Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И главные факторы ее реализации 1 страница




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

§ 1. Понятие уголовно-исполнительной политики,

ее сущность на современном этапе

 

Предопределяя суждения о понятии, содержании и основных направлениях современной уголовно-исполнительной политики, следует остановиться на кратком анализе тех проблем, которые стоят перед системой исполнения наказаний.

Существующие и перспективные проблемные вопросы изначально определяют основные направления совершенствования любого вида законодательства или отрасли права. Уголовно-исполнительное право не является исключением из этого правила.

Как показывает простой анализ, на что обратил внимание Президент РФ, уголовно-исполнительная система - это "та система, которая нам досталась в наследство, которую мы слегка подретушировали в 90-е годы, а именно: колонии-поселения, общий режим, строгий режим и особый режим, эта система сегодня уже, наверное, не соответствует требованиям дня" <23>.

--------------------------------

<23> Подробнее см.: Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета "О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ".

 

Положение усугубляется и тем, что действующая уголовно-исполнительная система в течение ряда лет обеспечивалась бюджетными средствами, не превышающими 60 - 70% ее минимальных потребностей. Осужденные и лица, содержащиеся в следственных изоляторах, не обеспечиваются достаточно калорийным питанием. Нормы питания, санитарные нормы до настоящего времени не могут быть сравнимыми со среднеевропейскими. Остается проблемным вопрос финансового обеспечения федеральных программ строительства и реконструкции следственных изоляторов, тюрем и исправительных колоний. Действующие исправительные колонии не обеспечивают потребностей содержания осужденных.

Постоянное "накопление" осужденных к пожизненному лишению свободы значительно затрудняет решение проблем их содержания в изолированных от других исправительных учреждениях.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится большое количество осужденных, страдающих активными формами туберкулеза, наркоманией, алкоголизмом, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированных. Ежегодно в исправительные учреждения поступает в среднем до 30 тыс. таких больных. Приблизительно такое же количество (25 - 30 тыс.) освобождается из мест лишения свободы, не получив должного лечения. Высока смертность от заболеваний.

В довольно сложных условиях функционирует промышленность уголовно-исполнительной системы. В самом общем смысле можно утверждать, что существующая система исполнения уголовных наказаний требует самой серьезной и даже кардинальной перестройки как в организационном плане, так и в вопросах законодательного обеспечения ее деятельности.

Сложившееся положение и возможные пути решения указанных и целого ряда других проблем указывают на основные пути совершенствования всей существующей системы исполнения уголовных наказаний.

Приведенная, далеко не полная характеристика существующего в системе исполнения наказаний положения прямо предопределяет основные направления современной уголовно-исполнительной политики. При этом следует исходить из тех основополагающих моментов, что вопросы преступности и наказуемости деяний всегда находятся в центре общегосударственной правовой политики.

В чем же основная суть современной правовой политики вообще и уголовно-исполнительной политики в частности?

В общем смысловом выражении политика - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность организаций, определяемая их интересами и целями <24>.

--------------------------------

<24> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 553.

 

В свою очередь, правовую политику следует рассматривать как деятельность государственных структур в сфере правового регулирования определенных общественных процессов в интересах самого государства и его граждан. Как любое правовое регулирование, сфера уголовно-исполнительного правоприменения предполагает определенный уровень принуждения. При этом признание того или иного деяния настолько опасным, что возникает необходимость государственного принуждения лиц, его совершивших, выбор таких мер, которые гарантировали бы реальную безопасность, носят политический характер, поскольку являются одним из основных средств поддержания, укрепления, развития существующего государственного строя. Решая эти уголовно-политические задачи, государство встает перед необходимостью официального закрепления задач борьбы с преступностью, совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, раскрытия ее содержания, основных направлений и форм деятельности.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права представляет собой систему правовых норм, направленных на организацию исполнения уголовных наказаний, исправление осужденных, возвращение их к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания. Кроме того, уголовно-исполнительное право имеет своей целью и борьбу с преступностью, оно является, наравне с другими отраслями права, одной из форм реализации уголовной политики в государстве. Последняя же - это руководящие идеи, принципы, перспективы вырабатываемые государством и обществом в той же сфере.

Уголовно-исполнительная политика первична по отношению к уголовно-исполнительному праву. Она определяет задачи, стоящие перед ним, и большей частью воплощается в нем. В то же время уголовно-исполнительное право в некоторой степени самостоятельно от уголовно-исполнительной политики. Оно, как и право вообще, довольно консервативно. Являясь надстроечной категорией, уголовно-исполнительное право не всегда соответствует меняющимся условиям общественной жизни. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний мобильнее, быстрее реагирует на нововведения. Уголовно-исполнительному праву, выраженному в уголовно-исполнительном законе, присущ принцип стабильности. В уголовно-исполнительной политике постоянно стабильными являются преимущественно принципы, в соответствии с которыми она выстраивается и осуществляется.

Конкретное содержание уголовно-исполнительной политики определяется особенностями того периода, который переживает государство. Поэтому она может неоднократно полностью или частично меняться в рамках действия определенного уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительного закона.

Уголовная и связанная с ней уголовно-исполнительная политика в большей, чем уголовное право, степени зависят от эффективности избранных средств борьбы с преступностью. Если практика государственных органов свидетельствует, что отдельная норма или даже целая их совокупность не выполняет или выполняет ненадлежащим образом те задачи, которые поставлены перед законом, проводимая политика предполагает ее исключение либо соответствующую корректировку. В связи с этим следует отметить, что вопросы борьбы с преступностью относятся к категории политических. Государство вырабатывает основное направление, средства и цели борьбы с преступностью, то есть уголовную политику. Соответственно, изменение уголовного и уголовно-исполнительного права всецело зависит от изменений уголовной политики. Уголовно-исполнительное право аккумулирует в себе сущность уголовно-исполнительной политики.

Следует отметить, что уголовное право, равно как и уголовно-исполнительное, является ядром государственной политики в вопросах борьбы с преступностью и исправления лиц, совершающих преступления, но вместе с тем не исчерпывает политику. Государственная политика в сфере борьбы с преступностью охватывает и уголовно-процессуальную, и в некоторой степени социально-экономическую политику.

Уголовно-исполнительная политика характеризуется следующими основными признаками:

1) выражает волю государства в области исполнения уголовных наказаний;

2) имеет своим содержанием идеи, основополагающие начала, принципиальные положения воздействия на преступность посредством исправления лиц, участвующих в преступной деятельности, создания условий возвращения их в общество.

Таким образом, уголовно-исполнительную политику можно сформулировать следующим образом: уголовно-исполнительная политика - основанное на Конституции РФ, согласованное с основными требованиями общепризнанных международно-правовых актов в сфере организации исполнения уголовных наказаний направление деятельности Российского государства в вопросах организации и корректировки процессов борьбы с преступностью, исправления и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание, определения основных принципов воспитательной работы с ними.

Законодательно закрепленные уголовно-правовые, пенитенциарные принципы (ст. 3 - 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ) есть не что иное, как итог развития уголовной и пенитенциарной политики Российского государства. Они отражают достижения отечественной науки в сфере правового регулирования назначения и исполнения наказаний.

Государственная политика, по мнению профессора М.С. Рыбака, не произвольна. Она обусловливается объективно существующими разнообразными факторами, определяющими основное содержание и стратегию развития законодательства, его социальную направленность, а также совершенствование деятельности правоприменительных органов. В монографической литературе выделяются следующие факторы, влияющие на государственную политику:

1) уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;

2) состояние, структура и динамика преступности;

3) высокий уровень коррупции в органах государственной власти, правоохранительных органах, судебной системе и в обществе в целом;

4) зависимость государства от олигархических группировок в решении таких важных социально-экономических проблем, как повышение уровня жизни человека, целенаправленные вложения в развитие науки, образования, здравоохранения;

5) навязывание СМИ молодому поколению чуждой культуры, неуважения к национальным обычаям, этническим корням;

6) отсутствие в стране комплексной программы "Основы формирования в обществе нравственно-этических ценностей и правосознания народа";

7) современный уровень развития науки уголовного и уголовно-исполнительного права России.

Эти и иные факторы обусловливают зарождение, формирование и развитие политики Российского государства в области назначения, исполнения уголовного наказания, обращения с осужденными. Через политику, выраженную в законодательстве, реализуются на практике принципы уголовного и уголовно-исполнительного права <25>.

--------------------------------

<25> См.: Рыбак М.С. Уголовно-правовые, пенитенциарные принципы: Проблемы реализации // Уголовное право. 2005. N 4 (сентябрь-октябрь). С. 112 - 115.

 

По сути, эффективность уголовно-исполнительной политики государства в некоторой мере определяется действенностью системы уголовных наказаний, на эффективность которой, по мнению М.Д. Шаргородского, в свою очередь, оказывают определяющее влияние следующие обстоятельства:

1) соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;

2) соблюдение принципов уголовного права;

3) неотвратимость наказания, что должно определяться степенью раскрываемости преступлений, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него; стабильностью уголовно-правовой политики; законностью и обоснованностью судебных приговоров <26>.

--------------------------------

<26> Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973.

 

С такой постановкой вопроса просто нельзя не согласиться. Кроме того, следует отметить, что основное содержание уголовно-исполнительной политики на современном этапе должно исходить из важнейшего вывода, что доведенная до абсолюта эффективность исполнения уголовного наказания - это высшая степень реального обеспечения безопасности всего общества. На сегодняшний день уголовно-исполнительная политика исходит из следующих определяющих задач:

1) формулировка принципов организации уголовно-исполнительной системы государства, повышение ее результативности в вопросах борьбы с преступностью;

2) установление совокупности средств и методов воспитательного воздействия на лиц, совершивших преступления, с целью их исправления;

3) выработка общих начал организации исполнения наказания и условий освобождения от него;

4) определение основных направлений деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, в целях более эффективного применения уголовно-исполнительного законодательства.

Принципы воздействия на преступность с помощью уголовно-исполнительного права складываются из принципов уголовного и уголовно-исполнительного права, выражающихся в законодательных принципах и принципах организации самой деятельности государства в области исполнения уголовных наказаний.

Принципы деятельности в сфере создания и применения уголовно-исполнительного закона заключаются в принципах точного и полного исполнения уголовных наказаний; индивидуализации и дифференциации исполнения наказаний; гуманного отношения с заключенными; экономии мер карательного воздействия на заключенных в период отбытия наказания; уважения их законных прав и обеспечения их безопасности.

Принципиально важной задачей в области уголовно-исполнительной политики государства на современном этапе является назревшая необходимость и целесообразность интенсивной реорганизации системы исполнения наказаний, приведение ее в полное соответствие с требованиями времени и проходящими в государстве перестроечными процессами.

 

§ 2. Основные направления современной

уголовно-исполнительной политики

 

Современное состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний вызывают серьезную озабоченность, что, в свою очередь, требует кардинальных мер организационного порядка и в силу этого серьезной корректировки уголовно-исполнительной политики. Дальнейшего совершенствования требует и существующая правовая база в вопросах обеспечения основных направлений уголовно-исполнительной политики.

В течение значительного периода времени, многих десятилетий XX века, как справедливо отметил Президент РФ Д.А. Медведев, работа нашей уголовно-исполнительной системы, как и в целом уголовная политика в нашей стране, носила преимущественно репрессивный характер. И это, наверное, фундаментальная причина того, что состояние самой уголовно-исполнительной системы очень сложное, тяжелое <27>.

--------------------------------

<27> Подробнее см.: Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета "О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ" в Вологде 12 февраля 2009 г. // URL: http://www.viperson.ru.

 

Сложность настоящего положения уголовно-исполнительной системы России определяется рядом факторов. С одной стороны, уже заметны явные тенденции к ее реформированию, приняты законодательные акты, в том числе УИК РФ, впервые на уровне закона закрепивший права и обязанности осужденных, выработанные многолетней практикой исправительных учреждений. В течение времени действия УИК РФ в него неоднократно вносились изменения и дополнения. С другой стороны, российская пенитенциарная система остается плотью от плоти прежней исправительно-трудовой системы советского периода <28>.

--------------------------------

<28> См.: Минязева Т.Ф. Проблемы правового статуса личности осужденного в Российской Федерации: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 4.

 

Демократизация общества в 90-е годы XX в. незначительно отразилась на карательной политике государства. С одной стороны, УК РФ вобрал в себя новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы и призванные сократить назначение этого вида наказания (обязательные работы, ограничение свободы, арест), но их введение в действие затрудняется тем обстоятельством, что отсутствует соответствующая база и необходимые средства. С другой - появились такие сроки лишения свободы, как 20, 25, 30 лет, чего не знала практика советского периода.

В рамках одного исправительного учреждения созданы различные условия отбывания наказания, даже в колониях общего режима осужденные могут содержаться в строгих условиях, а с 14 марта 2001 г. в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режимов. Значительно расширена сфера применения пожизненного лишения свободы, что, в свою очередь, создает и будет создавать в будущем новые социально-экономические проблемы.

Как справедливо отмечает профессор М.С. Рыбак, условия содержания в исправительных учреждениях России вызывают некоторую озабоченность общества и государства, а также международной общественности. Кроме того, и это очень важно, около девяноста процентов лишенных свободы, освобождающихся из колоний, не имеют необходимых средств к существованию, так как работы для всех нет. Вследствие этого, рецидивная преступность остается предельно высокой, что, в свою очередь, свидетельствует о неспособности действующей в стране исправительной системы в полной мере обеспечить решение поставленных перед ней задач и неэффективности применяемых к осужденным средств исправления и мер социальной адаптации <29>.

--------------------------------

<29> См.: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: Проблемы теории и практики. Саратов, 2001. С. 5.

 

Кроме того, должно быть обеспечено полное содействие нравственному оздоровлению осужденного.

Вместе с тем необходимо отметить, что существует возросший в последнее время уровень совершения новых преступлений лицами, отбывающими наказание (пенитенциарный рецидив). Это обстоятельство также свидетельствует о необходимости изменения качественного состояния действующей в России исправительной системы. Она должна быть более прозрачной, подконтрольной всему обществу. Только при таком подходе действующая система исполнения уголовных наказаний может рассматриваться как эффективный, целостный государственный институт, способный решать стоящие перед ним задачи. Означенным тезисом можно охарактеризовать и основное направление современной уголовно-исполнительной политики государства.

Решая указанный комплекс задач, следует помнить о том, что жизнь требует внесения корректив в уголовно-правовую политику, новых решений многих проблем правоохранительной деятельности, в том числе и проблемы осуществления и совершенствования судебной и пенитенциарной политики по ресоциализации осужденных к лишению свободы.

В сфере общественных отношений, складывающихся между государством в лице уголовно-исполнительной системы и осужденными, по поводу отбытия и исполнения уголовных наказаний должно быть представлено реальное и действенное уголовно-исполнительное законодательство, способное решать поставленные перед ним задачи. Современное же состояние уголовного правоприменения свидетельствует о том, что, с одной стороны, существующая отечественная уголовная и уголовно-исполнительная доктрины исходят из возможности не только ограничивать преступные устремления человека путем его изоляции в специально созданных исправительных учреждениях, но и исправлять его или, во всяком случае, предотвращать возможное в будущем преступное поведение.

С другой стороны, следует четко уяснить, что различные формы изоляции от общества объективно оказывают на правонарушителей десоциализирующее воздействие. Лицо, совершившее преступление, помещается при этом в среду индивидов, преступивших уголовный закон, изолируется от определенных позитивных общественных институтов, что приводит к утрате социально значимых связей, восстановление которых после освобождения из мест лишения свободы затруднено, а порой и невозможно. Отсюда низкая эффективность деятельности пенитенциарных учреждений в вопросах исправления преступников. Кроме того, не следует забывать о том, что не только упущения законодательного порядка, но и недоработки персонала исправительных учреждений влекут пенитенциарный и постпенитенциарный рецидив преступлений. Содержание осужденного в изоляции, окружающей его криминальной среде, а также присутствующая здесь соответствующая субкультура являются факторами, инициирующими и продуцирующими противоправное поведение.

Многолетняя практика применения уголовного наказания указывает на то, что лишение свободы не должно быть преимущественной санкцией за совершенное преступное деяние. С целью реализации этой идеи важно создавать соответствующие предпосылки для альтернативных решений как организационного, так и правового характера.

Пути решения указанной проблемы должны рассматриваться в качестве одного из магистральных направлений современной уголовно-исполнительной политики.

Представляется совершенно очевидным то обстоятельство, что настала пора более интенсивно формировать позитивное мнение в обществе и правоохранительных органах, в первую очередь в судах, о целесообразности более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Кроме того, следует отметить, что до настоящего времени юридическая природа поощрительных норм, предусматриваемых в уголовно-исполнительном законодательстве, остается мало разработанной и нуждается в более глубоком теоретическом осмыслении. Центральным вопросом этой проблемы является правовая необеспеченность возможности осужденных пользоваться социальными благами. Содержание данной возможности включает в себя следующие структурные элементы:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного субъекта, то есть право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, то есть право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своих обязанностей;

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Определяя основные направления современной уголовно-исполнительной политики, Президент РФ обозначил несколько основных задач, стоящих перед государством:

1) достижение необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний, улучшение условий содержания лиц и приведение в соответствие всей уголовно-исполнительной системы и ее нормативной базы в соответствие с международными стандартами;

2) совершенствование судебной практики, практики назначения наказания по различным делам, в частности по вопросам применения меры пресечения в виде содержания под стражей за малозначительные преступления, преступления средней тяжести;

3) более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы;

4) введение специальных мер социальной реабилитации для лиц, которые отбыли наказание;

5) активная профилактика рецидива преступлений путем принятия активных мер социальной реабилитации и т.д.

Эти задачи он отнес к категории наиболее важных, существенных и безотлагательных.

В качестве общего вывода глава государства констатировал: "Уголовно-исполнительная система за последние годы изменилась, но она до сих пор крайне несовершенна. Необходимо самым внимательным образом посмотреть на действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, потому что оно не бывает, во-первых, совершенным, во-вторых, время проходит, требуется вносить какие-то коррективы, и, наконец, мы должны посмотреть на саму судебную практику, которая вытекает из соответствующих решений на основе соответствующего законодательства" <30>.

--------------------------------

<30> См.: Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета "О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ" в Вологде 12 февраля 2009 г.

 

Необходимость внесения корректив в действующее законодательство следует рассматривать как вынужденную меру, которая реализуется в настоящий момент путем существенного ужесточения санкций и условий применения уголовного законодательства. Как показывает правовой анализ, в последнее время законодатель вносит существенные изменения в такие фундаментальные правовые документы, как кодексы. Примером такой правовой политики может служить Федеральный закон от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Указанным нормативным актом ст. 131, 132, 134, 135 и 242.1 УК РФ изложены в новой редакции с введением в них дополнительных квалифицирующих признаков, усиливающих уровень уголовной ответственности. Кроме того, расширены диспозиции ст. 105, 111, 112. Внесены значительные корректировки и в Общую часть УК РФ - ужесточены условия применения ст. 47, 79, усилена санкция ст. 156 УК РФ.

Представляется, что принятые меры способны обеспечить надлежащую безопасность, жизнь и здоровье граждан.

Реализация основных направлений современной уголовно-исполнительной политики обусловливает необходимость постановки и решения следующих задач:

1) проблема обеспечения правового статуса личности осужденных в деятельности органов, исполняющих наказание, и организаций, учреждений, отдельных граждан, содействующих им в этой работе, является приоритетным направлением реформирования уголовно-исполнительной системы и рассматривается как ключевое направление развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права России;

2) повышение эффективности деятельности в сфере достижения целей уголовной ответственности и эффективности борьбы с преступностью за счет неукоснительного исполнения всех предписаний приговоров суда и надлежащего обеспечения правового статуса осужденного к уголовному наказанию;

3) дальнейшая дифференциация правового положения осужденных в зависимости от назначенного им уголовного наказания и определенного порядка его исполнения;

4) дальнейшее обеспечение дифференциации и индивидуализации правового статуса личности осужденного и самого процесса исполнения наказания с учетом поставленных целей. Дифференциацию и индивидуализацию процесса исполнения наказания при таком подходе следует рассматривать в качестве взаимосвязанных направлений уголовно-исполнительной политики. Чем больше сфера дифференциации процесса исполнения наказания, чем подробнее законодатель регламентирует усиление или ослабление ограничений осужденных в правах и наделение их особыми обязанностями, тем меньше сфера индивидуализации и свободы усмотрения органов, исполняющих наказание и наоборот;

5) установление и закрепление твердых, научно обоснованных критериев классификации осужденных. В основу процесса должны быть положены: уровень социально-нравственной запущенности личности, мотивы и характер совершенных преступлений, степень криминальной направленности в образе жизни осужденных и т.д.;

6) создание в крупных регионах центров по предварительной классификации осужденных, основной задачей которых является определение места дислокации исправительного учреждения, условий содержания в нем и установление индивидуальной методики обращения с конкретным осужденным;

7) дальнейшее совершенствование системы правового стимулирования процесса исправления осужденных к лишению свободы и их социальной адаптации после освобождения от наказания.

Представляется достаточно аргументированной точка зрения по проблематике основных направлений правовой политики М.С. Рыбака, который, определяя и обосновывая важность вопроса, вносит предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства <31>. Так, автор считает целесообразным:

--------------------------------

<31> См.: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: Проблемы теории и практики. Саратов, 2001. С. 147.

 

к лицу, которому смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на срок 25 лет, а также к лицу, осужденному к пожизненному лишению свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение. Такое освобождение должно быть возможным при условии признания судом того, что осужденный не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и фактически отбыл не менее 15 лет лишения свободы; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на срок 25 лет, должны содержаться в исправительных колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы; перевод из строгих условий содержания в обычные должен производиться по отбытии осужденным не менее 3 лет в строгих условиях отбывания наказания; по отбытии не менее пяти лет наказания в обычных условиях осужденные могут быть переведены в облегченные условия отбывания наказания. По отбытии не менее 2 лет в облегченных условиях отбывания наказания осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования 25 годами лишения свободы, могут быть переведены из помещений камерного типа в общежитие, расположенное на охраняемой территории исправительного учреждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.