошибочным, что постоянно доказывала многовековая практика исполнения наказаний <41>.

--------------------------------

<41> Подробнее см.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997. С. 387; Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. М., 1997. С. 320.

 

Цели уголовно-исполнительного законодательства конкретизируются в формулировании его задач. Совместно они, в конечном итоге, обусловливают специфику и содержание рассматриваемого законодательства, определяют уровень его цивилизованности. Задачи уголовно-исполнительного законодательства изложены в ч. 2 ст. 1 УИК РФ. К ним относятся:

1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

2) определение средств исправления осужденных;

3) охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;

4)оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

На первый план, как указывает приведенный перечень, поставлена регулятивная функция закона.

Следует обратить внимание и на требование охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, помощь им в последующей социальной адаптации. Этого положения не было в прежнем законодательстве. Включение его в действующий УИК РФ свидетельствует о стремлении законодателя реально учитывать общепризнанные международные стандарты и рекомендации в вопросах обращения с заключенными.

Из перечня задач исключена формулировка о том, что данная отрасль законодательства должна способствовать "искоренению преступности". Указанное положение прежних кодексов (как исправительно-трудового, так и уголовного) было основано на пафосной посылке о неизбежной, близкой, в течение считанных десятилетий, ликвидации преступности. Современная правовая мысль совершенно обоснованно признает такую постановку вопроса о борьбе с преступностью некорректной, нереальной и недостижимой.

Перечисленные основные задачи уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки более конкретных задач учреждениям и органам, исполняющим весь закрепленный в законе перечень видов наказания.

Процессу реализации целей и задач уголовно-исполнительного законодательства способствуют его принципы и отдельные институты.

 

§ 3. Принципы уголовно-исполнительного законодательства

 

Принципы (лат. principium - основание) определяют основополагающие установки, начала, базис, совокупность идей построения и существования правовой системы.

Существенной особенностью действующего УИК РФ является то, что в нем, в отличие от предшествовавших ему отраслевых законов, в частности ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 гг., непосредственно закрепляется весь перечень принципов его построения. Так, в ст. 8 "Принципы уголовно-исполнительного законодательства" указывается, что к принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относятся:

1) принцип законности;

2) принцип гуманизма;

3) принцип демократизма;

4) принцип равенства осужденных перед законом;

5) принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

6) принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

7) принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Вопрос о соотношении принципов социальной, уголовной и уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) политики, права и отраслевого законодательства являлся предметом серьезной дискуссии на протяжении нескольких десятилетий. Затихая и обостряясь в соответствии с динамикой процессов общесоциального, политического, законотворческого порядка, вопрос основополагающих правовых начал уголовно-исполнительного права до настоящего времени относится к категории дискуссионных и, в силу этого, довольно спорных.

Современные реалии международной, общественной, государственной жизни закономерно выразились в нормативном закреплении принципов уголовно-исполнительного законодательства в качестве существенных начал, отправных идей, исходных положений, определяющих суть и содержание всего отраслевого законодательства, его задачи и цели, а также порядок реализации соответствующей системы норм <42>.

--------------------------------

<42> См.: Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 16; Советское исправительно-трудовое право / Под ред. Н.А. Беляева, В.С. Прохорова. Л., 1989. С. 10 - 11.

 

Применительно к принципам уголовно-исполнительной отрасли законодательства (права) существенными являются определенные требования. Исходя из этого, принципы уголовно-исполнительного права должны:

1) отражать общую направленность современной уголовно-исполнительной политики и закономерности построения уголовно-исполнительной системы, а также предмет, задачи и функции уголовно-исполнительного законодательства;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.